

Украшения с ювелирной эмалью последние несколько лет пользуются популярностью. Многие думают, что это новый тренд. Однако этот декоративный материал использовался еще на Руси, только тогда техника называлась «финифть». И ценились такие изделия наравне с полудрагоценными камнями. Какие бывают золотые кольца с эмалью?
Как их выбрать?
Использование эмали в ювелирном деле
Эмаль хороша тем, что позволяет расширить цветовую гамму украшений. Кроме того, с ее помощью можно создавать самые сложные, причудливые и фантазийные дизайны. Если возможности использования драгоценных и полудрагоценных камней несколько ограничены, то эмаль дарит ювелирам неограниченные возможности: это и разнообразие оттенков, и необычные дизайны.
Холодная ювелирная эмаль
Материал основан на порошке кремнезема и глинозема, который легко плавится. Добавляя различные оксиды, мастера получают порошок разных свойств и цветов. Например, оксид железа придает коричневатый оттенок, кадмия — красный, кобальта — синий и черный, меди — зеленый. Эти цвета более насыщенные, яркие и плотные, чем оттенки других покрытий, используемых в ювелирном деле.
Есть несколько разновидностей материала. К первой относится прозрачная эмаль, которая не имеет цвета. Ее используют для нанесения на золото, серебро и платину, что усиливает блеск металла, защищает его от повреждений и потускнения, делает цвет более стойким.
Цветная разновидность имеет большую цветовую палитру насыщенных оттенков. Она также защищает украшение, предотвращает повреждение, окисление, потемнение, позволяет мастерам реализовать оригинальные идеи
Таким образом, золотые кольца с эмалью — это не только разнообразие дизайнов и сложные техники исполнения, но и аксессуары, которые долго сохраняют внешний вид и яркость.
Сложная технология
Казалось бы, эмаль — это не драгоценный кристалл и даже не редкий полудрагоценный. Так почему аксессуары, выполненные в такой технике, порой стоят дороже изделий с самоцветами?
Дело в том, что технология использования этого порошка сложна. Здесь и обжиг при определенной температуре, и правильная подборка типа порошка, и нанесение покрытия так, чтобы не произошло коробления и деформации. Это требует высокой квалификации мастера. Использование порошка основано на старинном ювелирном мастерстве — кропотливом, а потому и ценится оно соответственно.
Как наносят эмаль на ювелирные изделия | Русские самоцветы
Разновидности колец
Эмалированные кольца можно встретить практически у всех брендов. Более того, ювелиры предлагают даже парные обручальные кольца, выполненные в этой техники.
Аксессуары разнообразны по исполнению. Например, контрастное черно-белое или черно-желтое сочетание, когда на белом или желтом металле создается черный узор. Такой контраст смотрится эффектно. Это могут быть любые другие цвета. Так, ярко и оригинально смотрится сочетание желтого металла и насыщенно-красной эмали.
Цветной материал позволяет создавать кольца с причудливыми орнаментами: растительными, животными, фантазийными, абстрактными. К примеру, это могут быть кольца с покрытием, имитирующим разноцветную мозаику или витраж. Это может быть объемный цветочный дизайн или тонкие узоры. Украшения могут быть дополнены вставками самоцветов, но обычно это миниатюрные бриллианты или фианиты, поскольку цветные камни могут сделать изделие чрезмерно пестрым, похожим на бижутерию.
Если вы хотите подобрать что-то более изысканное и не такое яркое, обратите внимание на изделия с сочетанием белой эмали и желтого или белого золота. Витиеватые белые узоры на благородном металле смотрятся очень элегантно. Роскошной вечерней драгоценностью станет кольцо из красного золота с черной эмалью и бриллиантами.
Кольца с эмалированным покрытием носят в любом возрасте. Они смотрятся модно, оригинально и стильно, а сочетать их можно с любым стилем одежды. Большой выбор дизайнов позволит вам найти украшение, которое подходит именно вам.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Горячая эмаль в ювелирных украшениях: технология нанесения
Ювелирные изделия
На чтение 9 мин.
Подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться и привлечь внимание окружающих представительницы прекрасного пола стараются стильными причёсками, дорогой обувью, маникюром и оригинальными украшениями. Многие выбирают дорогие серёжки и колечки из золота и серебра с драгоценными металлами. Другие предпочитают изделия с горячей эмалью или холодной.
Эта бижутерия считается уникальной. Выполнение техники горячей эмали считается утончённым мастерством. Талантливые мастера делают украшения с ней неотразимыми.
