Древняя ювелирная техника в которой ювелирные изделия

История украшений
09:46 pm February 22nd, 2007

Ювелирное искусство древней Руси

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало
европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
За долгие века оно было забыто. Однако усилиями
отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения
древних мастеров обрели новую жизнь.
Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений,
созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную
модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама.

Ювелирные изделия древних славян! Как делали свои украшения вятичи?

Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей.

Как устроено производство ювелирных изделий. Ювелирный бизнес плюсы и минусы. Бизнес-План

Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты — парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы.

В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси.

Читайте также:
Что по весу тяжелее свинца

Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов.

Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад.

Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка.

Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения.

Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно.

Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем.

Не менее часто археологи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

Киев, XII в.
Золото; ковка, эмаль перегородчатая
Источник

Колты с парными птицами.
Лицевая сторона. XII в.

Колты с парными птицами.
Оборотная сторона. XII в

Колты. Лицевая и оборотная стороны.
Конец XI в.

Источник: jewellery-hist.livejournal.com

Ювелирное искусство древней руси

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудро­го и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посе­щавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усили­ями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в вит­ринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глу­бокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземца­ми: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скан­динавии принесли в русские земли топкое языческое искусство эпохи ви­кингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущест­венной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого

Читайте также:
Бижутерия своими руками для мужчин

Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.

Финифтяные изображения князей

Бориса и Глеба на окладе Мстиславова

Евангелия (XII в.) и на древних бармах,

найденных близ Старой Рязани (XII—XIII в.).

государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варвар­ской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой антич­ности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохра­няла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творче­ской фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секре­тов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годи­ну Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их пра­вителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. нача­лось его медленное возрождение.

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточ­ные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В мо­де были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из се­ребряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цвет­ного стекла, горного хрусталя, сер­доликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним приве­шивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), ук­рашенные тонким орнаментом: не­виданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, кото­рые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными укра­шениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к голов­ным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каж­дого восточнославянского племе­ни, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип ви­сочных колец, непохожий на такие же украшения соседей.

Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, на­поминающую завиток или сплю­щенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лу­чей, заканчивавшихся каплевидны­ми утолщениями. На височных коль­цах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лу­чей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI—XIII вв. больше всего любили колты — парные по­лые золотые и серебряные подвески,

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Лицевая сторона.

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Оборотная сторона.

Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.

Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.

Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от­личаются удивительным совершен­ством формы. В 1876 г. близ дерев­ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой мас­сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име­нуется зернью; она пришла из Скан­динавии и была широко распро­странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви­валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов­ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук­рашений XI—XII вв., в том числе па­ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо­бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо­бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав­ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в

Читайте также:
Какой иконой благословляют молодых родители жениха

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка.

Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения.

Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно.

Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели­гиозных культов. Сохранилось мно­жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час­тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео­логи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болез­ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи­гурки конских голов, к которым це­почками крепятся «бубенчики», вы­полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво­ном бубенчики должны были отго­нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус­ского ювелирного искусства получи­ли огромную известность. О них пи­шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо­номаха».

Это чеканный золотой ме­дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра­жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья­вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на­правлена молитва на греческом язы­ке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять вла­дельца гривны от дьявольских коз­ней.

Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на­стоящий христианский амулет про­тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви­ков заимствованы из Византии; в до­монгольское время украшения по­добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер­соне скорее всего княжеского про­исхождения. Стоимость этой дра­гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале­ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслеты с изображением

фантастических животных и ритуальных

сцен. XII в.

Государственный Русский

музей, Санкт-Петербург.

Браслет с изображением

животных. XII в. Государственный Исторический музей, Москва.

Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Читайте также:
Елка из жемчуга своими руками

Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежа­ла Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известней­ший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оста­вил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров.

В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охо­тясь невдалеке от Чернигова, он об­ронил драгоценную гривну, донёс­шую до потомков работу искусных киевских мастеров.

ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ

Абсолютное большинство памятни­ков ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежав­ших древнерусским умельцам золо­того и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для

ювелирного ремесла принадлеж­ности. Однако история не сохрани­ла имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих твор­цах. Так, кратеры — драгоценные се­ребряные чаши для святой воды, со­зданные в средневековом Новгороде XII в., — несут на себе надписи, в ко­торых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просве­тительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спас­ский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драго­ценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеря­ны, но известно, что их насчитыва­лось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображени­ем святых. Имя каждого святого

ШЛЕМ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА

В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля вы­ставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь се­ребряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На на­кладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком ху­дожественном уровне.

