Фармакопейной реакцией на катион серебра является реакций с

Тема : «Качественные реакции катионов 1 и 2 аналитических групп».

Специальность: код 33.02.01 «Фармация»

преподавателем аналитической химии

в соответствии с требованиями

образовательного стандарта среднего

Рассмотрено на заседании ЦМК «Фармация» «__» ________ 2020г Председатель ЦМК _______ Сухова Л.П.

Утверждено Экспертный совет при информационно-методическом центре ГАУ АО ПОО АМК «__» ________ 2020г.

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы ОП.10. « Аналитическая химия» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация», профессия фармацевт.

Методическая разработка составлена с целью оказания помощи студенту в овладении основными знаниями и умениями при изучении химических свойств, проведении качественных и фармакопейных реакций катионов 1 и 2 аналитических групп.

Практическое занятие № 2

Тема : Качественные реакции катионов 1 и 2 аналитических групп.

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОН БАРИЯ YouTube

Продолжительность: 270 минут

Цель занятия: Сформировать у студентов умения проводить качественные реакции катионов 1 и 2 аналитических групп.

Методическая цель: создание условий для формирования навыков проведения качественных реакций катионов 1 и 2 аналитических групп.

Образовательная цель: формирование навыков проведения качественных реакций катионов 1 и 2 аналитических групп.

Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление.

  • проверить и закрепить знания студентов качественным реакциям ионов
  • обучить методике проведения качественных реакций катионов 1 и 2 аналитических групп
  • развивать у студентов навыки исследовательской работы, внимательность, умение логически мыслить.

В результате освоения ОП «Аналитическая химия» обучающийся должен овладеть ОК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

В результате освоения ОП «Аналитическая химия» обучающийся должен овладеть ПК:

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

Студент должен знать: методы качественного анализа, качественные реакции катионов 1 и 2 аналитических групп.

Студент должен уметь:

  1. Проводить качественные реакции на катионы
  2. Делать вывод об аналитическом эффекте реакции, условиях ее проведения.
  3. Освоить методику анализа смеси катионов.

Тип занятия: Практическое занятие с элементами проблемного изучения.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Уровень усвоения: репродуктивный.

Место проведения: Кабинет химии.

Качественная реакция на фосфат-ион

  1. Методическое пособие для студента.
  2. Методическое пособие для преподавателя.
  3. Мультимедиа
  4. Дидактический материал.
  5. Реактивы и лабораторная посуда в соответствии с работой.
  1. Произведение растворимости
  2. Качественный анализ
  3. Растворы
  1. Неорганическая химия (Растворы, ТЭД, Щелочные и щелочноземельные металлы)
  2. Контроль качества лекарственных средств ( ЛВ 1, 2 группы ПСЭ Д.И.Менделеева)

Литература для студента:

1.Барковский Е.В. Аналитическая химия: Учеб. Пособ. — Мн.: Высш.шк.,2004.

2.Харитонов Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика) В 2 кн. – М.: Высшая школа., 2001

  1. Организационный момент. — 5 мин.
  2. Контроль исходного уровня знаний — 40 мин.
  3. Самостоятельная работа — 180 мин.
  4. Закрепление пройденного материала — 30 мин.
  5. Подведение итогов занятия — 10 мин.
  6. Задание на дом — 5мин.
Читайте также:
Где образуются серебряные облака

Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

Сегодня на занятии мы должны изучить химические свойства и качественные реакции катионов 1 и 2 аналитических групп, овладеть методикой проведения качественных и фармакопейных реакций катионов 1 и 2 аналитических групп.

Катионы 1 и 2 групп часто входят в состав лекарственных веществ, являются допустимыми или недопустимыми примесями в лекарственных препаратах. Фармацевты в своей работе ежедневно проводят фармакопейные реакции на перечисленные катионы.

Поэтому необходимо овладеть методикой проведения качественных реакций на катион 1 и 2 аналитических групп.

