Эмаль в ювелирных изделиях что это

На протяжении всей истории человечества эмаль почиталась, как вид искусства и форма художественного самовыражения. Ее использовали для украшения всего: от византийских религиозных предметов до культовых яиц Фаберже. Но больше всего эмаль связана с ювелирным искусством.

Вспомните красочные индийские украшения, расписанные в технике минакари, или шедевры французского ювелира Рене Лалика — везде использовалась эмаль. В этой статье я подробно рассмотрю две техники нанесения эмали, которые привносят яркие краски в мир ювелирного дизайна.

Что такое эмаль?

В зависимости от техники нанесения под эмалью понимают разное, об этом мы поговорим чуть ниже. А в целом под эмалированием подразумевают нанесение определенного состава на поверхность металла. Используют эмаль для художественной росписи ювелирных украшений.

Техники нанесения эмали

Итак, эмали различаются составом и способом нанесения на поверхность. Думаю, каждый из вас слышал слово «финифть» — так на Руси называли искусство росписи эмалью. Причем тогда эмаль закрепляли на металле обжигом. Эта техника и называется «горячей».

ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль

Горячая эмаль

Древнейший способ нанесения эмали также известен под французским названием grand feu. Его использовали еще в XIII веке до нашей эры, о чем свидетельствуют шесть колец, обнаруженные в микенской гробнице на Кипре. Каждое из них датируется тем временем и украшено стекловидным цветным орнаментом, наплавленным на золото.

В горячей технике используется стекловидная эмаль. Процесс занимает много времени и начинается с просеивания очень мелкого стеклянного порошка. Его соединяют с оксидами металлов, которые придают цвет, и во влажном виде наносят на украшение. Дальше его обжигают, чтобы субстанция из стеклянного порошка и металла размягчилась и потекла. После охлаждения эмаль превращается в твердую, стеклянную массу.

Для достижения глубокого цвета и прозрачности часто приходится наносить эмаль многократно и, соответственно, каждый раз обжигать в печи. Это высокотехничный процесс, требующий научного понимания точек плавления и чувствительности мастера к материалу. Стоит выбрать не ту толщину стеклянного порошка, ошибиться с температурой или временем обжига, и результат окажется провальным.

Читайте также:
Что значит слово шарм

Пионером в горячей технике нанесения эмали считается Карл Фаберже. Он уделял много времени, чтобы добиться ослепительного эффекта: в том числе накладывал до шести слоев и обжигал при пониженных температурах. Так он получил переливчатый «устричный» эффект, который быстро стал его визитной карточкой.

Холодная эмаль

Из-за сложного характера горячей эмали немногие ювелиры соглашаются с ней работать. Даже сейчас, когда технология изучена, нельзя быть уверенным, как состав поведет себя в печи. Более удобной в применении является техника холодной эмали, которая ничуть не хуже позволяет придать украшениям цвет.

Коллекция UNDO с аквамаринами, бриллиантами и небесно-голубой эмалью, OLGA SHATROVA.

Как наносят эмаль на ювелирные изделия | Русские самоцветы

Переливчатость и глубина оттенков холодной эмали также не уступает горячей. Более того, с ней можно добиться интенсивного цвета в любой палитре оттенков. Для получения холодной эмали используют пигментированную смолу — это более современная техника, которая позволяет закрепить цветной слой без применения высоких температур.

Как и горячая, холодная эмаль накладывается на металл часто по нескольку раз, чтобы достичь желаемой глубины и блеска. Например, ягодно-красную эмаль, которую вы видите в торцах серег ANSAS , мы накладывали участками по пять миллиметров и каждый сушили по полтора часа. Процесс вышел долгим, но результат того 100% стоил.

Есть эксперты, которые позиционируют холодную эмаль как менее качественную замену горячей. Если вы слышите что-то подобное, то, скорее всего, это пиар-акция украшений с горячей эмалью.

Я считаю, что результат зависит от мастерства: если экспериментировать с холодной эмалью и оттачивать навык, можно добиться не менее живописного результата. Подтверждают это и знаменитые ювелирные дома, которые применяют технику холодного нанесения эмали в украшениях. Чего только стоит колье от Dior или браслет Serpent от Boucheron — по-моему, это настоящее искусство.

Читайте также:
Как добывают сапфиры

Украшения с эмалью — это тренд. Они заполонили соцсети, а теперь пробивают дорогу в мир высокого ювелирного искусства. Уверена, яркая цветная эмаль с нами надолго!

А что думаете вы? Нравятся вам украшения с ювелирной эмалью или считаете их старомодными?

Источник: dzen.ru

Виды ювелирных эмалей

Виды эмалей: эмали различают по технике нанесения на поверхность и виду эмалевой массы. По технике эмалирования:

1. Перегородчатая эмаль.

На основу напаивают или приклеивают тонкие перегородкиизмягкой плоскойвальцованной проволоки, образуя «контур» рисунка и заполняют пространство между перегородками эмальной массой (Рис. 1, 2, 3)

2. Рельефные выемчатые эмали. Выемчатые эмали.

В металле делаются углубления способом чеканки, гравировки, травления, отливки. Углубления заполняются эмалью (Рис. 4, 5, 6а) Рельефная выемчатая техника дает возможность перетекания краски и заполнение больших и мелких углублений, что придает объём, некий перелив оттенков, игрусветотени за счет разницы в высоте углубленийи смешивание красок (Рис. 6б).

3. Филигранная эмаль.

Подобие перегородочной эмали, но перегородки из сканой проволоки (круглой или вальцованной) припаиваются в обязательном порядке. Часто бывает, что это комбинация перегородочной и выемочной эмали. На основе из металла чеканом выбивают углубления, в которые впаивают перегородки. Пространство между перегородками заполняется эмальной массой.

