Если вы когда-нибудь видели корабль в реальности или в кино, то, возможно, заметили особенный элемент дизайна на его носу. Это остроносый выступ, обычно оформленный в виде изображения животного или существа из мифологии.
Этот элемент дизайна на корабле называется фигура на носу, или фигура вышивания. Это традиционный элемент декора, который был широко использован на кораблях в древности, а также в Средние века и эпоху исследований.
Фигуры на носу корабля имели несколько функций. Они служили как символ охраны корабля от бедствий и помощник в навигации. Также фигуры на носу часто использовались для демонстрации статуса своего владельца, например, корабля адмирала.
Фигура на носу корабля: что это?
Фигура на носу корабля – это украшение в виде скульптуры или рельефа, размещенное на передней части корабля над ватерлинией.
Функции фигуры на носу корабля порой были разными. В древности фигура была частью религиозных обрядов и служила амулетом от бедствий. В средние века фигуры на носу корабля использовались в качестве символов силы, авторитета и защиты.
10 САМЫХ СТРАННЫХ обычаев Древнего ЕГИПТА
В наше время фигура на носу корабля – скорее украшение, которое несет в себе морскую тематику и символику. Часто фигуры на носу корабля изображают людей, животных или мифических существ.
В зависимости от традиций и культуры на фигуре может быть разное значение. Например, на многих кораблях-пиратах можно увидеть фигуру в виде смерти, которая символизирует беспощадность и бескомпромиссность.
В целом, фигура на носу корабля – это особый элемент декора, который не только выделяет корабль на фоне других судов, но и является своего рода символом, который отражает основные идеи, ценности и стремления команды.
Определение и происхождение
Фигура на носу корабля — это декоративный элемент в форме вырезанной фигуры, установленный на носовой части судна. Как правило, они имеют символический, исторический или эстетический смысл, и позволяют отличить один корабль от другого.
Происхождение фигуры на носу корабля уходит корнями в глубокую древность. В древние времена, люди использовали фигуры на носу своих судов для того, чтобы пугать своих противников или защищать свои земли от вражеских нашествий. Многие фигуры на носу корабля имели мифическое, религиозное или чисто декоративное значение.
В средневековой Европе, фигуры на носу корабля были широко распространены, и считались обязательным элементом корабельной архитектуры. В то время, они имели важное значение, как символ духа судна и защиты от бедствий.
Значение и символика
Фигура на носу корабля имеет особое значение и символику. Исторически, она использовалась для изображения определенных существ или символов, которые могли служить как символ защиты, так и адресовать пожелания мореплавателей и помогать им обойти опасности. По сути, фигура на носу корабля являлась своего рода талисманом для моряков, который помогал им сохранять оптимизм во время путешествий.
А у вас есть трипофобия!? #фобии
Вырезанные фигуры корабля появились в древности и были связаны с пожеланиями безопасного плавания и избежания неприятностей. Например, изображение дракона на носу корабля считалось символом безопасности защиты от чудовищ морской глубины, а изображение война на его носу может указывать на его воинственность, а также на то, что это воинственный корабль, который не боится никаких препятствий и готов защищать свою команду.
Фигура на носу корабля также использовалась для отображения культурных, религиозных или политических ценностей. Например, изображение святого Михаила Архангела указывает на христианские ценности, в то время как изображение Геркулеса указывает на подчеркнуто мощный и боеспособный корабль.
Таким образом, Фигура на носу корабля не только имеет эстетическое значиние, но и является важным символом, отображающим культурные, религиозные, политические и исторические чувства и ценности.
История использования
Фигура на носу корабля — древнейшая традиция, связанная с мореплаванием. Еще в древние времена моряки и судостроители добавляли на носы кораблей различные статуэтки, изображения животных и символы. Изначально это было сделано не для эстетических целей, а как символическое действие, чтобы уберечь судно от бедствий на море.
В средние века в Европе фигуры на носах кораблей стали символом статуса и могущества. Крупные торговые и военные суда были украшены большими статуэтками или скульптурами. Каждая фигурка имела определенный смысл и символику, например, известная статуэтка «Голая девушка» олицетворяла защиту от злых духов и бурь.
С течением времени фигуры на носах кораблей потеряли свою символическую идею и стали служить скорее декоративной функции. Современные корабли в основном украшают фигурками в виде героев из фильмов или комиксов, животных или абстрактных узоров. Но несмотря на это, традиция фигур на носах кораблей продолжает жить.
Все еще существуют определенные правила и требования по выбору фигур на носы судов. Например, главная фигура на носу корабля всегда должна быть женской, а если на судне присутствует большое количество оружия, то обязательно устанавливают фигурку воина или богатыря для защиты от врагов.
Источник: stduviewer-free.ru
Носовые фигуры: какими они были на кораблях в разные периоды и какое значение имели
На протяжении многих тысячелетий владельцы судов украшали нос корабля. Многие из фигур были связаны с названием судна или имели особый смысл для владельца, иногда просто носили случайный характер, были обычным элементом декора.
