Древнейшая техника резьбы по драгоценным камням как называется

Содержание

Резня по драгоценным камням

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(греч. glyptike, от glypho ≈ вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами .

Примеры употребления слова глиптика в литературе.

Предполагают, что глиптика, то есть резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях, впервые была применена в четвертом веке до нашей эры этрусками.

Некоторые глиптики напоминают следы людей или птиц, а есть похожие на листья.

Наиболее яркий расцвет искусство глиптики переживает в Греции, в своей эволюции наглядно отражая процесс развития античного искусства.

Искусство резьбы по камню называется глиптикой и уходит корнями вглубь веков, еще к египтянам и этрускам.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Медь режет камень. Древнеегипетская технология обработки камня.

Искусство резьбы на драгоценных камнях

Резьба по драгоценным камням называется «глиптика». Этот вид искусства всегда был сложным в освоении и затратным, поэтому он не пользовался большой популярностью. Однако сейчас, благодаря развитию технологий, процесс резьбы стал более легким.

К глиптике все чаще прибегают в промышленности, чтобы создать уникальные и очень яркие ювелирные изделия. Также заниматься ей пробуют и в домашних условиях.

Глиптика

Как появилась резьба по драгоценным камням

Такое необычное искусство имеет очень древнее происхождение. Самые первые украшения появились еще в VIII веке. Считается, что искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях одновременно появилось в Древней Греции и Вавилоне.

Несмотря на это, как отмечают специалисты, было обнаружено несколько образцов, которые были вырезаны в 800 году до н. э. Поэтому нельзя точно сказать, когда именно зародилась глиптика.

Вначале резьбу применяли только в архитектуре. Заметить подобные работы можно на стенах храмов и домов знатных семей. Позже в Египте образовалась новая разновидность этого искусства – камеи. Наибольшего развития резьба достигла в эпоху Возрождения. Следует отметить, что большинство работ, которые можно увидеть в музеях, созданы в Древнем Риме: там резьба была особенно популярна.

Читайте также:
Hydroneer как очистить драгоценные камни

Разновидности глиптики

К глиптике принято относить камни, на которых вырезаны орнамент или какое-либо изображение. Кроме того, к термину относятся скульптуры из этого материала. Искусство резьбы на драгоценных камнях делится на 2 типа:

1. Камеи. Изображение на камне должно выступать над поверхностью. Большинство мастеров прибегают именно к такому способу. Камеи могут быть утилитарными и декоративными. Первые представляют собой полезные предметы (чаши, кубки и пр.).

Вторые применяются в ювелирном деле и интерьере.

2. Инталии. Эта разновидность является противоположностью камеи, т. е. изображение должно выглядеть так, как будто его вдавили в поверхность камня. Изначально его использовали в качестве печатей и форм для создания рельефных изображений на глине, воске.

Многие задаются вопросом, какая разновидность глиптики является древнейшей техникой резьбы по драгоценным камням. Ответ на этот вопрос дать сложно, однако можно с уверенностью сказать, что инталии длительное время были более популярными.

Из них часто делали печати, многие из которых были обнаружены в Египте. Среди древних камей выделяются скарабеи и древнегреческие геммы, изображающие богов и различных мифологических персонажей.

Существует такое понятие, как «твердородная резьба». Многие специалисты считают ее 3 разновидностью глиптики. Она подразумевает обработку самых твердых камней по шкале Мооса (обычно от 6 баллов).

Популярные материалы

Камни, которые используют для глиптики, принято называть «геммы». Изначально под этим словом подразумевали только камни, имеющие неоднородную окраску. Например, многие образцы древнейшей резьбы по драгоценным камням сделаны из сардоникса. Однако сейчас так часто называют любой материал, применяемый для резьбы.

Не существует строгих ограничений по выбору минералов, но важно понимать, что чем тверже материал, тем сложнее будет с ним работать. Мастера нередко отдают предпочтение следующим камням:

  • сардоникс;
  • агат;
  • рубин;
  • горный хрусталь;
  • яшма;
  • серпентин;
  • гематит;
  • сердолик;
  • ангидрит;
  • халцедон.

Художественная резьба также отлично смотрится на мраморе, кости, лазурите и янтаре. Профессионалы чаще всего придерживаются классического стиля и используют только белые, черные или прозрачные камни. Люди, не имеющие большого опыта, в свою очередь, нередко отдают предпочтение яшме, т. к. она относительно легко поддается обработке.

