Древо Жизни
Хеттское название древа жизни (eia), восходит к тому же источнику, что и рус. «ива» или герм. название тисса (ср. древневерхненемецкое iwa, др.-исл. эr). Все названия древа жизни родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений — юности и долголетия (века):
- ср. греч. aion, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»;
- лат. aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»;
- juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса);
- др.-инд. ayus, «жизненная сила» и т. д.
Характерно, что имя Евы, из-за которой было утрачено древо жизни и которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски «жизнь
Один из вариантов образа древа мирового. Древо жизни актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла. Нередко Древо Жизни способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь — смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Древо Жизни.
Оберег «Дерево жизни».
Поскольку в мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни (от рождения к максимальной стадии роста — цветению и плодоношению), её наиболее наглядный образ обнаруживается в растительном мире, а именно, среди деревьев, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т. п.). В древе жизни, в самой его сердцевине или связанной с ним серии объектов, упрятаны (последовательно спрятана) жизнь и её высшая цель — бессмертие. Подобные представления в мифологических текстах характерны и для древа смерти (ср. в сказках о Кащее Бессмертном: «на море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть»). Но смысл бессмертия, связанного с древом жизни (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передаётся во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила.
Наиболее известный образ древа жизни представлен в ветхозаветной книге Бытия. Некоторые уточнения образа древа жизни могут быть получены из описания часто смешиваемого с ним древа познания добра и зла.
Очевидно, что первоначальный образ такого дерева в древней ближневосточной традиции предполагал схему, близкую к описанию дерева хулуппу в шумерской версии сказания о Гильгамеше. Трёхчленность древа жизни как варианта мирового древа характерна для многих традиций, при этом каждая его треть может быть связана и с темой смерти (Ср. Чхандогья-упанишада VI, 11, 1-3).
Однако основная идея древа жизни связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нём. Носителями жизненной субстанции выступает само древо и его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни, достигаемой через смерть), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители древа жизни.
Таро на Древе Жизни
Часто древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или по крайней мере как его обиталище. В некоторых архаичных традициях древа жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы. В одном из хеттских ритуальных текстов говорится, что с деревьями спал лев, спал леопард, «медведь на них вскочил»; ср. о прелюбодействе с деревом в Иерем. 3, 9. В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях древа жизни поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»). Ещё более распространены композиции, в которых у древа жизни стоит женское божество с материнскими функциями (ср. изображение матери Будды Майи у ствола дерева ашока). Тесно связан с древом жизни цикл текстов, в которых фигурируют:
1) женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве); 2) напиток (или пища) жизни (молоко богини жизни, нередко приравненное к соку, выделяемому древом жизни, живая вода или её варианты — вода глубин, материнские воды и т. п., мёд, вино, кровь, семя, напиток бессмертия; плоды — райские яблоки, молодильные яблоки, золотые яблоки Гесперид, яблоки Идунн в «Младшей Эдде»), даваемый мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия; 3) разные варианты иерогамии, священного брака богини класса великих матерей (см. Богиня-мать) и божественного юноши, который умирает и воскресает.
В иерогамных сюжетах деревья, связанные с божествами плодородия, могут трактоваться как древо жизни. Ср. пары:
- Иштар — Таммуз (Таммуз уподобляется увядающему тамариску и иве),
- Афродита — Адонис (Адонис рождён Миррой, превращённой богами в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева),
- Исида — Осирис (связь Исиды с сикоморой и образ «прорастающего» Осириса, Осирис в ветвях виноградной лозы или в виде дерева-столпа, его гробница рядом с деревом или сквозь неё прорастающее дерево с душой Осириса на нём в виде феникса, зелёный цвет лица Осириса или его символ — т. н. джед, восходящий к образу дерева или связок тростников, вставленных одна в другую),
- Кибела — Аттис (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева).