Разнообразие ювелирных изделий с эмалью
Ювелирные украшения с эмалью отличаются особой изысканностью и красотой. Сегодня классические, авангардные, ультрасовременные кольца и серьги из серебра и золота, украшенные эмалью, находятся на пике популярности. Благодаря этой оригинальной технике мастера размещают на браслетах и подвесках настоящие произведения искусства, достойные восхищения.
Ювелиры включают креативные идеи и опыт, объединяют новые технологии обработки металла и производят красочные украшения. Цветовая гамма этих изделий может быть разнообразной. Эмаль не только дополняет поделки, но и защищает их от коррозии и механических повреждений. Со временем эти украшения не теряют свой блеск и яркость, они не боятся влаги, перепада температур и света.
Самым важным достоинством украшений с эмалью является то, что они оригинальны, подчёркивают индивидуальность своей хозяйки.
Что такое эмалирование
Выпуск бижутерии, покрытой своеобразной глазурью, налажен массово. Тем не менее такие украшения являются ручной работой. В исходном варианте каждое изделие отличается от другого, поэтому они никогда не повторяются.
Использование стекла, которое легко плавится, на поверхность металла профессионалы называют эмалированием. Состав и нанесение глазури может быть разным. Существует несколько техник закрепления вещества.
История возникновения
Эмаль использовали для изделий ещё древние русичи. Они её называли финифтью. Ею украшали не только ювелирные изделия, но и использовали для декоративно-прикладного искусства: оформляли чаши, кубки, ларцы, шкатулки.
Древнейшие изделия с оригинальной глазурью нашли на Кипре во время раскопок. Также следы этого творчества найдены в Египте, Индии, Византии. Так как Византийская империя имела тесные связи с Киевской Русью, то эта техника пришла и в наши края.
В X-XI веке на Среднем Востоке горячей эмалью наносили орнаменты на предметы утвари. Мастера Византийской империи также наносили её на посуду.
Расцвет эмалирования пришёлся на XII-XVI столетия. Тогда китайские императоры приказывали сочетать металл с литьём. Так эмаль стали наносить на медь. Для этого был создан специальный состав голубого цвета. Позже техника в голубых тонах стала достоянием китайского прикладного искусства.
Китайская техника эмалирования является популярной по всему миру. Узорами в небесной гамме покрывают не только украшения, но и шкатулки, блюдца, чашки, вазочки, бокалы.
Позже нанесение горячей эмали стали применять не только для предметов кухни, но и обрамляли ею иконы, зеркала, оклады. В XIX-XX столетиях стал популярен стиль модерн, когда художественной глазурью оформляли украшения и декоративные изделия. Химия продвинулась далеко вперёд и благодаря этому специалисты разработали целую палитру оттенков для эмали.
Перегородчатая ювелирная горячая эмаль
Самой нарядной техникой горячей эмали является перегородчатая. Сначала на медную, серебряную или золотую пластину накладывают рисунок с помощью тонких проволочек. Они выступают в роли своеобразных перегородок, между которыми заливается цветная глазурь.
В старину такая техника украшения использовалась вместо драгоценных камней. В Индии существуют украшения минанкари, в которых эмалевая пестрота сочетается с драгоценными камнями. Индусы добавляют ещё туда орнамент из металла или чеканку.
Образцовой является китайская перегородчатая эмаль. Каких только изображений не увидишь на этом узорчатом литье! Здесь и волшебные зверюшки, цветы, лепестки, гроздья винограда, витиеватые узоры. Многие наслаждались эмалевыми напольными вазами из Китая!
К перегородочной технике относится витражная эмаль. Принципы этих двух глазурей очень схожи. Промежутки в выложенном проволокой орнаменте заливают мокрой эмалью. Затем изделие сушат и обдают обжигу. Чтобы получить многоцветный рисунок, каждый оттенок глазури обжигают в муфельной печи отдельно.
В итоге сплавленная эмаль напоминает стекло.
Единственное отличие витражной техники от перегородчатой в том, что первая имеет прозрачную структуру, если её поднять на свет. Перегородчатая эмаль имеет металлическую основу, поэтому она не просвечивается.
Выемчатое эмалирование
Самой древней и самой простой по изготовлению считается выемчатая эмаль, или «шамплеве». Заключается она в создании выемок в металле. Сама глазурь наносится несложно. С её помощью выполняют цветные гравюры, а также грандиозные изображения с чередованием металла и эмали.
