Поэзия Сергея Есенина стоит обособленно по отношению к другим литературным течениям. На ней не отразилось влияние поэтов «Серебряного века». Именно самобытность его творчества обеспечила Есенину всеобщее признание.
Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.
Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.
Происхождение и ранние годы
С. Есенин с мамой
Сергей Александрович Есенин – уроженец села Константиново Рязанской губернии. Родился 21 сентября 1895 года в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Отец не любил заниматься крестьянским хозяйством, и жил отдельно от семьи в Москве. В 1912 году к нему приехал Сергей, и устроился на работу в мясную лавку.
Сергей Есенин и Владимир Маяковский — поэты Серебряного века | Антагонисты или стороны одной медали?
Образование
В 1904 году Сергей поступил в начальную земскую школу, и окончил ее с отличием. Родители очень хотели видеть сына учителем, и в 14 лет отдали его в профильную школу.
Во время обучения юноша понял, что его призвание – поэзия. Оставив работу в мясной лавке, он, в 1913 году поступает в Московский народный университет вольнослушателем. Одновременно работает в типографии Сытина, и пишет стихи.
На какое-то время Есенина захватили идеи социал-демократов. Он участвовал в распространении листовок, выступал с агитационными речами перед рабочими заводов, принимал участие в крупной забастовке против гонений на пролетариат.
Творчество
В 1914 году было опубликовано стихотворение «Береза». Оно вышло в детском издании «Мирок». Вскоре появились очередные стихи: «Пороша», «Поет зима – аукает». Другие издательства также начинают печатать работы молодого автора.
Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – А. Блоком и З. Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями.
Есенин пишет стихи
В этот период он вступает в литературные сообщества «Краса» и «Страда». Членами их были поэты «новокрестьянского» течения, воспевающие Россию. В 1916 году публикуется сборник «Радуница». Он вызывает большое одобрение критиков, оценивших автора за новизну образов.
В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю.
Революцию поэт принял сразу. Самовольно оставив часть, он примкнул к левой партии эсеров. Однако, немного разобравшись в ситуации, Есенин начал понимать, что революция – это, к тому же, беспорядок и насилие.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь издается сборник его стихов, написанных еще до революции, «Голубень». Есенин становится одним из организаторов «Ордена имажинистов». В это сообщество входили поэты, писавшие лирику, наполненную выразительными метафорами и яркими образами.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В начале двадцатых годов выходят «Трерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста». В 1921 году поэт отравляется в путешествие. Он посещает Урал и Оренбург. Особый восторг у него вызывает поездка по Средней Азии, особенно посещение Ташкента и Самарканда.
По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.
Всю первую половину двадцатых годов Есенин посвятил написанию и продаже своих книг. «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» изданы в этот период. За 2 года до смерти поэта выходит «Анна Снегина».
Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.
Фрагмент стихотворения
Отговорила роща золотая… С.А. Есенин
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Главные произведения
«Персидские мотивы» представляют собой цикл стихотворений, относящихся к любовной лирике. Написан он был как результат впечатлений от поездки в Азербайджан. Знаменитые стихи «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…» стали выражением любви, грусти, измены, надежды.
Цикл «Любовь хулигана» можно смело назвать романом, в котором воспевается чистая любовь, а любимая девушка ассоциируется со святым ликом.
Комната в доме-музее Есенина
Тема природы – одна из главных в творчестве поэта. Автор вдыхает в нее жизнь, она существует не отдельно от человека, а вместе с его мыслями и настроением. Ярким примером этому может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», в котором роща наделена человеческими эмоциями и чувствами. Вызывают восхищение стихи «Край любимый! Сердцу снятся…», «Закружилась листва золотая», «Береза», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» и многие другие.
Любовь к русской природе была неотделима от любви к России в целом. Свои чувства поэт выразил в стихах: «В этом мире я только прохожий…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя, родная…».
Лучшим своим произведением Есенин называл поэму «Анна Снегина». В ней читателю предлагается история о безответной любви на фоне войны и революции.
Народный бунт показал Есенин в поэме «Пугачев». Поэт, рассказывающий о крестьянском восстании, делает акцент на отваге и смелости бунтовщиков, а также на том, что для борьбы подходят любые средства.