При этом чаще актуализируется женская ипостась, но иногда (значительно реже) мужская оплодотворяющая сила. Ср. прежде всего разные образы «растительного» фаллоса вплоть до сильно эволюционировавших и стилизованных форм типа тирса Диониса и его спутников (ср. известное изображение Диониса в виноградной лозе или Диониса, выступающего из ствола дерева) в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой (ср. символическое значение шишек, хвои в конечном счёте — новогодней ёлки), или такие мифологические мотивы, как вырастание дерева или двух деревьев (как в случае Баты из древнеегипетской повести) из фаллоса или капель крови, пролитой из него (в качестве параллели ср. появление двух божеств из этой части тела бога Ра), или разные фаллические ритуалы, неизменно связанные с растительными атрибутами, символами и соответствующей фразеологией (расти, увеличиваться в объёме и т. п.). Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое — женскому, а также такие варианты двойных деревьев жизни, как мотивы двух тянущихся друг к другу деревьев на могилах влюблённых (образ посмертно продолжающейся жизни) или сотворения первой человеческой пары из двух деревьев (ср. в скандинавской мифологии оживление богами двух деревьев, откуда произошли Аск и Эмбля). Идея рождения жизни как некоего начала, присутствующая в образе древе жизни, содержится имплицитно в ряде вариантов мотива перворождённого дерева (рождающееся из мирового яйца -догоны; рождающее мировое яйцо — Египет).
Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает древо жизни. Ср. исключительно широко распространённый сказочный мотив AT 301: герой, победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду. В сфере ритуала образ древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса рождение — плодородие — смерть (ср. роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т. п.).
Во многих традициях соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни (персик бессмертия, растущий посреди даосско-буддистского Западного Рая), либо выпив влаги, полученной из этого Дерева (иранская хаома).
Древо жизни мифологически представляет жизнь во всей ее полноте, воплощает универсальную концепцию мира. Оно поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который поднимается по дереву из подземного царства (вода глубин). Образ такого чудесного дерева с сидящей на нем вещей птицей широко распространен среди времен и народов.
ИсточникДРЕВО ЖИЗНИ (TREE OF LIFE)
Древо жизни – образ смерти и бессмертия, а также невосполнимой утраты. За исключением четырех метафорических упоминаний в Притчах, о древе жизни говорится только в Книгах Бытие и Откровение. Древо жизни связывает сотворение мира с его грядущим воссозданием.
Древо жизни – одно из двух деревьев Едемского сада, имеющих конкретное название имени. Впервые оба этих дерева упоминаются в Быт. 2:9 , где сказано, что древо жизни стояло «посреди рая». Хотя эти два дерева и упоминаются вместе, по сути они отличались друг от друга. Запрет не распространялся на плоды древа жизни.
Мы снова встречаемся с указанием на древо жизни после грехопадения, когда мужчину и женщину изгоняют из рая ( Быт. 3:22–24 ). Название дерева указывает на его основное значение: это образ вечной или бесконечной жизни.
После того как Адам и Ева согрешили, Бог лишил их доступа к древу жизни, не в качестве наказания, но из сострадания, чтобы они не обрекли себя на бесконечную физическую жизнь в падшем мире. Помимо этого, отсутствие доступа к древу жизни означает утрату человечеством совершенства и блаженства вследствие своей греховности.
По определению смерть, которая, по предсказанию Бога, была наказанием за вкушение плода запретного дерева ( Быт. 2:17 ), исключала бессмертие, символизируемое древом жизни. Древо жизни – высший образ былого райского великолепия и потерянного рая, связанный с ностальгией и тоской по утраченному совершенству.
Но, если древо жизни – образ утраты и ностальгии по прошлому, это также и образ надежды, с которой Библия смотрит в будущее. Он снова появляется в конце Библии, в видениях Книги Откровение. В одном из посланий к семи церквам Дух обещает: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.
2:7 ). Это образ бессмертия и вечной жизни на небесах, награды для тех, чьи одежды омыты кровью Агнца ( Откр. 22:14 ; см. также Откр. 7:14 ), образ того, чего лишены не внимающие «пророчеству сему» ( Откр. 22:19 ).
В Откровении древо жизни – высший образ будущей славы и возвращенного рая. В последний раз оно появляется в последней главе Библии, в описании города-сада, кульминации небесных видений: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды. и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр. 22:1–2 ; см. также Иез. 47:12 ). После уничтожения смерти доступ к дереву будет восстановлен.
