Как бы нам того ни хотелось, но со временем все запчасти нашего автомобиля изнашиваются и приходят в негодность. Не является исключением и аккумулятор. Каждый автолюбитель хоть раз в жизни да сталкивается с необходимостью приобретения новой батареи для своего средства передвижения.
Именно здесь и возникают вполне логичные и закономерные вопросы: как подобрать аккумулятор, какая модель лучше, на что обратить внимание? Как вариант, можно пойти по кратчайшему и простейшему пути и купить ту же модель батареи, что была в автомобиле ранее. Однако мы советуем подойти к вопросу серьёзнее и проанализировать рынок энергонакопителей детальнее.
Среди самых популярных и востребованных моделей на сегодняшний день оказались серебряные аккумуляторы. Почему стоит отдать предпочтение именно этой батареи, а не привычной свинцово-кислотной, мы и попытаемся выяснить.
О работе аккумулятора
Как известно, главная задача, которую необходимо выполнять аккумуляторным батареям, — это обеспечение нормального запуска мотора авто. При запуске автомобиля в действие приходит стартёр и начинается раскрутка коленвала. Дабы это задание выполнялось адекватно, батарея должна соответствовать определённым техническим параметрам. Так, устройство должно быть относительно небольшого размера, но быть при этом довольно прочным, надёжным и простым в эксплуатации. Что касается техники безопасности, то не стоит допускать полной разрядки батареи или снижения уровня электролита, находящегося в ней.
Аккумулятор СЦД-12А содержание драгметалла
Какие существуют виды аккумуляторов?
Среди наиболее распространённых моделей аккумуляторных батарей следует выделить свинцово-кислотные. Эти источники энергии являются довольно экономичными, но вместе с тем и очень капризными в эксплуатации, что нередко приводит к их преждевременному выходу из строя. Ну а поскольку сам по себе свинец — металл редкий и дорогостоящий и кислота в принципе несёт огромную опасность для здоровья человека, вполне логично, что возникла необходимость в создании альтернативных вариантов аккумуляторов.
Одними из таких заменителей оказались электрохимические аккумуляторы, основанные на ряде щелочей:
- никель-кадмиевый;
- никель-цинковый;
- серебряно-цинковый и так далее.
В таком типе батарей в качестве электролита выступает раствор 20%-го калия или, проще говоря, щёлочь. Пластины для таких энергонакопителей производят в виде решёток из стали, на которые крепят карманы с пластинами. Для положительных пластин используется наполнитель из окисленного никеля, а для отрицательных — кадмий.
Что касается корпуса щелочных аккумуляторов, то его делают из стали, обеспечивая устройству высокую степень прочности. Очевидно, что такая батарея уступает кислотной в экономичности, но при этом выигрывает в прочности, долговечности и неприхотливости. Самыми дорогими, а потому функциональными считаются аккумуляторы серебряно-кальциевые и серебряно-цинковые. Они очень популярны на космических станциях, поскольку устойчивы как к высоким, так и к низким температурам. Кроме того, плотность накапливаемой в них энергии почти в пять раз превышает ту, что имеют кислотные носители.
Особенности и преимущества щелочных аккумуляторных батарей
Что касается «начинки» энергонакопителей на основе щелочи, то здесь, как и в классических кислотных, используются пластины из свинца. Единственное их отличие от так называемой классики в том, что они покрыты тончайшим слоем кальция, что существенно улучшает рабочие характеристики прибора. Именно благодаря тому, что аккумуляторы легированы кальцием они избавляются от всех недостатков, которые имеют обычные свинцовые батареи.
Если говорить о важнейших технических характеристиках кальциево-серебряных аккумуляторов, то здесь необходимо отметить:
- низкую степень саморазряда (не более 15% месячной ёмкости);
- увеличение параметров напряжения начала водного электролиза (примерно 16 В);
- снижение массы и габаритов прибора относительно кислотного аналога, имеющего такую же ёмкость;
- минимальная степень испарения жидкости;
- способность выдерживать высокие разряды тока;
- устойчивость к перерывам в зарядке, полному разряжению и недозаряду.
