Два пять шапок серебра значение слова устаревшие

Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное как часть речи», Мы были крайне удивлены — это же не урок математики, зачем на уроке русского языка говорить о числах? Но чем больше мы узнавали об этой части речи, тем все больше у нас возникало вопросов.

Тема нашей проблемно-реферативной работы: история происхождения имен числительных.

Цель работы: познакомиться с историей происхождения имен числительных в русском языке.

Работая над данной темой, мы решали следующие задачи:

  • выяснить, как древние славяне вели счет
  • определить, что обозначали счетные слова
  • узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть речи- имя числительное

2.История русских числительных

2.1.Комбинации счетных слов

История русских числительных очень интересна. Дело в том, что такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании отсутствовали представления о количестве. Конечно, считали и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТНТ | Юлия Барановская


обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово
сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации
приведенных выше слов. Наши предки считали: один на десяте , два на десяте и т. д. Постепенное слияние слов и фонетические процессы дали числа одиннадцать , двенадцать и другие. Так же фонетические процессы, позволили преобразоваться числа два десяти и три десяте в двадцать и тридцать . Более сложные счётные слова (50-80) образовывались описательно: пять за десятью, шесть за десятью.

2.2. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто

Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов. И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц.

Для обозначения количества использовались существительные, часто по названиям частей тела человека: локоть (для измерения длины), пять семь . У многих древних народов это число считалось особым. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел: трёх и четырёх. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребёнок, а четыре — это число сторон света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага, которые делает землю плодоносящей и пригодной для жизни. В христианстве семь- число духовного порядка, святое число. Согласно Священному писанию признаются семь «смертных грехов, которые передаются до седьмого колена» (лень, гордость, гнев, зависть, обжорство, похоть, жадность) . И в нашей речи число «семь» используется в символически – обобщенном значении во фразеологизмах:
1. Семь верс до небес.
2. На седьмом небе.
3. Семь бед – один ответ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТНТ | Глюк’оZа


4. Книга за семью печатями.

6.Седьмая вода на киселе.
7. Семь пятниц на «одной» неделе и др.

А вот числительное сорок по происхождению является существительным со значением » рубаха » (ср. совр. сорочка ) или « мешок». В «сорок», т.е в « мешок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

Читайте также:
Серебряное шоу для детей своими руками

Девяносто представляет собой загадочное образование. Ясно только, что оно, как сорок , не исконно и появилось вместо более старого девять десятъ. Однако способ образования слова девяносто до конца не ясен. По этому поводу высказывались разные догадки, из которых наиболее достоверной кажется следующая: девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни ). Но эта догадка остается лишь гипотезой.

2.3.Метафоричность и описательность счетных слов

Если нужно было обозначить ещё большее количество, прибегали к описательным словам или метафорам. Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали заимствованное из тюркского языка слово тьма (оно сохранилось в значении ‘множество’; тьма народу). Кроме этих слов использовались их сочетания.

В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увелечение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова»легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д.

Для этого подыскали слова со значением бесконечности: «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб). Обращает на себя внимание тот факт, что каждый раз, когда требовалось новое увеличение осознаваемого числа древний наш предок надеялся, что уж теперь-то это действительно конечное число, что за ним больше ничего нет и не будет.

Мир чисел он видел столь же замкнутым и конечным, как и всё вокруг. Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять. Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.

2.4. Морфологические признаки прилагательных и существительных у счетных слов

Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими и синтаксическими особенностями прилагательных и
существительных, так как относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными. Они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. Следы этого согласования сохранились до наших дней в числительных «один» и «два» – «один учебник» – «одна книга» – «одно окно»- «одни ножницы»;

«два учебника» – «две книги». Остальные счетные слова по происхожде-
нию являются существительными (имели категории рода, числа,
могли иметь при себе определения) . «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» -существительные. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в

родительном падеже. Следы этого тоже сохранились в современном языке «пять человек»,»шесть человек», «семь человек» и т.д. Итак, счётные слова были, но это ещё не числительные, т. е. не слова особой части речи. Почему? Потому что у них не было общих грамматических признаков, которые, объединяя эти слова, противопоставляли бы их остальным словам в языке.
По грамматическим признакам счётные слова разделялись на две неравные группы. По всем признакам слова первой группы — это прилагательные, а слова второй — существительные. Каждая из групп оставила нам в наследство по одному слову, которые так и не стали полноценными числительными, а сохранили следы своей родословной.