Кариатиды, аллегории, путти, боги, воины — все они перекочевали на нос корабля из высокого искусства. Стиль определялся художественными идеями, господствовавшими в то время. Самым распространенным был человеческий силуэт, иногда представленный в полный рост, иногда только голова или бюст.
Чаще всего преобладали королевские особы или представители искусства и литературы. Иногда таким образом судовладельцы могли запечатлеть свою жену или дочь. Среди королев, представленных на носах кораблей лидировала королева Виктория.
Из-за условий окружающей среды (соленой воды, ветра и штормов) вовсе не многие фигуры дожили до нашего времени. Еще одна опасность среди ранних торговых парусных судов — кораблекрушения.
Тем не менее сохранившиеся примеры фигур на носу корабля часто можно увидеть в музеях прибрежных городов. В Лондоне и Ливерпуле есть необычайно красивые экспонаты.
Интересно, что в основном информацию о фигурах на носу корабля мы получаем из других видов искусства. Они зафиксированы в рисунках, на картинах и книжных иллюстрациях. Также могут быть обнаружены на монетах, мозаиках, керамике, гобеленах и в церковной резьбе.
Для самых ранних мореплавателей носовые части кораблей имели религиозное и духовное значение. Самая ранняя фигура на носу представляла собой голову настоящего животного. Древние верили, что этот тотем защищает от неприятностей. Иногда такой вариант можно встретить и по сей день. Фигура изготавливалась мастерами, имела художественную ценность, обозначала племенную принадлежность.
На боевых каноэ маори тоже размещались резные изображения. Жители островов Тихого океана и коренные американцы украшали свои лодки мистическими образами. Длинные корабли викингов обвивали змеи и драконы. Римляне размещали лебедя, греки — бронзовых кабанов. Финикийские торговцы отождествляли себя с конем, карфагеняне выбирали барана.
Древние египтяне использовали священных птиц и рисовали глаза, чтобы они «видели» путь сквозь воды.
В 16 веке в декоративном оформлении кораблей происходят изменения. В течение 17-го и 18-го веков львы и лошади стали фаворитами у британцев, тем самым подчеркивая политику империи, право на господство в Мировом океане и торговлю за границами империи.
С середины 18-го века и далее человеческая фигура постепенно заменяла животных. На этом этапе истории корабль был не только источником прибыли, но и гордости. Новое поколение быстроходных клиперов и надежных океанских пароходов — все они имели великолепные фигуры на носу.
Однако огромная стоимость и вес этих замечательных изделий съедали время и деньги, которые могли быть потрачены на безопасность корабля. Вмешался Королевский флот и запретил фигуры на носу. Однако это ограничение не было успешным, традицию искоренить не удалось.
Фигура на носу корабля — почему в основном женская и зачем вообще?
Ростра, кариатида, гальюнная (галеонная) фигура — откуда пошла в древности эта «мода»? И почему чаще женская, если «женщина на корабле — к беде»?
в избранное
Sigurd [5.8K]
Кстати, поверье, что женщина на корабле — к беде, обычно ходило среди пиратов, поскольку женщина всегда доставалась капитану, а если их было несколько, то и офицерам, в результате команда, давно лишенная женского общества, могла и взбунтоваться. То же самое и на судах с наемными командами, там матросы нередко были из разного отребья, что хоть завтра в пираты, если перевозить пассажирок, то может случиться что-то нехорошее со стороны команды, капитан же с помощниками должны будут заступиться, и прольется много крови. — 7 лет назад
комментировать
Sigur d [5.8K]
7 лет назад
Изначально фигуры в виде мифических животных на носах кораблей устанавливались для устрашения врагов, здесь нельзя не вспомнить драконьи головы на высоких носах драккаров викингов. Для жителей Европы эти чудовища действительно были страшны, особенно когда такая голова на длинной высоко поднятой шее появлялась из тумана под рев боевых рогов.
Кроме того, эти фигуры зачастую заменяли названия судов, в частности, они могли именоваться Драконоголовый, Морской Змей или схожим образом. В то время грамотных было мало, на бортах названия кораблей писать было не то чтобы не принято, но и практически нереально — некому да и нечем, водостойких красок как таковых не было.
В дальнейшем начали ставить изображения морских богов (Нептуна, в частности), всевозможных наяд, русалок, то есть существ, связанных с морем, чтобы они защищали корабль от потопления. Хотя, зачастую, такие фигуры напротив, утяжеляли судно, делали его менее ходким, более валким на волне. Со временем это было замечено и размеры фигур значительно сократились, они стали прикрепляться под бушпритом исключительно для красоты.
А затем и вовсе стали устанавливать фигуры, дублирующие название корабля, написанное краской или латунными буквами на борту и корме. Это мог быть корабль «Единорог» или «Морской конь» с изображением под бушпритом головы соответствующего мифического животного, или «Морская дева» с фигурой в виде русалки. А то и какой-нибудь «Осьминог», тогда нос оплетали щупальца деревянного кракена.
Источник: www.bolshoyvopros.ru