В Эрмитаже хранятся знаменитые серьги, найденные в 1853 году при раскопках на окраине Феодосии. Серьги представляют сложную композицию, в которой имеются различные орнаменты и крошечная колесница, управляемая богиней победы — Никой. Причем рядом с конями летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке.
Интересно, что рассмотреть множество мельчайших деталей возможно лишь при увеличении. Эта микротехника до сих пор вызывает удивление, тем более, что ученые выяснили, что серьги созданы древними греками еще в IV веке до н.э. Серьги сделаны из микроскопических зерен, которые можно разглядеть только с помощью сильной лупы. Лучшие ювелиры пытались создать нечто подобное, но никому не удалось повторить уникальную технологию древних греков, которая получила название зерни. Мельчайшее золото зерно плавилось при нагреве, в результате искусство древних греков было признано непревзойденным, а все попытки разгадать его тайну прекратились.
Hermitage Online. Украшения — это серьезно. Греческое золото в Эрмитаже
- 15523 просмотра
Об авторе:
Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.
Источник: chronoton.ru
Феодосийские серьги Эрмитажа
Феодосийские серьги Золото. 8.8;2.5 см (диам. щитка). IV в. до н.э. Поступили в 1854 г.Эрмитаж.
Золотые серьги филигранной работы были найдены во время раскопок в 1853 г. в одном из курганов на окраине города Феодосии в Крыму. Вместе с роскошным золотым ожерельем они составляли убор погребённой там женщины. К сожалению, неправильный метод ведения раскопок не позволил установить, принадлежала ли покойница к местной эллинизованной знати, или она была представительницей состоятельных слоёв греческого населения древней Феодосии. Как скифы, так и греки широко проявляли любовь к роскоши в погребальных обрядах.
Феодосийские серьги состоят из круглого щитка, на оборотной стороне которого имеется крючок и петля, и помещённой ниже его лунницы. Это — два самостоятельно бытовавших в Греции типа ушных украшений, и здесь сделана попытка соединить их в единое целое путём подвешивания лунницы к щитку на двух цепочках. К этой сложной форме серёг прибавлены ещё три ряда разновидных подвесок на плетёных цепочках различной длины, и, сверх того, всё изделие украшено сплошь покрывающим и обвивающим его со всех сторон орнаментом.
Чтобы рассмотреть все детали разнообразных применённых мастером мотивов, необходимо длительно и повторно всматриваться в его работу, поражающую как богатством фантазии, так и точностью в передаче мельчайших деталей. Так, лунницы покрыты рядами столь мелкой зерни, что её трудно схватить простым глазом, но при пристальном рассмотрении оказывается, что каждое зерно — составное и сложено из четырёх крошечных зёрнышек.
Роскошные греческие украшения. Рассказывает Варвара Кордочкина. Прямые эфиры Эрмитажа.
Растительный орнамент, расположенный в виде отдельных цветков и листьев, а также букетов, гирлянд и сложных фантастических узоров (например, на щитке), свит из тонкой проволоки, гладкой, кручёной или гранулированной, и пересыпан зернью, причём ажурные розетки и пальметки наложены иногда друг на друга, образуя переплетения наподобие золотых кружев.
Но мастер этим не удовлетворился. В свободном пространстве между щитком и лунницей он поместил многофигурную группу — уменьшенную до минимальных размеров скульптурную монументальную композицию. Это — колесница, везомая четвёркой быстро скачущих коней и управляемая богиней победы — Никой. Рядом с конями, указывая им дорогу, летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке. Это так называемый апобат — воин-атлет, который на всём скаку должен был спрыгнуть с колесницы на землю, после чего он продолжал соревнование с товарищами уже в пешем беге.
Состязание апобатов — один из труднейших видов атлетических упражнений у греков, ведущий своё начало из глубокой древности, когда воины сражались друг с другом с боевых колесниц и исход боя часто зависел от умения возницы и ловкости сражающихся. В IV в. до н.э. этот вид состязаний удерживался ещё лишь в немногих греческих городах. Особенно-большой популярностью он пользовался в Афинах, что позволяет высказать предположение об афинском происхождении мастера Феодосийских серёг.
При рассмотрении сделанной им миниатюрной группы победоносной колесницы апобата обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на крохотные размеры фигур, мастер сумел промоделировать нагое тело, передать насечками перья на крыльях Ники и даже украсить щит апобата зернью и геометрическим узором.
Греки, как известно, прославляли победителей на играх постановкой их статуй. В соответствии с этим обычаем скульпторы ещё в период архаики разработали тему победной колесницы. До наших дней дошли части таких монументальных скульптурных групп (например, из Дельф) и многочисленные их изображения на рельефах и памятниках художественного ремесла.
