Древнейшая резьба по драгоценным камням 8 букв

Резьба по камню

Резьба по камню – один из самых сложных видов декоративно прикладного искусства. Существует несколько его разновидностей. Натуральный камень используется для выполнения самых разных декоративных и ювелирных изделий, а также при оформлении интерьеров и экстерьеров. Кроме того, этот материал применяют для изготовления предметов искусства, в основном статуй и бюстов.

Разновидности резьбы по камню

В настоящее время существуют следующие разновидности резьбы по камню:

• Скульптура. Этот вид произведения искусства отличается тем, что имеет трехмерную, объемную форму. Таким образом, выполняется «круглая» или полная скульптура.
• Высокий рельеф. При изготовлении изделий детали узора выделяются более выпукло за счет дополнительного подрезания материала по контуру.
• Низкорельефная резьба или гравировка. Чаще всего эта разновидность используется при декорировании интерьеров или фасадов.
Наиболее сложной в исполнении является, конечно же, скульптура.

100 Археологических Находок, Которые не Могут Объяснить Учёные

Особенности технологии

При резьбе и гравировании удаление лишнего материала осуществляется с помощью абразивов. Черновая же формовка выполняется с использованием мощных пил. Мягкий камень хорошо поддается обработке обычными ножовками или ювелирными лобзиками. Для работы с твердыми материалами используют алмазные пилы.

Углубления в камне делают мелкими вращающимися инструментами, миниатюрными пилами, абразивными головками. Большинство из них можно приобрести в специализированных магазинах. Однако многие мастера предпочитают изготавливать инструментарий самостоятельно. Для выравнивания поверхностей используют деревянные или кожаные круги, а также свободные абразивы.

Кругами выполняют и полировку. При этом используются различные полироли.

Изготовление резных каменных изделий начинается, конечно, с выполнения эскиза. Для узоров свободной формы модель не так важна. Однако при вырезании из камня фигур животных или людей она необходима. Обычно модель имеет те же размеры, что и будущее готовое изделие в том случае, если из камня задумано выполнить скульптуру. Изготавливается она обычно из глины.

Для плоских рельефов рисуется эскиз на бумаге. На кусок сырья кладут плотный лист и обводят контур пригодной для обработки части материала, при этом обходят разного рода дефектные места – трещины, сколы и т.д. Потом выполняется обрезка по получившемуся контуру ножницами. Вырезанный из плотного листа шаблон накладывают на бумагу и обводят контур.

Далее уже на этой бумаге выполняют эскиз будущего рисунка. После этого мастер приступает собственно к вырезанию изображения на материале. Эскиз при этом не переносится на камень, а просто все время находится перед глазами.

История резьбы по камню

Резьба по камню использовалась для оформления предметов быта и изготовления декоративных изделий на всех этапах истории материальной культуры всех народов. Постепенно с ростом потребности общества в разного рода каменных изделиях развивались методики, совершенствовался инструмент и детализировались формы, использовались новые материалы.

Первичные навыки обработки камня сложились еще в эпоху палеолита. В этот период в основном использовалось простейшее скалывание. В эпоху неолита были придуманы простейшие пилы и сверла. Шлифовка готовых изделий производилась древним человеком простейшими абразивами. В бронзовом веке были разработаны первые методики глиптики – миниатюрной резьбы по камню.

В античные времена для резки по камню использовались железные инструменты. Первые цеха по изготовлению резных каменных изделий возникли в Средневековье. Мастера обычно вырезали эксклюзивные изделия по заказам знати. В эпоху Возрождения резьба по камню достигает своего наивысшего расцвета.

Камень используется для изготовления дорогих ювелирных изделий, декоративных ваз, чаш, предметов быта. При этом подобное оформление сочетается с отделкой эмалью и драгоценными камнями.

Для широкого потребителя резные каменные изделия становятся доступными, начиная с XVII века. В это время данный вид обработки приобретает мелкосерийный характер. В XVIII веке традиции тонкой и богатой резьбы сохраняются в основном в мастерских, обслуживающих королевские и папские дворы. В XIX веке камнерезное искусство окончательно становится массовым.

