Это путешествие состоялось в мае 2021 года. Пять дней мы сплавлялись по реке Ай на катамаране и ночевали в палатках. Сегодня я хочу немного рассказать об инженерных сооружениях, которые попутно встретились на нашем пути.
Как уже было рассказано в одной из предыдущих публикаций, Ай – это река, протекающая по территории Южного Урала, в частности, Башкирии и Челябинской области. Она является левым и самым крупным притоком реки Уфа.
Природа реки Ай:
Месторождения бокситов на Южном Урале были открыты в 1935 году. За время разработки месторождений во многом был изменён окружающий пейзаж. Как именно, мы сейчас и увидим.
Первое инженерное сооружение, которое мы встретили, плывя по течению Ай, стал технический канал реки Каменка в посёлке Межевой (Саткинский район Челябинской области). Он виден буквально через несколько минут после прохождения опор старого моста, изображённого на фото ниже. Говорят, эти опоры были выложены из камня с Ваняшкинской каменоломни.
Для справки: Тоннель длиной более трёх километров был пробит в 1971 году для того, чтобы отвести речку Каменка, которая мешала разработке месторождения бокситовых руд, подтапливая шахты. Кстати, до конца это решение проблему не исправило, а в конце девяностых все производственные процессы вообще прекратились. Сейчас тоннель стал местной достопримечательностью, у которой спешат сфотографироваться многие сплавляющиеся по реке. Если покопаться на просторах интернета, можно найти фотографии и внутри этого тоннеля.
Ищем ЗОЛОТО на реке Иртыш. X-terra 305
Далее вниз по течению можно увидеть немало свидетельств того, как производственная деятельность человека видоизменила окружающий ландшафт. Я расскажу лишь о нескольких из них.
Пещеры Понорная и Надежда находятся в нескольких километрах от русла реки Ай.
Как видно из названия, пещеры являлись частью старого русла реки (понор — отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток), а именно речки Каменка. На входе в Понорную, или, как её ещё называют, Сухокаменную пещеру, находится разрушенная железобетонная стена. Она стала попыткой «загерметизировать» пещеру. Сделать так, чтобы воды реки Каменка, которая разливалась во время весеннего половодья, перестали подтапливать Блиновское месторождение. Появление этой стенки повлияло на микроклимат в пещере, она перешла в разряд «холодных мешков», в ней вырос ледник, закрывший ходы в другие гроты. Кстати, после того, как стенку сломали, микроклимат в пещере снова начал меняться, пещера стала «теплеть» и «оттаивать» .
Зато для спелеологов раздолье! Но поскольку я не спелеолог, я никак не могла ожидать, что в такие узкие пещеры вообще ходят люди. Почти все коридоры были очень узкими, а в нескольких из них можно было пройти только ползком. А иногда проползти можно было только определённым боком, а то и вовсе лишь особо извернувшись. На одном из таких «изворотов» я застряла.
Но это было лишь полбеды, ведь коридор заканчивался относительно глубокой галерей, то есть выйти из него можно было лишь свалившись в «яму» головой вниз. Благо, впереди и в самом конце всегда идут наиболее опытные спелеологи, вот впередидущий меня и словил. Дальше был красивый грот, на стенах которого, словно маленькая вселенная, блестел иней. Пожалуй, подобное зрелище стоило всех усилий. Кстати, выбираясь обратно из пещеры, я снова застряла на том же каменном изгибе.
Источник: dzen.ru
Есть ли золото в реке ай
Сплав по реке Ай
- Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
- Протяженность маршрута до Лаклов (км):
- от Кусы – 148 км.
- от Межевого – 50 км.
Описание сплава по реке Ай
Эта река, сплавляться по которой можно даже в самую засушливую пору, словно специально названа коротким междометием. В переводе с башкирского, правда, это слово означает «луна», но каждый раз, приезжая на берег Ая, так и хочется воскликнуть: «Ай, какая замечательная речка!» Продолжительность сплава здесь не столь велика, как на Белой, но красоты местных ландшафтов вполне сопоставимы. Выбор сплавсредств и сезона остается за вами и полностью аналогичен предыдущему маршруту. Наиболее интересны и пригодны для сплава участки в среднем и нижнем течении. Они же являются самыми «фотогеничными», поэтому туда мы и направимся.