Таким образом, вы должны иметь представление о химических свойствах и качественных реакциях катионов 1 и 2 аналитических групп, знать принцип классификации катионов на группы, действие группового реактива, уметь проводить фармакопейные реакции на калий, натрий, аммоний, серебро, ртуть, свинец

Натрий и калий. Ионы Nа + и К + распределены по всему организму, причем первые входят преимущественно в состав межклеточных жидкостей, а вторые находятся главным образом внутри клеток.

Внутриклеточная концентрация ионов натрия составляет менее 10 % его содержания во внеклеточной жидкости, тогда как концентрация ионов калия внутри почти в 30 раз выше, чем вне их. Если оценивать абсолютные величины, то примерно 95 % ионов натрия, участвующих в обмене веществ, находятся вне клеток и примерно такая же доля ионов калия — внутри клеток. С ионами Nа + связано осмотическое давление жидкостей, удержание воды тканями (15 г NаС1 задерживает в организме человека до двух литров жидкости), поддержание кислотно-щелочного равновесия в организме (NаНС0 3 — щелочной резерв крови — компонент гидрокарбонатной буферной системы), перенос аминокислот и cахаров через клеточную мембрану.

Ионы Nа + и К + активируют аденозинтрифосфатазу клеточных мембран, которая «включает» ионы Nа + из клетки и обеспечивает сопряженное накопление ионов К + в ней. Различные концентрации двух данных ионов по разные стороны от мембраны обусловливают возникновение трансмембранной разности потенциалов (до 100 мВ), что обеспечивает существование легкодоступного источника энергии для многих связанных с функционированием мембран процессов.

Ионы Nа + и К + оказывают существенное влияние на деятельность центральной нервной системы (ЦНС). Так, избыток ионов Nа + в клетках коры головного мозга вызывает депрессию, т.е. угнетение деятельности ЦНС. Наоборот, избыток ионов К + в клетках коры головного мозга вызывает маниакальное состояние, т.е. возбуждение деятельности ЦНС.

В медицине применяются:

1. Хлорид натрия NаС1. В зависимости от его концентрации различают изотонический (физиологический) и гипертонический растворы. Изотоническим является 0,9 %-ный раствор NаС1, так как его осмотическое давление соответствует осмотическому давлению плазмы крови (780,2 кПа). Изотонический раствор применяют в качестве плазмо-замещающего раствора при обезвоживании организма, для растворения лекарственных веществ и т.д. Гипертонические растворы (с массовой долей NаС1 3, 5 и 10 %) применяют наружно в виде компрессов и примочек для лечения гнойных ран.

Читайте также:
Чеканка серебряного рубля при ком

2. Гидрокарбонат натрия NаНС0 3 (питьевая сода). Введение гидрокарбоната натрия в желудок приводит к быстрой нейтрализации соляной кислоты желудочного сока и поэтому рассматривается как антацидное средство. Применяют в порошках, таблетках и растворах при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки:

NаНС0 3 + НС1 = NаС1 + Н 2 0 + С0 2 .

3. Декагидрат сульфата натрия Nа 2 S0 4 • 10Н 2 О (глауберова соль). Назначают внутрь в качестве слабительного средства .

4. Декагидрат тетрабората натрия Nа 2 В 4 0 7 • 10Н 2 О (бура). Применяют наружно как антисептическое средство для спринцеваний, полосканий, смазываний, В водных растворах бура легко подвергается гидролизу:

Nа 2 В 4 0 7 + 7Н 2 0 = 4Н 3 В0 3 + 2NаОН.

Образующаяся при гидролизе борная кислота обладает антисептическим действием.

5. Йодид натрия NаI . Используют как препарат йода при эндемическом зобе.

6. Хлорид калия КС1. Применяют при состояниях, сопровождающихся нарушением электролитного обмена в организме (неукротимая рвота, профузные поносы), а также для купирования сердечных аритмий.

7. Йодид калия К1. Применяют как препарат йода при заболеваниях щитовидной железы.

8. Перманганат калия КМn0 4 . Используют как антисептическое средство для промывания ран, полоскания рта и горла, для спринцеваний и промываний.

