Драгоценный камень или полудрагоценный с выпуклым изображением

Значение слова КАМЕЯ в Словаре терминов изобразительного искусства

— (от итальянского cammeo) резной камень в выпуклым изображением. Известны с IV века до н. э. Обычно режутся из многослойных камней (фон — одного цвета, изображение — другого). Наиболее известна Камея Гонзага — редчайший образец искусства глиптики, созданная в Александрии в III в. до н. э., изображает обожествленных правителей Египта Птолемея II Филадельфа и его жену Арсиною.

(Илл. Камея Гонзага. III в. до н. э. Александрия. Многослойный агат, высота 15,7см, ширина 11,8см.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАМЕЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАМЕЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. camee) гемма с выпуклым …
  • КАМЕЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. camee, от итал. cammeo, cameo), резной камень с выпуклым изображением. К. известны с 4 в. до н. э. Обычно …
  • КАМЕЯ в Энциклопедическом словарике:
    [французское сатёе, от итальянского cammeo] резной камень (по большей части слоистый — оникс, агат) или раковина с рельефным изображением …
  • КАМЕЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. Гемма с выпуклым изображением.||Ср. ИНТАЛИЯ …
  • КАМЕЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Украшение с выпуклой резьбой из слоистого разноцветного камня или раковины. Брошъ-к. Перстень с …
  • КАМЕЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАМ́ЕЯ (франц. саmeе), гемма с выпуклым …
  • КАМЕЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    каме’я, каме’и, каме’и, каме’й, каме’е, каме’ям, каме’ю, каме’и, каме’ей, каме’ею, каме’ями, каме’е, …
  • КАМЕЯ в Новом словаре иностранных слов:
    ( фр. camee ит. cammeo) резной камень (по большей части слоистый — оникс, агат) с выпуклым …
  • КАМЕЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. camee резной камень (по большей части слоистый — оникс, агат) с выпуклым …
  • КАМЕЯ в словаре Синонимов русского языка:
    гемма, глипт, камень, раковина, …
  • КАМЕЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением. 2) Брошь, кольцо с таким …
  • КАМЕЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    кам`ея, …
  • КАМЕЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    камея, …
  • КАМЕЯ в Орфографическом словаре:
    кам`ея, …
  • КАМЕЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    украшение с выпуклой резьбой из слоистого разноцветного камня или раковины Брошь-к. Перстень с …
  • КАМЕЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. camee), гемма с выпуклым …
  • КАМЕЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    камеи, ж. (ит. cammeo). Камень или раковина с художественной резьбой. || Украшение в виде броши из такого камня или …
  • КАМЕЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    камея ж. 1) Драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением. 2) Брошь, кольцо с таким …
  • КАМЕЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением. 2. Брошь, кольцо с таким …
  • КАМЕЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными — выпуклыми — на нем надписью или изображениями как произведение глиптиники. 2. …
  • КАМЕЯ ГОНЗАГА в Большом энциклопедическом словаре:
    камея с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II (3 в. до н. э.), один из …
  • КАМЕЯ ГОНЗАГА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    камея с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II (3 в. до н. э.), один из …
  • ГЛИПТИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    — (от греческого glypho — вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные …
  • ГЕММА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    — (от латинского gemma) произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. В древности …
  • АРСИНОЯ II в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    египетская царица (около 316-270 до н. э.), дочь Птолемея I, сестра и вторая жена Птолемея II Филадельфа, обожествлена после смерти. …
  • ГЕММА в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. gemma) произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) …
  • ХАЛЦЕДОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. chalkedon), минерал, скрытокристаллическая разновидность кварца . Содержит примеси Fe3+, Al3+, до 1-1,5% воды и др. Под микроскопом обнаруживает …
  • ЗАПОВЕДНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. З. обычно объявляются местности, типичные для данной …
  • ГЛИПТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные …
  • ПИХЛЕР, СЕМЕЙСТВО ГРАВЕРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Pichler) — семейство граверов на твердых каменьях. 1) Иозеф-Антон (Антонио) П. (1697—1779), родом из Бриксена (в Тироле), вначале готовился к …
  • КАМЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (камея)см. …
Читайте также:
Рыба знак зодиака какие драгоценные камни подходят

В чём разница между драгоценными и полудрагоценными камнями?

Сгулот драгоценных камней. Урок 1

Словарь терминов изобразительного искусства

Источник: slovar.cc

Словари

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 22
толковый словарь

1. Драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нём надписью или изображениями (с выпуклыми — камея, с углубленными — инталия) как произведение глиптиники.

2. Брошь или кольцо с таким камнем.

толковый словарь ушакова

ГЕ́ММА, геммы, жен. (лат. gemma) (иск.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями.