Недостатки серебряных аккумуляторных батарей
Разумеется, несмотря на ряд достоинств, серебряные аккумуляторы, как и все материальные предметы, не лишены слабых сторон. Главными минусами щелочных энергоносителей являются:
- сравнительно высокая стоимость;
- значительная длительность заряжания (достигает 20 часов);
- обильное выделение газов;
- чувствительность к перезаряду;
- недолговечность относительно аналогичных типов батарей (выдерживает до 100 полных зарядок).
В заключение хотелось бы сказать о том, что правильный уход способен значительно продлить срок эксплуатации устройства. Следите за тем, чтобы поверхность аккумулятора была чистой, в противном случае вы столкнётесь с тем, что саморазряд батарей значительно возрастёт. При появлении малейших загрязнений сразу же избавляйтесь от них при помощи 10%-го раствора нашатыря или кальцинированной соды. Если в холодный сезон у вас возникнет необходимость снять аккумулятор на длительное хранение, позаботьтесь о том, чтобы он был полностью разряжен. Для поддержания самозаряда подзаряжайте устройство каждые 2–3 месяца.
Конструкция и особенности серебряно-цинковых аккумуляторов
Разработки серебряно─цинковых аккумуляторов велись достаточно давно и были нацелены на преодоление недостатков кислотных и щелочных аккумуляторов. У последних низкая удельная ёмкость: 8 (кислотные) и 2 (щелочные) А-ч на килограмм. Кроме того, они имеют малый КПД, достаточно высокий саморазряд.
Стоит отметить и невозможность их применения в условиях пониженного атмосферного давления. В серебряно─цинковых аккумуляторах удалось преодолеть эти недостатки. В этом материале мы постараемся разобраться в конструкции, принципе работы и эксплуатации серебряно─цинковых батарей.
Конструкция серебряно─цинковых аккумуляторов
Серебряно─цинковые аккумуляторы собираются в корпусе из пластика. В качестве отрицательного электрода используются пластины из смеси порошка цинка (Zn) и окиси цинка (ZnO). Положительными электродами являются пластины из оксида серебра (AgO). На изображении ниже можно посмотреть конструкцию серебряно─цинкового электрода.
Конструкция серебряно─цинковых аккумуляторов
Материал сепараторов тщательно выбирался для серебряно-цинковых аккумуляторов и имеет важное значение. При заливке электролита материал сепаратора отрицательного электрода набухает и препятствует оплыванию активной массы электрода. Кроме того, он мешает переносу коллоидных частиц серебра на пластины, противоположной полярности.
В результате такого подбора сепараторов пластины разной полярности имеют надёжную защиту от короткого замыкания. При этом имеется необходимая площадь соприкосновения пластин c электролитом. Когда формируется сборка пластин, то их плотно прижимают друг к другу и устанавливают прямо на дно корпуса. Никаких решёток для пластин в серебряно-цинковых аккумуляторах не применяется, поскольку материал электродов достаточно прочный и имеет высокую проводимость. Этот тип аккумуляторных батарей устойчив к ударному воздействию и вибрациям.
В серебряно-цинковых аккумуляторах протекает следующая обратимая реакция:
Слева направо реакция идёт при разряде, справа налево протекает при заряде.
В таблице ниже приведены основные характеристики серебряно-цинковых аккумуляторных элементов.