Славянский Интернет-магазин 486

Глиптика

Технология работы и необходимое оборудование

Специалисты прибегают к разным методам резьбы. Многие применяют специальные инструменты, позволяющие ускорить работу. Однако, несмотря на все минусы, некоторые придерживаются древнейшей техники резьбы по драгоценным камням.

Мастера глиптики отмечают, что оборудование, используемое для резьбы, может сильно варьироваться. Инструменты принято делить на 3 вида:

1. Для начинающих. Сюда относят мягкие молотки, набор напильников, различные трафареты. Также обязательным считается наличие плоского и зубчатого долота.

2. Ручные. Это гравировальный скальпель, шпунты, инструмент для создания чертежей. Для резьбы по цветным и драгоценным камням часто применяют стамески, твердосплавные спицы.

3. Механические. К виду относятся сверла, шлифмашинки, фрезы, граверы. Также можно использовать пневматическое зубило и бормашинку.

Нужно обратить внимание на то, что большая часть минералов имеет высокую твердость, а потому их нельзя поцарапать обычными металлическими инструментами.

Для резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях необходим абразив из алмазной крошки. Кроме того, если изображение наносят на стену или большие камни, то процедуру осуществляют с помощью:

  • кирки;
  • отбойного молотка;
  • кувалды;
  • болгарки;
  • стамесок;
  • киянки.

Для заготовки используется минерал, размер которого в 2 раза превышает размер предполагаемого изделия. Недопустимо использование материала, покрытого большим количеством трещин. Маленькие повреждения можно заклеить эпоксидной смолой.

Далее делают набросок на бумаге. Большинство специалистов рекомендуют также сделать изделие из пластилина, чтобы впоследствии сравнивать его со своей работой.

Можно ли заниматься глиптикой в домашних условиях
Развитие технологий позволяет любому желающему заниматься этим необычным типом искусства прямо в доме. Независимо то того, какая техника резьбы по драгоценным камням была выбрана, важно всегда соблюдать правила безопасности. Для работы понадобятся:

  • защитные очки;
  • респиратор;
  • перчатки.
Читайте также:
Что за камень цирконий он драгоценный

Все перечисленное необходимо для того, чтобы избежать попадания пыли в глаза и легкие. Также для ее осадки рекомендуется применять пульверизатор с обычной водой. Геммы принято класть на мешочки, наполненные чем-то сыпучим (в большинстве случаев песком).

В качестве материала новичкам рекомендуется использовать мягкие минералы. Наилучшим вариантом станут алебастр, известняк, стеатит. Обрабатывать такой неприхотливый материал можно как с помощью ручных, так и с помощью механических инструментов.

В дополнение перечисленные камни доступны по цене. В домашних условиях также возможна художественная резьба по кремнию, кости, агату и многослойной яшме.

Следует учитывать, что искусство резьбы на драгоценных и цветных камнях не без причины малопопулярно. Оно по-прежнему сложно для освоения, а всего одна небольшая работа может затянуться на месяцы. Кроме того, даже маленькая ошибка нередко становится причиной провала. Для глиптики важно иметь не только достаточно финансовых средств, но и терпения.

Перед тем, как начать заниматься резьбой, мастера советуют попробовать себя в создании фигурок и скульптур из глины, пластилина. Это позволит не только ускорить работу, но и снизить риск возникновения серьезных отклонений от чертежа или шаблона. Кроме того, лепка из глины помогает быстрее разобраться в анатомии.

Источник: magedel.ru

Искусство глиптики — резьба на цветных и драгоценных камнях

Созидательная дружба человека и камня насчитывает многие тысячелетия. Вначале камень был оружием. После, грубо обтесанный, стал орудием труда. И тут же, попав в руки отдыхающего от опасностей охотника, сделался объектом выражения художественного осмысления мира.

появления глиптики

Фигурки, выточенные из камня, одновременно с наскальными рисунками стали первыми произведениями образотворческого искусства.

Нет ничего удивительного в том, что для создания резных украшений человек выбирал (и поныне выбирает) наиболее красивые камни.

Цветные минералы, прозрачные и полупрозрачные кристаллы, метаморфические горные породы высокой эстетической ценности добываются и доставляются в мастерские художников на протяжении всего срока существования человеческой цивилизации.

От греческого «glypho», означающего процесс углубления, вырезания, произошел термин «глиптика».

