Хотя бы фотографии цветов Фаберже где посмотреть?
Он все сам делал или у него был штат ювелиров?
комментировать
в избранное бонус
Росин ка Роса [495K]
2 года назад
Карл Фаберже знаменит своими ювелирными подарочными изделиями, которые называют «Пасхальные яйца»
Великосветская публика пристрастилась дарить на светлый праздник Пасхи изделия из золота, серебра и драгоценных камней.
Но знатоки его творчества убеждены, что яйцо сделать гораздо легче, чем уникальные резные из камня цветы.
Впервые Карл и работники его мастерских обратили внимание на такие изделия, когда им принесли в ремонт китайские резные хризантемы из белого и зеленого нефрита.
Как это всегда бывает, мастер-ювелир с большим вниманием отнесся к изделию своих неизвестных китайских коллег. И все рассмотрел до мельчайших деталей. Да так, что увлекся не на шутку. Вскоре из его мастерских стали выходить подлинные шедевры камнерезного и ювелирного мастерства.
Вы должны это увидеть! Каменные цветы Фаберже!
Особенно ценила его творчество царица Александра. Гильдия Нижегородских купцов заказала для подарка царице маленький букетик ландышей (жемчуг, золото, малахит, оникс, нефрит) в стеклянном флаконе. Подарок очень понравился и красовался на туалетном столике Государыни.
Мало того, чтобы быть как можно более точным, мастер при своей московской мастерской построил оранжерею, чтобы выращивать там себе образцы и модели для будущих каменных букетов.
Цветы он зарисовывал и вместе с фотографиями помещал в специальный рабочий альбом, с которым сверялся в дальнейшей работе.
Посмотреть на каменное живое чудо цветов можно в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже.
Большое собрание работ принадлежит также английской королеве. Иногда королева предоставляет свои сокровища для экспозиции в Британском музее.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Настоящее чудо: Изысканные каменные цветы Карла Фаберже
Настоящее чудо: Изысканные каменные цветы Карла Фаберже
Когда речь заходит о Карле Фаберже, первым делом в памяти всплывают его удивительные шедевры – пасхальные яйца, прославившие этого мастера на весь мир. Но не менее прекрасны и другие его ювелирные изделия, изготовленные из различных самоцветов, особенно это касается удивительных по красоте и изяществу цветов, из которых он больше всего любил скромные полевые.
Карл Фаберже: драгоценные цветы
Для этих целей Фаберже использовал палитру самых разных минералов. Он первым, оценив многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, начал с ними работать, научился менять их природный цвет, чтобы добиться требуемого оттенка, умел придавать любой цвет золоту, смело сочетал в своих изделиях благородные материалы и не очень. Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор.
Карл Густавович Фаберже
Интерес к изготовлению цветов возник у Фаберже вскоре после того, как однажды в мастерскую принесли на реставрацию необыкновенной красоты букет хризантем, сделанный в Китае. Фаберже был восхищен работой китайских мастеров, загорелся идеей создать собственный «гербарий» и вскоре совместно со своими мастерами приступил к созданию каменных цветов.
В ювелирном доме Фаберже работали настоящие искусники, такие как Михаил Евлампиевич Перхин, Август Вильгельм Хольмстрем, Генрик Эммануил Вигстрем, Эрик Август Коллин, которые и прославили имя Фаберже на всю Европу.
В 1896 году купцы из Нижнего Новгорода преподнесли императрице Александре Федоровне в честь коронации необыкновенной красоты подарок — букетик лесных ландышей в золотой корзине, при этом цветы ландышей были сделаны из жемчуга и бриллиантов, а листья, совсем как живые, – из нефрита. Эта работа представляла собой копию украшения из дворца китайского императора.
Корзина с ландышами, Фирма Фаберже, мастер Август Хольстрем. 1896 г. Золото, серебро, нефрит, жемчуг, алмаз
Следует отметить, что чистое копирование Фаберже не приветствовал, он считал, что изделия каждого художника должны быть уникальными.
Стоимости изделий Фаберже не придавал особого значения, они могли быть оценены как в один рубль, так и в сто тысяч рублей, в зависимости от используемых материалов. А превыше всего Карл Фаберже ценил идею, художественную фантазию и мастерство ювелиров и камнерезов-виртуозов.
Не испытывал он особого благоговения и перед дорогими материалами. Если готовое изделие ему не нравилось, не было в нем того очарования, которое он хотел в итоге увидеть, Фаберже мог без сожаления разбить его.
