ГЕММА
гемма [лат. gemma] — резной камень с изображениями, выпуклыми (камея) или углубленными (инталия); в древности геммы служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями.
Смотреть что такое ГЕММА в других словарях:
ГЕММА
(лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображение. смотреть
ГЕММА
гемма ж. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем (выпуклыми или углубленными) изображением или надписью.
ГЕММА
гемма ж.gem; (с выпуклой резьбой) cameo; (с врезанным орнаментом или надписью) intaglio
ГЕММА
гемма камея, глипт; инталия, интальо, камень, звезда Словарь русских синонимов. гемма сущ. • камея • глипт камень с изображением) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. гемма сущ., кол-во синонимов: 7 • глипт (3) • звезда (503) • инталия (3) • интальо (3) • камень (192) • камея (6) • самоцвет (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: глипт, звезда, инталия, интальо, камень, камея, самоцвет. смотреть
Натуральные камни и минералы💥💎Драгоценные камни💎💥Что надо знать о натуральных камнях💥💎
ГЕММА
Гемма (лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа.
Г. первой категории присвоено итальянское название интальи (intagli, по-лат. gemmae exculptae, по-греч. άναγλίφα); вторые называются камеями (camei, g. ca elatae, греч. έντυπα). Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще в глубокой древности, и его технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее время, а именно заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленной из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение с помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков.
Для интальи, которые обычно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов — вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т. п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат, причем художник нередко пользовался этой разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезая рельеф, например, в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном; иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, например на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя.
Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, ляпис-лазурь и т. д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее вследствие легкости его отливки в форму распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины. Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев.
Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана. Производство Г. усилилось у греков после мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов.
Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальше которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Х., Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать портреты Александра Македонского. Но столь простое искусство перестало удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело к изобретению и распространению камей.
Знакомство с геммами, будучи заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после участившихся сношений их с Грецией. Вкус к этим изящным изделиям распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по большей части не туземные мастера, а греки.
Из них более других прославился Диоскорид, работавший во времена Августа. Среди многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются: 1) так называемый «Мальмезонский камей», или «камей Гонзага», хранящийся в Императорском Эрмитаже, в СПб. (оникс высотой в 0,15 м, представляющий грудные портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и жены, Арсинои, см. фиг.
1 табл.); 2) «Августовская Г.» в Императорском венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богиней Ромой (см. фиг. 2 табл.); 3) «Тиверианский камей», в парижском Кабинете резных каменьев (агат, высотой в 0,32 м, с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов (см. фиг.
3 табл.) и 4) «Брауншвейгский агат», в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Деметры, в 12 фигурах на 3 полях). ГЕММЫ [Объяснение см. в тексте.] С упадком античной цивилизации для глиптики, точно так же как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя.
Хотя Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков либо античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми изделиями туземных мастеров. Эпоха Возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему вместе с античным характером почти античное совершенство.
Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты современных лиц. С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее, следуя в своем движении за историческим ходом прочих отраслей искусства.
Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368-1448) и знаменитого ваятеля Донателло (1383-1466). Продолжателями их направления явились в XVI столетии между артистами Италии П. М. да Пешиа (процветавший в 1513-1521 гг.), М. дель Нассаро († в 1547 г.), Дж.
Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы. Во Франции в эту же пору прославился в особенности Ж. де Фонтене, прозванный Кольдоре.
Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой — распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилиотеки). Значительнейшие резчики Г. в XVIII столетии были итальянцы Ант.
Пихлер (1697-1779) и его высокодаровитый сын Джованни (1734-1791), нюрнбержец И.-X. Дорш (1676-1732), шваб И.-A. Наттер (1705-1762), трудившийся в разных местах Европы и под конец своей жизни — в Петербурге, саксонец Г.-В. Теттельбах (1750-1813), англичанин H. Маршант (1755-1793), лучший из всех мастеров новейшего времени после Дж. Пихлера, француз Ж. Гюе (1715-1793), его ученик Ж.-М.
Симон (1749-1834) и К. Л. Лебрехт (1749-1827), главный медальер СПб. монетного двора, руководитель императрицы Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом. В XIX столетии вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж.
Джирометти (1780-1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане), Дж. Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии художеств И.-K. Фишер (1802-1862). В настоящее время во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам.
Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполе, Вене, Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее знакомство с техникой и историей резьбы на твердых каменьях можно почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, «Lehrbuch der Steinschneidekunst» (Мюнхен, 1820); K. E. Kluge, «Handbuch der Ed e lsteinkunde» (Лейпциг, 1860), и Bucher, «Geschichte der technischen K ü nste» (Штутгарт, 1875; статья Г. Роллетта — «Glурtik»). А. Сомов.
. смотреть
ГЕММА
• Gemma, λίθος, искусно резанный драгоценный камень. Уже в глубокой древности занимались искусством гравировки и полировки благородных камне. смотреть
Источник: foreign.slovaronline.com
ГЕ́ММА
«Большая камея Франции» («Апофеоз Августа и Германика в правление Тиберия»). Сардоникс. 20-е гг. н. э. Национальная библиотека (Париж).
ГЕ́ММА (лат. gemma – почка, глазок, драгоценный камень), произведение глиптики , гл. обр. полудрагоценный камень с врезанными или выпуклыми изображениями. Прообразы Г. – камни без резьбы, служившие амулетами и украшениями ещё в 4-м тыс. до н. э. Резьба на минералах достигла высочайшего мастерства в античности (6 в. до н. э. – 4 в. н. э.).
Г. в форме скарабеев, многогранников и цилиндров крепились на запястье, на груди или у пояса; нередко служили печатями, заменявшими подпись. Ок. 3 в. до н. э. ими начали украшать металлич. перстни. Все Г. с углублённой резьбой, воспроизводившейся в оттиске печати, носят назв. инталий . С кон.
4 в. до н. э. появились крупные рельефные (выпуклые) Г. – камеи, в которых использовались многослойные, полихромные минералы. Если высота инталии обычно не превышала 2 см, то камеи иногда достигали 30 см в высоту («Большая камея Франции», 20-е гг. н. э., Нац. б-ка, Париж).
Источник: bigenc.ru
Основные термины и понятия в геологии
Знание основных геологических терминов и понятий необходимо для того, чтобы подходить к выбору камней для любых целей с умом. Безусловно, в научных справочниках по геологии, минералогических и геммологических трудах таких слов намного больше.
Знание основных геологических терминов и понятий необходимо для того, чтобы подходить к выбору камней для любых целей с умом. Безусловно, в научных справочниках по геологии, минералогических и геммологических трудах таких слов намного больше. Здесь же приведены лишь те, которые чаще всего используются в строительной и ювелирной отраслях.
Расшифровка
Агрегат — это один из главных геологических терминов, он означает совокупность, образовавшуюся из срастания между собой большого числа кристаллов, более или менее правильно развитых, в одно компактное целое.
Акабар — черный коралл.
Аморфный минерал — минерал, не имеющий регулярного внутреннего расположения атомов, характерного для кристаллов.
Амфиболы — группа распространенных породообразующих минералов кремнекислородных соединений магния, железа, кальция, реже алюминия и щелочей, содержащих воду, фтор, иногда хлор. Амфиболы входят в состав очень многих изверженных и метаморфических горных пород.
Арсенаты — расшифровка этого понятия в геологии означает соли мышьяковой кислоты.
Астеризм — оптический эффект в кристаллах некоторых минералов, обработанных с образованием сферической или другой выпуклой криволинейной поверхности (кабошоны), проявляющийся в образовании звездообразной фигуры при освещении кристалла.
Афанитовый — этот геологический термин используется для названия горных пород настолько плотного сложения, что ни простым глазом, ни даже в лупу нельзя различить отдельные составные части.
Бустамит — минерал, силикат кальция и марганца, встречается в виде зернистых или волокнистых агрегатов. Цвет белый, серовато-розовый, розовый.
Включения — под этим названием в геологии понимают включения посторонних веществ в минералах, из которых слагаются горные породы.
Волластонит — минерал из класса силикатов, природный силикат кальция. Цвет волластонита белый с сероватым или буроватым оттенком.
Габитус — совокупность внешних признаков, внешний вид кристаллов.
