Дуб как символ

Могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства . Тяжелая дубина, грозное оружие богатырей и гигантов, имеет самостоятельное символическое значение божественной силы и воинской доблести .

Дуб – король пейзажа

В мифологии разных народов царь–дерево ассоциировалось с верховными богами – громовержцами: греческим Зевсом, римским Юпитером, скандинавским Тором, славянским Перуном. Например, Прове, бога балтийских славян, во время религиозных празднеств почитали в священных дубравах. Йоль, кельтский дух леса, часто изображался в виде ожившего дуба.

Кельтский дух Йоль

Дубина, чья разрушительная и плодородная мощь ассоциировалась с силой грозы, являлась атрибутом кельтского бога Дагда, одетого в звериные шкуры и напоминающего греческого Геракла. Дубина Дагда была так тяжела, что нуждалась в специальных колесиках. У индуистского громовержца Индры ваджра, медная дубина с тысячью зубцов, символизировала плодородие .

Контрольний письмовий переказ. Дуб — символ незламної сили. 5 клас

В религии древних кельтов священным дубам и дубравам придавалось первостепенное значение. У кельтских жрецов, друидов, дуб олицетворял мировую ось и божественную мудрость . Само название «друид» происходит, по всей вероятности, от слова «dru» — «дуб».

Жрецы – друиды проводили особые праздники и обряды, посвященные культу священных дубов. К числу наиболее важных и таинственных относился обряд срезания с дуба ветви омелы, считавшейся панацеей от всех болезней и несчастий. Этот обряд, связанный с богом мудрости Белом, происходил в полнолуние. Облаченный в белые одежды друид приносил в жертву священному дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева, а затем специальным золотым серпом срезал с него ветвь омелы.

Обряд срезания омелы

Почитание священных дубов было распространено также и у древних евреев, и среди арабов. Первое отмеченное в Библии явление Бога Аврааму произошло именно у священного дуба, в Сихеме, где патриарх и возвел ему алтарь. Окруженная священными дубами легендарная могила Авеля, находившаяся на высоком утесе у реки Авали в горах Ливана, в течение многих веков служила местом паломничества для мусульман.

Источник: dzen.ru

Дуб как символ

Мамврийский дуб

Дуб — род деревьев семейства Буковые. Так как дуб может жить несколько сотен лет и обладает самой прочной древесиной, это дерево является символом мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы. В языческих культурах он олицетворяет верховных богов: в Греции — Зевса, в Риме — Юпитера, в Скандинавии — Тора.

Читайте также:
Какой камень для женского здоровья

В фольклоре и мифологических текстах дуб часто выступает образом мирового древа, олицетворяет Вселенную с ее тремя мирами (небесным, земным и подземным), а также ее центр. Обычно дуб связан с позитивными коннотациями и ассоциациями. Физические свойства дуба (мощь, крепость, размеры) характеризуют его как мужское дерево. Благодаря своей крепости и твердости дуб использовался в похоронной обрядности (из него делался гроб и намогильный крест). В мифах и сказаниях дуб и место вокруг него предстают как своего рода локус силы, где человек может восстановить здоровье, обрести сверхспособности и знания.

Дуб: Царь среди деревьев | Интересные факты про дуб

Как эмблему доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовую ветвь, дубовый венок, дубовую гирлянду) используют в военных знаках различия во многих странах. Дуб часто изображается в гербах городов и областей.

Символизм дуба в языческих традициях

Гравюра из издания: Pierre Mussard «Historia deorum fatidicorum, vatum, sibyllarum, phoebadum, apud priscos illustrium». Женева, 1675

Древние греки считали, что дуб появился на земле раньше всех деревьев и дал людям основную пищу. Наиболее почитаемый священный дуб рос на полудикой северной окраине Греции, в Эпире. Он был известен как «дуб Додоны» — оракула Зевса. Жрецы угадывали волю бога по шелесту дубовых листьев и воркованию, сидящих на его ветвях, диких голубей.

О пророчествах, полученных от шепчущего дуба Зевса, упоминается у Гомера в «Одиссее» («Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темносенистого Диева дуба его научил там», XIV, 327-328; XIX, 296-297). Корабль Ясона, предводителя аргонавтов, обладал даром пророчества, потому как сама Афина Паллада поместила в корму «Арго» доску священного дуба Додонского оракула, чтобы он возвещал им волю и совет богов. Золотое руно, за которым отправились аргонавты, висело на дубе Ареса в Колхиде и охранялось змеем.

Греческий автор Геродот в своей «Истории» (II, 54 и 57) сообщает о связи Додонского святилища с египетскими жрицами. Он свидетельствует, что, по словам египетских жрецов из храма Амона в Фивах, две жрицы были увезены финикиянами и проданы — одна в Ливию, другая в Грецию. По словам же додонских жриц и служителей храма, две черных голубки вылетели из египетских Фив, одна в Ливию, другая в Додону; сев здесь на дуб, прилетевшая голубка сказала человеческим голосом: «Здесь следует быть прорицалищу Зевса», и люди, признавая это за веление свыше, устроили здесь оракул.