Последние годы
В последние годы жизни поэт регулярно подвергался нападкам и обвинениям в распущенности и пьянстве. Сам он к этому времени окончательно разочаровался в Советской власти.
Депрессия приводит к тому, что у Есенина развивается мания преследования. Тайно он приезжает в Ленинград, а 28 декабря 1925 года его находят мертвым в гостинице «Англетер». По другой существующей версии, он был убит по приказу спецслужб. Так закончилась яркая короткая жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1895 | Год рождения С.А. Есенина |
1904 | Начало учебы в земском училище |
1912 | Переезд в Москву |
1914 | Первая публикация стихотворений |
1915 | Переезд в Петроград |
1916 | Выход сборника «Радуница», призыв в армию |
1918 | Выход книги «Голубень» |
1919 | Примкнул к группе имажинистов |
1920 | Поэмы «Русь уходящая», «Анна Снегина» и др. |
1921 | Знакомство с А. Дункан |
1924-2925 | Путешествия по Закавказью |
1925 | Смерть С.А. Есенина |
Интересные факты
- Есенин не знал ни одного иностранного языка;
- на стихи поэта написано много песен и романсов;
- оставался в школе на второй год из-за плохого поведения;
- первое стихотворение написал в 9 лет;
- в юности был задирой и драчуном.
Память о поэте
В 1995 г. в Албании выпустили марку с изображением Есенина.
611 улиц и площадей российских городов носят имя С. Есенина.
В 1995 г. в России выпустили серебряную монету к столетнему юбилею поэта.
В Москве функционирует государственный музей С. А. Есенина.
Парк Есенина расположен в Санкт-Петербурге.
Государственный университет имени С. А. Есенина есть в Рязани.
Дом-музей С. Есенина открыт в Баку.
Музей С. Есенина есть в Ташкенте.
Созданы документальные фильмы о поэте.
Памятники и бюсты поэта есть в городах РФ.
Источник: spadilo.ru
Сергей Есенин – поэт Серебряного века, поэт России
В эти дни в России отмечается 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. В его родном селе Константиново Рязанской области проходит настоящий праздник поэзии «Русь моя, милая родина…», в рамках которого проводятся экскурсии и красочные ярмарки, а также выступают поэты и писатели…
Можно с полной уверенностью сказать, что стихи Сергея Есенина звучат по всему миру не только в эти дни. И это отнюдь не преувеличение, ведь его произведения переведены на десятки языков мира. По данным ЮНЕСКО, именно Сергей Есенин является в настоящее время самым переводимым русским поэтом.
Но особенно пронзительно и ярко стихотворные строчки поэта звучат именно на родном, русском языке. Сбылись его слова, когда сам Сергей Есенин говорил, что его поймут через сотню лет.
Примечательно, что на онлайн-конкурс «Живой Есенин» было прислано почти полторы тысячи видеороликов из 30 разных стран.
Реклама на веке
На родине Есенина вечер, посвященный его 125-летию, открыл народный артист России Сергей Безруков, ведь именно ему принадлежит самый известный образ любимого многими поэта, который он воплотил в жизнь и на сцене, и на экране.
Писать стихи Сергей Есенин начал в детстве, а в 1916 году вышел его первый сборник «Радуница». Есенин был известен среди писателей и поэтов, многие современники его любили, а были и такие, кто критиковал его творчество. Как, впрочем, бывает практически всегда, когда на поэтический Олимп начинает подниматься новая личность.
Сергей Есенин по праву принадлежит к плеяде поэтов Серебряного века, среди которых Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Александр Блок, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Демьян Бедный и многие другие. Такие разные, яркие и запоминающиеся, каждый со своим восприятием жизни и России на рубеже веков.
Рифмы Есенина настолько тонкие и пластичные, что певцы и музыканты и в наши дни обращаются к его творчеству. Лирика поэта нежна и чувственна, в ней немало народного, фольклорного, но звучит она надрывно и неистово, как и тогда, в дни его молодости, когда Есенин представлял слушателю свои стихи, читая их так, что равнодушных не оставалось.