Читайте также:
Серебряная птица ювелирный отзывы

Первое из них — один — обнаруживает явно «прилагательное» происхождение: изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительными. Второе — тысяча — существительное: принадлежит к женскому роду и изменяется по числам. Но это только два слова. С течением времени счётные слова становились всё больше похожими друг на друга.

У них исчезла категория рода и числа –они растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. У них постепенно формировались признаки, общие для обеих групп. Но ни одна из групп так и «не победила». Новые счётные слова уже не похожи ни на существительные, ни на прилагательные.
Во-первых, они утратили значение предметности или количественного признака предмета и обозначают теперь отвлечённые числовые понятия.
Во-вторых, у современных счётных слов нет ни рода, ни числовых форм (исключение составляют родовые формы два, две — это след, который оставил древнерусский язык).
Новым стало и синтаксическое поведение этих слов, совместившее в себе особенное обеих групп. Теперь каждое счётное слово и согласуется с существительным, и управляет им: два (три) дома, пять домов; двум (трём, пяти) домам, двумя (тремя, пятью) домами.
Совокупность этих признаков и объединила счётные слова в новую часть речи, которую теперь мы называем числительным.

2.5 Выделение числительного в самостоятельную часть речи

Выделение числительного как части речи начинается с XIV в. , в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со
всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.. Структура современных числительных, их склонение, орфография таят в себе много следов их прошлой жизни. Немало интересного могут рассказать сложные числительные, возникшие из древних счётных словосочетаний. Поэтому и сегодня еще языковеды спорят о происхождении некоторых числительных.

3.1 Роль имен числительных в жизни человека

Количество слов, которые мы называем числительными, в русском языке очень невелико –всего несколько десятков единиц. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место, т.е на сто с других слов речи одно числительное. Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.

Если бы их не было, то не придумали бы математику, и физики, и химии, и географии бы не было. Трудно представить, как обходились бы мы без числительных

Читайте также:
Оксидирование серебра что это покрытие

Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

1. Волина В.В. Русский язык: веселая грамматика: имя числительное / М. : Дрофа, 2001, с. 48

2.Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е перераб. – СПБ., «Авалон», «Азбука-классика», 2007, с.185-193

3.Маджидов С.Л. О сочетаниях числительных типа ДЕСЯТЬ-ПЯТНАДЦАТЬ в современном русском языке // Речевая деятельность. Текст. — Таганрог, 2002. — С. 135-139.

4. Супрун А.Е. О русских числительных / Фрунзе,2-е перераб.,2003, с. 172

Источник: nsportal.ru

Из истории медных денег на Руси. Часть первая.

медные монеты

Мандрівки часом – історичний сайт

25 июля 1662 года над Москвой разнесся набат. Ремесленники, «посадские люди», стрельцы спешили на Красную площадь. Оттуда многотысячная толпа двинулась в Замоскворечье, по Ордынской дороге, к селу Коломенскому, где отдыхал в своем роскошном загородном дворце царь Алексей Михайлович. Не хлеба, не защиты от боярского засилья требовал народ от царя, а… ликвидации медных денег.

…Исстари, с первых дней государства Московского, страна не знала иных денег, кроме серебряных; золотые были своеобразной редкостью и служили чаще наградой, чем средством платежа. Но к середине XVII века все явственнее стала ощущаться нехватка серебра: войны, которые вел «тишайший» царь, требовали новых и новых расходов. Тут-то и было решено начать массовую чеканку медных денег, ввести их в обращение, но с тем, чтобы налоги и подати по-прежнему принимались только серебряной монетой. Юристы сказали бы, что последнее обстоятельство выглядело как явная улика против правительства: оно сознательно шло на обман и ограбление народа. Ведь каждому ясно, что медь дешевле серебра. «Государь всея Руси» встал на тернистый путь фальшивомонетчика!