Строгие ценители искусства относились к этому направлению с некоторой иронией, и даже презрением. Играя словами, они называли его «матанотехнией», т.е. искусством, занимающимся пустяками. Тем не менее, даже крупные греческие мастера, как, например, работавший в VI веке до н.э. на острове Самосе при дворе тирана Поликрата архитектор, скульптор и торевт Феодор, пробовали свои силы в этом жанре.
Античные писатели передают рассказ, будто Феодор вылил из бронзы собственное статуарное изображение: в одной руке у статуи был напильник, а пальцами другой руки она поддерживала крошечное изображение колесницы, запряженной четверкой коней и управляемой Никой. Наглядное представление о величине группы зритель получал ещё благодаря тому, что мастер поместил над ней фигурку мухи с раскрытыми крыльями, причём муха целиком покрывала всю колесницу с конями. Рассказывают и о других достижениях мастеров микротехники, выполненных в драгоценных металлах, бронзе или кости: о кораблях в полном снаря-жении, величиной с пчелу, с насекомых, которых можно было разглядеть только положив на чёрную материю, о гомеровских гексаметрах, начертанных золотыми буквами на кунжутном семени, и т.д.
Эти и подобные рассказы могли бы быть приняты за цеховые легенды об античных «левшах», если бы Феодосийские серьги и родственные им изделия не показали нам воочию, до каких пределов изощрённости и утончённости доходило недосягаемое для современных ювелиров искусство древних греческих мастеров, хотя последние и не обладали многими усовершенствованными приспособлениями нашего времени и даже не знали увеличительных стекол.( Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949
Источник: proza.ru
Какое ювелирное украшение невозможно подделать?
Эти серьги, найденные при раскопках весной 1853 года, хранятся в Эрмитаже. Время создания — IV в. до н.э. Они являются ярчайшим примером ювелирного искусства древних греков.
Государственный Эрмитаж Фото: Depositphotos
Верхняя часть украшения представляет собой диск (щиток) со сложным цветочным орнаментом, на обратной стороне которого имеется крючок и петля. К щитку крепится лунница. Это два самостоятельных ювелирных изделия. В этих серьгах мастер соединил щиток и лунницу, поместив между ними сложную композицию. К ней прикреплены три ряда подвесок на плетеных цепочках разной длины.
Все изделие покрыто изысканным орнаментом.
Наибольшего внимания заслуживает скульптурная композиция. Колесница, которую везет четверка быстрых коней, управляется богиней победы — Никой. Рядом с конями, указывая им дорогу, летят крылатые Гении, а на краю колесницы стоит воин с большим щитом в руке. Это воин апобат, воин-атлет, искусный как в состязаниях на колеснице, так и в пешем бою.
К IV в. до н.э. состязания апобатов сохранялись лишь в немногих городах, среди которых главным был Афины. Это говорит об афинском происхождении ювелира. Миниатюры композиции очень натуралистичны, можно рассмотреть анатомические подробности воина, перья на крыльях Ники и даже геометрические украшения на щите апобата.
В античных литературных источниках есть упоминания о греческих мастерах, занимавшихся созданием миниатюрных скульптур. Это направление искусства называлось микротехнией. Есть рассказы об изделиях этих мастеров: кораблях с полным снаряжением величиной с пчелу, о гомеровских гекзаметрах, начерченных золотом на кунжутном семени.
Интересна история обнаружения этого ювелирного украшения. В середине XIX века между мировыми учеными шел спор о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Ее местоположение оставалось неизвестным. Однажды археолог Александр Сибирский обнаружил у склона Тепе-Оба древнюю греческую монету.
Он рассказал о находке известному художнику Ивану Айвазовскому, предположив, что античный город расположен в районе мыса Св. Ильи. Художник воодушевился поиском неизвестного города и стал хлопотать о разрешении на археологическую экспедицию.
Ему удалось получить это разрешение в 1853 году, и уже весной начались раскопки. Сразу обнаружили 5 курганов. Четыре из них были пустыми, а в пятом оказалось захоронение женщины. В нем нашли множество фрагментов керамической посуды и украшений, среди которых были и эти серьги, названные Феодосийскими серьгами. Археологическую находку отправили в Санкт-Петербург.
Почти сразу о чудо-серьгах заговорила мировая общественность. Множество ювелиров пыталось создать нечто подобное, но все они терпели неудачу. Среди них был и знаменитый Карл Фаберже.
Древние греки использовали необычную технологию, они изготавливали украшения из микроскопических зерен золота. Эта практика стала называться зерни. Повторить эту технику не смогли, микрочастички золота плавились при нагреве. Попытки повторить прекратились.
Источник: www.shkolazhizni.ru