История появления глиптики и интересные факты

История появления глиптики и интересные факты

Умением вырезать на каменных поверхностях прославились многие народы мира. Особенно преуспели в освоении искусства древние египтяне. Геммы, созданные ими, пережили тысячелетия, смогли сохраниться для потомков. Чаще всего египтяне вырезали изображения на печатках. Их украшали образом почитаемого жука скарабея в основном из лазурита.

В современном столичном музее выставлены экспонаты резных камней древнейших государств. Многим из них более 5 тысяч лет. Чаще это фигурки людей, животных и надписи, вырезанные на каменных валиках в форме цилиндра.

Изумительной первозданной красотой отличаются изделия итальянских и древнегреческих мастеров. Произведения олицетворяют искусство глиптики с удивительным сочетанием тонов минералов и совершенной резьбы. Каждая работа по-своему совершенна. Это может быть полностью завершенная графически статуэтка или мягкая, животрепещущая композиция.

Долгое время древние люди использовали только один вариант гемм – инталии. Их создавали в мягкой глине или воске. Начиная с эпохи эллинизма, попутно с печатями-инталиями, авторы стали создавать рельефные произведения искусства – камеи. Это были как цветные камеи, приближенные к живописным картинам на камне, так и простые рисунки в одном цвете из разряда графических.

Технология и оборудование: секреты создания шедевров

Технология и оборудование

Геммы в цветном и графическом варианте делали с помощью простых установок. Это были обязательные станки с приводом, резцы и абразивы для шлифовки минералов.

Главная сложность заключалась в кропотливой работе с миниатюрными камнями и точном копировании изображения. Инталии с абразивным материалом и углублениями постоянно очищали, экспериментировали с пробными оттисками.

Все это занимало много времени и требовало колоссальных затрат сил и терпения. Результат стоил потраченных усилий – картины и символы на поверхности твердых минералов смогли противостоять времени. Многие из них дошли до нашей эпохи, причем без малейших изменений внешнего вида.

Читайте также:
Как растаможить драгоценные камни

Эволюция искусства резьбы по камню

Кроме древней Греции, Египта и Италии искусство глиптики активно осваивали на Кипре, Хиосе и нескольких других островах.

Определенных успехов добились жители западного побережья Малой Азии. В древности люди пользовались печатками с изображениями для заверения документов и не только.

Печатка нашла применение в хозяйстве. С ее помощью опечатывали входы в дома, кладовую или погреб. По действующему в те времена закону Солона, резчики не имели права хранить копии изготовленных под заказ печатей. Профессия эта высоко оплачивалась и считалась престижной.

Апогея развития античная глиптика достигла во времена греческой классики. В этот период мастерам удалось достичь максимального совершенства. Работы были выполнены максимально точно, передавали глубокую человечность образов и подчеркивали природную красоту камня.

Постепенно геммы становились крупнее, расширялись сюжетные линии. Вместо жука скарабея на печатках стали изображать львов, сирен и сатиров. На место архаическому штриховому обрамлению пришли оригинальные узоры и орнаменты, появились второстепенные персонажи.

Любимые камни для основы у мастеров прошлых лет – различные вариации кварца, начиная от горного хрусталя и голубого сапфирина и заканчивая халцедоновыми ониксами и яшмой.

Гемма – самое интересное

Гемма

На начальном этапе развития искусства резьбы по камню рисунки были максимально простыми, причем это касалось как исполнения, так и сюжета. Чаще всего это были примитивные фигуры из жизни людей.

Называли произведения геммами. Со временем они эволюционировали настолько, что стали настоящими шедеврами искусства. Усложнилась работа, сюжеты стали более полными, линии – четкими, фигуры – объемными.

Интересные изменения стали появляться в произведениях в зависимости от места, где над ними работали. Так, например, греки делали акцент на изготовлении цветных гемм, мощной сюжетной линией и четко прописанных деталях.

Римляне уделяли особое внимание четкости линий. Они использовали только два цвета, но с особенной тщательностью прорабатывали мелкие детали и сложный сюжет. Китайцы отдавали предпочтение ониксу в качестве основы для резьбы, применяли также и нефрит.

Их произведения это:

  • фигурки животных;
  • миниатюры из жизни;
  • лики Будды.

В средневековье китайские геммы считались священными. Многие выбирали камни с резьбой в качестве талисмана.