Читайте также:
Что такое проба серебра

Мастера используют зачастую простейшие приемы обработки камня. В моду входит флорентийская мозаика. Одной из отраслей ювелирного искусства становится изготовление камей и инталий. Высокие традиции резьбы по камню сохраняются лишь в изготовлении скульптуры.

В первой половине XX века искусство резьбы по камню как самостоятельная отрасль не развивается. Вновь интерес к ней возникает только в 60-х годах. В СССР подобные изделия изготавливались на 16 предприятиях. Ведущим при этом было Свердловское производственное объединение.

Источник: galamosaic.ru

Резьба по камню: из чего и как создаются удивительные изделия

Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы. Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми. Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

Сувенир ручной работы из натурального камня

Резьба по камню: как все начиналось?

О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму. Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения. Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

Настольная резная композиция из камня

Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

Этапы резьбы

Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам. Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой.

Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая. Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

Набор инструментов для резьбы по камню

Вариация резьбы: работа с кирпичом

Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

  1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
  2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
  3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
  4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
  5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
  6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

набор напильников

Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

Набор шарошек с алмазным напылением

Художественная резьба и виды

С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

Набор инструментов для резьбы

Читайте также:
Сколько стоит грамм золота при сдаче

Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

  • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
  • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
  • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.

Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них. Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов. В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

Мини-дрель Гравер

Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

Набор резцов

Какие инструменты понадобятся

Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

  • мягкий молоток — вес до 900 г;
  • плоское или зубчатое долото;
  • напильники для работы с разными деталями и площадями;
  • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
  • защитные средства (перчатки, маска, очки);
  • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

зубчатое долото

Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

мягкий молоток

Резьба по мрамору — где используется

Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Как уточняют эксперты портала kladochka.ru, его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

для резьбы

Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин. Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье. Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

скульптура из камня

Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!

Читайте также:
Как обтянуть бусину тканью

Как вам статья?

Источник: lubikamni.ru

Глиптика. Резьба по драгоценному камню.

Созидательная дружба человека и камня насчитывает многие тысячелетия. Вначале камень был оружием. После, грубо обтесанный, стал орудием труда. И тут же, попав в руки отдыхающего от опасностей охотника, сделался объектом выражения художественного осмысления мира.

Фигурки, выточенные из камня, одновременно с наскальными рисунками стали первыми произведениями образотворческого искусства.

Нет ничего удивительного в том, что для создания резных украшений человек выбирал (и поныне выбирает) наиболее красивые камни. Цветные минералы, прозрачные и полупрозрачные кристаллы, метаморфические горные породы высокой эстетической ценности добываются и доставляются в мастерские художников на протяжении всего срока существования человеческой цивилизации. От греческого «glypho», означающего процесс углубления, вырезания, произошел термин «глиптика».

Глиптика – искусство создания резных изображений на драгоценных камнях

Сегодня этим словом обозначается жанр художественной резьбы по самоцветному камню. В разные времена мастера, занятые глиптикой, отдавали предпочтение различным камням. Изобретение технологий прочного склеивания каменных пластин несколько облегчило труд художников-камнерезов. Однако высокопрофессиональные мастера своего дела отвергают идею использования самоцветной «фанеры» и предпочитают работать с натуральным камнем.

Самые ранние из дошедших до нас произведений глиптики датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Анималистические культы древних предполагали создание резных печатей с оттисками священных животных. Красный сердолик и прозрачный горный хрусталь, мозаично расцвеченные халцедон и серпентин, строгий гематит и восковой мягкости стеатит стали первыми материалами резных изображений.

Глиптика, печатка

Удивительным совершенством рисунков и форм поражают каменные валики, выполненные в технике глиптики мастерами Междуречья. Здесь искусство резьбы по камню развилось еще в ветхозаветные времена, и со временем переросло в более монументальные формы. Древнеегипетская глиптика была подчинена строгим установлениям касательно традиций изображения фараонов и простых смертных. Боги и богоравные правители Египта – вот герои резных работ по драгоценному самоцветному камню египетской древности.

Развитие глиптики на Востоке (Китай, Индия) шло другим путем. Обрабатывая прочный нефрит, китайские мастера резьбы по драгоценному камню пошли путем создания скульптурной миниатюры. Овладение самыми потаенными секретами искусство дало им возможность создания тончайших узоров и деталей, имитирующих складки шелка.