ЭДС, В | 1,85 |
Рабочее напряжение, В | 1,55 |
Теоретическая удельная энергоёмкость, Вт-ч/кг | 425 |
Практическая удельная энергоёмкость, Вт-ч/кг | 150 |
Рабочая температура, С | от -40 до +50 |
Удельная энергоплотность, Вт-ч/куб. дм. | 650 |
Особенности эксплуатации серебряно-цинковых батарей
Этот тип аккумуляторных батарей имеет очень маленькое внутреннее сопротивление, а также большую величину удельной энергоёмкости. Основной отличительной особенностью серебряно-цинковых аккумуляторов можно назвать возможность высокой отдачи тока. На 1 А-ч ёмкости аккумулятора ток может достигать 50 ампер.
В процессе зарядки батареи образуется и окись серебра (AgO). Благодаря этому кривая напряжения при заряде и разряде идёт ступенчато. Отчётливо видны участки с более высокими значениями напряжения, которые соответствуют восстановлению (при разряде) или окислению (при заряде) серебра. При больших токах разряда ступенчатый характер изменения напряжения становится менее заметным.
Ниже можно посмотреть сравнение некоторых характеристик серебряно-цинковых, никель-кадмиевых, свинцово-кислотных стартерных аккумуляторов для автомобиля.
Свинцово-кислотные | 5 минут 1 час 10 часов |
3,2-4,1 9-12,5 11-12,9 |
5,4-7 18-25 22-25 |
54-90 18-25 2,1-2,6 |
Никель-кадмиевые безламельные | 5 минут 1 час 10 часов |
21 23 23 |
16,4 27,3 29 |
197 27,3 2,9 |
Серебряно-цинковые | 5 минут 1 час 10 часов |
19-31 41-73 65-100 |
25-41 60-106 100-150 |
300-500 60-106 10-15 |
Серебряно-цинковые аккумуляторы хранятся без электролита долгое время. Чтобы привести в рабочее состояние элементы этого типа, нужно:
- предварительно провести их визуальный осмотр для выявления механических повреждений и коррозии элементов;
- далее аккумуляторы нужно залить электролитом. Для этого используется раствор едкого калия в воде с плотностью 1,4 гр./см 3 , который насыщен окисью цинка;
- провести формировочные циклы заряд-разряд, а затем контрольный и рабочий заряд батареи.
После визуального осмотра и заливки электролита у всех элементов проверяется ЭДС. Для нормальной работы аккумулятора электроды должны пропитаться электролитом. Чтобы ускорить этот процесс серебряно-цинковые аккумуляторы помещаются в барокамеру. Предварительно у них снимаются крышки с заливочных отверстий.
Размер серебряно-цинковых аккумуляторов
Когда аккумуляторы залиты, то проводится их формировка. Эта процедура заключается в проведении двух полноценных циклов заряд-разряд. При этом нужно контролировать полноту заряда по времени или по напряжению элемента.
Напряжение серебряно-цинкового аккумулятора должно быть в интервале 2─2,1 вольта. Примерно через час после проведения зарядки величина ЭДС должна составлять 1,82—1,88 вольта. После заряда проводится разряд определенным током. Аккумулятор разряжается до напряжения примерно 0,6—1,25 вольта.
После того, как серебряно─цинковый аккумулятор залит электролитом, храниться он должен при температуре 5—10 С. В таком режиме лучше сохраняется целлофан сепаратора.
В таблице ниже представлены характеристики объёма моделей серебряно-цинковых аккумуляторов, выпускаемых российскими производителями.
СЦ-0,5 | 0,024 | 0,85 | 2 |
СЦ-1,5 | 0,035 | 1,8 | 3,5 |
СЦ-3 | 0,095 | 4,5 | 35 |
СЦ-5 | 0,16 | 7,5 | 60 |
СЦ-12 | 0,195 | 14 | 80 |
СЦ-15 | 0,245 | 16,5 | 95 |
СЦ-18 | 0,3 | 20 | 120 |
СЦ-25 | 0,47 | 27 | 150 |
СЦ-40 | 0,72 | 45 | 180 |
СЦ-45 | 0,76 | 50 | 200 |
СЦ-50 | 0,84 | 55 | 250 |
СЦ-70 | 1,35 | 80 | 400 |
СЦ-100 | 1,6 | 100 | 600 |
СЦ-120 | 1,9 | 130 | 650 |
Сфера применения серебряно-цинковых АКБ
Области применения серебряно-цинковых аккумуляторов обусловлены их характеристиками. В основном они применяются там, где требуются АКБ небольшого объема и массы. Ниже приведены основные области применения:
- Военная техника;
- Геофизическое и геологическое оборудование;
- Космическая отрасль;
- Авиационная техника.