Вот что сказал в свое время Максим Горький о творчестве Есенина: «Вскоре я почувствовал, Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез…»
Андрей Белый, писатель совсем иного направления, отмечает необычайную доброту и мягкость Есенина, его чуткость и повышенную деликатность. Откуда это у простого деревенского парня, выросшего в рязанской глубинке? Эта прирожденная чуткость, эта «чисто человеческая нота», которая и тогда, и сейчас подкупает человеческие сердца, цепляет за душу.
Из него пытались сделать придворного поэта, не вышло. Юный Есенин изливает свою душу в свободолюбивых стихотворениях «Синее небо, цветная дуга», «За темной прядью перелесиц»…
Сергей Есенин поддерживает идеи социал-демократов, распространяет листовки, выступает перед рабочими, а в 1913 году участвует в общемосковской забастовке, направленной против гонений, которым подвергалась тогда пролетарская печать. Поэт принимает Октябрьскую революцию воодушевленно, радостно, но в то же самое время он с болью переживает ту ломку, которую претерпевает крестьянский быт, такой близкий и родной его сердцу. И эти печальные настроения, которые овладевают им в то время, становятся основой его поэмы «Сорокоуст».
Есенин стремится обрести семейное счастье, но любимые женщины не дают того, что поэт ждет от них. Осенью 1913 года он знакомится с Анной Изрядновой, а в декабре следующего года у них родился сын Юрий. Но поэт уходит от Анны.
В браке с Зинаидой Райх в будущем российской актрисой, с которой поэт обвенчался 30 июля 1917 года, родились дочь Татьяна и сын Константин. Однако Есенин покидает Зинаиду еще до рождения своего второго сына…
Сергею Есенину – одному из немногих его современников удалось вместе со своей третьей женой Айседорой Дункан побывать за границей. Весной 1922 года практически сразу после женитьбы на Айседоре они уезжают из России, посещая Германию, Бельгию, Францию, Италию и США. Однако впечатления от этой поездки у Есенина очень противоречивые.
После нищеты и голода, царивших тогда в России, он оказался в мире, в котором, по его словам, «все прибрано и выглажено под утюг». В своих письмах и воспоминаниях о том периоде жизни Сергей Есенин отмечает, что в России есть душа, а тут «ее сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». Брак с Дункан тоже распался вскоре после того, как они возвратились в Россию.
В 1924 году у Есенина родился еще один сын – Александр Есенин-Вольпин, которого подарила ему поэтесса и переводчица Надежда Вольпин. А в сентябре 1925 года Есенин заключает свой последний брак с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Льва Толстого. Но и этот брак вскоре распался. Но именно Софье Андреевне мы обязаны тем ценным архивным материалам, которые она собирала по крупицам о жизни и творчестве своего мужа.
Метущаяся, страстная душа поэта не находит покоя и умиротворения. По воспоминаниям его современников, именно это неприкаянное одиночество и добавило в его жизнь те трагические нюансы, стало одной из причин его душевного расстройства и глубочайшей депрессии. Лечение в клинике не приносит желаемого облегчения.
28 декабря 1925 года друзья поэта обнаружили его мертвым в Ленинграде в одном из номеров гостиницы «Англитер». Существуют разные версии случившегося: самоубийство и убийство. До сих пор исследователи творчества Есенина высказывают по этому поводу разные суждения. Поэт похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище 31 декабря 1925 года.
Русский советский поэт и переводчик Вольф Эрлих потом скажет, что накануне смерти поэт передал ему ставшее последним стихотворение «До свиданья, друг мой, до свидания…» Пожалуй, именно это стихотворение стало самым известным и наиболее знаменитым из всего наследия поэта. Жизнь и смерть Есенина таит в себе неразгаданные тайны, как и его душа, которая была для многих современников загадочной и чудной. Таковой она остается и сейчас. Зажегшись на поэтическом небосклоне яркой звездой, Сергей Есенин осветил наш мир такими поэтическими строками, в которых мы и сейчас находим созвучные своему настроению нотки, близкие и понятные.
Источник: wek.ru
Сергей Есенин
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин ( 21 сентября (3 октября) 1895 , село Константиново , Рязанская губерния — 28 декабря 1925 , Ленинград ) — русский поэт , представитель новокрестьянской поэзии и лирики , а в более позднем периоде творчества — и имажинизма .
