Средневековые европейские рыцари носили тяжелые металлические доспехи, чтобы защитить себя от лучников и длинных мечей противников. Шлем с гребнем, щит с ярким гербом и лошадь завершали дорогостоящую экипировку, предназначенную как для защиты, так и для устрашения.
Эффект полностью одетого рыцаря был настолько завораживающим, что многие рыцари продолжали носить доспехи, несмотря на появление порохового оружия.
Примечательно то, что украшения шлемов громадными разноцветными перьями, конечно, свойственны не только рыцарям, почти каждая древняя армия имела обыкновение защищать голову шлемом и украшать его.
Но знаете ли вы, почему средневековые рыцари носили массивные и разноцветные перья не для воeнных, а лишь для развлекательных целей?
Сейчас подробнее об этом расскажем в нашей новой статье:
Гребни на шлемах солдат существовали с древних времен и служили определенным целям
Кадр из телесериала «Рим». Римский центурион в шлеме с гребнем
Само слово «гребень» происходит от латинского crista, что дословно означает «пучок» и своими корнями уходит к ещё одному латинскому слову crinis, что в переводе означало «волосы».
В средневековье было мало рыцарей?
Римские офицеры носили красные гребни на своих шлемах (как раз из конского волоса), которые располагались продольно или поперечно в зависимости от ранга, чтобы солдаты могли распознать командира на поле боя.
Для этих же целей гребни на шлемах носили и солдаты греческих армий. В том числе у греков плюмаж являлся знаком воинского подразделения.
Кадр из фильма «Северянин»
Шлемы же викингов нередко состояли из шкур животных, которые служили в первую очередь в качестве украшения и устрашения противника, а уже затем как дополнительная защита головы.
Но у гребней на шлемах рыцарей было главное ключевое отличие от гребней викингов, греков или римлян — их не использовали на вoйнe
Плюмаж на рыцарском шлеме в первую очередь был декоративным элементом, который не использовался в битвах для устрашения или идентификации командира.
Рыцари носили плюмаж из разноцветных перьев на шлемах обычно во время парадов, но чаще всего лишь во время рыцарских турниров.
Перед началом турнира все шлемы зарегистрировавшихся рыцарей выставлялись напоказ в одной комнате, и публика могла их увидеть до начала турнира. А для того, чтобы публика могла посмотреть на шлемы вблизи и идентифицировать каждого рыцаря, шлемы начали отделывать перьями цветом личных домов или родов к которым принадлежал тот или иной рыцарь. Иногда шлем отделывался уникальным цветом знатной дамы, ради которой рыцарь выходил на поединок. Все шлемы отличались друг от друга цветами и формами, были очень разными и оригинальными.
В XVI веке во Франции гребни на шлемах преобразились в огромные паначи (Panache) как на фотографии ниже и являлись элементом турнирного доспеха, указывающего на статус, богатство и цвет семьи, к которому принадлежал рыцарь.
Эти перья предназначалось для того, чтобы прослужить одно сражение, один турнир, а затем их снимали и переделывали для повторного использования. Временный характер цветастых перьев-паначи являлся частью зрелища, частью того, что и делало рыцарские турниры такими великолепными и обожаемыми публикой.
Средневековая жизнь: Рыцарь
Когда рыцари отправлялись на реальную вoйнy, то никаких шлемов с плюмажем или гребнем у них не было. Их идентифицировали исключительно по сюрко (плащу-нарамнику) и щиту отделанным цветом дома рыцаря и его гербом.
Традиция гребней на шлемах, как и намёт, существовали у рыцарей лишь как отличительные черты турниров, триумфа и парадов, вдохновляемые временами античности.
Источник: dzen.ru
Одежда рыцаря Средневековья: фото и история
Средневековый рыцарь — одна из самых романтичных и приукрашенных фигур в истории человечества. Голливудские фильмы, исторические романы, а в последнее время и компьютерные игры рисуют нам очень колоритного и окутанного флером очарования воина, в блистающих латах скачущего вдаль, время от времени сражаясь с такими же благородными и честными противниками или без особых проблем побеждая шайки непременно гнусных и неприятных разбойников (если это не Робин Гуд, конечно). Ну а поразительно красивая и благочестивая девица ждет своего благородного поклонника в высокой башне или, на крайний случай, томится в подземелье, ожидая избавления.