Читайте также:
Как очистить серебряные вилки

Также Гомер сравнивает жизни людей с недолговечными листьями дуба:

Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: Ветер одни по земле развевает, другие дубрава, Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают; Так человеки: сии нарождаются, те погибают. (Илиада, VI:146-149)

Считалось, что смертных, уничтожавших такие деревья, наказывают боги. В Греции бытовало поверье о вражде дуба и оливы, ввиду чего побеги оливы никогда не сажались вблизи от дуба.

Хотя дуб считается, в основном, мужским атрибутом, Гера, Деметра, Кибела, Юнона и другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады и гамадриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Геракла (Геркулеса) была дубовая палица, которой он убил Немейского льва. У греческого драматурга Еврипида вакханки спят в дубовых листьях, носят на голове венки из дубовых ветвей, а в руках ветви дуба, пихты или пинии. Дубовым венком в Греции награждались победители Пифийских игр.

В Древнем Риме существовала дубовая роща в долине на Капитолийском холме в центре Рима. Другая дубовая роща была на восточном склоне Авентинского холма. Первые жители Рима использовали дубовые рощи и как святилища, и как места убежищ. Венок из дубовых листьев (corona civica, «гражданская корона») римляне вручали полководцу-победителю. Римский ученый Плиний Старший пишет в «Естественной истории»: «.. дубы, нетронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают почти бессмертной судьбой, как величайшее чудо мира».

Важную роль в античной мифологии играли также плоды дуба — желуди. Миф о заселении острова Эгины мирмидонами связан с выросшим из додонского желудя дубом, с которого по молитве Эака Зевсу стал падать муравьиный дождь; при ударе о землю муравей-желудь превращался в человека.

У друидов (жрецы у древних кельтских народов) дуб был самым почитаемым деревом. Он символизировал ось мира, был природным храмом и ассоциировался с мужской силой и храбростью. Священное дерево у кельтов, посвященное Таранису, правителю неба и богу погоды. Римский историк Плиний Старший сообщал, что кельты не совершали никаких ритуальных действий без дубовых листьев.

Под дубом приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам. В гороскопе друидов дубу посвящен один из особых дней года — день весеннего равноденствия, 21 марта.

Читайте также:
Сколько палладия в катализаторе

Дуб почитался у древних славян:

В трактате Константина Багрянородного (сер. X в.) сообщается о ритуале, совершавшемся росами/русами на острове Св. Георгия (Хортица), где рос огромный дуб: «…они (русы) достигают острова, называемого св. Георгием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб.

Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай» (Константин Багрянородный 1989: 327; трактат написан между 948 и 952 гг.). В «Славянской хронике» Гельмольда ее составитель (немецкий священник и миссионер из Гольштейна, описавший захват германскими феодалами земель полабских славян) рассказывал о своем участии в уничтожении в 1155 г. священной рощи в земле вагров (одного из племен полабских славян), где росли «священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове» (Гельмольд 1963: 186). Практически к тому же времени (1124 г.) относится эпизод из «Жизнеописания» Оттона, епископа Бамбергского, составленного немецким хронистом Гербордом, — о возглавляемой Оттоном католической миссии у поморян: «Был также в Штетине (совр. Щецин, нем. Stettin) огромный густолиственный дуб, под ним протекал приятный источник; простой народ почитал дерево священным и оказывал ему большое чествование, полагая, что здесь обитает какое-то божество», причем народ просил епископа не рубить этот дуб (Котляревский 1891: 357; о том же: Šulek 1878: 158). В житии преподобного Феодосия Тырновского (XIV в.) сказано, что около Тырнова люди поклонялись «дүбү некоемү» (Житие Феодосия 1860, и т.д.[6]

В народном символизме дуб связывался с громом и молнией. У некоторых европейских народов запрещалось вносить в дом любые вещи, сделанные из дуба, чтобы уберечь дом в грозу. В то же время использовались обереги из дуба — для защиты человека и дома от удара молнии.

В народных преданиях на дубах обитают орлы и змеи.

Символизм дуба в Библии

«Гостеприимство Авраама», VI в. Сан Витале

У древних евреев дуб (ивр. «аллон») олицетворял проявление могущества и божественной силы, но также гордость и высокомерие. Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь. Древнееврейский историк Иосиф Флавий называет его Огигесом (то есть великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира.

Читайте также:
Где получить сертификат на ювелирные изделия

Древнейшее христианское предание свидетельствует об уважении, которым окружали этот дуб иудеи, христиане, мусульмане и язычники.

В «долине дуба» произошло великое сражение между Давидом и Голиафом. На Востоке дуб часто сажали рядом с гробницами. Под дубом могли погребать умерших. Под дубом в окрестностях Вефиля была похоронена Девора, пожилая кормилица Ревекки (Быт. 35:8).