В данной технике акцент поставлен на изящество и красоту орнамента, поэтому часто элементы сканой проволоки являются самим орнаментом и не имеют замыкания (Рис. 7, 8, 9).

4. Оконная (просвечивающая, витражная) эмаль.

Основа, удерживающая эмаль, вырезается или выпиливается из листового металла или же изготавливается из ажурной однослойной филиграни. Пространство между стенками заполняется эмальной массой. Напоминает витраж.

5. Живописная (художественная) эмаль.

Ровную, часто не огороженную перегородками, пластину металла покрывают слоем эмали. На обратную сторону наносится контр-эмаль. Лицевая сторона расписывается в свободной живописной технике. Каждый слой подвергается корректировке, правке, дополнительному нанесению красочного слоя и последующему обжигу. Количество обжигов может доходить до 20 на одну работу.

Читайте также:
Морские волки с грустными глазами ловят жемчуг чтобы подарить любимой

В России наиболее известна техника Ростовской финифти. Так же широко известна эмальная миниатюра.

По виду эмалевой массы.

В данный момент, благодаря современной науке, разработано большое количество эмальных покрытий. Это горячие, холодные, самоотверждаемые, среднетемпературные и низкотемпературные эмали.

Горячая эмаль.

Самый надежный, качественный и наиболее долговечный вид эмалей. Эмальная масса состоит из свинцовой стекловидной массы с различными добавками и красителями. Эта масса,в приготовленном виде, представляет собой мелко дисперсионную фракцию, т.е. по сути- порошок.

В России производится на единственном заводе ОАО «Дулевский красочный завод» в г. Ликино-Дулево Московской области. Выпускается листами стекла. Для работы куски требуется измельчить в ступе до образования мелкой однородной фракции, которая просеивается через сито. Предназначена для нанесения на золото, серебро, медь.

Есть отдельная не большая палитра эмалей для алюминия. «Горящими» эмали называются, т.к. они требуют обжига в муфельной печи при температуре 7900С +200, для алюминия 6200С. Особенность горячих эмалей в том, что они не смешиваются между собой. При нарушении температурных режимов, эмаль может менять цвет, трескаться, выгорать.

Холодная эмаль.

Холодные эмали, как и горячие, используются для декоративного оформления металлических изделий, ювелирных изделий из серебра и золота, бижутерии, а также для оформления предметов из стекла, пластика и многих других материалов. К холодным эмалям относятся так же эмали среднетемпературные и низкотемпературные.

Холодные эмали подразделяются на несколько видов:

— Эмали с добавлением катализатора (по типу эпоксидной смолы). Подобные эмали устойчивы к температурам до 900С. Застывают за 24-48 часов, при температуре 60-700С за 2-4 часа (в зависимости от толщины слоя). Рабочее время смеси 15-30 минут.Возможно добавление специального разбавителя и замедленного отвердителя. Подобные эмали выпускают марки Nicem и EFKOLOR (порошковые,при нагреве до температуры 160°C, в течение 5 минут.)

Имеются эмали, затвердевающие при комнатной температуре 15-200С – 24-48 часов, 117,70С – 30-45 минут. Эмали можно смешивать между собой для получения большего спектра цветов.Получаемая поверхность выглядит как горячая ювелирная эмаль и очень близка к ней по механическим свойствам. Торговые марки CERAMIT иCAVALLIN (Рис. 16, 17).

Читайте также:
Как обшить брошку бисером по краям

Эмали холодные, затвердевающие при комнатных температурах. Используются как самостоятельно, так и с использованием катализаторов. Возможно отвердевание при комнатных температурах и в печи от 40 – 800С.Эмали смешиваются между собой.

— Эмаль светоотверждаемая, разработанная на принципах легко затвердевающих материалов с помощью поляризационной светодиодной лампы LED (инфракрасное излучение) (Рис.18) или специальной камеры с высокой световой интенсивностью (ультрафиолет)(Рис. 19). Практически все эмали хорошо смешиваются между собой, образуя необходимые оттенки. При необходимости возможно добавить активатор. Торговые марки COLORITи NOVORIT (Рис. 20)

— Эмали среднетемпературные, разработанные на принципах запекания на средних температурах.Эмаль листовая и порошковая (Рис. 21 а, б), в виде декоративной керамической пленки, для художественного оформления изделий из металла, фарфора, стекла и т.д. Выпускается компанией EFKO-DEKOR. Ограниченная палитра цветов. Отверждение осуществляется в печи или духовке при температуре 160 — 180° C, в течение 3-5 минут, листовая до 30 минут.

— Эмали низкотемпературные. Это мелкодисперсионный порошок, которыйнаносится на изделие с помощью лопатки или емкости с дозатором-носиком. Можно применять как в сухом, так и в разведенном с водой виде. Возможно применение катализатора.Не токсичная. Эмалью можно покрывать полимерную глину, деревянные, стеклянные или металлические поверхности.

После обжига обладает глянцевой поверхностью.

Ее обжиг совпадает со временем и температурой обжига полимерной глины 15- 20 мин, 100-1250С. Благодаря именно этим параметрам низкотемпературная эмаль получила распространение среди современных мастеров-рукодельников (Рис.22)

Источник: typicaljeweler.com

Что такое ювелирная эмаль

С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.

Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.

Читайте также:
Как отличить кремень

Реклама — Продолжение ниже

Ростовская финифть

Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.

Состав эмали

Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.

Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).

Реклама — Продолжение ниже

Виды эмалей

Драгоценный палладий по космическим технологиям

По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:

  • прозрачные (сквозные);
  • глухие (опаковые).

Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.

>»>

Рейтинг
Загрузка ...