9. Водный раствор аммиака, гидроксид аммония (нашатырный спирт) NH 4 ОН. Используют для возбуждения дыхания и выведения больных из обморочного состояния, для чего небольшой кусок ваты или марли, смоченной в нашатырном спирте, осторожно подносят к носовым отверстиям.

10. Хлорид аммония (нашатырь) NH 4 С1. Оказывает отхаркивающее действие, усиливает мочеотделение.

Свинец. Биологическая роль свинца не установлена. Его соединения токсичны. У рабочих различных производств, связанных с получением и применением свинца, могут встречаться явления острого и хронического отравления (сатурнизм). При сатурнизме наблюдается ряд симптомов поражения ЦНС (головная боль, бессонница, судороги, галлюцинации, атрофия зрительного нерва), а также нарушения функции почек (альбуминурия) и желудочно-кишечного тракта («свинцовые колики»).

В медицине соединения свинца применяются только наружно как антисептические и вяжущие средства. Оксид свинца РЬО входит в состав свинцового пластыря, используемого при воспалительных заболеваниях кожи, фурункулезе. Добавки свинца используют при изготовлении одежды для медперсонала рентгеновских кабинетов (фартуки, рукавицы, шлемы), так как свинец поглощает рентгеновские лучи.

Серебро. Физиологическая роль серебра в живом организме изучена недостаточно. Серебро относится к ультра микроэлементам. Это означает, что оно находится в организме в концентрации менее 10-12 % .

В медицине применяются:

1. Нитрат серебра АgNO 3 (ляпис) — вяжущее и прижигающее средство, используется наружно. Применяется в стоматологии для серебрения корневых каналов и кариозных полостей зубов перед их пломбированием. Сначала из нитрата серебра получают аммиачный раствор оксида серебра, затем добавляют водный раствор формальдегида с его массовой долей 10 %. Образующаяся серебряная пленка посылает в окружающее пространство ионы серебра, которые обладают бактерицидным действием.

Читайте также:
От серебряного кольца шелушится кожа почему

2. Нитрат и хлорид серебра применяются для пропитки перевязочного материала — бумаги, ваты, марли.

Ртуть. Ртутное заражение почвы, природных вод, растений и животных в настоящее время характерно для многих регионов планеты. Оно связано с поступлением в биосферу большого количества ртути в виде продуктов промышленного производства, выхлопов транспорта, ядохимикатов. Ртуть накапливается главным образом в печени и почках. При хроническом отравлении ртутью и ее соединениями («меркуризм») появляются металлический привкус во рту, сильное слюнотечение, слуховые и обонятельные галлюцинации, головные боли, наблюдается ослабление памяти.

Применяются в медицине:

1. Желтая ртутная мазь — оксид ртути (II). Используется для лечения кожных заболеваний.

2. Хлорид ртути (II) НgС1 2 (сулема). Обладает высокой токсичностью, при работе с ней необходимо соблюдать большую осторожность; растворы в разведении 1:1000 применяются для дезинфекции белья, предметов ухода за больными, помещений, медицинского инструментария.

В медицине используют не только соединения, но и саму ртуть и ее пары (ртутные термометры, ртутные манометры в аппаратах для измерения кровяного давления). Ультрафиолетовые лучи, полученные от ртутно-кварцевых ламп, глубоко прогревают ткани, губительно действуют на многие микроорганизмы.

II . Контроль исходного уровня знаний

1. Фронтальный опрос по качественным реакциям (Приложение 1).

2. Индивидуальный письменный опрос. Задания на карточках. Написать качественные реакции на предложенный катион

III. Самостоятельная работа

Выполнить качественные и групповые реакции на катионы 1 и 2 аналитических групп. (Приложение 2). Результаты работы оформить в тетради в виде таблицы. Перед проведением химических реакций необходимо помнить о технике безопасности в химической лаборатории. Работа проводится индивидуально.

Источник: nsportal.ru

Групповой реагент, общие и фармакопейные реакции катионов III аналитической группы.

Серная кислота H2SO4 вытесняет уксусную кислоту из ее солей, о чем свидетельствует характерный запах, особенно при нагревании:

2CH3COONa + H2SO4 = 2CH3COOH + Na2SO4

Реакция является фармакопейной.