История самого шлема связана с важны­ми политическими событиями. В 1216 г. на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати — новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжест­вам половины Руси.

Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, были уверены в побе­де. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись дос­пехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасе­ния в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеж­дённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.

Источник: studfile.net

Раскрытые тайны древних ювелиров

Раскрытые тайны древних ювелиров

На Ближнем Востоке и в Египте также широко применялось листовое золото и серебро – фольга. Фольгой покрывали самые различные предметы – как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея фольгу прикрепляли к изделиям из бронзы, меди и серебра.

При этом золотое покрытие защищало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревянную мебель, прикрепляя ее с помощью маленьких золотых заклёпок. Тонкие золотые листы приклеивали к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки.

Непревзойденными мастерами Древнего мира в области ювелирных технологий являются этруски. Территорией их расселения было западное побережье Апеннинского полуострова – район современных Тосканы и Лацио. Политически Этрурия представляла собой федерацию 12 самостоятельных городов-государств.

Читайте также:
Какую речь говорят в загсе

Искусством, в котором этруски, безусловно, опередили свое время, является зубоврачебная техника. Археологические находки рассказывают, какими изобретательными были древние дантисты. Для протезирования они использовали обточенные зубы телят и волов, а также вырезали протезы и коронки из кости, крепя их крошечными золотыми крючками.

Этрусское изобретение – мосты – выполнялись из очень мягкого золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы. Интересно, что все известные челюсти, над которыми потрудились древнейшие из дантистов, принадлежали женщинам. Некоторые эксперты полагают, что золотые протезы могли подчеркивать положение их владелиц в обществе. Изящная форма некоторых мостов свидетельствует о том, что дантисты преследовали не только восстановительные, но и косметические цели.

Всеобщее восхищение вызывают так называемые гранулированные (зерненые) украшения этрусков. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными зернью – тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм) золотых шариков. Ни у одного другого народа гранулированные изделия не достигали такой высокой степени совершенства.

К концу 1-го тысячелетия искусство изготовления подобных украшений было утеряно. Только в XIX в. исследователи предприняли попытки восстановить секреты техники, но безрезультатно. Долгое время не могли объяснить, как можно прикрепить золотую крупинку к медному основанию, не расплавляя ее при этом. Если бы крупинка расплавилась, капля жидкого золота растеклась бы по меди. При охлаждении растекшаяся капля приварилась бы «намертво», но был бы утрачен изысканный внешний вид изделия.

Секрет был раскрыт только в 1933 г. Технология оказалась далеко не простой. Наиболее реальной представляется следующая версия: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали.

Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь, и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав. Температура плавления чистого золота равна 1063 °С, а сплавы золота с медью плавятся при более низких температурах.

Например, при 910 °С плавится сплав, состоящий из равного количества атомов золота и меди. Именно это обстоятельство является ключевым для разгадки секрета ювелиров Этрурии. Они повышали температуру до тех пор, пока расплавлялась только зона образовавшегося сплава, а сами золото и медь оставались в твердом состоянии.

При последующем охлаждении расплав затвердевал, и золотая крупинка, практически не потеряв сферической формы, приваривалась к основанию из меди. Этот процесс одновременно происходил во всех крупинках, и весь приклеенный к папирусу узор оказывался как бы «сведенным» (по аналогии с переводными картинками) на медь. Папирус при столь высокой температуре сгорал дотла, и изделие было готово. Медь окислиться не успевала, так как процесс происходил достаточно быстро и значительную часть кислорода принимал на себя при сгорании папирус.

Секрет изготовления самих золотых шариков, применявшихся для зернения, был открыт еще позже – в 1992 г., когда удалось выяснить и доказать на практике (эксперименты были проведены в городе Мурло в Тоскане), что этрусские ювелиры сначала разрезали золотую проволоку на крошечные сегменты, которые затем смешивались с угольной пылью и нагревались в глиняных тиглях до 1100 °С – температуры, при которой зернышки золота начинали приобретать сферическую форму. Охлажденное содержимое высыпалось из тигля, уголь размывался, после чего зернышки сортировались по размерам.

Источник: metalspace.ru

Рейтинг
Загрузка ...