Инталия как стиль глиптики

Инталия как стиль глиптики

Еще одно направление глиптики – инталия. Авторами его стали древние греки. Мастера практиковали особую технику резьбы по дереву с изготовлением вогнутых рисунков. Как уже упоминалось, большая часть изделий имели прямое назначение: ими пользовались как печатями, носили в качестве украшения, подчеркивающего статус.

Иметь инталию для семьи считалось очень важным. Драгоценный камень с изображением герба или скарабея хранили и передавали по наследству. Картинки на камне изображали в зеркальном изображении, преимущественно на голубом сапфирине, яшме или ониксе.

Камея – изящная и высокохудожественная техника

Камея – изящная и высокохудожественная техника

Из всех техник глиптики камея наиболее сложная в исполнении. Ее осваивали мастера, уже владеющие техникой резьбы на высоком уровне с опытом работы с натуральными камнями и безупречным чувством стиля. Настоящая камея выполнена настолько искусно, что кажется будто она излучает свет.

В русском музее сегодня хранится известное произведение искусства – Гонзаго. Для сюжета мастера камеи выбирали древние картины или портреты известных личностей. Почти все камеи – это две стороны. Первая – светлая с изображением, которое постепенно переходит в темный фон.

Для изготовления камеи чаще всего выбирают агат, иногда сочетают камень с металлами. Агаты обладает достаточной твердостью для того, чтобы обрабатывать его на станке, а отличные по оттенку цвета открывают больше возможностей и упрощают работу в целом.

На изготовление одной камеи может уйти несколько лет, поэтому готовые работы продаются по очень высокой цене.

Читайте также:
Black desert добыть валун с драгоценными камнями где найти

Глиптика и технические нюансы

Огромная сложность даже для опытного мастера – необходимость учитывать изображение в зеркальном виде. Чтобы контролировать процесс поверхность нужно постоянно очищать, проверять пробными оттисками.

Своими руками подобное произведение глиптики сделать крайне сложно, даже имея навыки и опыт работы с камнем. В наши дни это ремесло освоили немногие, от того конечные изделия имеют еще более высокую стоимость.

Подробнее о сюжете

Особенность глиптики в постоянной эволюции, начиная от техники и заканчивая сюжетными линиями. За все время создания изделий, на них успели изобразить картины духовной и материальной жизни.

Мастера с удовольствием упражнялись в нанесении на камень сцен:

  • религиозного характера;
  • из литературы;
  • политических и религиозных;
  • театральных;
  • бытовых.

Потомки жителей античного мира благодаря труду и умению мастеров имеют возможность в наши дни заглянуть за завесу жизни предков.

Глиптика дома своими руками: сложности и возможности

В наши дни есть еще мастера, готовые освоить искусство глиптики и даже добавить в него нечто новое. Дома в небольшой мастерской тоже можно создавать шедевры. Это непросто и потребует времени, но возможно. Для упрощения работ лучше использовать современные станки.

Это могут быть ультразвуковые и электромагнитные установки. Новые модели оборудования для работы с камнем компактные и удобные в использовании, способны уместиться на третьей части стола.

Так же, как и раньше самый подходящий камень для освоения искусства глиптики – это агат. Многослойность минерала хорошо использовать для игры с тонами. Например, первый слой подойдет для основной картинки, второй для фона и третий для мелких деталей. Альтернатива агата – тоже многослойные яшма и кремний. Для реализации смелых решений используются и другие породы.

Для качественной резьбы по камню в домашних условиях понадобится несколько вариантов боров:

  • с крупным абразивом для очистки крупных частей;
  • со средним абразивом для детальной обработки;
  • с мелким абразивом для отделки мелких элементов;
  • тонкозернистые – для финишной шлифовки.

Обработка проводится по традиционной схеме, основы которой дошли до нашего времени от мастеров предыдущих поколений. Допускаются индивидуальные дополнения. Начинают процесс с создания и продумывания в деталях изображения. Необходимо подобрать такую картинку, которая будет гармонично смотреться на подготовленном драгоценном камне. На следующем этапе разрабатывается модель изображения из пластика и только после этого переходят к резьбе.

На каждом из этапов можно работать дома своими руками. Главное правильно подготовить материал, выровняв поверхность, обозначить контур изображения несмываемой краской, обточить камень на планшайбе.

Обтачивание до глубины фона с использованием обдирочных боров – важный момент для проработки рельефных линий. Мелкозернистые боры понадобятся для выделения мелких элементов, шлифования и полировки на заключительном этапе.