Гемма — произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с углубленными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
Графит — минерал черного цвета, мелкокристаллический углерод, употребляется для изготовления карандашей. Геммолог — специалист по драгоценным камням. С одной стороны, это ученый, досконально знающий природу, строение, способы образования ювелирных камней, с другой — коммерсант, умеющий оценить рыночную стоимость ювелирных изделий, конъюнктуру, владеющий знаниями в области экономики, законодательства ювелирного дела.
Геммология — этот термин означает «наука о драгоценных камнях».
Гидротермальные месторождения — большая группа месторождений полезных ископаемых, образующихся из осадков, циркулирующих в недрах Земли горячих водных растворов.
Гипергенные процессы — процессы химического и физического преобразования минерального вещества в верхних частях земной коры и на ее поверхности под воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов при низких температурах.
Гипс — самый распространенный сернокислый минерал. Образуется в результате выпадения в осадок испаряющейся морской воды. Минерал белого или желтоватого цвета, обожженный и размельченный употребляется как строительный материал, в лепных работах, для хирургических повязок и т. п.
Глиптика — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.
Гуммиты — минеральные образования непостоянного состава, представляющие смеси скрытокристаллических агрегатов, состоящих из гидроокислов и некоторых гидросиликатов урана.
Двойникование — образование в монокристалле областей с закономерно измененной ориентацией кристаллической структуры.
Друза — сросток нескольких кристаллов в щетку.
Жад — общий термин, применяемый для обозначения двух разных минералов — жадеита и нефрита.
Желвак — округлый кусок минерала в толще породы.
Землистые агрегаты — напоминают своим видом почву, глину.
Зернистокристаллические агрегаты — беспорядочно сросшиеся кристаллические зерна одного или нескольких минералов.
Инкрустация — украшение изделий и предметов изображениями из кусочков дерева, пластика и т. д., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету и материалу.
Инталия — резной камень (гемма) с углубленным изображением. Инталии служили главным образом печатями.
Иризация — яркий цветной отлив на гранях или плоскостях спайности некоторых минералов.
Кабошон — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней.
Камея — резной камень с выпуклым изображением.
Каолин — глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита. Образуется при разрушении (выветривании) гранитов, гнейсов и других горных пород, содержащих полевые шпаты.
Каолинит — глинистый минерал из группы водных силикатов алюминия.
Карат — единица веса драгоценных камней, эквивалентная 0,2 грамма.
Карбонаты — широко распространенные минералы земной коры, для которых характерна реакция с соляной кислотой, сопровождающаяся выделением углекислого газа.
Конкреция — образование шарообразной или неправильной округлой формы, получившееся в результате отложения минерального вещества вокруг какого- либо центра кристаллизации
Кристалл — минералы природного и искусственного происхождения, имеющие выраженную повторяющуюся кристаллическую решетку, ребра и грани, имеющие симметрию и геометрическую форму.
Кристаллические минералы — минералы, имеющие кристаллическую решетку.
Крокидолит — название волокнистого минерала, представляющего собой разновидность роговой обманки (рибекита).
Лимонит — агрегат или смесь нескольких минералов, гидроксидов железа с преобладанием гетита.
Люминесценция — способность вещества светиться под воздействием ультрафиолетового излучения, причем совсем другим цветом, нежели при дневном свете.
Люминофор — вещество, способное преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение (люминесцировать).
Метаморфизм — процесс существенного изменения текстуры, структуры и минерального состава горных пород под воздействием температуры, давления и химической активности глубинных растворов (флюидов).
Метаморфические породы — породы, которые образуются путем преобразования, или метаморфизма, каких-либо ранее уже сформированных горных пород. Это преобразование совершается под воздействием высоких давлений и температур, причем вся масса породы при этом сохраняет твердое агрегатное состояние.
Минерал — твердое природное образование, входящее в состав горных пород Земли, Луны и некоторых других планет, а также метеоритов и астероидов. Минералы, как правило, — довольно однородные кристаллические вещества с упорядоченной внутренней структурой и определенным составом, который может быть выражен соответствующей химической формулой.
Минералогия — наука о минералах, их классификации, химическом составе, особенностях и закономерностях строения (структуры), происхождении, условиях нахождения в природе и практическом применении.
Натечная форма — минеральное образование в виде почек, сталактитов, сталагмитов и др.
Огранка — механическая обработка природных и синтетических драгоценных камней для ювелирных целей.
Оликоглаз — поделочный минерал из группы полевых шпатов.