Чаще всего исходным металлом используют медь, так как она мягкая и в ней легко сделать выемки. Глубина их может быть разной, от этого зависит насыщенность цвета. Для производства бижутерии используют уже штампованные заготовки с углублениями, в которые только заливается эмаль разных оттенков.
Прозрачная или сквозная эмаль
Такую глазурь используют в ювелирных изделиях с драгоценными металлами. Это может быть золото, платина, серебро. Такой металл, покрытый прозрачной эмалью, будет просвечиваться через неё и очень сильно блестеть. Краски изделия будут очень сочными. Металл под прозрачной глазурью не тускнеет и защищён от механических повреждений.
Глухая эмаль
Такую глазурь ещё называют непрозрачной. Наносят её на медь и томпак. Глухие или опаловые эмали отличаются огромной цветовой гаммой, благодаря чему металл чередуется с цветом глазури.
Существует ещё что-то среднее между просвечивающимся и глухим эмалированием. Под разным углом падения света она переходит из прозрачной в опаловую, напоминая игру света с переливами.
Технология горячей эмали
Украшения из горячей эмали используют давно, хотя процесс их выполнения считают трудоёмким. Этот вид эмалирования является лидером в изготовлении бижутерии и других изделий. Такая глазурь прочно держится на вещах, потому что её запекают в специализированных печах (муфельных) и выдерживают при температуре 600-800 °С. Затем изделие поддаётся охлаждению, очищению и полированию.
На первый взгляд процесс кажется простым, но терпение для такого дела не помешает. В начальном виде эмаль имеет вид порошка. В него входят специально подобранные шихтовые материалы: кварцевый песок, мел, полевой шпат, глина. Также в этом составе присутствуют сода, бура, поташ и вспомогательные вещества. Обязательно присутствие в нём красителей, окислителей, глушителей для получения опалового состояния.
Сначала в специальной ёмкости разводят эмалевый порошок с водой до густоты сметаны. Затем этой массой заполняют нужные участки украшений. Перед началом обжига изделие подсушивают, чтобы выпустить пузырьки воздуха. Под воздействием температуры эмаль сплавляется и становится похожей на стекло (прозрачное или глухое). Затем поделку шлифуют и поддают повторному обжигу.
В конце получается идеально гладкая поверхность.
Для многоцветной и перегородчатой глазури обжиг делают строго поочерёдно. Дольше всего обжигают белую эмаль, за ней следует розовая и синяя. Потом заполняют ячейки зелёной и чёрной глазурью. Менее жаростойкой считается красная глазурь, её выдерживают меньше всего.
Заливка эмалевой массы происходит очень ровненько, чтобы сделать безупречную поверхность. В зависимости от сложности украшение с горячей эмалью могут обжигать от 5 до 100 раз. Необходимо очень точно следить за временем и температурой обжига. Так получаются уникальные шедевры, существующие только в единственном экземпляре.
Виды холодного эмалирования
Холодная эмаль является своеобразным стеклопластиком, её легко наносить. Выделяют три вида холодного эмалирования:
- Двухкомпонентная холодная смесь. Её просто заливают на украшение. Сначала разводят массу до консистенции крема, добавив в неё катализатор. Потом с помощью инструмента наносят её на металлическую поверхность. Чтобы нанесённая смесь застыла, её выдерживают 48 часов при комнатной температуре, затем 20 часов выдерживают при температуре 70 °С. Поверхность будет похожа на керамику. Оттенки этой глазури можно смешивать.
- Теплоотверждаемая глазурь. Похожа она на горячую заливку, но обжигается при температуре 160 °С. Отличительной чертой является то, что её не полируют, чтобы не оставить на ней матовых следов. Эта глазурь не очень прочная. Если на неё сильно нажать чем-то, то останется вмятина.
- Светоотверждаемая заливка. Этот процесс напоминает пломбирование зубов жидкой пастой. Нанесённую глазурь облучают с помощью ультрафиолетовой лампы, после чего эмаль затвердевает. С помощью этой техники чаще всего заделывают сколы на бижутерии. Светоотверждаемая смесь довольно твёрдая, считается средней между холодной и горячей эмалью.
Хитрости выбора качественных изделий
Эмалирование — процесс кропотливый, поэтому украшения в такой технике стоят недёшево. Их считают изделиями премиум-класса. Покупая бижутерию с эмалью, стоит обратить внимание на наличие трещин, сколов, царапинок, пузырьков. Для нее больше всего подходит золото, потому что в нагретом состоянии оно не деформируется. Отлично смотрятся серьги с горячей эмалью из серебра.
