Спорное украшение. «Жестокий» и роскошный эгрет давно позабыт, на что есть свои, вполне понятные причины.
Эгрет или эгретка — изящное ювелирное украшение, больше похожее на драгоценную брошь, основными элементами которого, в классическом варианте, являются закрепленные в ней перья экзотических птиц. Эгрет крепится к прическе или головному убору.
Эгреты широко распространились в 18 веке. Великолепное украшение можно увидеть на парадных портретах Марии-Антуанетты и мадам де Помпадур.
Пик популярности эгретов пришелся на викторианскую эпоху второй половины XIX века, когда в моду вошли объемные турнюры. Чтобы соблюсти правильные пропорции силуэта, требовалось увеличить верхнюю часть головы. Прически росли вверх, а на изящных головках модниц стали появляться воздушные облака перьев, декорированных бриллиантами и жемчугом.
Мода беспощадна к природе. Эгреты делали из перьев белоснежных цапель. Самыми ценными считались перышки, выросшие у цапель в период брачного периода. Для 1 кг «сырья» требовалось около 300 цапель. Варварская добыча перьев привела к тому что в этот процесс вмешалось английское правительство.
Маврикий. Вся информация про остров
К счастью, птиц все же удалось спасти от полного уничтожения.
Альтернативой перьям служили цветочные эгреты. В драгоценные броши вставлялись миниатюрные букеты цветов, а иногда все украшение представляло собой композицию из драгоценных металлов и камней.
Подобный эгрет можно увидеть в Алмазном фонде московского Кремля. Бриллиантовый эгрет с подвижными подвесками-сапфирами некогда принадлежал императрице Елизавете Петровне. Эгрет так и называется — «Фонтан»: в момент движения васильковые сапфиры-капли на бриллиантовых струях создают эффект льющейся воды.
После революции большевики вычеркнули изящные эгретки из женского гардероба. А вот на Западе в эпоху джаза и роскошного ар-деко драгоценные эгреты были в моде. Их часто дополняли страусиными перьями и крепили к обручу или тиаре.
Источник: dzen.ru
Забытое украшение – эгрет
От большой любительницы дорогих украшений императрицы Елизаветы Петровны осталось не так много драгоценностей, и дело даже не в том, что после революции многие романовские сокровища были бездумно растрачены.
Драгоценности «великих императриц» 18-го века, хранившиеся в императорской сокровищнице, постепенно исчезали еще при Романовых – придворные ювелиры разбирали старомодные украшения для создания новых. Сохранились лишь самые уникальные и прекрасные вещи, которые не посмели переделать, и одна из таких – сапфировый эгрет.
Сапфировый эгрет Елизаветы Петровны из «Алмазного фонда»
Эгрет – это украшение для прически или шляпы, изначально предназначенное для закрепления красивых перьев. Само название «эгрет» с французского означает «султан», «хохолок», таким же словом французы называли и белых цапель, чьи прекрасные перья добывали ради дамских прихотей.
ЧТО ТАКОЕ ЭГРЕТ? Урок русского языка с Александром Щипановым. Словарный запас 17.01.23
«Эгретки» были очень популярны в течение всего 18-го века, а потом мода на них снова вернулась в начале 20-го – вот тогда-то и были практически истреблены белые цапли, отращивающие в брачный период несколько ценимых модницами перьев.
Хранящийся в «Алмазном фонде» эгрет Елизаветы Петровны под названием «Фонтан» — действительно уникальное украшение. В нем царит очень крупный, яркий и чистый цейлонский сапфир весом в 260 карат (50 грамм). По моде 18-го века некоторые камни или элементы эгретов закреплялись подвижно – чтобы при движении усиливалось мерцание и блеск.
В «Фонтане» подвижно закреплен целый ряд каплеобразных сапфиров, которые должны были имитировать водяные струйки. К эгрету были созданы и серьги, на которых тоже будто бы зависли капельки синей сапфировой воды.
В правой части эгрета есть специальное крепление в форме цилиндра – в него и должно было вставляться перо, например, страусиное. Однако, судя по портретам Елизаветы Петровны, она любила носить эгретку без всяких перьев, просто как украшение, приколотое к напудренному парику.