Как и где сплавляться по реке Ай?
Для сплава обычно используют участок в среднем течении между городом Куса и селом Лаклы, а также в нижнем течении от села Метели до устья и далее по реке Уфе. Последний вариант отличается отсутствием населенных пунктов и хорошей рыбалкой. Берега реки на этом отрезке, хоть по-своему и красивы, слишком однообразны и серьезного интереса для фотографа не представляют, поэтому рассмотрим подробнее первый маршрут.
Исток Ая расположен недалеко от истока Белой, на северо-восточных склонах хребта Аваляк, где находится верховое Клюквенное болото, из которого и вытекает река. Принимая многочисленные притоки, она пробирается вдоль хребта Уреньга к городам Миасс и Златоуст. После Златоуста, преодолев плотину заводского пруда, Ай, окончательно набравшись сил, течет дальше уже широкой, полноводной рекой. Общая длина реки – 549 километров, примерно половина из которых проходит по территории Челябинской области, а вторая половина – по Республике Башкортостан.
Точки начала сплава на реке Ай
В качестве старта наиболее популярны две точки: от города Куса и от поселка Межевой, финишем в обоих случаях служат Лаклы. Второй вариант маршрута короче примерно втрое и очень удобен в качестве похода выходного дня. Для прохождения всего участка Куса – Лаклы, особенно если вы будете много фотографировать, потребуется не менее недели времени. А поснимать там действительно есть что.
Начнем с Кусы
Итак, начнем с Кусы. Добраться из Уфы до нее можно по федеральной трассе М-5, по направлению на Челябинск. После поворота на Сатку, немного не доезжая Златоуста, повернем налево, по указателю на Кусу. Далее проедем через населенные пункты Куваши и Медведевка, после чего дорога, перевалив через небольшой хребет, приведет нас прямо в центр города.
Своим происхождением Куса обязана чугуноплавильному и железоделательному заводу, основанному в 1778 году Максимом Лугининым, сыном известного тульского купца и промышленника Лариона Лугинина, выкупившего земельный участок под названием «Кусинское место» у другого именитого заводчика Ивана Мосолова. Первоначально продукцией завода были скобяные изделия, гвозди, топоры, прочие сопутствующие товары, позже на предприятии был освоен выпуск художественного чугунного литья, которое, не став столь же знаменитым, как каслинское, отнюдь не уступало ему в качестве. В наше время предприятие называется «Кусинский литейно-машиностроительный завод», производит энергетическое и вспомогательное оборудование. Несмотря на богатую историю, современный город Куса ничем особо не выделяется – типичный небольшой уральский промышленный городок, но, если позволяет время, можно совершить небольшую экскурсию в район пруда и центральной площади. Зато окрестности Кусы весьма живописны, во многом благодаря реке, о которой и пойдет речь.
Куса | Terra Bashkiria
Начинают сплав обычно от северо-западной окраины Кусы, в районе железнодорожной станции с одноименным названием. Дорогу в станционный поселок подскажет любой местный житель. На данном участке летом река еще не очень полноводна и в засушливые периоды иногда приходится таскать лодки на мелких перекатах.
Первые километры пути не так интересны, но это лишь в начале, пока Ай прощается с рабочими окраинами Кусы и садовыми участками по правому берегу. После села Петропавловка, у самого устья речки Большая Арша, картинка становится значительно позитивнее. Чуть ниже села, на правом берегу, находится скала с эпичным названием Чертов палец, но на тех, кто видел скалу с тем же названием на Белой, она вряд ли произведет впечатление.
