Эмаль ювелирная что это

Статья ответит на вопрос, что такое ювелирная эмаль? Расскажет свойсвах и применении эмали.

Всё, что вы не знали о ювелирной эмали

Тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью появилась у отечественных производителей еще несколько лет назад, а в 2018 году дизайнеры предвещают пик популярности таких изделий. Хотя я, если честно, не заметила особой любви у модниц к ювелирной эмали. Возможно, это вызвано тем, что не все знают об этой технике и поэтому опасаются приобретать украшения с эмалью.

Поэтому сегодня в выпуске мы расскажем о том, что же такое «ювелирная эмаль», как она изготавливается и различается ли между собой.

В первую очередь напомню, что история эмали имеет древние корни. Взять хотя бы украшения Древнего Египта.

Если не знать, что авторы этих шедевров — мастера Древнего Египта, то можно легко принять их за современные украшения.

Если не знать, что авторы этих шедевров — мастера Древнего Египта, то можно легко принять их за современные украшения.

наносим холодную эмаль

Также во всем мире давно известны эмали индийского происхождения. Считается, что техника эмали пришла в Индию из Персии и достигла своего расцвета во времена Великих моголов (XVI-XVIII века.)

Западные ювелиры обязаны расцвету техники эмали Византии, где мастера выполняли свои шедевры в технике перегородчатой эмали.

У нас же ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль».

В Эрмитаже можно любоваться великолепными украшениями, выполненными в технике эмали. Также нельзя не вспомнить изделия Фаберже, которые стали образцами роскоши и элегантности.

Подвеска «Лебедь». Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. Нидерланды. Около 1590г.

Эрмитаж.

Подвеска «Лебедь». Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. Нидерланды. Около 1590г.

Эрмитаж.

Шея, крылья и хвост в подвеске «Лебедь» сделаны из золота и покрыты белой и черной эмалью. Лебедь изображен плывущим по воде, выполненной из синей эмали. Банты, растительные побеги дополняют подвеску.

Такие украшения носили обычно на цепи. Они являлись аксессуарами костюма или амулетами. Мода на подобные подвески сохранилась вплоть до XVIII столетия.

Подвеска «Каравелла». Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. Испания. 1580-1590г. Эрмитаж.

Подвеска «Каравелла». Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. Испания. 1580-1590г. Эрмитаж.

Испанская каравелла прикреплена золотыми цепочками к кресту, составленному из четырех изумрудов. Парус, контур корпуса корабля, вершины мачт украшены белой и черной, характерной для испанских работ эмалью. На корме — золотые арабесковые узоры.

ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль

Вес колумбийского изумруда, использованного для ювелирного изделия, — 125 карат. Общий вес всех изумрудов — 190 карат.

Перстень с вензелем Александра I. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль; чеканка, полировка. Начало 19в. Санкт-Петербург.

Эрмитаж.

Перстень с вензелем Александра I. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль; чеканка, полировка. Начало 19в. Санкт-Петербург.

Эрмитаж.

На Руси эмалью также украшали богатую утварь — кубки, ларцы, чаши.

Ценность ювелирных и декоративных эмалей измеряется не стоимостью материала, а исключительно тонкостью работы и талантом мастера.

Сегодня современные мастера продолжают создавать уникальные коллекции с применением ювелирной эмали. Серьги, кольца, подвески, браслеты выглядят очень стильно и придают каждому изделию свою неповторимость.

Кстати, благодаря эмали ювелиры могут создавать самые разные формы детских сережек: бабочки, рыбки, птички, животные, цветы и т.д. Украшения получаются яркими, как любят маленькие девочки и интересными по дизайну.

Из чего состоит эмаль?

Эмаль – это стекловидный порошок, в состав которого входят кремнеземы и различные оксиды. Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт.

Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными.

Читайте также:
Как образуются камни в природе драгоценные

Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Способы нанесения эмали

1.Перегородчатая эмаль или Клаузоне. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком.

2. Выемчатая эмаль или Шамплеве . На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветным эмалевым составом. Это самая древняя технология нанесения покрытия.

3. Техника эмалевого художественного покрытия или Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет никаких перегородок и ямок.

Изделие покрывают нужным количеством слоев и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет.

Способы закрепления эмали

1. Горячие покрытия. Этот способ используют с очень давних времен. Если в двух словах, то эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 800 градусов.

Затем изделие охлаждают, очищают и полируют.

2. Холодные покрытия. В этом случае процесс нанесения эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое.

Горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной?