Понадобилось немалое время и завоевание Поднебесной монголами, чтобы резная каллиграфия утвердилась на китайских печатях и драгоценных камнях, добываемых в Индии. Однако именно индийские камни дали толчок развитию глиптики в странах северного средиземноморья. Поход Александра Македонского на восток обеспечил приток первоклассного материала в Грецию.

Ярко-красные гранаты, прозрачные аметисты, добытые на далеком Цейлоне бериллы стали украшаться резными сюжетами и портретами. Правда, работа над твердым натуральным камнем отнимала у мастера долгие годы. Многие из природных минералов необычайно устойчивы к внешним воздействиям, и мастерам древности приходилось пускаться на всевозможные технологические ухищрения, дабы добиться совершенства.

Гемма – знак принадлежности

Глиптика, печать

В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм. Изумительной красоты рельефы, изображающие прославленных деятелей, знаменитых властителей и, конечно же, состоятельных заказчиков, вырезались по яшме и ониксу. Нередко тематикой глиптических изображений на геммах – округлых драгоценных камнях с рельефными картинами – служили мифологические сюжеты. Вот почему среди археологических находок античных гемм столь часты повторения.

Драматизм ежедневного посещения Прометея орлом, расклевывавшим печень прикованного титана; мужество Персея, отрубающего голову Горгоне; осознание Гераклом собственной незначительности при виде Атланта, удерживающего небесный свод, вдохновляли камнерезов далекого прошлого на создание проникновенных рельефных картин. Сила традиций подкреплялась законами. Мастерам-резчикам печатей – а геммы по большей части использовались как печати для восковых и сургучных пломб – официально запрещалось повторять заказные работы. Однако копирование произведений признанных искусников – незаменимая школа для подрастающего поколения художников. Поэтому ученики постигали тонкости ремесла, повторяя успехи первопроходцев.

Техника резьбы по твердым минералам в древности отличалась крайней сложностью. Шлифованная поверхность будущей геммы увлажнялась, покрывалась измельченным абразивом, и художник, сугубо по памяти, при помощи деревянного стержня процарапывал контуры картины. Меняя зернистость наждака, мастер добивался различий в качестве обрабатываемой поверхности.

Таким способом удавалось передать металлический блеск оружия и доспехов, нежный глянец человеческой кожи, сложную фактуру земли. Изобретение станков, сообщающих энергию вращения инструменту, расширило арсенал выразительных средств художников. Ушла в прошлое архаичная рельефная штриховка, с помощью которой мастера придавали динамики фигурам, изображенным в движении.

Читайте также:
Камни как украшение для знаков зодиака

Появилась возможность передачи полутонов, создания теней. Благодаря техническим нововведениям резные картины обрели жизнеподобную рельефность. Совершенствование навыков работы с твердыми самоцветами увеличило число заказов. Расцвет античного искусства резьбы по камню пришелся на рубеж эпох. Среди работ, вызывающих неизменное восхищение у зрителей, до сих пор числятся скульптурные миниатюры, созданные в промежутке от пятого века до нашей эры до пятисотых годов нашей эры.

Инталия – в начале всех начал

Инталия

Первые опыты по процарапыванию контурного рисунка на поверхности камня довольно скоро переросли в попытки создания объемных изображений, «погруженных» в тело камня. Так родилась инталия – гемма с резной картиной, представляющей собой рельефное углубление. Техника создания инталии непроста, не допускает ошибок и требует высочайшего художественного мастерства. Кропотливый труд над инталией мог продолжаться многие месяцы и стоил дорого. До наших дней дошло совсем немного инталий, выполненных древними художниками.

Особой популярностью в античные времена инталии пользовались у римских аристократических династий. Император Август носил перстень с инталией, изображающей сфинкса – до тех пор, пока не получил гемму с портретом Александра Македонского. Известнейшее в глиптике изображение Венеры вооруженной изначально принадлежало Юлию Цезарю. Греческий царь и выдающийся полководец (в нем, по признанию современников, словно бы возродился Александр Великий), в душе был поклонником искусств, и носил перстень с изображением Аполлона Музагета.