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.
Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта — самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 — 1915 годах. Творчество поэта 1914 — 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус — младенец”, “Голубень” и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.
Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.
В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”. В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь — “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба. ” (1916) поэт как будто предсказывает революцию — “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.
Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина — это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери — природы. Он Очеловечивает природу.
Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, — “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется герой есенинской лирики — он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец — то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 — 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 — 1918 годах.
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Издания
Прижизненные
- Есенин С. А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1915. — 62 с.
- Есенин С. А. Иисус-младенец. — П.: Сегодня, 1918. — 6 с.
- Есенин С. А. Голубень. — М.: Революционный социализм, 1918.
- Есенин С. А. Радуница. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — . с.
- Есенин С. А. Сельский часослов. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 с.
- Есенин С. А. Преображение. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 с.
- Есенин С. А. Голубень. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — . с.
- Есенин С. А. Ключи Марии. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 с.
- Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
- Есенин С. А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 с.
- Есенин С. А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — . с.
- Есенин С. А. Иисус-младенец. — Чита, 1921
- Есенин С. А. Исповедь хулигана. — М.,1921. — 14 с.
- Есенин С. А. Преображение. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — . с.
- Есенин С. А. Трерядница. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — . с.
- Есенин С. А. Радуница. — 3-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — . с.
- Есенин С. А. Пугачев. — М.: Имажинисты, 1922. — 54 с. (год издания указан ошибочно)
- Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь). — Петроград: Изд-во «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. . (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).
- Есенин С. А. Пугачев. — 2-е изд. — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 с.
- Есенин С. А. Пугачев. — 3-е изд. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — . с.
- Есенин С. А. Избранное. — М.: Госиздат, 1922. — 116 с.
- Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. — Т. 1. — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 178 с. (Второй том не выходил.)
- Esenin S. Confession d’un voyou. — Paris, 1922. — . (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)
- Есенин С. А. Стихи скандалиста. — Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. — 232 с.
- Есенин С. А. Москва кабацкая. — Л., 1924. — 44 с. (издательство не обозначено)
- Есенин С. А. Стихи (1920-24). — М.: Круг, 1924. — 86 с.
- Есенин С. А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 с.
- Есенин С. А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 с.
- Есенин С. А. Песнь о великом походе. — М.: Госиздат, 1925. — 32 с.
- Есенин С. А. О России и революции. — М.: Современная Россия, 1925. — 96 с.
- Есенин С. А. Березовый ситец. — М.: Госиздат, 1925. — 100 с.
- Есенин С. А. Избранные стихи. — М.: Огонек, 1925. — 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
- Есенин С. А. Персидские мотивы. — М.: Современная Россия, 1925. — 48 с.
Основные
- Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. — М.: Госиздат, 1926.
- Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. — . с.
- Есенин С. А. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1953. — 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
- Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1966—1968.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х тт. — М.: Библиотека „Огонёк“, 1970.
- Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.
- Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
- Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы)
Международные проекты
- Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.). — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. — . с.
О поэте
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — М.: Сов. Россия, 1969. — 303 с.
- Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925). — М.: Сов. Россия, 1970. — 446 с.
- Бухарин Н. Злые заметки. — М., ГИЗ, 1927. — 20 с.
- Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонек, 1926. — 36 с.
- Епифанов П. Поединок при свете луны. Ещё раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина // Крылья голубиные : Альманах. — 2007. — № 1. — С. 50—79.
- Есенин и современность. Сборник. — М.: Современник, 1975. — 406 с.
- Куняев Ст. Ю., Куняев С. C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 593(13) c.: ил. (ЖЗЛ; вып. 922) 5000 экз.
- Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011. — 608 с. 5000 экз. I
- Мариенгоф А. Роман без вранья (1927)
- Марченко А. М. Есенин: Путь и беспутье. — М.: Астрель, 2012. — 606 с. 5000 экз.
- Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.: Русскiй Мiръ, Жизнь и мысль, 2013. — 736 с., ил. — (Русскiй Мiръ в лицах). — 5000 экз.
- Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012. — 640 с., ил., 3000 экз.
Источник: poetrysilver.ru