Реакция с хлоридом железа (III) (фармакопейная). Ацетат-ион с

катионами железа (III) при pH 5-8 дает растворимый темно-красный (цвета

крепкого чая) ацетат или оксиацетат железа (III).

При кипячении первоначально полученного раствора из него выпадает

хлопьевидный осадок основного ацетата железа (III) Fe(OH)2CH3COO,

образующийся за счет глубокого протекания гидролиза:

(СH3COO)3Fe + 2H2O Fe(OH)2CH3COO↓ + 2CH3COOH

Осадок выделяется только при избытке ацетат-ионов в растворе.

Реакция образования уксусноэтилового эфира (фармакопейная)

Ацетат-ион в сернокислой среде (концентрированная Н2SO4) реагирует со

спиртами с образованием сложных эфиров уксусной кислоты. Так, при

взаимодействии с этанолом образуется уксусноэтиловый эфир (этилацетат)

СН3СOO- + Н+ СН3СOOН

СН3СOOН + С2Н5ОН → СН3СOOC2Н5 +Н2О

Выделяющийся этилацетат обнаруживают по характерному приятному запаху.

Групповой реагент, общие и фармакопейные реакции катионов III аналитической группы.

Групповым реагентом на катионы третьей аналитической группы является раствор серной кислоты.

Читайте также:
Проба серебра 999 монеты что это

1. Реакция окрашивания пламени

Летучие соли бария окрашивают пламя спиртовки или горелки в желто-зеленый цвет. Реакция является фармакопейной.

Разбавленная серная кислота H2SO4 и растворимые сульфаты

Выделяют даже из очень разбавленных растворов осадок сульфата бария:

Осадок не растворяется в кислотах и щелочах.

Карбонат аммония (NH4)2CO3 или другой растворимый карбонат с солями бария дает осадок карбоната бария:

Осадок растворим в разбавленных минеральных кислотах и в уксусной кислоте. Осаждение следует вести в слабощелочной среде, лучше в аммиачной, т.к. в кислотах он растворим.

Хромат калия K2CrO4 или натрия Na2CrO4 осаждает из нейтральных или уксусно-кислых растворов бариевой соли хромат бария желтого цвета:

Реакцию следует проводить в слабокислой среде ацетата натрия (1 капля).

К 1 капле раствора бариевой соли добавляют 1 каплю раствора хромата калия.

Оксалат аммония (NH4)2C2O4 образует с солями бария осадок:

К 2 каплям раствора соли бария добавляют 2 капли раствора оксалата аммония.

Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя спиртовки в кирпично-красный цвет. Реакция является фармакопейной.

Разбавленная серная кислота H2SO4 образует с ионами кальция белый осадок сульфата кальция:

Оксалата аммония (NH4)2C2O4 дает на холоде в нейтральных, уксуснокислых или слабощелочных растворах белый мелко-кристаллический осадок оксалата кальция:

Это наиболее важная качественная реакция иона Cа 2+ и является фармакопейной.

Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6] с солями кальция образуют в слабощелочной среде белый кристаллический осадок, нерастворимый в уксусной кислоте:

В присутствии значительных количеств иона Ba 2+ не рекомендуется применять эту реакцию для открытия ионов Ca 2+ , т.к. ион Ba 2+ при достаточном количестве может дать осадок K2[Fe(CN)6]/

Микрокристаллоскопическая реакция. Разбавленная серная кислота образует с солями кальция иглообразные кристаллы CaSO42H2O.

4.Напишите формулы комплексных соединений по их названиям и приведите для любого из них уравнение электролитической диссоциации по типу сильного и слабого электролита:

| следующая ==>
Инновационные традиции промышленного дизайна в Италии. | Чернета В.М., Вахромова Л.П.

Источник: mydocx.ru

Групповой реагент, общие и фармакопейные реакции катионов III аналитической группы

Групповым реагентом на катионы третьей аналитической группы является раствор серной кислоты.

1. Реакция окрашивания пламени

Летучие соли бария окрашивают пламя спиртовки или горелки в желто-зеленый цвет. Реакция является фармакопейной.