На самом деле среднестатистический рыцарь — это крайне прагматичный и не слишком образованный товарищ, способный без особых угрызений совести свернуть челюсть слуге, подавшему остывшую воду, или отдать свою сестру/дочь в жены старому и страшному соседу ради куска плодородной земли или пары породистых жеребцов.
Кинематографические рыцари и их доспехи
Подавляющее большинство фильмов (в том числе и претендующих на историчность) показывают рыцаря в полных латных доспехах, с глухим шлемом типа топхельм (полный шлем) или армэ с откидывающимся забралом. Причем в таком виде они мужественно рубятся в битвах по нескольку часов, а потом, не снимая, садятся за пиршественный стол.
Можно представить, что именно так выглядела повседневная одежда рыцарей. Описание летописцев говорит о том, что такой тип защитных доспехов использовался только для рыцарских турниров, и только в 14-15 веках. Именно к этому времени технология металлообработки достигла такого уровня, когда вес полного латного доспеха (то есть изготовленного полностью из металлических частей) снизился до приемлемых 40-50 килограммов. И с такой нагрузкой рыцарь мог эффективно действовать в течение крайне короткого промежутка времени. Какими же были фактические доспехи средневекового рыцаря?
Раннее Средневековье
Одежда рыцаря в бою для этого времени — как правило, длинный кожаный доспех до колена с металлическими вставками и полосами и металлический шлем с открытым лицом. Ноги изредка защищались кожаными или укрепленными наголенниками. Не менее часто встречался доспех стеганый, или просто стеганка (по сути, просто множество слоев ткани, простеганных вместе), или набитый конским волосом.
Укреплялось такое «обмундирование», опять же, металлическими полосами. Иногда использовался доспех ламеллярный — составленный из заходящих друг за друга металлических пластин. На его изготовление шло больше металла, а следовательно, и позволить его себе могли только наиболее состоятельные рыцари.
Классическое Средневековье
Здесь использовалась кольчуга, бригантина, латный доспех.
Кольчуга состояла из множества колец и была самой легкой и удобной броней. Использовали ее повсеместно, но стоила она дороже других видов защитного одеяния ввиду своей трудоемкости. Иногда куски кольчуги просто нашивали на кожаный доспех в самых уязвимых местах. Используется также хаурбек — кольчужный капюшон.
Бригантина — разновидность ламеллярного доспеха. В этом случае обычная одежда рыцаря изнутри укреплялась металлическими пластинами, идущими внахлест. Такой доспех был значительно тяжелее кольчужного, но стоил дешевле и лучше защищал от ударов тяжелого оружия.
Полный латный доспех использовался, как уже отмечалось, в основном для турниров. В реальном бою через 10 минут даже самый могучий рыцарь свалился бы от изнеможения, и его забили бы палками ополченцы. В сражениях использовались элементы латного вооружения — рукавицы, наголенники или наручи, нагрудник.
Позднее Средневековье
Совершенствование латного доспеха. Развитие наступательного вооружения, в особенности арбалетов, сделало кольчуги и доспехи из кожи малоэффективными. В конце эпохи, с появлением огнестрельного оружия, само понятие рыцаря как эффективной боевой единицы, способной в одиночку противостоять отрядам обычных бойцов, уходит в небытие. Последней попыткой противостоять пороху и пулям стала мощная выпуклая кираса — такую, к примеру, носили испанские кабальеро — конкистадоры — в период освоения Нового Света.
Гражданская одежда рыцарского сословия
В раннем Средневековье основная одежда рыцаря состояла из двух туник — верхней, котты, и нижней, камизы. Нижняя чаще всего имела длинные рукава, а верхняя, из хорошей ткани и богато украшенная, — короткие или вовсе обходилась без них. Туники непременно подпоясывались, а сверху одевался плащ. В отличие от голоногой Античности, одежда рыцарей Средневековья непременно включала в себя штаны — или просто узкие, или облегающие ногу (шоссы).