- Свежие записи
- Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ЯМЗ 534?
- Эффект Холла и измерение величин датчиками Холла
- Датчик холла на ВАЗ 2109 инжектор: устройство и функции
- Датчик глубины в телефонах Samsung: что это такое и для чего нужен?
- Последствия неисправности датчика распредвала и как ее обнаружить
Источник: ollimpia.ru
Старые щелочные аккумуляторы, что с ними делать
Содержимое статьи сдаче и переработке щелочных аккумуляторов:
Что делать со старым аккумулятором
Щелочные аккумуляторы — наиболее распространенная разновидность, прошедшая проверку временем и доказавшая свою надежность. Они способны обеспечивать бесперебойное питание транспортных средств на протяжении достаточно длительного времени, а их низкая цена при качественной сборке и высокой надежности является большим преимуществом.
Обычные щелочные аккумуляторы
В то же время, отработавший свое аккумулятор даже при простом хранении, — уже не говоря о выбрасывании на свалку, — выделяет много химически-опасных веществ, которые отравляют природу и представляют угрозу жизни людей.
Почему нужно правильно утилизировать щелочной аккумулятор
Электролит — очень опасное и агрессивное вещество. Сливать его допустимо только после нейтрализации, в специально для этого оборудованных помещениях. В ином случае он может попасть в атмосферу, грунтовые воды — да и просто на незащищенную кожу человека.
Старые советские щелочные акб
На основе вторсырья, извлекаемого из щелочных аккумуляторов, могут производиться и новые аккумуляторы — полученное сырье является в достаточной для этого мере чистым. В том же случае, если переработка будет производиться не надлежащим образом, полученное сырье окажется малокачественным и непригодным для использования при производстве новых аккумуляторов.
Щелочной аккумулятор — что это?
Щелочными они называются из-за типа электролита. Обычно в его состав входят щелочные растворы металлов — и это вне зависимости от типа аккумулятора или его предназначения. Как правило, это железо с добавлением никеля, но встречаются и варианты с наличием других примесей.
Отработанные аккумуляторы ждут переработки
Корпус у щелочных аккумуляторов обычно металлический, реже — из пластика. Состав пластин — металл с добавлением никеля. В любом случае, отдельные элементы аккумулятора вставляются в резиновые или пластмассовые кожухи — это уже чтобы не протек электролит.
Современные источники питания на щелочи
Плюсы и минусы щелочных аккумуляторов
Плюсы:
- Длительное хранение в полностью разряженном состоянии никак не влияет на характеристики аккумулятора.
- Низкие температуры не влияют на качество работы.
- Большая энергоемкость.
- Сравнительно небольшой вес.
Минусы:
- Конструкция состоит из множества блоков, соответственно имеет большие габариты.
- Небольшой КПД – всего 55%.
- Наличие эффекта памяти, приводящего к потере ёмкости.
- Сравнительно высокая цена.
Срок службы щелочных аккумуляторов достаточно большой
Факторы, сокращающие срок службы
- систематические недозаряды;
- глубокие разряды ниже конечных напряжений;
- снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин;
- повышение температуры.
Щелочные аккумуляторные батареи особенности эксплуатации
Куда сдать
В последние годы повсюду начали появляться пункты приема аккумуляторов. Это стало очень выгодно, поскольку производители АКБ платят за них хорошие деньги. В большинстве пунктов приема можно сдать и щелочные батареи. Но ещё не везде. Дело в том, что у населения таких АКБ меньше и пунктам приема приходится долго их накапливать, чтобы сдать на предприятие.