Оолит — округлое образование с концентрически-скорлуповатым строением, диаметром от долей миллиметра до 2-3 см.
Пегматит — ультракислая горная порода, слагающая определенные зоны пегматитовых жил.
Пироксены — семейство породообразующих минералов.
Пирофиллит — минерал из класса слоистых силикатов. Обычно образует листоватые или плотные чешуйчатые агрегаты бледно-зеленого, желтоватого или белого цвета. Обладает совершенной спайностью. На ощупь жирен, напоминает тальк.
Плагиоклазы — распространенные породообразующие минералы, входящие в группу каркасных (по кристаллохимической структуре) алюмосиликатов — полевых шпатов.
Плеохроизм — ещё одно из основных понятий в геологии, этот термин означает свойство кристаллов обнаруживать различную окраску при рассматривании их в белом свете в разных направлениях.
Пневматолит — магматическая порода.
Полихромный — многоцветный.
Преломление света — изменение направления распространения света при прохождении через границу двух прозрачных сред.
Роговая обманка — групповое название для ряда минералов группы амфиболов.
Рутил — это окись титана, встречающаяся в природе в виде коричневого или черного минерала, обычно содержащего высокие концентрации железа.
Сиенит — магматическая горная порода, состоящая из щелочных полевых шпатов (60-90 %) и цветных минералов (пироксена, роговой обманки, биотита); твердая горная порода зернистого строения.
Сингония — кристаллографическая система.
Скрытокристаллическая структура — структура минерала, характеризующаяся тончайшими волокнами (тонкими кристаллами или сферокристаллами), не видимыми невооруженным глазом, а различимыми лишь под микроскопом.
Слюдяной сланец — крупнозернистая метаморфическая порода, содержащая ясно различимые чешуйки слюды.
Сольфатары — 1) струи сернистого и сероводородного газа с температурой от 100 до 300 °С, выделяющиеся из трещин земной коры в вулканических районах; 2) вулканы, спокойно и длительное время выделяющие такие газы.
Стоунтерапия — массаж с использованием горячих камней.
Тальк — слоистый мягкий минерал, жирный на ощупь.
Торендрикит — минерал, щелочной амфибол, близкий магнезиорибекиту.
Траппы — сборное старое название для совокупности темных или даже черных изверженных пород афанитового сложения.
Фантазийная огранка — нетрадиционный вид огранки.
Фасет — грань шлифованного камня, хрусталя.
Флуоресцировать — светиться, испускать лучи после того, как тело подверглось воздействию света.
Фоссилизация — окаменение биологических веществ.
Фосфорисцировать — светиться в темноте.
Цвета побежалости — радужные цвета, образующиеся на гладкой поверхности металла или минерала в результате формирования тонкой прозрачной поверхностной оксидной пленки и интерференции света в ней.
Цеолиты — группа минералов вулканическо-осадочного происхождения. По своему химическому составу они являются водными алюмосиликатами кальция, натрия, бария, калия.
Шихта — смесь исходных материалов, взятых в определенной пропорции, подлежащая переработке в металлургических, химических и других агрегатах.
Шкала Мооса (минералогическая шкала твердости) — набор эталонных минералов для определения относительной твердости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твердости.
Щетка кристаллическая — параллельно-шестоватый агрегат в начальной фазе образования из друзы.
Эффузивные горные породы — излившиеся горные породы, магматические горные породы, образовавшиеся при застывании лавы на поверхности Земли или в толще земной коры в приповерхностных условиях.
Источник: kamni.ws
Огранка драгоценных и полудрагоценных камней для ювелирных изделий
Драгоценные камни в естественном виде не всегда выглядят аккуратно и привлекательно. В ювелирных изделиях можно наблюдать материалы разных размеров и формы. Мастера научились создавать правильные геометрические фигуры с помощью огранки камней. В результате украшения могут приобретать практически любую форму и размеры. Обработка камней — это сложная работа, требующая особых знаний и навыков.
Необходимость обработки камней
Во время огранки драгоценные и полудрагоценные камни приобретают необходимую форму. Ювелир должен учитывать состояние материала — его конструкцию, состав, исходные размеры. В результате неприглядный с виду камушек превращается в красивое изделие с ровной поверхностью и чёткими гранями.