Между ссылками на древо жизни в книгах Бытие и Откровение несколько метафорических упоминаний о нем присутствует в Книге Притчей. Здесь мы читаем, что мудрость – «древо жизни для тех, которые приобретают ее» ( Притч. 3:18 ); что «плод праведника – древо жизни» ( Притч. 11:30 ); что «исполнившееся желание – как древо жизни» ( Притч. 13:12 ) и что «кроткий язык – древо жизни» ( Притч.
15:4 ). Здесь древо жизни становится общим образом благословения и совершенства, краеугольным камнем всего, что может только желать человек. Некоторые также отождествляют его с золотым Светильником скинии, символизирующим древо жизни. Светильник, с его вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в виде «миндального цветка с яблоками и цветами» ( Исх. 25:34 ), напоминал по форме стилизованное дерево и, по-видимому, дополнял другие образы, связанные с Едемом, внутри Скинии и Храма (см. АДАМ).
См. также: ДЕРЕВО, ЛИСТ, САД, СВЕТИЛЬНИК, СМЕРТНОСТЬ.
ИсточникДрево жизни — что это значит и как оно выглядит?
В мифологии различных народов и в религиозных традициях есть множество символов, характеризующих связь Бога с земными людьми, вымышленного мира с настоящим. Так, древо жизни – один из подобных элементов, характеризующих развитие жизни, почитание традиций и семейных ценностей, соблюдение заповедей. Для разных народов видение этого символа может отличаться.
Что означает древо жизни
Принято считать, что древо жизни это некий мифический символ, обозначающий связь между человеком, Богом, землей и небом. Он несет в себе глубокий смысл, понять который может не каждый человек. Вот некоторые трактовки древа жизни – как символа человеческой сущности:
- Оно может символизировать жизнь человека – от рождения и развития, до смерти.
- Древо жизни связывает Рай, Ад и повседневную жизнь людей.
- Может служить символом духовного развития человека.
- Плоды и листья на дереве могут иметь особое значение, например, символизировать здоровье.
- Как правило, древо изображается с густыми корнями и кроной, что придает ему массивный, полноценный, здоровый вид – это символ подобного состояния народа, а ветвистые корни – признак глубокого соединения с религией, прочная основа и некий фундамент для дальнейшего развития.
Рассматриваемый символ присутствует практически во всех религиях. Как выглядит древо жизни для каждой из них? В виде натурального дерева или схематично – в виде блоков, направленных от одного к другому. Наполнение данного понятия будет немного отличаться, но схожими будут его сущность и значение для верующего человека, независимо от вероисповедания.
Древо жизни в Библии
В Книге Бытия древо жизни в Эдеме представляло собой дерево, которое было посажено Богом. Оно росло в райском саду нарядом с деревом познания добра и зла. Вкушение его плодов обеспечивало вечную жизнь. Первым людям на земле – Еве, Адаму Бог запретил вкушать плоды дерева познания, нарушив этот запрет, они были изгнаны из рая, перестали пользоваться дарами древа жизни, тем самым лишив себя вечной жизни.
Также в Библии древо жизни символизирует следующие понятия:
- присутствие Бога;
- помощь Божию;
- немногословие;
- мудрость человека;
- соблюдение заповедей и церковных традиций.
Древо жизни в Исламе
В мусульманской религии есть свой подобный символ – Заккум – дерево, растущее посреди Ада, плодами которого вынуждены питаться голодные грешные люди. Что значит древо жизни в данном случае? Возможно, это символ расплаты за отказ от своего Бога и греховные дела.
В качестве наказания грешников ждет отвратительное, зловонное дерево, плоды которого будут разрушать организм человека. При этом людей не будет покидать чувство голода, что заставит их использовать Заккум в качестве постоянного источника пищи. Это будет своеобразным наказанием за ослушание перед религией и традициями.
Древо жизни — Каббала
Каббала – религиозно-мистическое учение в иудаизме. В виде совокупности десяти сфирот – основополагающих понятий данного течения – выглядит каббалистическое древо жизни. Сфироты рассматриваются как единое целое, что олицетворяет активность Бога, а каждая отдельная составляющая древа будет символом проявления божественного начала.
В подобном древе жизни отличают следующие части:
- срединный столп – символ нежности и равновесия;
- левый столп – строгость;
- правый столп – милосердие.