энциклопедический словарь

ГЕ́ММА -ы; ж. [лат. gemma — драгоценный камень]. Резной камень с выпуклым или углубленным изображением, надписью. Кольцо с геммой.

Ге́мма (α Северной Короны), звезда 2-й звёздной величины.

ГЕ́ММА -ы; ж. [лат. gemma — драгоценный камень]. Резной камень с выпуклым или углубленным изображением, надписью. Кольцо с геммой.

ге́мма (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

большой энциклопедический словарь

ГЕММА (? Северной Короны) — звезда 2-й звездной величины.

ГЕММА (лат. gemma) — произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

академический словарь

Резной камень с выпуклым или углубленным изображением, надписью и т. п.

[лат. gemma — драгоценный камень]

гуманитарный словарь

ГЕ́ММА — резной драгоц. или полудрагоц. камень с выпуклым (камея) или вогнутым (инталия) изображением; инталии обычно использовались в качестве печатей. Собрания Г. (глиптотеки) существовали уже в древности, впоследствии интерес к Г. снова возник в эпоху Возрождения, и Г. до нынешнего времени сохраняют (в характере изображений) существ. черты классич. стиля.

иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЕММА (латинское gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

Читайте также:
На каком пальце обручальное кольцо у женщин в россии на какой руке

Источник: sanstv.ru

Драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением

Камея

камея — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.

Википедия

Примеры употребления Камея в тексте

Зайковский собирался расспросить Костоломова, как же к нему попала камея , но вряд ли тот будет с ним откровенен.

Картина, статуя, вышивка, гобелен, бронза, камея , этюд, рисунок, медальон, бюст — и каждый раз в каждом творении Лейтер находил немного себя, тотчас продавая это немногое тем, кто владел силой зажать рот чужому желанию безнадежным холодом высокой цены.

Всадница, полускрытая волнами летящей гривы, в медлительном вихре шелковых одежд, переслоенных ветром, со струящимся флагом пепельно-серебряных волос, всадница в облаке легчайшего звона, не громче звона крови в ушах, ранящего сердце звона протянутых сквозь ночь волшебных струн, всадница, чей профиль проступает, как камея на исчерна-синем небе, точеный, точный, тающий…

Черная камея Эксмо, Домино Москва 2007 978-5-699-23854-5 Ann Rice Blackwood Farm Vampire Chronicles-9

Этан попытался представить ее в постели, однако мешала камея под воротничком накрахмаленной белой блузки.

Ее пышную грудь обтягивал плотный шелк лилового цвета, высокий ворот блузки украшала великолепная камея .

Благодаря трепетному свету луны, капитан мог различить ее тонко очерченный, словно камея , профиль, и при этом свете ее глаза казались бездонными и полными скрытого огня.

Это камея , но очень редкая… Смотри, у нее голубой фон и вытянута она не вдоль, а поперек… Что ж, Дашенька, не такое уж плохое наследство тебе досталось.

Красота Стеллы была более броской, красота же Ли заключалась в тонких, нежных, как камея , чертах лица, гордой манере держать голову с короной сверкающих волос, и корона эта была не хуже, чем экзотическая прическа Стеллы.

Смотрите также

  • Резной камень с выпуклым изображением.
  • Украшение из камня или раковины с рельефной художественной резьбой.
  • Камень или раковина с художественной резьбой.

Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai

Значение слова гемма

г е мма, геммы, жен. (лат. gemma) (иск.). Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями.

Энциклопедия моды и одежды

(лат. gemma ) — резной камень с изображением, выпуклым (камея) или углубленным (инталия); в древности Г. служили печатями, знаками собственности, амулетами, украшениями костюма.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

(лат.) — драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Античный мир. Словарь-справочник

(лат. gemma — глазок, почка на виноградной лозе)

Читайте также:
Все проколы уха и их названия

драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выступающим (камея) изображением. Греки и римляне использовали их в качестве украшений, преимущественно как перстни-печатки.

Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог / Вступ. ст. и сост. О.Я. Неверова. Л., 1988; Неверов О.Я.

Геммы античного мира. М., 1983.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выпуклым (камея) изображением (см. Глиптика).

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Астрономический словарь

1) Драгоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности – печати, ныне – броши и перстни.

2) (альфа Северной Короны), звезда 2-й звездной величины.

Энциклопедический словарь

  1. (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
  2. (? Северной Короны), звезда 2-й звездной величины.

Словарь Ефремовой

ж.
Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем
(выпуклыми или углубленными) изображением или надписью.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа. Г. первой категории присвоено итальянское название интальи (intagli, по-лат. gemmae exculptae, по-греч. άναγλίφα); вторые называются камеями (camei, g. ca elatae, греч. έντυπα).

Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще в глубокой древности, и его технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее время, а именно заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленной из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение с помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обычно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов — вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т. п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат, причем художник нередко пользовался этой разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезая рельеф, например, в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном; иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, например на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, ляпис-лазурь и т. д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее вследствие легкости его отливки в форму распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины.

Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана.

Читайте также:
Как выглядит платина металл

Производство Г. усилилось у греков после мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов. Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальше которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Х., Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать портреты Александра Македонского.

Но столь простое искусство перестало удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело к изобретению и распространению камей. Знакомство с геммами, будучи заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после участившихся сношений их с Грецией.

Вкус к этим изящным изделиям распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по большей части не туземные мастера, а греки. Из них более других прославился Диоскорид, работавший во времена Августа.

Среди многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются: 1) так называемый «Мальмезонский камей», или «камей Гонзага», хранящийся в Императорском Эрмитаже, в СПб. (оникс высотой в 0,15 м, представляющий грудные портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и жены, Арсинои, см. фиг. 1 табл.); 2) «Августовская Г.» в Императорском венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богиней Ромой (см. фиг. 2 табл.); 3) «Тиверианский камей», в парижском Кабинете резных каменьев (агат, высотой в 0,32 м, с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов (см. фиг. 3 табл.) и 4) «Брауншвейгский агат», в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Деметры, в 12 фигурах на 3 полях).

ГЕММЫ [Объяснение см. в тексте.]

С упадком античной цивилизации для глиптики, точно так же как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Хотя Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков либо античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми изделиями туземных мастеров.

Эпоха Возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему вместе с античным характером почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты современных лиц.

С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее, следуя в своем движении за историческим ходом прочих отраслей искусства. Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368-1448) и знаменитого ваятеля Донателло (1383-1466).

Продолжателями их направления явились в XVI столетии между артистами Италии П. М. да Пешиа (процветавший в 1513-1521 гг.), М. дель Нассаро († в 1547 г.), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы.

Во Франции в эту же пору прославился в особенности Ж. де Фонтене, прозванный Кольдоре. Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой — распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилиотеки).

Читайте также:
Жемчуг камень свойства зодиак

Значительнейшие резчики Г. в XVIII столетии были итальянцы Ант. Пихлер (1697-1779) и его высокодаровитый сын Джованни (1734-1791), нюрнбержец И.-X. Дорш (1676-1732), шваб И.-A. Наттер (1705-1762), трудившийся в разных местах Европы и под конец своей жизни — в Петербурге, саксонец Г.-В. Теттельбах (1750-1813), англичанин H. Маршант (1755-1793), лучший из всех мастеров новейшего времени после Дж.

Пихлера, француз Ж. Гюе (1715-1793), его ученик Ж.-М. Симон (1749-1834) и К. Л. Лебрехт (1749-1827), главный медальер СПб. монетного двора, руководитель императрицы Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом.

В XIX столетии вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780-1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане), Дж.

Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии художеств И.-K. Фишер (1802-1862). В настоящее время во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам. Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполе, Вене, Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее знакомство с техникой и историей резьбы на твердых каменьях можно почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, «Lehrbuch der Steinschneidekunst» (Мюнхен, 1820); K. E. Kluge, «Handbuch der Ed e lsteinkunde» (Лейпциг, 1860), и Bucher, «Geschichte der technischen K ü nste» (Штутгарт, 1875; статья Г. Роллетта — «Glурtik»).

А. Сомов.

Источник: znachenie-slova.ru

Как называется драгоценный камень с врезанным изображением?

Для чего применялся изначально, и что этому виду резьбы обязано рождением?

комментировать
в избранное up —>
В Рокот­ ов [253K]
5 лет назад

Всем наверное известны кольца или перстни-печатки, они появились в 4-м тыс. до н. э. в странах Древнего Востока для того, чтобы помечать собственность или скреплять подписью договоры, прикладывая такой перстень к расплавленному воску. Для того, чтобы оттиск получался выпуклым на камне вырезали отрицательный углубленный рельеф. Этот способ принято называть инталия (от приставки ин- (внутри), есть и другой способ резьбы по камню при котором вырезался барельеф, такой способ принято называть камея. И то и другое называется геммы, а вот само искусство резьбы по камню называется глиптика. Мастера глиптики ценились с самых древних времен, с античности, ведь это было непростое занятие создавать изображение часто приходилось почти вслепую, т. к. многие камни очень твёрдые и для резьбы по ним требовался не только металлический резец, а также и абразивы, которые при смешении с водой и маслом полностью закрывали рисунок и здесь требовалось художественное чутье и дар Божий.

Посмотрите, чтобы не спутать как выглядела инталия и камея:

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рейтинг
Загрузка ...