Медные вещицы также вполне гармонируют со стекловидной глазурью. Хранение и ношение украшений с эмалью требует следующих правил:
- не подвергайте бижутерию ударам, оберегайте от трения с металлическими предметами и поверхностями;
- следите за перепадами температуры, чтобы на изделия не попадал солнечный свет;
- надевайте украшения после того, как нанесёте косметику;
- избегайте контакта с химическими веществами;
- протирайте эмаль мягкой тряпочкой;
- снимайте серьги и кольца с глазурью перед походом в бассейн, душ, баню;
- выбирайте украшения известных брендов (Sokolov, Sunlight).
Отличия горячей эмали от холодной
Горячая эмаль более прочная и цена на неё выше, чем на холодную. В холодном эмалировании существует ещё одна техника — финифть. После её нанесения она расплывается разноцветными узорами, подобно бензину на воде. Получаются своеобразные цветные разводы.
Горячая заливка более ровная, потому что прочная. На холодной эмали встречаются неровности, так как её не полируют. Ещё горячая глазурь ярко блестит.
У холодных смесей также находятся достоинства. Они отличаются простотой, неприхотливостью, пластичностью. Для изготовления таких украшений не требуются специальные инструменты. Холодное эмалирование подходит для любых сплавов.
Эмаль на золоте и серебре
Потрясающие коллекции золотых и серебряных украшений с эмалью заставляют трепетать сердца самых изощрённых ценителей прекрасного. Среди огромного выбора серёжек, колец, браслетов радует глаз гармония сочных оттенков, огранённые самоцветы. Классика в виде чёрного и белого также сегодня в тренде.
Серебряные кулоны, подвески с эмалью выглядят просто шедеврально. Кольца с покрытием выпускают массивные и утончённые. Они иногда инкрустируются камнями. Оригинальные комплекты с эмалью станут украшением для девушек любого возраста и статуса. Отлично смотрятся гладкие, ровные колечки по типу обручальных, на которых нанесён греческий узор.
Кто выпускает ювелирные изделия из горячей эмали
Женственные цветные украшения представлены несколькими чешскими ювелирными брендами. Самым известным из них является Style Avenue. Чешские специалисты экспериментируют с перегородчатым холодным эмалированием.
Пользуются популярностью итальянские изделия с глазурью. Вот самые известные фирмы: Damiani, Bulgari, Garavelli. Итальянские поделки удивляют своими формами в виде цветов, бутонов и бабочек.
Грузинские эмалированные изделия получили название минанкари. Оттенки в них переходят очень плавно. Это подходит для кулонов и колец.
В России особенно популярны серебряные украшения фирмы «Санлайт». Поверхность этой эмали очень гладкая, а орнаменты выполнены плавными линиями.
Источник: hochyvseznat.ru
Русская ювелирная эмаль
Финифть, эмальерное дело, или просто ювелирная эмаль – это важная и неотъемлемая часть русской ювелирной истории и культуры. Изначально возникнув более двух тысяч лет назад, до наших дней ювелирная эмаль добралась в виде настоящих отголосков истории и отдельного вида искусства, а на мировом рынке словосочетание “Русская ювелирная эмаль” всегда вызывало оживление и интерес.
Украшения и прочие изделия с эмалью – не просто одно из направлений ювелирного дела, а истинные отголоски истории и без преувеличения – памятники прикладного искусства. На заре своего существования украшения и посуда с эмалью украшали в основном царские столы, одежду и ларцы драгоценностями. Особенно роскошно смотрелись массивные кубки и лари, украшенные затейливым красочным узором, нередко сочетаясь с драгоценными камнями.
Развитие и известность эмали на Руси
Начиная с VI века, различные виды ремесел знаменуют этап активного развития и совершенствования, не стало исключением и ювелирное дело.
Наиболее старые из сохранившихся экземпляров давно ушедших веков относят к 10-12 векам, что по тем временам было почти невозможным мастерством, принесшим большую известность русским ювелирам. Считается, что само появление техники уходит своими корнями в Византию: торговые пути, политические отношения, принятие христианства – все это прочно связывало два крупнейших государства. И, несомненно, культурный обмен не мог не привести к обмену опытом и технологиями в ювелирном деле. И появившись в Киевской Руси, технология работы с эмалью достигла небывалых высот, заслуженно принеся славу мастерам как лучшим в этом деле.
Эмаль представляет собой специальное покрытие, в завершенном состоянии напоминающее стекло: изначально оно жидкое и наносится наподобие краски, а затем закрепляется при обжиге в специальной муфельной печи при 600-900 градусах. В таких условиях эмаль образует покрытие, по сути приплавленное к металлу-основе. Почти до наших дней ее называли не иначе, чем “финифть”. Она получается очень прочной и устойчивой, и главное – позволяет добиться красивых и чистых оттенков для украшения ювелирных изделий.
