В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Январь февраль феврарт феврель феврай феврюнь… Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. Различают два вида метафор: сухие и развернутые.
Сухие метафоры не создают художественный образ, а перенос свойств в них служит лучшему пониманию предмета. Примерами могут служить выражения «глазное яблоко», «ножка стула», «клубничные усы». Напротив, развернутая метафора – это художественный прием, позволяющий наиболее полно раскрыть суть изображаемого предмета или явления.
Перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. Ярким примером развернутой метафоры может служить строфа из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве.
Метафора — что это такое, как легко и быстро находить метафоры в тексте и не путать их со сравнением
Но та, которую не смею Тревожить лирою моею, Как величавая луна, Средь жен и дев блестит одна. С какою гордостью небесной Земли касается она! Как негой грудь ее полна! Как томен взор ее чудесный.
Но полно, полно; перестань: Ты заплатил безумству дань. «ледяное сердце», «железные нервы», «глаз-алмаз», «заяц» (о безбилетном пассажире), «у меня глаза выпали!» «часы идут» и «ножка стула» у Цветаевой: «Красною кистью рябина зажглась» «облако в штанах» у Маяковского Капель барабанит «смертельная скука» «золотые волосы» , «солнечная улыбка» лабиринты боли, говор волн, бронза мускулов, чаша бытия, время идёт. «Ледяные руки» вместо «Холодные руки»; «Слишком много кухарок испортят варево», вместо «Не мешайте друг другу! » С вида на род — [это, например] , «. Тысячи славных дел свершены Одиссеем» , «тысячи» есть [частный случай от] «много», и поэтому [это слово] употреблено здесь вместо «много» 1. Метафора (гp. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков. Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному: · предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке — кольцо дыма,спелое яблоко — глазное яблоко); · по цвету (золотой медальон — золотые кудри, шоколадный батончик — шоколадный загар); · по функции (камин — печь и камин — электрический прибор для обогревания помещения, крыло птицы — крыло самолёта); · по характеру звучания (завыл пёс — завыл ветер); · сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного — хвост кометы, нос человека — нос корабля); · сходство в оценке предметов (ясный день — ясный стиль); · сходство в производимом впечатлении (черное покрывало — черные мысли); · возможны сближения и по другим признакам: зеленая клубника — зеленая молодежь (объединяющий признак — незрелость); быстрый бег — быстрый ум (общий признак — интенсивность); тянутся горы — тянутся дни(ассоциативная связь — протяженность во времени и пространстве).
Метонимия — что это такое понятным языком, чем она отличается от метафоры и синекдохи
Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья. Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой старик — седая древность — седой туман; черное покрывало — черные мысли — черная неблагодарность — черная суббота — черный ящик (в самолете).
Метафоры, расширяющие многозначность слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны.
Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда. Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля. Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств; пожар голубой. Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры — достояние художественной речи, их создают мастера слова.
Упражнения к теме «Способы переноса значений слова: метафора, метонимия, синекдоха»
Упражнение 1. Определите значения слов: прямое или переносное (метафорическое, метонимическое, на основе функционального переноса).
Большая волна, волна гнева, въезд в город, город оборонялся от врагов, город думал, потолок скорости, побелить потолок, сливки общества, техника вышла в поле, техника письма, фабрика выдвинула представителей, сочинение текста для рекламы, школьные сочинения, прямой ответ, вход в метро, входбесплатный, каталог античного стекла, хвост поезда, холодный прием, всю тарелку съел, перебить все тарелки, нестись стрелой, проверитьизложения, подробное изложение текста, прочитать текст изложения, окно в расписании, старинное серебро, серебро на висках, выставка серебра, добыча серебра, сердечный клапан,клапан первого котла, время торопится, пожар в душе, пожар разгорается, экранизация Чехова, повесть Чехова.
Упражнение 2. Определите типы переносного значения слов: метафора, метонимия, синекдоха.
Не хватает рабочих рук, уколоть самолюбие, хвост кометы; красная кофточка, подождите!; разжечь страсти, на площадь высыпали блузы, кислое настроение, в сердце России, он — светлая голова, встать: суд идет!, золотыеруки, косматое солнце, комиссия постановила, мягкий человек, чайник вскипел, цепь рассуждений, перваяскрипка оркестра, влиятельное лицо, выпить стаканмолока, лишний ротв семье, после кафе пошли гулять,кольцо садов, отчаянная голова, замораживание цен, весь факультет присутствовал, черные дни, костеррябины, университетобъявил набор, музей фарфора, заря жизни, бросать слова, вторая ракетка мира, первыйраунд переговоров, зал аплодировал.