Блоки от щелочных батарей
Как выбрать пункт приема
Нужный пункт приема достаточно легко найти на нашем сайте:
Чтобы посмотреть пункты приема в вашем городе, нажмите кнопку «Выберите вторсырье и город», расположенную справа, и выберите свой город. Вы сможете ознакомиться с ценами, адресами телефонами, и на основе этого выбрать ту приемку, которая больше всего Вам подходит.
Правила сдачи
Поскольку составляющие аккумулятора опасны и ядовиты, в процессе транспортировки до пункта приема или автомагазина соблюдайте следующие правила безопасности:
- Ни в коем случае не сливайте электролит самостоятельно. Опытные сотрудники сделают это сами.
- Перевозите прибор в горизонтальном положении, не переворачивайте его на бок или вверх дном.
- После взаимодействия с аккумулятором обязательно мойте руки горячей водой с мылом.
Для сдачи б/у аккумуляторов не нужно никаких документов, это может сделать любой человек. Оплата может осуществляться наличными или на карту.
Подготовленные к переработке акб
Как определяется цена
Разновидности | Цена, руб/тонна |
Лом щелочных аккумуляторов ТНЖ | 42 000 |
Лом щелочных аккумуляторов ТПНЖ | 33 000 |
Лом щелочных аккумуляторов НК | 42 000 |
Разновидности щелочных аккумуляторов
Вторпереработка щелочных аккумуляторов
Первый этап переработки
Слив электролита. Он обладает существенной агрессивностью в отношении веществ и органического, и неорганического происхождения, так что грамотный и безопасный его слив — это очень важно.
Второй этап переработки
Дробление. Перед этим корпуса АКБ могут разрезаться, чтобы отделить имеющиеся в их конструкции пластины из свинца и полипропилена. После того как полученный материал уже не будет превышать в размерах спичечного коробка, наступает третий этап.
Третий этап переработки
Переплавка. Перед тем, как получить уже готовое вторсырье, надо отделить металл от пластика, для этого служит особая ванна.
Получившееся сырье получается в достаточной мере чистым, чтобы вновь отправиться на заводы. Все возможные вредные испарения надежно нейтрализуются в процессе переработки.Таким образом, соблюдается и экономия, и забота об окружающей среде.
Как работают щелочные батареи
Источник: pointmetal.ru
Серебряные аккумуляторы для автомобиля, обслуживание
В нашей статье «Серебряные аккумуляторы для автомобиля, обслуживание» вы узнаете про одну из разновидностей аккумуляторов. Из школьной программы мы помним, что если опустить электроды из меди и цинка в серную кислоту, то можно обнаружить, что между ними возникает разность потенциалов. А если соединить эти электроды проволочкой, которая станет для них проводником, то мы получим электрический ток. Этот опыт доказывал, что если различные металлы, поместить в растворы кислот, то получим источник тока, или другими словами гальванический элемент.
Известно, что гальванические элементы использовались еще в древние времена. Археологами были обнаружены кувшины с похожими на электроды цилиндрами. Ученые предположили, что уже в древности мастера делали гальванические покрытия. В качестве электролита могли использовать уксус ли вино.
Тогда становится понятно, как в древности наносили тончайшую пленочку из золота на украшения. Для того чтобы повысить напряжения, стали использовать медные и цинковые пластины, которые перекладывались смоченными в серной кислоте прокладками. С годами установка совершенствовалась, жидкий электролит заменили на желеобразный. Мы получили современные «сухие» батареи.
Предназначение аккумуляторных батарей – обеспечение запуска двигателя. Запуском приводится в действие стартер, который раскручивает коленвал. Для успешного выполнения этой задачи они должна подходить под определенные технические параметры. При минимальных размерах аккумуляторная батарея должна иметь достаточно прочный корпус быть надежна и проста в эксплуатации.