Игра камня на солнечном свете зависит от способа обработки. Блики переливаются по граням и дарят им особый блеск. Могут быть разные виды огранки драгоценных камней, но мастер учитывает форму, которую он придаёт минералу, и тип граней.
Идеального вида кристалла добиться тяжело, на это уходит много времени и усилий. Ювелир использует множество специальных инструментов, создавая на одном камне от 30 до 240 граней. Они называются фацетными и должны иметь идеально гладкую поверхность и точные углы.
Основные виды оправы
Специалист начинает работу со шлифовки поверхности минерала. При этом должно быть утеряно минимум массы камня. В итоге кристалл раскрывает не только свою форму, но и цвет. Таким образом добиваются огранки, которая будет гармонично выглядеть в украшении.
Профессиональные ювелиры в своей работе используют определённые термины, с которыми нужно разобраться:
- корона — верхняя часть камня;
- калетта — крайняя нижняя точка;
- рундист — линия соединения верха и низа минерала, именно по ней его крепят в изделии;
- павильон — часть, расположенная ниже рундиста;
- площадка или лицевой торец — плоская верхняя грань.
Если необходимо раскрыть внутреннюю красоту прозрачного кристалла, то используют метод фасетной огранки. Её разделяют на бриллиантовую и ступенчатую. Самоцветы могут приобретать разные формы.
Перечень видов огранки камней с названиями:
- круглая и овальная;
- «Маркиз», «Принцесса» и «Ашер»;
- груше- и сердцевидная;
- «Триллион», «Радиант» и «Изумруд»;
- «Багет» и «Бриолет»;
- «Октагон» и «Квадрат».
Круглая и овальная огранка
В начале прошлого века ювелиры разработали огранку в форме круга. Её создавали с помощью первых инструментов, которые могли обработать самый твёрдый минерал — алмаз. Полная красота и сияние раскрываются при классической обработке бриллианта, включающей 57 граней.
Маленькие самоцветы огранять проще, достаточно оформить 17 или 33 стороны. Но при этом теряется значительная часть массы кристалла, ведь огранщику приходится отсекать практически треть камня.
Во второй половине XX столетия стали применять форму «Овал». Камни после этой огранки красиво переливаются и блестят благодаря 57 клиновидным граням. Обработанные минералы хорошо смотрятся в кольцах — они визуально вытягивают пальцы и делают их тоньше.
Маркиз и Принцесса
У огранки «Маркиз» вытянутая овальная форма с острыми концами. Некоторым покупателям она напоминает лодку, а более романтичным натурам — улыбку прекрасной Маркизы де Помпадур. Именно из этого сравнения появилось название обработки.
Специалисты формируют на самоцвете 55 граней, который искристо переливаются в кулонах, тонких кольцах и серьгах.
Кристалы, обработанные по прямоугольной или квадратной форме «Принцесса», изначально использовали для обручальных колец. Большой минерал с 68 сторонам помещали в центре и окружали его меньшими самоцветами с количеством граней 65 или 49. В украшении обязательно должны быть покрыты оправой прямые углы квадратного камня. Иногда их украшали мелкими жемчужинами.
Груша и Сердце
При грушевидной огранке на камень наносят 55 граней. Внешне он станет похож на минерал, оформленный по схеме «Маркиз». Но есть и отличие — один конец сужается так, что кристалл становится похож на каплю. Заострённую часть обязательно помещают в оправу. «Груша» эффектно смотрится в кулонах и ожерельях, делая шею женщины более тонкой и длинной.
Романтичные личности часто заказывают украшения с кристалами в форме сердца. Такая огранка похожа на предыдущую, но занимает больше времени и сил. Тип обработки очень дорогой, так как ювелирам необходимо использовать специальные фасеточные инструменты. Минерал получается прочным и красивым в том случае, если мастер соблюдает пропорции ширины и длины — 1:1. «Сердце» гармонично вписывается в кольца, ожерелья и браслеты.
Изумруд и Триллион
Необычно выглядят минералы, огранённые по типу обработки «Изумруд». Это ступенчатый способ оформления, который используют только для крупных полупрозрачных камней. Прямоугольный минерал вписывается в любое изделие — кольца, браслеты, серьги, ожерелья, броши. И хотя у него нет насыщенного цвета и яркого блеска, но от скошенных уголков отражаются солнечные блики и создают завораживающее украшение.
