Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать) филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Примеры употребления слова скань в литературе.
Прибыл Довмонт Плесковский, уже прославленный ратной удачей и необычной судьбою: литовский князь, принятый и окрещенный плесковичами, он водил плесковские рати на Литву и немцев, славой побед, как златокованной сканью, украсив имя свое и своей новой отчины, Плескова.
Пламя свечей отражалось и в жженых золотом узорах на кружевной железной оковке дубовых и кипарисовых сундуков, золотило изразчатую муравленую печь и украшенную самоцветами скань древних окладов небольшой палатной божницы.
В музее Троице-Сергиевой Лавры большевистская комиссия изъяла для продажи за границу 109 шедевров русского искусства, в том числе 48 серебряных с золочением окладов икон, из них 4 оклада, украшенные жемчугом, бриллиантовыми звездами и цветными драгоценными камнями, 5 серебряных рамок и 2 ризы с икон, отделанные чернью, сканью, чешуйчатой эмалью и жемчугом, 3 серебряных с золочением оклада с Евангелия, 14 чарок, 6 лжиц, 6 напрестольных крестов и 4 лампады из старинного серебра, серебряный золоченый потир с изумрудами и сапфирами.
Технологии русского ювелирного искусства
Сканью украшались колты, перстни, дорогие переплеты книг, оправы кубков, пластинчатые пояса и проч.
Скоро в сарае, наспех освобожденном от бочек и мешков, начинает яро взлетать земля, куда опустят коробьи с зерном и справою, портна, ордынский сундук с дорогим узорочьем, многоценными портами, серебром, сканью и зернью.
Дарил мехами, сукнами и паволоками, узорной кованью, сканью тверских и владимирских мастеров, розовым новгородский жемчугом.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Древнерусская ювелирная техника в которой ювелирные изделия украшаются с помощью
Недавно был обнародован ТОП-25 народных российских ремесел. Несмотря на все рейтинги и топы продолжаете считать промыслы пережитком старины и лубком? Вглядитесь в эти произведения искусства: спорим, вам обязательно захочется обновить интерьер? Или хотя бы прикупить пару-другую новых серег!
Абашевская игрушка
Абашевские игрушки — это свистульки, изображающие сказочных животных. Удлиненное туловище и длинная изящная шея, чешуйки и многоярусные рога, яркие цвета: красный, синий, зеленый — вот приметы, по которым вы узнаете работу гончаров из Абашево.
Игрушечный промысел возник в середине XIX века в селе Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (сейчас Спасский район Пензенской области), жители которого занимались изготовлением глиняной посуды. Часть сельчан были староверами. Это отразилось на творчестве мастеров: к примеру, у одного из постоянных персонажей — золоторогого оленя — есть многоярусные рога, напоминающие лестницу. Так выразили гончары старообрядческий религиозный мотив: лестницу к Богу.
Что ждёт казахстанских производителей ювелирных изделий? | Промышленность
![]() |
![]() |
![]() |
Кроме оленей, постоянные герои абашевской игрушки— это петухи, павы, собаки, козы, лошади, офицеры, барыни, фантастические существа (наполовину люди, наполовину животные), а также… городовые. Поскольку староверы отрицали институты государственной власти, сатиру на их представителей стали выражать в промысле. Так устойчивым персонажем стал городовой с взятками — двумя петухами под мышками.
Секреты промысла передавались от отца к сыну, существовали целые династии мастеров абашевской игрушки. После революции в 1930-е годы в Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Спасске (бывшем Беднодемьяновске) открылась керамическая фабрика. Сегодня там действует ЗАО «Абашевская керамика», которое награждено дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Богородская игрушка
Даже если название вам незнакомо, вы наверняка видели раньше движущуюся игрушку «Кузнецы»: фигурки мужика и медведя поочередно бьют по наковальне. Это, наверное, древнейший образец богородской игрушки, ставший её символом. «Кузнецам» уже около 300 лет.
Промысел возник в селе Богородское, расположенном в Сергиево-Посадском районе Московской области. Историки считают, что зародилась резная богородская игрушка в XVII—XVIII веках, а окончательно сформировалась к концу XVIII — началу XIX веков.
Персонажами игрушек стали герои народных сказок: работящий мужик, простоватый медведь, домашние животные и птицы. Классическая богородская игрушка, как правило, вырезана из мягких пород дерева, но не окрашена. Её особенность — интерактивность. К подвижным деталям на нитке крепится деревянный шарик. Если его покрутить, игрушка начинает ритмично двигаться: курочки по очереди клюют зернышки, медведь рубит топором, кот удит рыбу.
Источник: nazaccent.ru
Презентация на тему Ювелирное искусство Древней Руси
Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
- Главная
- МХК
- Ювелирное искусство Древней Руси
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Ювелирное искусство Древней Руси
Слайд 2Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой
европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
Слайд 3В те далекие времена наша страна испытывала влияние сразу нескольких
развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской).
Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы
Слайд 4Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха».
Слайд 5
На одной стороне изображен архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны
от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги
рабу своему Василию».
На другой стороне изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке
Слайд 6Это был подлинный христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и
сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время
украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне, скорее всего, княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города.
Слайд 7Восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были
литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки,
стеклянные браслеты и, конечно же, бусы.
Слайд 8Самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца
вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным
уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
Слайд 9У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был
свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения
Височные кольца радмичей
Височные кольца вятичей
Слайд 10Горожанки XI-XIII вв. больше всего любили колты — парные полые
золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к
головному убору.
Слайд 11
Слайд 12Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению
некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав
олова, меди, серебра, серы и других составных частей.
Слайд 13Часто археологи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болезней,
бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки
конских голов, к которым цепочками крепятся «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.
Слайд 14Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие
ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были
угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.
Источник: theslide.ru