Достоинство (или, как говорят нумизматы, номинал) монеты было обычно несколько выше, чем цена металла, пошедшего на ее изготовление (небольшая разница составляла доход казны). Поэтому, если медь ценилась, допустим, в двадцать раз дешевле серебра, медный пятачок по цене и по покупательной способности был бы равен серебряному лишь в том случае, если бы он весил в двадцать раз больше серебряного. Но в то время, о котором идет речь, не было ни пятаков, ни гривенников, ни двугривенных: чеканились только серебряные копейки .

Поэтому, когда появились медные монеты — такой же величины и формы, с таким же рисунком и надписью, они (хотя официально медные копейки и были провозглашены равноценными серебряным) были встречены в штыки. С каждым днем разница курсов серебра и меди росла: в конце концов, за одну серебряную копейку стали платить 10, 20, 40 и даже больше медных монет. Но правительство упорно продолжало платить народу медью по курсу серебра…

…Испуганный царь успокаивал негодующую толпу, уговаривал людей разойтись по домам. А через неделю началась кровавая расправа над восставшими: самых непокорных ожидала плаха, остальных — кнут, клеймение раскаленным железом и ссылка. «Медный бунт» был подавлен. Но продолжать чеканку медных копеек правительство все же не посмело.

медные монеты

Как же обходились одними копейками наши далекие предки? А вот как. Раскроем знакомую всем с детства сказку П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и отыщем эпизод, где Иван вывел на продажу двух златогривых коней и торгуется с покупателем-царем:

Читайте также:
Русская рыбалка 4 на чем фармить серебро

«Что в промен берешь добра?»

«Два-пять шапок серебра!»

«То есть это будет десять…»

Царь тотчас велел отвесить

И по милости своей

Дал в прибавок пять рублей…»

Просто диву даешься — до чего «нумизматический» отрывок! Вот указание на то, что некогда покупка была разновидностью обмена одного «добра» на другое. Иван, по всей вероятности, мог спросить с царя, что угодно: землю, скот, оружие, но он предпочел, говоря языком экономики и товарно-рыночных отношений, ведь «всеобщий товарный эквивалент» — деньги.

Любопытно и то, что продавец и покупатель пользуются различными системами счета: Иван считает древним способом — «пятками» (от числа пальцев на руке; ведь и римская цифра V есть ни что иное, как упрощенное изображение пятерни с оттопыренным большим пальцем), а царь знаком с десятичной системой. Но еще более интересны для нас упоминаемые Ершовым меры денег. Иван исчисляет деньги шапками, то есть определенным объемом, а точнее — весом монет, входивших в этот объем. Очевидно, и для царя такое исчисление понятно, поскольку он «тотчас велел отвесить…» Наконец, кроме десяти «шапок» расщедрившийся царь дает Ивану еще «пять рублей».

Пятирублевой бумажкой? Пятью рублевыми монетами? Нет, конечно, — теми же копейками, и снова взвесив их, поскольку рубль был в XIV—XVII веках не счетной, а весовой единицей, заключавшей в себе определенное количество серебра. И только незначительные суммы подсчитывали «по копеечке»:

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу —

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали…

И можно понять братьев, решившихся на кражу коней у Ивана: что значили их мизерные «пшеничные» сделки в сравнении с продажей «златогривых», сулившей им целое состояние! Ершов очень точно охарактеризовал денежные операции в допетровской Руси.

Итак, в старину деньги ходили не столько «на счет», сколько «на вес». Объяснялось это своеобразием, а вернее сказать, несовершенством тогдашней техники монетного дела.