Серьезное изменение, которому подверглась одежда рыцарей в Средние века, произошло на рубеже 13 века. Появление постоянных торговых путей и взаимодействия с другими народами (особенно с Востоком) и развитие технологий привело к появлению множества новых покроев и использованию разнообразных тканей.
К неизменной котте, которая тоже претерпела изменения, добавился пурпуэн — короткая куртка, к которой пришивались узкие рукава, и столь же узкие чулки — шоссы. Блио и катарди — кафтаны с разным кроем. Нарамник — плащ с дыркой посередине для головы. На экранах в него почти поголовно одеты рыцари Христа — тамплиеры, госпитальеры и прочие.
Дальнейшая эволюция нарамника привела к появлению сюрко — нарамника со сшитыми боковинами. Удивительно, но для большей части того, что носят мужчины сегодня, послужила прототипом одежда рыцаря. Название многих видов мужского гардероба также идет от все тех же рыцарских нарядов.
К классическому Средневековью относится и появление такого явления, как «ми-парти». Суть его состояла в том, что костюм делился на цветовые зоны в соответствии с гербом рыцаря — вертикально на две половины или, в дальнейшем, на четыре части.
Добавим немного средневековой Японии
Япония всегда была немного «вещью в себе», но до знакомства в 16 веке с «южными варварами», португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.
Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские «рыцари» носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались «анатомическими» масками.
Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей — кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.
Источник: fb.ru
Первые рыцари
Первые рыцари. В IV веке н.э. Западная Римская империя пала под ударами варваров — германских племён. Многочисленная часть Европы была завоёвана франками. В 800 г. их король Карл Великий стал императором. Многочисленные военные походы нуждались в увеличении числа конницы.
Карл и его предшественники, жаловали всадникам новые земли. В IX веке империя Карла распалась. Европа поделилась на много враждующих государств. Крестьяне стали зависимыми от богатых землевладельцев и им пришлось работать на их землях. Воины, служившие у богатых личностей, оберегали крестьян от враждебных набегов.
Таким образом в Европе зародилась феодальная система, при котором владельцы земель служили сеньору за полученные от него земли — феоды и были связаны клятвой верности. И землевладельцы, и служившие им вассалы считались — рыцари. К XI веку рыцарство обрело определённость: зависимые крестьяне трудились на рыцаря, а тот нёс службу знати (графу, герцогу или королю).
Сердце рыцаря
Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.
Доспехи рыцаря
Доспехи рыцаря. Самым ранним рыцарским доспехом являлась кольчуга,которая состояла из множества переплетённых между собой металлических колечек. В XII веке к рыцарскому снаряжению добавились длинные рукава и шаровары. Под кольчугу надевали прикреплённый материал, который смягчал удары.
В XIV веке руки и ноги рыцаря защищали металлические щитки, а туловище — латы. В это время у некоторых рыцарей начали появляться пластинчатые доспехи весом в более чем 20 кг. Вес доспехов распределялся так, чтобы воин мог полноценно двигаться и вести бой. Изнутри пластины двигались друг относительно друга и не препятствовали телодвижению рыцаря.
В одном металлическом костюме пластины склёпывались и вращались в точке стыка,когда в другом крепились на штифтах, с помощью которых можно было разъединять отдельные их части. Подвижность воина осуществлялась с помощью внутренних, кожанных ремней и цилиндрических частей, которые соединялись между собой и беспрепятственно поворачивались.
К XV веку в рыцарстве полностью «закрепились» сплошные, пластинчатые доспехи. Острые наконечники орудий скользили по поверхностям доспехов, что значительно уменьшало силу ударов. У снаряжения образовалась некая мода, при котором на пластины мастера наносили рисунки,красили и наносили позолоту. Так рыцари средневековья наделялись своего рода украшениями.
Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.
Источник: srednyvek.ru