Часто срединный столп символизирует короткий путь отшельника, отрекшегося от мирской жизни. Для мирского пути предполагается прохождение всех 10 сфирот. В древе жизни каббалы отличие имеют свет и тьма, женское и мужское начало. Если рассматривать каждую сфироту, то выше нее будут располагаться женские свойства, а ниже – мужские.
Древо жизни — мифология
Как правило, древо жизни в мифологии представляет собой символ жизни, ее полноты. Часто оно является противоположностью образа смерти. В мифологических повествованиях жизненный цикл представлен с момента рождения до максимального развития, поэтому можно сравнить данный процесс с развитием дерева – с его посадки, постепенного укрепления корневой системы, развития кроны до периода цветения и появления плодов.
Древо жизни у славян
У славян- язычников есть предание — до появления суши на Земле было бескрайнее море, посреди которого стояли два дерева. На них сидели голуби, которые в определенный момент времени нырнули в воду и достали со дна камни и песок. Эти составляющие стали основой для земли, неба, солнца и луны посреди моря.
Возможно, согласно этой легенде славянское древо жизни стало символом создания мира и своеобразным его центром. Такой образ часто встречается в народных произведениях. Древо жизни в славянской мифологии иногда представляется в виде большого дерева, корни которого достают до самых глубоких слоев земли, а его ветви дотягиваются до неба и символизируют течение времени и окружающее пространство.
Древо жизни у скандинавов
В виде массивного ясеня представлено скандинавское древо жизни – Мировое дерево или Иггдрасил. Его отличительные особенности и символы:
- Ветки его касаются неба. Самая высокая своей тенью защищает обитель Богов.
- У древа жизни пышная крона, которая оберегает всех, кто расположен под ней.
- У него три корня, которые опущены в подземный мир, а далее расходятся к царству людей, либо к обители великанов.
- По скандинавскому повествованию три сестры – Настоящее, Прошлое, Будущее поливают древо водой жизни источника Урд каждый день, поэтому оно ярко зеленое и свежее.
- Как правило, у дерева Иггдрасил собираются Боги для решения важнейших вопросов, а на его ветвях живет мудрейший орел
- Наперекор любым испытаниям, дерево дает жизнь вселенной и убежище тем, кто остался в живых.
Кельтское древо жизни
Во времена господства кельтов существовала определенная традиция. Как только их племя занимало новую территорию, на ней выбиралось древо жизни кельтов. Такое дерево большого размера, в центре поселения являлось символом единства племени. Около него будущие вожди принимали верховную власть, получая разрешения свыше.
В целом, кельтский народ почитал деревья и принимал их за связующий элемент между небом и землей:
- земля – физический символ мира;
- Солнце на небе – главенствующий правитель;
- деревья – символ мудрости, передачи энергии от Солнца и его связи с земной поверхностью.
С древних времен древо жизни является олицетворением жизни, веры в Бога, связи земли и неба. В виде дерева изображают семейные поколения, что символизирует прочные традиции и связи в семье. Данный символ встречается в религиозных взглядах и мифологии многих стран – Китая, Скандинавского и Восточного регионов. Понимание его сущности будет полезным для развития духовной жизни человека.
Мистицизм – особое мировоззрение, опирающееся на иррациональное мышление. Все религии мира в основе содержат трансцендентный опыт сопричастности к Божественному. Мистик – человек, выбравший мистический путь познания себя и Вселенной.
Известны разные мифические существа, которые являются главными героями многочисленных легенд, а их за годы существования человечества накопилось немало. На их формирование влияло географическое положение, местные традиции и многие другие факторы.
Многими поэтами разных времен и народов воспевалась индийская богиня Кали – символ смерти и вечной жизни. Но не всем известно, что она символизирует еще и материнство, Солнце, Луну и огонь. Ей даже в 21 веке приносят кровавые жертвы в храме Дакшинкали, в чем не раз могли убедиться туристы.
В мифологии богиня правосудия, отвечающая за справедливость, именуется по-разному, но чаще — Фемида. Она символизирует закон и порядок. Вторая жена Зевса изображена с закрытыми глазами – символом беспристрастия, мечом, характеризующим воздаяние и весами, являющимися мерой правды.
Источник