Упражнение 3.Назовите случаи, в которых метафоры утратили образность, сохраняют образность, являются индивидуально-авторскими.
Неверный глаз, море смеялось, ушко иголки, горечь обид, огонь губ, корень слова, страна березового ситца, березы белые кипят, часы идут, бисерный почерк, револьверный лай, надергать цитат, близкая подруга, бег времени, весь как есть искусан злобой, алмазные брызги, дым волос над пожарами глаз, дождь прошел, солнце садилось, глаза страниц, усталые капли пота, дремлет дорога, шепчется листва.
«На улице шел дождь и два студента, один — в университет, а другой в калошах»
«Один покупает пиво, другой — водку, третий — коньяк, четвертый — минеральную воду»
«Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну»
«Стыдливость победила страсть, страх — дерзость, рассудительность — безумие»
Шёл дождь и отряд красноармейцев
Сегодня в Кремле президент принял представительницу ОБСЕ и военную доктрину
«я говорил это тысячу раз»
«нам еды на полгода хватит»
«быстрый как молния», «молниеносный»
«многочисленный как песок на берегу моря»
«мы не виделись уже сто лет!»
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.
— Н. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. …
…за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.
— Н. Гоголь. Тарас Бульба
О нашей встрече — что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! (2 раза)
…
О чём просила — делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной,
Из-за тебя под поезд прыгал я,
Но, слава богу, не совсем удачно…(2 раза)
…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на дачу [1] , —
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! (2 раза)
И я клянусь — последний буду гад! —
Не ври, не пей — и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену! (2 раза)
А вот теперь я к встрече не готов —
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторения Хиросимы. (2 раза)
Четыре года мы побег готовили,
Харчей три тонны мы наэкономили…
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
— А. С. Пушкин. Полтава
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым
— А. С. Пушкин. Сожжённое письмо
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдёт…
— Е. А. Баратынский. Скульптор
«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).
«Честь нашей части — это часть нашей чести».
«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны» (из инаугурационного послания президента США Джона Ф. Кеннеди)
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
— А. С. Пушкин. Полтава
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
— Сергей Есенин. «Русь советская»
· Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений («Горячий снег», «Живой труп», «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности»), фильмов («Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее»), музыкальных групп (Led Zeppelin — «свинцовый дирижабль», Blind Guardian — «слепой страж», Оргия Праведников).
· Оксюмороны используются для описания объектов, совмещающих противоположные качества: «мужественная женщина», «женственный мальчик».
· В романе «Маятник Фуко» герои Умберто Эко фантазируют об «университете сравнительных ненужностей» с кафедрой оксюмористики. В качестве предметов изучения этой кафедры автор приводит «урбанистику кочевых племён», «народную олигархию», «новаторские традиции», «диалектику тавтологии» и пр.
· В названии праздника «Старый Новый год».
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 3596 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Презентация на тему Средства поэтики
Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Средства поэтики
Подготовила: Харитонова Ангелина ППДП 2 курс
Слайд 2Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — риторическая фигура,
слово или выражение, используемое в переносном значении
с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.
Слайд 3Сравнение (не логическое, а образное) Как выжженная
палами степь, черна стала жизнь Григория. (М.А.Шолохов)
Слайд 4Аллюзия (содержит указание, аналогию или намёк на
некий литературный, исторический, мифологический или политический факт,
закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. ) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.(А. С. Пушкин) (последняя строка — аллюзия)
Слайд 5Перифраз (косвенное упоминание объекта путем не называния,
а описания ) Родился на брегах Невы (в
Петербурге)
Слайд 6Антономази́я (использование имен-символов) Красноречивого называют Цицероном, силача —Ильей
Муромцем, лентяя-лежебоку —Обломовым
Слайд 7Метони́мия (слово замещается другим, обозначающим предмет (явление),
находящийся в связи с предметом, который обозначается
замещаемым словом) Читал охотно Апулея (вместо книгу «Метаморфозы») Одинокая бродит гармонь (у М.В.Исаковского, бродит не гармонь, а гармонист)
Слайд 8Синекдоха (меньшее вместо большего или большее вместо
меньшего) И слышно было до рассвета, как ликовал
француз. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 9Аллегория (художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного
художественного образа или диалога) Пример: правосудие — Фемида (женщина
Слайд 10Символические имена Молчалин, Скалозуб (А. С. Грибоедов), мифологические
имена: Афина — богиня
Слайд 11Гипербола (в ней иносказание выражено в преувеличении
свойств изображаемого) Редкая птица долетит до середины Днепра.(Н.