За деревушкой Глухой Остров Ай, постоянно меняя направление, делает две крупные излучины, за которыми принимает еще один правый приток – небольшую речку Бейда. Ниже устья Бейды начинается невысокая, но протяженная гряда, именуемая Черными скалами. Далее Ай протекает по границе двух регионов, точнее, граница проведена по левому берегу реки. Желаете встать на ночлег в Башкирии – добро пожаловать на правый берег, хотите в Челябинскую область – причаливайте слева.
Урочище Пороги
После башкирской деревни Кулбаково, справа, в Ай впадает речка Аллаелга, а еще через пару километров, напротив деревни Асылгужино, вливается крупный приток – река Большая Сатка, вытекающая из высокогорного озера Зюраткуль. Если пройтись на 6 километров вверх по Большой Сатке, можно оказаться в интереснейшем месте – урочище Пороги. Собственно порогов здесь нет уже более 100 лет, зато на их месте появился исторический комплекс, состоящий из плотины старейшей в России действующей гидроэлектростанции и зданий плавильного цеха и химлаборатории завода ферросплавов.
Урочище Пороги, плотина | Terra Bashkiria
Первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов был основан Уральским электрометаллургическим обществом графини Е. А. Мордвиновой, графа А. А. Мордвинова, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе. Плотина построена по проекту архитектора инженера-проектировщика профессора Б. А. Бахметьева. Выложена она из дикого камня.
Ее ширина – 12,5 метра по подошве, 4,5 метра по гребню, общая длина – 125 метров, высота – 21 метр. Строительство завода было начато в 1908 году, запустили его в эксплуатацию 1 июля 1910 года. Предприятие выпускало такие ферросплавы, как ферросилиций, феррохром, ферровольфрам и ферромарганец.
Плотина | Terra Bashkiria
В конце XIX века в России на фоне экономического подъема ощущался дефицит ферросплавов, необходимых для производства высококачественной стали. Своего производства этих металлов в стране не было, и их приходилось покупать за границей. Выбор места для строительства завода пал на Пороги неспроста. Здесь выгодно сочетались гидроэнергетические и сырьевые ресурсы. Наличие в непосредственной близости лесных массивов, пригодных для выжига древесного угля, горной реки – для выработки электроэнергии, залежей кварцитов и хромистых железняков, служащих сырьем для производства ферросплавов, делало этот участок Большой Сатки идеальным местом для размещения металлургического производства.
Завод был оснащен самыми современными на тот момент механизмами, созданными в Германии, Англии, Франции, Австрии, а позже – российского и советского производства. Удивительно, но гидроэнергетическое оборудование, в том числе турбины, установленное в начале XX века, работает и по сей день. Первое электричество, полученное на электростанции, применялось не только на выплавке металла, но и для освещения домов и улиц в поселке Пороги – невиданная по тем временам роскошь, какой могли похвастаться только крупные города.
После революции 1917 года предприятие было национализировано и вошло в состав Южно-Уральского горно-заводского треста, затем – в объединение «Востоксталь», а в 1928 году передано Саткинскому металлургическому заводу. Выпуск ферросплавов продолжался до 60-х годов прошлого столетия, после чего завод был перепрофилирован на выпуск других видов продукции, а потом и вовсе закрыт. Сейчас это очень популярное и часто посещаемое туристами место, куда можно добраться на автомобиле от города Сатки. Недалеко от комплекса, на берегу пруда, есть современный комфортабельный отель, где можно переночевать со всеми удобствами.
Источник: travelvillage.ru
Сплав по Реке «Ай» Южный Урал — отзыв
Сплав по реке в августе самостоятельно без гида. Что брали с собой. Шикарные виды и впечатления на всю жизнь.
Опыт использования:
Я уверена, что большинство жителей России даже не знают, что у нас, на Урале есть удивительные красивые места. Красивые настолько, что просто завораживают своими пейзажами. Ты видишь это все собственными глазами — и не веришь, что это все всегда было не где-то далеко, а прямо рядом с тобой. Я была поистине поражена красотами нашего края.
Мой первый настоящий сплав по реке случился в августе. Это была река Ай. Река протекает в Челябинской области и в Башкирии. Места ам очень красивые.