Впоследствии дуб получил название «аллон-вакуф» («дуб плача»).

«И умерла Двора, кормилица Ривки, и была погребена ниже Бейт-Эля, под дубом, который назвали дубом плача. »

Также Авраам был похоронен под дубом в Хевроне.

Пророки осуждали Израиль за поклонение «идолам под всеми раскидистыми деревьями и под каждым дубом» (Иез. 6:13). В Библии упоминается «дуб прорицателей» (Суд. 9:37), очевидно, связанный с предсказателями, которые, очевидно, гадали по шелесту листьев дуба. В Библии упоминается, что ангел Господень сел в Офре под дубом и дал пророческое повеление Гедеону (Суд.

6:11).

В Сихеме священное место, называемое «дуб столпа», где жители этого города и дома Милло избрали Авимелеха царем (Суд. 9:6). В «фаворской дубраве» Саул получил второе из четырех знамений, для подтверждения своего помазания в качестве царя. Пророк Исайя предупреждает народ, что он будет «как дуб, которого лист опал» (Ис. 1:30).

В Ветхом Завете часто упоминаются «рощи», в особенности в связи с поклонением Ваалу или другим языческим богам (Исх. 34:13; Вт. 16:21; Суд. 3:7; 3 Цар. 14:23; 18:19; 4 Цар. 17:16); вероятно, это были рощи священных дубов. Под дубом патриарх Иаков закапывает чужих богов (Быт. 35:4). В книгах библейских пророков дуб трактуется, как символ устремлений и верований языческих народов, окружающих Израиль.

Под дубом воскуряли фимиам и приносили жертвы идолам (Ос 4:13, Иез 6:13), из дубовой древесины изготовлялись статуи различных богов (Ис 44:14).

Дуб может иметь и негативный символизм, олицетворяя, например, склонность к самовозвеличиванию:

«. и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские» (Ис. 2:13).

Могущественные амореи выглядят крепкими, как кедр или дуб, но Господь уничтожает корни этого высокого дерева и валит его на землю (Ам. 2:9). Непокорный сын Давида Авессалом, потерпев неудачу в восстании против своего отца, бежал верхом на муле, но его длинные волосы запутались в ветвях дуба, он повис на них в беспомощности и был убит.

Читайте также:
Тату перо что означает для девушки

В христианстве дуб считался деревом жизни, он символизировал вечную жизнь и вечное спасение своей прочной древесиной и долгой жизнью дерева. Дерево также ассоциировалось с верной Святой Марией.

Символизм дуба в эзотерике

В алхимии дуб — символ начальной материи; дуплистый, полый внутри дуб означает бочку, специальный сосуд для брожения и очищения элементов (из круглых наростов на листьях дуба — чернильного ореха — получали красную краску).

Алистер Кроули в «Книге 777» соотносит дуб с 5-м, 6-м, 21 и 32 bis путями Древа Жизни, соответственно, с сефирот Гебура, Тиферет, буквами Каф (аркан Фортуна) и Тав (аркан Вселенная) иврита.

Поясняя отнесение дуба к сефире Гебура, он пишет:

«Дуб и гикори помещены сюда по причине твердости их древесины»[2].

По поводу отнесения дуба к сефире Тиферет Кроули отмечает:

Дуб также — и по более веским причинам — соответствует Тиферет, потому что он был священным деревом друидов, представителем Солнца в растительном царстве. Также его сила созвучна аналогичному качеству человека. Кроме того, жёлудь имеет своеобразную фаллическую форму и на этом основании должен быть соотнесен с Тиферет, поскольку данный конкретный фаллический символ заключает в себе суть живого существа, воспроизводящуюся в потомстве[3].

Объясняя соотнесение дуба с 21 путем, которому соответствует Юпитер, Кроули поясняет:

Дуб — традиционное священное дерево Юпитера, возможно, потому, что он — царь деревьев, так же как Юпитер — царь богов[4].

Касательно соотнесения дуба с путем 32 bis (буква Тав) он пишет:

Дуб помещен сюда в связи со своей устойчивостью[5].

Как фаллический символ дуб упоминается в работе Алистера Кроули Liber CCCLXX: Liber A’ash vel Capricorni Pneumatici.

0. О, Божий Дуб, упрямый и узловатый! Гнездится молния в твоих ветвях! 9. Он — словно дуб, что укрепляет себя и не дрогнет пред бурей.

Также дуб, как дерево друидов, упоминается в VI главе Liber Liberi

Жрицей ты был, о мой Бог, среди друидов; и знали мы силы дуба.

Примечания

1. Агапкина, Т.А. Деревья в славянской народной традиции. Очерки. — М.: Индрик. 2019. — С. 42—43.

2. Кроули, Алистер. 777. Каббала Алистера Кроули. — М.: Ланселот, 2010. — С. 232. 3. Там же.

4. Там же, с. 235. 5. Там же, с. 234.

Источник: www.wiki93.ru

Рейтинг
Загрузка ...