При романовском дворе ходила легенда, что такое непростое изделие царскому ювелиру (сохранилось даже его имя, это был Лео Пфистер, из немцев) пришлось сделать в совершенно невероятные сроки – буквально за неделю. Елизавета Петровна была охоча до все новых украшений, и даже когда казна пустовала, заказывала драгоценности в кредит. Можно представить нетерпение императрицы, когда ей доставили большой сапфир – вот и пришлось мастеру поторопиться.
Вероятно, сапфировый набор был одним из любимых аксессуаров, который императрица носила часто. По крайней мере он «засветился» даже на мозаичном ее портрете, созданном итальянским мастером Кокки, приглашенным в мастерскую Ломоносова для обмена опытом по созданию мозаик.
Возможно, манеру носить эгретку без перьев Елизавета переняла у своей родственницы и предшественницы, регентши Анны Леопольдовны, которую Елизавета свергла вместе с малолетним сыном Анны в ходе дворцового переворота. По крайней мере, на поздних портретах Анны Леопольдовны, она тоже написана с эгретом, но без пера.
Источник: dombusin.livejournal.com
Эгрет что это
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Белкины рассказы
Драгоценный эгрет
- Nov. 23rd, 2012 at 9:51 PM
В времена правления императрицы Анны Иоанновны в моду у женщин при дворе широко вошли эгреты с драгоценными камнями.
Эгретка, эгрет, эгретта (фр. aigrette – «хохол, султан») – это украшение для шляп и вечерних причесок. Декором обычно являются вертикально закрепленные перья экзотических птиц (страуса, попугая, цапли, лебедя, павлина и пр.), а основанием – брошь выполненная из драгоценных материалов.
Подобными эгретами украшены многие дамы на портретах того времени.
Царевна Анна Иоанновна
Царевна Екатерина Иоанновна
Царевна Екатерина Иоанновна
Прообразом эгретки был плюмаж на тюрбанах и конских сбруях Оттоманских султанов XII века, украшенный в центре драгоценными камнями. Такие плюмажи часто изготавливались в подарок иностранным властителям, и в XVII веке появились в Европе.
Насреддин-Шах Каджар и один из его эгретов
Россия с Азией начала контактировать значительно раньше, поэтому и украшение это появилось у нас раньше. Известно, что в 1605 году Лжедмитрий подарил «рубиновое перо» Марии Мнишек . Также перо, украшенное золотом, шпинелью, бирюзой и жемчугом, было у царя Михаила Романовича.
В середине XVIII века в России это украшение стало вполне традиционным. Обычно эгреты изготавливались с цветочными и животными орнаментами, геометрическими абстрактными формами, а также с астрономическими объектами: полумесяцами, кометами и падающими звездами.
Петр Федорович (великий князь) и Екатерина Алексеевна (великая княгиня) (художник Грот Георг-Христоф)
Екатерина II (фрагмент картины Рокотова)
Специальный эгрет-портбукет позволял украсить живыми цветами или перьями высокую прическу, в которую он вставлялся вертикально. Особой популярностью пользовались перья белой цапли в брачный период. Украшающие перья с груди и спины цапель так и назывались – «эгретки». Мода на эгретки в России держалась до прихода к власти большевиков в 1917 году.
Эгрет «Колибри», золото, бриллианты, рубины, перья, фирма Chaumet, 1907
Множество драгоценных эгретов хранится в музеях по всему миру. В коллекции Алмазного Фонда России хранится эгрет «Фонтан», в который вставлен уникальный по красоте и массе синий цейлонский сапфир массой 258 карат. Украшение выполнено в виде ниспадающего фонтана, в котором бриллиантовые «струи» заканчиваются крупными «каплями» сапфиров различных оттенков. Камни закреплены подвижно и при движении загораются внутренним темно-синим светом, отбрасывая загадочные голубые тени на сверкающие бриллианты.
Эгрет «Фонтан»
Другим шедевром ювелирного искусства неизвестных мастеров XVIII века является эгрет-портбукет с сапфирами и бриллиантами в виде композиции из цветов и перьев с подвижными сапфировыми и бриллиантовыми подвесками, также хранящийся в коллекции Алмазного фонда.
Императрица Елизавета Петровна (фрагмент портрета кисти Шарля ван Лоо)
Эгрет «Фонтан» в комплекте с серьгами
Источник: olga74ru.livejournal.com