Вазочки для цветов мастера дома Фаберже в основном делали из горного хрусталя с применением особой технологии. Благодаря его прозрачности создавалась иллюзия, что цветы стоят в сосудах с настоящей водой.
Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914-1917 гг. Оружейная палата
Глядя на этот одуванчик, создается полное ощущение того, что это хрупкое создание только что аккуратно сорвали и поставили в воду. А мастеру удалось остановить мгновение…
Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы.
Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, и возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности – совершенно непонятно…
Еще одно уникальное творение под названием «Анютины глазки», подобного которому нет в мире, было создано в 1904 году.
Анютины глазки. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля
Внутри него скрыт особый миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы.
Мастера и дизайнеры дома Фаберже создали множество цветочных композиций из отдельных цветов и букетов, глядя на которые, невозможно поверить, что они сделаны из камня.
Давайте полюбуемся на эти удивительные цветы.
Источник: kulturologia.ru
Одуванчик Фаберже
Дом Фаберже известен не только знаменитыми яйцами. Не менее популярны были цветочные композиции в вазочках, искусно выполненные из камня и металла. Особенно восхищает мастерство ювелиров, изготовивших одуванчик, представленный на фото. Его листья вырезаны из твердого, но хрупкого сибирского нефрита, стебель выполнен из золота, а на концах серебряных проволочек головки закреплен пух настоящих одуванчиков! Этот шедевр хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Головка одуванчика Фаберже. Фото со страницы Музеев Московского Кремля во ВКонтакте
Кажется, что цветок стоит в вазе с водой, но это обманка — на самом деле ваза сделана из прозрачного горного хрусталя. Еще удивительнее уникальная конструкция с пухом одуванчика, которую венчают миниатюрные бриллианты огранки «роза» (с плоским основанием и куполообразной короной с 3–24 гранями), при определенном освещении сверкающие подобно каплям росы. Листья и серебряные проволочки крепились к золотому стеблю с помощью тончайших штырьков либо специального клея.
Есть предположения, что ювелир Карл Густавович Фаберже для создания вазочек вдохновлялся этими произведениями ювелирного искусства: букетами из драгоценных камней работы Жереми Позье (полюбоваться ими можно также на этом видео), выставленными в Эрмитаже (слева, фото с сайта collections.hermitage.ru), а также драгоценным букетом, который императрица Мария Терезия подарила будущему супругу Францу I Стефану (справа, фото с сайта Музея естествознания Вены)
Когда в 1994 году одуванчик попал в руки сотрудников Оружейной палаты, они не могли поверить, что пух и правда настоящий. И пригласили биологов (или он был один, непонятно), которые подтвердили подлинность. Как именно это происходило, история умалчивает. Вероятно, удалось рассмотреть отдельный «волосок» под микроскопом. И что же можно таким образом увидеть?
То, что каждый волосок равномерно покрыт шипиками — в отличие от гладких волокон асбеста (см. фото), которые применяются при создании ювелирных одуванчиков.
Волосок пуха одуванчика под световым (вверху) и электронным (внизу) микроскопом. Фото с сайта mikrula.ru и из статьи Q. Meng et al., 2014. A bio-inspired flexible fiber array with an open radial geometry for highly efficient liquid transfer
Для чего же нужны цветку все эти шипики и пушинки? Все мы любим подуть на побелевшую головку одуванчика и наблюдать, как легкие семена с парашютиками будут подхвачены ветром. Этот парашютик также называют хохолком, или паппусом (от древнегречекого πάππος — «дедушка»).
Паппус представляет собой пучок волосков, расходящихся из одной точки (апикальной пластинки) на кончике стержневидного выроста — носика. В основании носика находится семя. Вся эта конструкция позволяет семенам удерживаться в воздухе и перелетать по ветру на расстояние до километра. Считается, что волоски парашютика представляют собой видоизмененные чашелистики.
Одуванчик: E — срез бутона соцветия. F — срез цветущего соцветия: Be — носик, Ov — завязь. G — строение отдельного цветка: Pa — хохолок, An — пыльники тычинок, расположенные по кругу; St — пестик, Pe — сросшиеся лепестки. Во врезке изображен зрелый плод. Фото из статьи K. Vijverberg et al., 2021. Sepal Identity of the Pappus and Floral Organ Development in the Common Dandelion (Taraxacum officinale; Asteraceae)
Хохолок повышает сопротивление и стабилизирует конструкцию в воздухе, а также обеспечивает подъемную силу. Происходит это благодаря формированию вихревого кольца над хохолком (подробнее об этом см. видео). Однако хохолок может обратимо менять форму. Когда идет дождь или висит туман, апикальная пластинка набухает, вынуждая волоски хохолка сближаться (получается этакий гигроскопический привод). Шипы, которыми покрыты волоски, увеличивают их смачиваемость, гигроскопичности также способствует то, что и волоски, и носик полые внутри.