Разбавленная серная кислота H2SO4 и растворимые сульфаты

Выделяют даже из очень разбавленных растворов осадок сульфата бария:

Осадок не растворяется в кислотах и щелочах.

Карбонат аммония (NH4)2CO3 или другой растворимый карбонат с солями бария дает осадок карбоната бария:

Осадок растворим в разбавленных минеральных кислотах и в уксусной кислоте. Осаждение следует вести в слабощелочной среде, лучше в аммиачной, т.к. в кислотах он растворим.

Хромат калия K2CrO4 или натрия Na2CrO4 осаждает из нейтральных или уксусно-кислых растворов бариевой соли хромат бария желтого цвета:

Читайте также:
Раствор серной кислоты реагирует с серебром водородом оксидом кремния 4 оксидом меди 2

Реакцию следует проводить в слабокислой среде ацетата натрия (1 капля).

К 1 капле раствора бариевой соли добавляют 1 каплю раствора хромата калия.

Оксалат аммония (NH4)2C2O4 образует с солями бария осадок:

К 2 каплям раствора соли бария добавляют 2 капли раствора оксалата аммония.

Реакция окрашивания пламени.

Летучие соли кальция окрашивают пламя спиртовки в кирпично-красный цвет. Реакция является фармакопейной.

Разбавленная серная кислота H2SO4 образует с ионами кальция белый осадок сульфата кальция:

Оксалата аммония (NH4)2C2O4 дает на холоде в нейтральных, уксуснокислых или слабощелочных растворах белый мелко-кристаллический осадок оксалата кальция:

Это наиболее важная качественная реакция иона Cа 2+ и является фармакопейной.

Гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6] с солями кальция образуют в слабощелочной среде белый кристаллический осадок, нерастворимый в уксусной кислоте:

В присутствии значительных количеств иона Ba 2+ не рекомендуется применять эту реакцию для открытия ионов Ca 2+ , т.к. ион Ba 2+ при достаточном количестве может дать осадок K2[Fe(CN)6]/

Микрокристаллоскопическая реакция. Разбавленная серная кислота образует с солями кальция иглообразные кристаллы CaSO42H2O.

Подсчитайте суммарные заряды комплексных частиц и укажите, какие из них являются катионами, анионами, неэлектролитами. Укажите в комплексных частицах комплексообразователь, лиганды, координационное число.

Комплексообразователь= Сr 3+

Лиганды= H2O o , Cl —

Комплексообразователь= Со 3+

5.Составьте уравнения гидролиза солей:

Укажите рН раствора.

Среда щелочная, фиолетовый лакмус станет синим.

Fe +3 + HOH= FeOH +2 + H +

Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным.

Fe 2+ +HOH= FeOH + +H +

Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным.

Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным.

SO 2- +HOH= HSO3 — + OH —

Среда щелочная, фиолетовый лакмус станет синим.

Cu 2+ + HOH= CuOH + + H +

Среда кислая, фиолетовый лакмус станет красным.

департамент здравоохранения Брянской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский базовый медицинский колледж» 060301 «Фармация» (код и наименование специальности) базовый (профиль подготовки) «Фармация» (наименование ВМК)

Учебная дисциплинаАналитическая химия

Коды проверяемых компетенций:

ОК: 2, 3

ПК: 1.1; 1.6; 2.1; 2.2; 2.3

БИЛЕТ №4

1. В какую сторону сместится равновесие при повышении температуры в системе:

Так как реакция идет с выделением тепла, то повышение температуры смеси будет благоприятствовать обратной реакции и равновесие смещается влево. Понижение температуры вызовет смещение равновесия вправо.

2.Напишите характерные реакции на ион Fe 2+ .

NaOH – групповой реактив, количественно осаждает гидроксид железа (II) бледно-зеленого цвета:

Осадок на воздухе быстро буреет вследствие окисления до гидроксида железа (III)

Гексацианоферрат(III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль) выделяет темно-синий осадок турнбулевой сини:

Сульфид аммония (NH4)2S количественно осаждает железо (II) в виде сульфида железа (II) черного цвета:

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
Загрузка ...