1.Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

2.Холодные эмали неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

Как ухаживать за изделиями с эмалью

1. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

2.Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

3.Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

4.Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

Поэтому носите украшения с эмалью с удовольствием и гордостью, зная, что в этой технике воплощены знания и умения многих поколений ювелиров!

Источник

Холодная эмаль . Холодные эмали получили своё название благодаря особенностям технологического процесса. Мастера-эмальеры являются специалистами высочайшего класса. Это одна из творческих профессий ювелирного производства. Она же является и одной из самых сложных — над некоторым украшениями мастер может трудиться целый день.

Особенно важен профессионализм при изготовлении серег. Оба изделия, входящие в комплект, должны выглядеть одинаково, что особенно сложно, учитывая ручное производство. Жидкая двухкомпонентная эмаль смешивается в определенных пропорциях с катализатором, образуя кремообразную пасту.

Что такое ювелирная эмаль?

Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла . Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.

Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).

Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.

Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.

А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель , свинец и др.

Читайте также:
Родиться с золотой ложкой во рту что значит

Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.

В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.

Разновидности эмали

Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.

Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство.

В этом отношении они побеждают сквозные эмали.

Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.

Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс , после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.

Какие металлы используют для ювелирной эмали?

С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото , серебро , чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.

Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.

Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина , серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.

Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра .

Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.

Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.

Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.

Источник

Коллекция ювелирных украшений с эмалью из серебра и золота. Как правильно выбрать ювелирное изделие из эмали . Плюсы и минусы эмалевых украшений . В дальнейшем у них переняли опыт и ювелиры из Древнего Египта и Античной Греции, Персии, Византии, Рима и Индии.

К нашим «периферийным соседям» умение использовать эмаль в качестве украшения перешло практически в последнюю очередь. Несмотря на такое своеобразное торможение в освоении столь необычного ювелирного метода «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро нагнали в способностях древних первооткрывателей. Как результат – достаточно богатая и длительная история русской «финифти».

Украшения из золота и серебра с эмалью

Яркие! Необычные! Оригинальные! Эмалевые украшения на сегодняшний день пользуются огромной популярностью.

Давайте же, наконец, разберемся, почему.

Металлические изделия, покрытые эмалевым слоем, становятся более долговечными. Ну и, конечно, нельзя упускать из виду самое главное достоинство таких аксессуаров – их нестандартность, которую невозможно достичь традиционным использованием драгоценных камней.

Что интересно, эмалевые изделия пользуются спросом не только у молоденьких девушек, желающих подчеркнуть свой «свежий», броский образ, но и у солидных женщин, которые стремятся при помощи такого украшения поставить необходимый яркий акцент. Их поистине можно считать универсальными аксессуарами.

Читайте также:
Интересные камни и их названия

История

Вопреки всеобщему убеждению, корни такой необычной и вместе с тем безумно красивой ювелирной вставки нужно искать вовсе не в Индии и Египте. Многие исторические источники свидетельствуют о том, что еще в Микенском царстве на Кипре она уже активно использовалась для декорирования различных предметов быта и утвари.

В дальнейшем у них переняли опыт и ювелиры из Древнего Египта и Античной Греции, Персии, Византии, Рима и Индии. К нашим «периферийным соседям» умение использовать эмаль в качестве украшения перешло практически в последнюю очередь. Несмотря на такое своеобразное торможение в освоении столь необычного ювелирного метода «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро нагнали в способностях древних первооткрывателей.

Как результат – достаточно богатая и длительная история русской «финифти». Именно так на Руси в прежние времена называли эмаль. И сегодня финифть продолжает использоваться, но в достаточно узкой специфике – в технике расписной эмали.

Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. На сегодняшний день финифть из Ростова Великого до сих пор продолжает пользоваться популярностью (женские украшения, предметы интерьера, роспись церковной утвари и икон, эксклюзивные изделия), а этот город по праву считается Родиной этого ювелирного метода.

С древнерусского «финифть» означает «химичить», с древнегреческого χυμευτόν, от χυμεύω — «смешиваю», «химичу».

Это обусловлено особенностями цветовой палитры эмали – различные оттенки получаются путем добавления в состав различных примесей.

Смотреть все украшения с финитью в каталоге SUNLIGHT

Цвета

К примеру, желтой эмаль делает трехокись сурьмы; всевозможные оттенки красного получаются при помощи соединений золота, окиси железа и хрома; синий и голубой цвета — результат добавления окиси кобальта; итогом добавления в сплав окиси ридия и марганца является черный цвет. Помимо всей перечисленной цветовой гаммы достаточным признанием пользуются прозрачные и непрозрачные (опаковые) эмали. Получаются они путем добавления в сплав окиси олова.