Черной полосой в истории как страны, так и бережно передаваемых из поколения в поколение ремесленников секретов обработки, стал период татаро-монгольского нашествия: почти двести лет кабального разграбления и фактического рабства не могли не отразиться на безвозвратной утрате части техник. Несколько десятков и даже сотен лет потребуется на восстановление отрасли и попытки вернуться к откинутому на несколько шагов назад искусству.
К XIV веку активное распространение получает филигрань и ее подвид – техника золотой скани: очень тонкое ажурное узорчатое плетение поверх основного пласта металла. И вполне закономерно филигрань пришла к сочетанию со вставками из цветной эмали, по своему виду и блеску полноправно конкурируя с инкрустациями из драгоценных камней (наиболее высоким мастерством в этой технике славились московские и новгородские умельцы). На сегодня такой антиквариат особенно ценится коллекционерами. Эмалевые вставки намеренно делали маленькими по площади, образуя узор из крупиц, что придавало особой тонкости работе.
У каждого периода отмечаются свои более характерные цвета:
Если ремесленники в XIV веке в основном тяготели к естественной гамме – черные, белые, голубые оттенки, то уже в следующем столетии на пик популярности выйдут темно-зеленые и лиловые. Использовались они как для фигурных изображений в целом, так и для заполнения букв в надписях.
XVI век славен широчайшей гаммой синих оттенков, неповторимыми васильковыми и бирюзовыми тонами, а ближе к концу столетия мастера открывают для себя переливы красных оттенков.
Если годами ранее цветные эмали были полупрозрачными, а иногда цвета и переливались один в другой, то к XVII веку широкое распространение приобретают так называемые “глухие” эмали: насыщенного, непрозрачного цвета. При этом контрастом к ней используют и наоборот – полностью прозрачные эмали, как бы подчеркивая естественные переливы драгоценных металлов.
Также XVII век знаменует новые горизонты применения эмалей: если ранее она встречалась в подавляющем числе случаев именно в украшениях разного рода, то теперь популярность приобретает посуда и прочие предметы из золота и серебра. Стали встречаться предметы с эмалью и в купеческих, а иногда и даже в простых семьях (но металлическая основа уже, конечно, не из золота, а, например, из меди или стали).
К началу XVIII века появляется уникальная для российской культуры и ювелирного дела техника: “живописная эмаль” – миниатюры с финифтью передавали небольшие сюжеты и даже портреты.
В течение XVIII века увеличивается число иностранных ювелиров, посещавших Россию или же прибывавших для исполнения дорогих заказов царской семьи или знати. Перенимали часть новых техник и российские мастера. Особое значение имеет расположенный в Санкт-Петербурге цех золотых и серебряных дел («Das Amt der löblichen Gold-und Silberarbeiter in St.-Petersburg»): по сути это объединение иностранных ювелиров, разросшееся до полномасштабной мануфактуры. Со временем в его ряды вступали все больше переехавших на ПМЖ и принявших российское подданство мастеров, в основном из Германии, Англии, Дании и Франции. Позже будут появляться похожие крупные объединения ювелиров и российских.
Периодом наиболее пышного расцвета, распространения и мастерства для эмали заслуженно считают XIX век, когда финифть была, пожалуй, на пике моды по всей стране. Крупные мануфактуры могли похвастаться собственными школами для ювелиров, где передавались все тонкости этого непростого искусства и собственные техники. При этом спрос на эмаль был так широк, что в те года изделия выпускались в большом разнообразии стилей и сюжетов – от исконно-русских узоров до современных мотивов. Знаменитый Фаберже получил популярность и известность вне времени во многом благодаря именно своим первым изделиям с применением эмали. В одном ряду с ним славятся Овчинников, Алексеев и многие прочие мастера, чьи произведения на сегодня практически бесценны и представляют огромный коллекционный интерес, благодаря чему продать антикварные изделия с ювелирной эмалью можно очень приятную сумму вознаграждения (особенно если внимательно подойти к выбору скупки).
Изделия с эмалью и по сей день не теряют своей популярности: практически в каждом известном ювелирном доме, вне зависимости от ценовой категории, представляются все новые коллекции с цветными вставками. Это бесценное наследие, дарованное нам на заре становления Руси и техники, хранимые мастерами веками.
Источник: grandfor.ru