По технике безопасности, запрещено допускать снижения в аккумуляторной батарее уровня электролита. В противном случае под крышками банок собирается смесь водорода и кислорода, которая через отверстия вентиляции поступает в атмосферу. Эти газы взрывоопасны и от малейшей искры могут воспламениться. При длительном понижении температуры внутри электродов появляются кристаллы льда, эти кристаллы выдавливают его из решеток и оно осыпается на дно батареи. Вредна и полная разрядка батареи.
Разновидности аккумуляторов
Наиболее распространены свинцово-кислотные аккумуляторы. Свинцово-кислотные аккумуляторы экономичны, однако капризны в работе, часто выходят из строя. Да и свинец – довольно редкий, да и дорогой металл, ну а кислота очень опасна в обращении. Вот ученые и стали заниматься поисками новых материалов и новых принципов работы аккумуляторов.
Возник другой тип электрохимических аккумуляторов – ряд щелочных аккумуляторов: никель-кадмиевые, никель-цинковые, серебряно-цинковые и т.д. В них электролитом служит щелочь – раствор 20-процентного едкого калия. Пластины изготавливаются из стальных решеток, в них имеются карманы. Карманы положительных пластин заполнены смесью из окиси никеля, а карманы отрицательных заполнены кадмием.
Корпус щелочного аккумулятора изготавливают из стали, это придает всему устройству достаточную прочность. Щелочные аккумуляторы дороже кислотных, они менее экономичны, однако они прочны, долговечны и неприхотливы. Поэтому они быстро находят применение.
Их можно увидеть и в транзисторных приемниках, и в слуховых и телефонных аппаратах.… На космических станциях и некоторых спутниках связи применяются довольно дорогие, но очень замечательные по своим свойствам серебряно-цинковые щелочные аккумуляторы. Такие аккумуляторы хорошо переносят температуры и высокие и низкие температуры. А плотность энергии, которая накапливается в них, приблизительно раз в пять выше, чем у кислотных.
Мировым лидером в производстве аккумуляторных батарей по праву является немецкая фирма Varta Blue Dynamic. Они производят аккумуляторные батареи и для автомобилей, и для мопедов, и для мотоциклов, и для скутеров. Качественное исполнение всех европейских стандартов качества отличает их. Передовые технологии обеспечивают аккумуляторную батарею долгое врем мощной работой.
В современных аккумуляторах используются пластины с серебряным покрытием, что дает аккумулятору большую устойчивость к коррозии. Это бренд компании с серебряными пластинами носит название BOSCH silver. Продукция этой серии обладает преимуществом, например: самые популярные среди серии таких аккумуляторных батарей — аккумуляторные батареи BOSCH S4 и BOSCH S5. Они отличаются повышенной надежностью, а соотношение цена-качество идеально подобранны, к тому же обладают повышенной устойчивостью к циклу полной разрядки-зарядки. А такие параметры делают эти аккумуляторные батареи весьма удобными для городского использования, ведь при работе в городе требуются довольно частые остановки и невысокая скорость езды.
Уход за аккумулятором
При правильном уходе за аккумулятором увеличивается его срок службы. Содержать его надо в чистоте. Если поверхность загрязнен, то усиливается саморазряд. Рекомендуется поверхность протирать десятипроцентным раствором нашатырного спирта или можно использовать кальцинированную соду.
Если в зимнее время приходится на длительное время снимать аккумулятор для хранения, не забудьте полностью зарядить, а хранить его при температурах от 0 градусов до -30 градусов. Для восстановления саморазряда не забывайте через каждые 3 месяца подзаряжать. При длительном хранении не забывайте от выводных штырей отсоединить клеммы.
Итак, на сегодняшний день рынок аккумуляторов достаточно полон. А вы сделали свой выбор?
Источник: www.autoshcool.ru