Правители государств тех времен старались перещеголять друг друга в пафосности интальной глиптики. Запечатлевая на драгоценных камнях свои батальные победы, эмблемы из оплетенного триумфальным лавром оружия, портреты великих воителей прошлого, они пытались возвыситься над суетностью буден.

И лишь император Луций Элий Аврелий Коммод почел необходимым увековечить в инталии образ свой возлюбленной Марции. Распространенность интальной глиптики обуславливалась практической востребованностью камня с рельефным изображением. Скреплять подпись печатью с уникальным рисунком считалось престижным во все времена и на всех землях. Поэтому деловые люди прошлого с удовольствием заказывали и носили перстни с инталией. В русской языковой традиции возникло и укрепилось понятие «печатки» — кольца с драгоценным камнем, на полированной поверхности которого гравировалось более или менее глубокое изображение.

Инталия, топаз

Применительно к женщинам инталии служили – и до сих пор служат – изысканными украшениями, носимыми как поодиночно, так и комплектами. Медальоны, кулоны, броши и серьги старой работы нередко представляют собой инталии, выполненные на относительно недорогом материале – твердых морских раковинах. В более поздние времена для изготовления инталий стало использоваться стекло.

Удешевление сырья и изобретение износоустойчивых фрез привело к всплеску популярности искусства глиптики вообще и инталий в частности. В эпоху Ренессанса стали модными пояса, браслеты и ожерелья, набранные из оправленных в металл инталий. Не избежал модного поветрия и знаменитый скульптор и медальер ΧVΙ века флорентиец Бенвенуто Челлини. В арсенале его работ имеется по крайней мере одна инталия, вырезанная по турмалину, оправленная в серебро, и изображающая мадонну с младенцем. Уже в наше время эта драгоценность, некогда составлявшая гордость сокровищницы польского шляхетного рода, стала предметом детективного расследования.

Пик спроса на инталии приходится на начало девятнадцатого века. Вельможные дамы тех лет украшали свои наряды бесчисленным множеством камей и инталий, отражающих мифологические мотивы или воплощающих попытки создания портретных миниатюр. Однако массовость производства не могла не сказаться на качестве украшений.

Сегодня искусствоведы выделяют лишь нескольких мастеров конца ΧVΙΙΙ – начала ΧΙΧ веков, успешно работавших в технике инталии. В конце ΧΙΧ века в моду вошла так называемая реверсная инталия. Это – изображение, выполненное с соблюдением всех принципов создания классических инталий, однако рассматриваемое с оборотной стороны.

Полированная изнанка (реверс) прозрачного камня, цветная непрозрачная подложка (золотая либо серебряная фольга, дорогие сорта шелка, эмаль) позволяли создавать интересные визуальные эффекты, и мода на реверсную инталию продолжалась несколько десятилетий. Современные инталии создаются с использованием самых прогрессивных технологий, однако по-прежнему требуют высочайшего художественного дарования исполнителя. Неудивительно, что лучшие из работ такого рода без промедления приобретаются музеями декоративно-прикладного искусства.

Рубрики: Искусство/Скульптура, резьба

Метки: искусство глиптика резьба по камню

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник: www.liveinternet.ru

Камень как произведение искусства – основы резьбы по камню, выбор сырья и инструментов

Резьба по камню, или глиптика – интересное хобби, которое позволяет сполна проявить свою творческую фантазию. Оно может стать и отлично оплачиваемой работой, если всерьез подойти к вопросу и научиться разным тонкостям. Попробовать себя в глиптике сможет даже новичок, а на сырье не понадобится тратить много средств.

Читайте также:
Обсидиан камень магические свойства отзывы

Особенности резьбы по камню

Резные камни с художественными изображениями называют глиптами, или геммами. Их делают из разных видов сырья – поделочных, ювелирно-поделочных, драгоценных камней.

На заметку! Для резьбы подходит даже кирпич и бетон. Такие поделки можно с успехом применять для декорирования интерьера.

Все глипты можно поделить на две группы:

  • камеи – изделия с выпуклым изображением;
  • инталии – камешки с углубленным рисунком.