На протяжении своего длительного периода существования технология эмалирования постепенно совершенствовалась, и в результате подразделилась на несколько видов.

Перегородчатая эмаль

Самым трудоемким процессом, требующим большого опыта и высокой квалификации, является производство украшений с перегородчатой эмалью. Этот вид эмалирования относится к методу так называемой «холодной эмали», когда состав вставки не требует сильного нагревания.
Вся операция заключается в том, что на металлическую поверхность напаивается тонкая проволочка, образующая ямки. Эти ячейки в дальнейшем заполняются эмалью нужного цвета — в результате получается отчетливый рисунок, обладающий необычным и ярким блеском.

Серебряные серьги с эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Выемчатая эмаль

Еще один распространенный вид эмали — «выемчатая». Как несложно было догадаться из названия, ее производят благодаря особым выемкам. Такие углубления укрепляют эмалевые составы и могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и т.д.

Эмаль по рельефу

Самый дорогостоящий и сложный процесс в эмальном деле — процесс «эмали по рельефу». В этом случае происходит покрытие литых и чеканных поверхностей. Трудности возникают в связи с тем, что на выпуклых частях рельефа эмаль может не удерживаться при обжиге. Поэтому мастера строго соблюдают последовательность обжигания украшений – сначала – тугоплавкие, потом – легкоплавкие эмали

Серебряные серьги с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Расписная эмаль

Витражная эмаль

Очень нежный и воздушный стиль «Ар нуво» не получил бы свое полноценное развитие без использования такого ювелирного метода, как «витражное эмалирование». Основой такого изделия является ажурная сквозная сетка, отверстия которой заполняются эмалью и обжигаются до состояния застекления.

Использование витража наиболее известно в таких памятниках культуры, как средневековые церкви и храмы, однако на ювелирных украшениях такой необычный способ декорирования смотрится не менее впечатляюще. Кроме того, при нанесении эмали на металлы она придает изделию своеобразный 3D-эффект, который делает его еще более сияющим.

Серебряное кольцо с корундом и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Частичное смешивание эмалей

В Sunlight Brilliant большой популярностью пользуется еще один подвид эмалирования — техника частичного смешивания эмалей. В данном случае каждое изделие уникально, украшения могут незначительно отличаться друг от друга.

Процесс состоит в следующем – эмаль различных цветов «накладывают» друг на друга, в результате чего получаются причудливые расплывчатые рисунки, плавно переходящие друг в друга — по типу пирога «Зебра», когда темный слой смешивают со светлым. Этот необычный метод помогает создавать необычный и оригинальные рисунки на украшениях.

Стоит сказать и о долговечности. Эмаль — достаточно устойчивый материал, не теряющий цвета. К тому же, как уже было сказано ранее, она помогает уберечь металлы от повреждений. Но это не говорит о том, что можно смело купаться с ним в ванне или, из преданности любимому аксессуару, не снимать его во время стирки или уборки.

Читайте также:
Как делать уточку из бисера кольцо

Как и любое ювелирное украшение, изделие с эмалью требует правильного ухода: не любит механических воздействий и контакта с химическими веществами.

Так что, если хотите дольше сохранить сияние и красоту своих эмалевых изделий, будьте с ними аккуратны! Помните, при падении на твердые поверхности (пол, кафель) эмаль может выпасть и разбиться. Согласитесь, ради такого яркого и выразительного аксессуара лишний раз проявить внимательность – абсолютно не сложно.

Источник

Ювелирные украшения с эмалью завораживают своей изысканностью и красотой. Разнообразие цветов и оттенков, которыми могут быть расписаны такие украшения , позволяет создавать неповторимые изделия, подчеркивающие вашу индивидуальность. В этой статье мы расскажем, что такое ювелирная эмаль , как правильно выбрать украшения с эмалью и как о них заботиться?

Ювелирная эмаль — это , по сути, стеклянный сплав. Он может быть более легкоплавным или менее, разных цветов и различного типа нанесения. В состав сплава входят раствор кремнезема и других оксидов, а для создания цвета используют никель, кобальт, оксид цинка.

Эмаль в ювелирных украшениях

Сегодня рынок перенасыщен ювелирными украшениями с эмалью. Среди них обычному потребителю крайне сложно выбрать качественные изделия. Чаще всего покупатель смотрит только на внешний вид украшения.