Глиптика на кости – что это и как делают

Глиптика на кости

Когда говорят о глиптике, действительно чаще всего имеют ввиду резьбу по драгоценному камню. На самом деле искусство создания композиций на твердых поверхностях не ограничивается использованием минералов.

Резьба актуальна для декора кости и даже морских ракушек. Вырезать на кости научились в свое время еще древние греки, они использовали изделия с рисунками в качестве печатей и элегантных украшений.

Узнали много интересного о глиптике прошлого и настоящего? Поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях.

Источник: vseprokamni.ru

Художественная резьба по камню

Золотое кольцо

Красивые минералы привлекали взоры раньше и продолжают делать это сейчас. Человек во все времена старался найти чудесным драгоценным камням более широкое применение. Достаточно древним применением драгоценных камней является глиптика (от греческого glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы по камню. Этим искусством в древности увлекались практически все народы мира.

Вырезанную из камня фигурку или изображение на плоскости самоцвета называют ГЕММОЙ . Умелые мастера создавали настоящие маленькие шедевры, некоторые из которых дошли и до наших дней. Существовало два типа гемм — выпуклые изображения на камне или же углубленные. Они носят названия камеи и инталии . Те геммы, которые сегодня хранятся в музеях — настоящие произведения искусства. Все они совершенно уникальны, так как глиптика — ручная работа, и древние мастера вкладывали в свои произведения душу.

Читайте также:
Какой драгоценный камень может защитить от колдовства

Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Гемма может быть вырезана из сердолика, сардоникса, агата, гематита, аметиста, янтаря, яшмы, топаза или горного хрусталя.

ГЛИПТИКА. КАМЕЯ.

Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II). Сардоникс, серебро. Александрия. III в. до н. э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II).

Сардоникс, серебро. Александрия. III в. до н. э.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея Клавдия. Пятислойный оникс, оправа золото. Ок. 49 г. н. э. Вена, Музей истории искусств

Камея Клавдия.

Пятислойный оникс, оправа золото. Ок. 49 г. н. э.

Вена, Музей истории искусств.

Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание

Афродита с орлом. Оникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж

Голова Зевса из Олимпии.

Сердолик. 2-я четверть II в. до н. э.

Берлин, Государственные музеи,

Античное собрание.

Афродита с орлом.

Оникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж.

Дионис на колеснице, запряженной кентаврами. Сардоникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж

Суд над Орестом Сардоникс. I в. до н. э. Государственный Эрмитаж

Дионис на колеснице, запряженной кентаврами.

Сардоникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж

Суд над Орестом.

Сардоникс. I в. до н. э.

Санкт-Петербург,

Государственный Эрмитаж.

Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса». Сардоникс, III в. до н. э. Оправа (золото, эмаль) — XVIII в. Париж, Национальная библиотека

Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса».

Сардоникс, III в. до н. э.

Оправа (золото, эмаль) — XVIII в.

Париж, Национальная библиотека.

ГЛИПТИКА. ИНТАЛИЯ.

Инталия от камеи отличается тем, что изображение на ней вогнутое. Линии словно уходят внутрь камня. Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Ведь инталия имела не только эстетическое назначение, но и часто использовалась как печать, оставляющая зеркальный оттиск на глине или воске.

Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. У каждого состоятельного человека была инталия с собственным профилем или фамильным гербом.

Глиптика продолжает свое развитие и сейчас, применяя новейшее оборудование и сохраняя древние традиции. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи.

сеп3

Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей

Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний.

Неаполь,

Национальный археологический музей.

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. IX век, Париж, Национальная библиотека (кабинет медалей)

Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита.

IX век, Париж, Национальная библиотека (кабинет медалей).

Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя)

Инталия. Бюст Птолемея III,

Египет, Александрия.

III век до н.э., сардоникс, золото (оправа — поздняя).

Древняе Золотое кольцо - печать. Инталия

Древняе Золотое кольцо — печать. Инталия.

Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества.

Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Иногда гемма может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. В них так или иначе нашли отражение все стороны духовной и материальной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и быта.

Глиптика развивалась и двигалась вперед вместе с человечеством. Гемма из древней Греции была многоцветной, живой, с большим количеством деталей и второстепенных персонажей. Римская гемма соответствовала своей эпохе: два цвета, сухие линии и воинственные сюжеты. Китайская глиптика была сосредоточена на объемной резьбе по камню.

Из нефрита и оникса вырезались фигурки Будды, священных животных и целые сценки из жизни. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Источник: zorca.ru

Рейтинг
Загрузка ...