К искусству резьбы по камню можно отнести также изготовление каменных скульптур, статуй. Такая задача под силу лишь профессионалам, но несложные проекты осилит и начинающий мастер.

Какой камень выбрать?

Если нет опыта в резьбе, стоит пробовать себя в работе с мягкими породами камня. Для этой цели подойдет даже обычный силикатный кирпич.

Его минус заключается в сильном крошении и растрескивании, зато он пластичен и дает возможность сделать красивейшие объемные композиции. Также можно раздобыть стеатит, или восковой камень, который еще более податлив и мягок, режется даже другим твердым камешком или простейшими инструментами.

Неплохим вариантом станет алебастр. Он продается в разных цветовых вариациях, чуть тверже стеатита, зато прочнее и легче.

Хорошо поддается обработке известняк, но он довольно ограничен в цветовой гамме. От обработки гранита и мрамора на начальном этапе стоит отказаться: даже профессионал может сутками трудиться над этими материалами.

Важно! Размер камня должен соответствовать габаритам будущего изделия и зависит только от конкретной задумки.

Инструменты для работы

Начальный набор не включает дорогостоящих приспособлений. Некоторые из них уже могут быть у мастера:

  • средства индивидуальной защиты – респиратор, перчатки, очки;
  • подложка – мешочек с песком;
  • пульверизатор с водой;
  • плоское долото (простое или зубчатое);
  • мягкий молоток массой 600-900 г;
  • набор напильников разного размера;
  • бур или гравер;
  • наждачка;
  • шаблоны и трафареты.

Опытные специалисты также могут использовать более сложные инструменты: гравировальные скальпели, закольники, шпунты, особые спицы и стамески, фрезы и сверла.

Подготовка к резьбе

На первом этапе продумывают и рисуют эскиз будущей картинки. Обычно ее делают на бумаге, потом лепят изделие из глины или пластилина в натуральную величину и продавливают на нем изображение.

Совет! Работать с мелкими элементами стоит только если есть опыт. Вначале нужно практиковать лишь легкие абстрактные рисунки.

Далее камень готовят к резьбе – придают ему нужную форму. Действуют молотком, другими инструментами, сколы и неровности стачивают напильниками. Работают осторожно, чтобы не появилось трещин.

Финишное шлифование и полирование делают наждачкой с разной степенью зернистости. Регулярно сбрызгивают камень водой в течение всего процесса обработки.

Основной этап

Вырезание рисунка производят вдоль текстуры породы и с учетом прожилок, особенностей структуры камня. Картинку постоянно сверяют с образцом из пластилина. Пыль смахивают, чтобы она не мешала работе.

Напильник с тонкозернистым абразивным покрытием применяют для детализации изображения и шлифования камня. Если изделие с уже нанесенным рисунком треснуло, склеивают его при помощи эпоксидной смолы.

Специалисты дают такие советы при выполнении резьбы по камню:

  • высекать рисунок нужно от краев к центру;
  • движения и удары молотком должны быть мягкими, медленными;
  • по камню двигают напильниками только в одном направлении;
  • готовое изделие можно покрыть парафином, отполировать с пастой, затонировать.

Резьба по кирпичу

Дешевым сырьем для тренировки в резьбе является кирпич. Для работы с ним можно взять напильник любой формы и размера с алмазным напылением.

Ход действий будет таким:

  1. Нагрев. Кирпич прогревают до +1000 градусов путем обжига, чтобы его верхний слой немного подплавился.
  2. Царапание. На поверхность наносят рисунок, тщательно процарапывая его. Также можно предварительно хорошо отполировать кирпич, а потом в центре сделать картинку.
  3. Травление. Рисунок можно выполнить с помощью кислоты, которую наносят прямо на раскаленную каменную поверхность.

Резьба по камню очень увлекательна и необычна. Она дает возможность соорудить как незамысловатые поделки, так и настоящие произведения искусства, которые украсят интерьер или станут небанальным подарком близкому человеку.

Резьба по камню: основы и правила, советы мастеров Резьба по камню: основы и правила, советы мастеров

Источник: kraska.guru

Рейтинг
Загрузка ...