Слайд 12Литóта (приуменьшение в выразительных целях) «Лошадь величиной с
кошку», «Жизнь человека — один миг»
Слайд 13Суггестивный текст (объединяет и размышление, и недоумие,
и олицетворение, и риторические вопрос, и восклицание) Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают, — значит, —это кому-то нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, целует ему жилистую руку, просит, чтобы обязательно была звезда, клянется, что не перенесет эту беззвездную муку? (В. Маяковский)
Слайд 14Метафора Но к этому ряду принадлежит и
эпитет, тоже излюбленный поэтами образ (от греч.
«приложение») — обычно метафорическое прилагательное, создающее картину: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (А. С. Пушкин)
Слайд 15Персонификация (уподобление неживому живое) Горы разговаривают («Спор» М.Ю.
Лермонтов), Своими горькими слезами Над нами плакала весна (А.А.
Слайд 16 Ирония (истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется)
явному смыслу) За все тебя благодарю я: За тайные
мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей, За жар души, растраченный впустую, За все, чем я обманут в жизни был. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 17Тест
1. Отметьте примеры, содержащие метафору.
в душе ни одного седого волоса.
2) Ты
вел мечи на пир обильный.
3) Как чайка, парус там белеет в вышине.
4) Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр.
Слайд 182. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
Чашка из серебра.
Золото
и серебро на столе.
Это старинное серебро.
Цепочка из
Слайд 193. Отметьте примеры, содержащие эпитет.
Золотое изделие.
Золотой характер.
Золотые
руки.
Золотые годы.
Слайд 204. Отметьте примеры, содержащие сравнение.
терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2) Красною кистью рябина зажглась.
3) Как чайка, парус там белеет в вышине.
4) Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Слайд 215. Отметьте примеры, содержащие литоту.
первым днём творенья, клянусь его последним днём…
2)
Стоит избушка на курьих ножках.
3) От горшка два вершка.
4) Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
Слайд 226. Отметьте примеры, содержащие градацию.
няня! Я тоскую.
Мне тошно, милая
моя:
Я плакать, я рыдать готова.
2) Скоро стал просачиваться рассвет. Он ширился, расплывался, смывал бесцветную муть.
3) Прямо под моим окошком крестьянская усадьба. Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.
4) И вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда кристальная.
Слайд 237. Определите средства выразительности.
1) Село было
обрадовано произошедшим событием.
2) Мужичок с ноготок.
-литота
3) Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
-эпитет
4) Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
-ирония
Источник: thepresentation.ru
Изобразительные средства языка
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Изобразительные средства языка»
Изобразительно-выразительные средства языка. Тесты (IX класс)
- Найдите троп или стилистическую фигуру.
- В каких предложениях использована антитеза?
- Определите средства выразительности.
- Мужичок с ноготок.
- Ступеням и дорогам не кончен счёт,
- Из ненавидящей любви.
- Село было обрадовано произошедшим событием.
Предмет: Русский язык Категория: Прочее Целевая аудитория: 8 класс
Похожие файлы
object(ArrayObject)#851 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(86) «Презентация «Изобразительные средства языка» » [«seo_title»] => string(50) «priezientatsiia-izobrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka» [«file_id»] => string(6) «159399» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(11) «presentacii» [«date»] => string(10) «1421899094» > >
object(ArrayObject)#873 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(86) «статья на тему: Изобразительное средство языка» [«seo_title»] => string(44) «statianatiemuizobrazitielnoiesriedstvoiazyka» [«file_id»] => string(6) «275101» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(7) «prochee» [«date»] => string(10) «1452518610» > >
object(ArrayObject)#851 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(133) «Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка. » [«seo_title»] => string(78) «konspiekt-uroka-khudozhiestvienno-izobrazitiel-nyie-sriedstva-russkogho-iazyka» [«file_id»] => string(6) «143603» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1418562934» > >
object(ArrayObject)#873 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(173) «Групповое занятие по русскому языку «Изложение с использованием выразительных средств языка» » [«seo_title»] => string(102) «gruppovoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-izlozhieniie-s-ispol-zovaniiem-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka» [«file_id»] => string(6) «110596» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1406282419» > >
object(ArrayObject)#851 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(112) «Тема занятия «Изобразительно — выразительные средства языка» » [«seo_title»] => string(64) «tiema-zaniatiia-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka» [«file_id»] => string(6) «214859» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1432494193» > >
Источник: kopilkaurokov.ru