В этой статье мы расскажем, насколько качественным является вид эмали на изделии, которое вы хотите купить, и как долго оно прослужит вам, радуя своей красотой.

Существует два вида эмали: холодная и горячая. Внешне они выглядят одинаково, но отличаются по технологии и долговечности.

Что такое холодная эмаль?

Холодная эмаль — это эпоксидная смола, попросту говоря, краска. Её существует два вида: эпоксидная и полимерная. Чаще всего в ювелирных украшениях используют недорогую эпоксидную эмаль.

Сушат её в изделии на воздухе, без специального оборудования, при комнатной температуре в течении суток. А при температуре 60-70 градусов она высыхает в течение часа.

Полимерную эмаль используют в стоматологии. Но для её сушки необходима специальная УФ лампа. Холодная эмаль — это аналог лака для ногтей.

Её используют в маникюрном салоне, мы все её хорошо знаем — это гель-лак.

Что такое горячая эмаль?

Горячая эмаль — это разноцветное стекло, запечённое с серебром при высокой температуре в печи.

Работа с горячей эмалью, серебром, золотом или медью — древнейшая техника. В Россию горячая эмаль пришла из Византии и называлась «финифть». С приходом в Россию европейских мастеров пришло слово «эмаль».

Горячая эмаль обладает не только превосходными декоративными свойствами, но и защитными. Собор Спас на Крови (Воскресенье Христова) в Санкт-Петербурге. Купола этого храма были покрыты горячей ювелирной эмалью в 19 веке и до сих пор не потеряли своё великолепие.

Процесс изготовления украшений с горячей эмалью включает в себя несколько этапов: подготовка, нанесение, обжиг и финальная отделка изделия.

Чаще всего используют серебро 925 пробы. Перед нанесением эмали его тщательно подготавливают.

Теперь нужно подготовить саму эмаль. Это тоже не просто. Сначала дробят большие куски в стальной ступке, потом перетирают в фарфоровой ступке до состояния порошка.

Его необходимо просеять через калиброванное сито, чтобы получились крупинки необходимого размера.

Дальше следует смочить крупинки в воде и тонкой кисточкой точными движениями нанести эмаль на изделие. Перед тем как поставить в печь обязательно подсушить, иначе эмаль вскипит и отвалится.

Крупинки сплавляются с серебром и превращаются в ровную блестящую поверхность. Это высшее мастерство эмальера.

После запекания эмали происходит финишная отделка украшения.

Работать с эмалью непросто, но только так создается удивительной красоты украшение.

Изготовление таких изделий требует большое количество оборудования и высочайшего мастерства.

У каждого вида эмали есть свои преимущества и недостатки.

В холодной эмали достоинством является лёгкость производства: не нужно обучать персонал и приобретать дорогое оборудование. Недостатками являются низкая износостойкость, низкая термостойкость и недолговечность.

В этих украшениях нельзя купаться, ходить в баню и мыть посуду.

Достоинства горячей эмали:

— Не боится высокой температуры

— Устойчивость к коррозии

Недостатки тоже есть. Нужно помнить, что это стекло и при сильной деформации оно может треснуть. Поцарапать её крайне сложно.

Изделия как с холодной, так и с горячей эмалью подчеркнут вашу индивидуальность. И те, и другие заслуживают вашего внимания.

Читайте также:
Как носить перстень с рисунком к себе или от себя
Источник

Что представляет собой ювелирная эмаль ? Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла. Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут.

Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали , но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.

Что такое ювелирная эмаль

С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.

Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.

Ростовская финифть

Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.

Состав эмали

Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред.

Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.

Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).

Виды эмалей

По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:

  • прозрачные (сквозные);
  • глухие (опаковые).

Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.

Покрытие ювелирных изделий цветной эмалью

Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.

Техника нанесения

В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700−900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.

Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.

Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.

Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.

Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.

Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.

Сочетание различных техник нанесения и цветов эмалей предоставляет мастерам безграничные возможности в воплощении своих художественных фантазий. Одним из примеров использования эмали является коллекция кулонов Salvatore Ferragamo.

Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram, VK и Google Новости, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.

Источник

У нас же ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года.

В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин « эмаль ». В Эрмитаже можно любоваться великолепными украшениями , выполненными в технике эмали . Также нельзя не вспомнить изделия Фаберже, которые стали образцами роскоши и элегантности. Яйцо Фаберже "Петр Великий" 1903г.

Рейтинг
Загрузка ...