Части плода одуванчика в изображении сканирующего электронного микроскопа. A — отверстие на верхушке носика, окруженное шипастыми волосками хохолка; B — поперечный срез носика; C — поверхность семени; D — носик, сросшийся с околоплодником семянки. Длина масштабного отрезка: A — 0,2 мм; B — 1 мм; C — 1 мм, врезка — 0,25 мм; D — 0,5 мм. Фото из статьи A. N. Hale et al., 2010. Reduced Seed Germination after Pappus Removal in the North American Dandelion (Taraxacum officinale; Asteraceae)
Благодаря этому хохолок может удерживать каплю воды, даже если направлен вниз. Подобная трансформация меняет механику полета семени. Оно начинает падать быстрее. Всё это помогает семенам одуванчика контролировать полет в зависимости от того, благоприятны условия для прорастания или нет. Кроме того, каким-то образом хохолок и носик влияют на развитие семени: исследования показали, что у семян одуванчика с удаленными носиками и хохолками снижается всхожесть и замедляется скорость прорастания.
Но вернемся к Фаберже. Цветок из коллекции Оружейной палаты — не единственный изготовленный фирмой одуванчик. Есть еще как минимум три одуванчика, хранящиеся в разных музеях США.
Слева — одуванчик из коллекции Виргинского музея изобразительных искусств. Фото с сайта vmfa.museum. В центре — одуванчик из коллекции Бруклинского музея (США), выполненный около 1900 года. Обратите внимание, что проволочки, удерживающие пушинки, здесь золотые. Фото с сайта sothebys.com.
Справа — одуванчик из коллекции Метрополитен-музея, 1903–1914. Фото из книги Фото со страницы Музеев Московского Кремля во ВКонтакте.
Юлия Михневич
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)
VladNSK 24.05.2023 16:01 Ответить
Вот это да!
Юрий Фёдоров 25.05.2023 03:56 Ответить
Делаю выводы:
1) «Либо специальным клеем» — очень интересная штука, этот спецклей, хорошо бы узнать, каков он, что склеивает золото с серебром навечно. Ведь не отваливаются же они периодически? (Кстати сказать, что значит это «либо»? Часть проволочек держат микроштырьки, а часть — клей? Если так, то по какому закону они перемежаются?)
2) натуральные волокна одуванчика тоже вечны. Ведь цветы стоят в музеях порядочно давно. Сомневаюсь, чтобы кто-то периодически отковыривал бриллиантики, чтобы снова подсунуть под них пучок одуванчиковых ниточек и снова всю конструкцию собирал
3) Фаберже не жаловал Виргинию и Бруклин: им достались цветы без ваз. Пришлось музейщикам ставить их в пролетарские граненые стаканы.
4) Цветоведы — изумительно творческий и наблюдательный народ: я вот просто ума не приложу, как можно было выяснить, что одуванчиковый парашютик может улететь на 1км! Неужели пометили как-то эту пушинку так, что она не потеряла своих свойств, а потом бегали за летящим этим парашютиком как дети малые за мыльными пузырями?
5) Цветоведы те же — бестолковые таки довольно человеки, раз они по сю пору так и не знают, каков механизм влияния носика и хохолка на прорастание семян
Это же самое интересное! И потенциально очень многообещающая информация! И это при том, что одуванчики — они же вот они, под ногами, за три моря за ними ходить не нужно, и нет проблем их изучать! Обидно прям!
В целом же — ужасно симпатично это все, и приятно было прочесть.
Спасибо.
P.S.
Кстати говоря, вопрос возник по поводу стаканов: цветок явно довольно тяжёлый, золота там кусок немаленький, и серебряные проволоки с алмазами весить должны хорошо. И вот потому вазочки не только из хрусталя целиком, но и книзу расширяются. Нужна устойчивость.
А вот у стаканов площадь опоры совсем не такая. И цветки в стаканах стоят подозрительно — центр тяжести у них явно не над серединой опоры. Какая-то тут кроется тайна, мне кажется, что-то нам не договаривают.
Keller Юрий Фёдоров
03.06.2023
00:07 Ответить
Цветоведы — изумительно творческий и наблюдательный народ
И потому, наверное, не раз замечали, что одуванчики через пару тройку лет появляются на газонах, вполне удаленных от мест их постоянного произрастания.
Источник: elementy.ru