В Голландии не так давно мастера придумали огранку «Триллион». Это сложная конструкция в виде правильного треугольника. Здесь нет установленного количества граней, так как это зависит от самого минерала — его природной формы, оттенка и хрупкости. Ювелиры могут проявить фантазию и создать уникальные самоцветы, самостоятельно выбирая форму сторон.
Ашер и Радиант
В тридцатых годах обручальные кольца украшали бриллиантами, огранёнными по форме «Ашер». Она похожа на изумрудную огранку, но имеет больше уровней. Современные украшения тоже могут содержать обработанный таким способом самоцвет. Мастера могут сами выбирать форму граней, а их количество достигает 25, 49 или 72. Если минерал очень крупный, то можно увеличить количество сторон.
Самоцвет с огранкой «Радиант» имеет прямоугольную форму с закруглёнными углами. Так обрабатывают только полупрозрачные камни, ведь они раскрывают свой блеск и неяркий оттенок. Обычно украшения с «Радиантом» мужские, так как по этой технологии оформляют исключительно крупные кристаллы, неподходящие для изящных женских изделий.
Багет и Октагон
Для огранки «Багет» выбирают кристально чистые камни без каких-либо дефектов. Дело в том, что такой способ обработки подчёркивает малейшие трещинки на поверхности или внутри минерала. Самоцвет с прямоугольной формой выглядит изысканно и благородно, подходит для украшений в классическом стиле.
Чистые минералы насыщенных оттенков оформляют по типу обработки «Октагон». В результате получаются восьмигранные прямоугольники, защищённые от механических повреждений. Кристаллы поражают своей яркостью, способностью играть на солнечном свете.
Гранёные самоцветы вставляют в кольца и серьги. Такой стиль подходит для сдержанных офисных украшений, но и вечернее платье можно подчеркнуть тонким колье из подобных камней.
Бриолет и Квадрат
Один из самых старинных способов обработки камней — это огранка «Бриолет». Крупные вытянутые алмазы ограняли именно по этой форме. Специалист покрывает минерал 56 треугольными гранями, что даёт ему возможность искриться и сиять на солнце. Обработанный самоцвет хорошо смотрится в серьгах и кулонах, но для массивного ожерелья, колец и браслетов не подходит.
Просто, но в то же время эффектно выглядят квадратные кристаллы. Такую форму придают алмазам, рубинам и множеству полудрагоценных камней, которые отличаются кристальной чистотой и идеально гладкой поверхностью.
Роскошно смотрится браслет, полностью состоящий из квадратных камней. Он настолько аккуратный, что его можно надевать как в офис, так и на вечерний приём.
Техника работы
Первые ювелиры обрабатывали драгоценные камни только путём шлифования. Они отсекали от минерала лишние части и добивались гладкой поверхности. Эту технику назвали «Кабошон». Сейчас так ограняют камни матовых непрозрачных оттенков — бирюзу, говлит, турквенит. В результате получается кристалл, у которого одна поверхность плоская, а вторая — выпуклая.
Фасетную огранку используют для камней, пропускающих свет. Солнечные лучи попадают на минерал, преломляются на его гранях и вызывают искрящийся блеск. Всего выделяют несколько схем обработок:
- клиньевая;
- фасеточная;
- русская;
- комбинированная.
При клиньевой огранке камень лучше всего отражает свет. Ювелиры по этой схеме придают роскошную форму алмазам, горному хрусталю, рубинам, топазам и изумрудам. Фасеточная или ступенчатая обработка позволяет раскрыть внутреннюю красоту камня. Высота огранки зависит от цвета минерала: чем он темнее, тем больше количество граней. Техника подходит сапфирам, гиацинтам и рубинам.
Русская схема подразумевает безжалостное удаление всех частей самоцвета, которые мешают придать ему симметричную форму. Используется исключительно для алмазов. Комбинированный тип сочетает технику всех трёх видов огранки. Ювелиры получают самые красивые и дорогостоящие камни именно с помощью смешанной огранки.
Современные мастера ювелирного искусства не останавливаются на достигнутых результатах. Они постоянно находятся в поисках новых техник обработки камней. Ведь создать уникальное украшение с красивым самоцветом можно только с использованием фантазии, знаний и умений.
Источник: zolotogid.ru