В XVII веке в России монеты изготовлялись из… проволоки. Серебряная проволочка разрубалась на короткие — около сантиметра — кусочки; каждый кусочек мастер-чеканщик клал на штемпель, накрывал его вторым штемпелем и с силой ударял по верхнему из штемпелей. Комочек серебра расплющивался, и на нем оттискивалось вырезанное на штемпелях изображение: с одной стороны — царский титул, с другой — Георгий-Победоносец (старинный герб Москвы) в виде всадника с копьем. В религиозных тонкостях народ разбирался слабо, а вот всадник с копьем, «копейщик», был знаком каждому. Поэтому и деньги получили название «копейных денег» или просто «копеек».

медные монеты

Способ изготовления определял и размеры монет. Ясно, что «проволочным» методом нельзя отчеканить монету большой величины, так как крупный комок серебра труднее расплющить (у краев монеты неминуемо образовывались бы трещины). Вот и оставалось выбивать копейки — многие миллионы копеек. Сменялись цари — сменялись их имена на монетах, а мастера продолжали рубить на кусочки серебряные прутки…

Официальный сайт села Беговатово

За многие десятилетия изменился крестьянский быт. Из обихода исчезли многие предметы, поэтому из нашей речи вместе с ними ушли или уходят слова. Порой для молодого поколения значения таких слов совсем не знакомо, а какие предметы ими называли, не знают.

Читайте также:
Есть ли серебро 950 пробы

Приглашаем всех заглянуть в прошлое.

Одежда и обувь.

Косоворотка – мужская рубашка на выпуск, со стоячим воротом. Разрез для горловины сбоку. Сейчас их можно встретить у исполнителей в фольклорных ансамблях.

Онучи – длинная широкая полоска ткани для обмотки ног вместо носок.

Лапти – плетеная обувь из лыка липы. Сейчас можно встретить как сувенир.

Портки — мужские штаны простого кроя.

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый. Им подпоясывали косоворотку.

Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком.

Треух – меховая шапка с ушами с меховой опушкой.

Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна обычно без ворота.

Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.

Армяк – крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спиной, без сборок. Шили из грубой шерсти или толстого сукна. Запахивали поясом. Воротник был широким и откидывался на плечи.

Понева – юбка женская шерстяная запашная из трех полотнищ, скрепленная на талии пояском, низ украшали вышивкой.

Шушун — старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки или сарафана, рубахи.

Ермолка — маленькая круглая шапочка.

Предметы быта.

Полати – в старину это слово означало то место, где спали члены семьи. Полати делали из досок, их приколачивали между печкой и стеной под потолком.

Дерюжка – грубая ткань из толстой льняной ткани. Она заменяла подстилку на печи и легкое одеяло.

Клеть – кладовая при избе или отдельная постройка.

Торба – мешок, сума из грубой толстой ткани. Брали в дорогу.

Соха — примитивное деревянное орудие для вспашки земли.

Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой.

Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями хлебных или других злаков.

Стог – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.

Гумно – площадка для молотьбы зерновых культур. Обмолачивали зерно вручную и цепами. В советское время площадку называли током.

Жнейка — жатвенная машина.

Крупорушка — машина для дробления зерна на крупу. Строение, где дробят зерно.

Холст – льняная ткань.

Рядно – толстый холст домашнего изготовления.

Бадья – широкое низкое ведро из кожи, дерева, железа.

Жбан – глиняный кувшин с крышкой. Хорошо сохранял прохладу молока и кваса.

Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами.

Шайка – низкое и широкое деревянное ведро с ручками. Использовалось в банях.

Сусек – отсек для хранения зерна в амбаре или кладовке.

Калда – кормушка для скота приделанная к хлеву.

Козлы – деревянная подставка из бруса на ножках, сбитых крестовиной. На них пилят дрова.

Челядь – при крепостном праве дворовые слуги помещика.

Рекрут — в России солдат-новобранец (1705-1874 г.г.)

Батог — толстая палка для телесных наказаний или клюшка.

Длань – рука, ладонь.

Челобитная — до 18 в. письменное прошение, жалоба.

Похлебка — жидкий суп из картофеля или крупы. Основная пища крестьян.

Источник: begovatovo.ru

Рейтинг
Загрузка ...