Филигрань, имеющая второе русское название «скань» — это старинная техника создания замысловатых «кружев» из тончайшей проволоки. Мастерство предположительно возникло в VI-IV века до н.э. Родиной считают регион современных Греции, Крита и Египта.
Латинское название состоит из слов «filum» (нить) и «granum» (зерно), русское сформировалось от старорусского «скать», что значит свивать. Изделия изготавливают из гладкой нити, которую вытягивают через маленькое отверстие щипцами, иногда ее в дальнейшем свивают в веревочки из нескольких. Обычно используют драгоценные металлы: серебро, золото, платина. Некоторые мастера из одного грамма золота могут вытянуть 2500 метров проволоки. Красота таких изделий всегда восхищала и обеспечивала настоящий фурор на выставках любого уровня.
Технологии изготовления
Искусное плетение из драгоценных нитей стало особенно популярным в XVII веке н.э. Немного позже эту технологию стали сочетать с эмалью, хрусталем, перламутром и драгоценными камнями. Филигранные технологии вырабатывались столетиями.
Филигрань – Профессия Ювелир
- Напайная, еще называемая глухой или фоновой: нить из металла припаивается на сплошной лист, а если основанием служит чеканка, то ее называют рельефной.
- Просечная или выпильная: получается в результате удаления фонового основания.
- Ажурная: создается без базового листа металла, кружевной узор может быть плоским или объемным, из отдельных частей могут формироваться сложные композиции: вазы, кубки, ларцы и скульптуры.
У каждого народа существуют свои особенности промысла, в том или ином виде технология распространилась по всему миру. Например, в Армении прижились плоские и тонкие формы, в Дагестане — множество полусфер и обильная зернь (небольшие шарики), а в России и даже в Латинской Америке подавляющее число изделий изготавливается по сложным объемным технологиям. С момента перехода на уровень фабричного производства в XIX веке, начали использовать разделение труда, тогда как раньше все делал один мастер.
Филигрань на Руси
На Руси такая техника появилась в IX веке н.э. Народные умельцы творчески подошли к процессу, используя кроме маленьких шариков множество других природных материалов: камни, дерево, эмаль. Так как техника весьма дорогая, то изготовление изделий происходило в основном под заказ церкви и представителей обеспеченных слоев общества.
В качестве одного из самых знаменитых заказов можно привести шапку Мономаха, которая полностью состоит из сканых узоров. До революции стало модно не только носить украшения из филиграни, а даже пуговицы на одежде заказывать у таких мастеров, конечно, их стоимость была выше даже самого изысканного наряда.
Современные мастерские и предприятия художественных изделий занимаются серийным выпуском филигранной продукции из специального сплава с посеребрением. Теперь элитные украшения стали доступнее. Производятся разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства: кольца, колье, серьги, браслеты, брелоки и принадлежности для курения, великолепная серебряная посуда.
как делать филигранные украшения, своими руками часть 1 филигранная нить
Также берегут традиции в других частях Российской Федерации, в частности в Дагестане в селе Кубачи этот промысел является семейным, причем несколько семей специализируются на своем, у каждого свой фирменный стиль. Это может быть столовое серебро, женские украшения, мужские пряжки, сувениры и даже холодное оружие.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь нанаш канал !
Источник: dzen.ru
Филигрань — ювелирное искусство создания уникальных узоров из тончайших нитей
Филигрань(от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.
Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.
Виды и особенности филиграни
Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:
- статуэтки и скульптуры;
- оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
- изысканные пуговицы;
- головные уборы;
- пояса;
- наручи;
- рамы для икон и картин;
- углы переплетов и обложки ценных книг.
В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:
- напайную;
- ажурную;
- объемную.
При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).
Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:
- золото;
- серебро;
- платина;
- медь;
- мельхиор;
- латунь;
- нейзильбер.
Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.
История филиграни
История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.
В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.
В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.
В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.
С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.
В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.
Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.
Источник: veryimportantlot.com
Филигрань: понятие и основные виды
Статья посвящена изучению видов филиграни и основных понятий. Рассмотрены ювелирные украшения, выполненные в стиле филигрань.
Аннотация статьи
технология изготовления
виды филиграни
Ключевые слова
Куторкина Ксения Михайловна
Яшина Алиса Валерьевна
Дата публикации
04 марта 2023
Культурология, искусствоведение, дизайн
«Актуальные исследования» #9 (139), март ’23
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 9 ( 139 ), март ‘ 23
Цель работы –познакомиться с понятием филигрань, изучить виды филиграни и их отличительные признаки, выполняя экспериментальную часть.
Филигрань – символ красоты и мастерства. Филигрань изготавливается только вручную, поэтому каждое изделие исключительно и неповторимо. Хитро переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью – со старославянского «скручено, свито вместе». Филигрань и скань – синонимы, просто первый термин имеет латинские корни (filum и granum, нить и зерно, поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков), второй же восходит к древнерусскому языку [1].
Филигрань может быть:
- Напайной (элементы узора накладываются на гладкое полотно из золота, серебра или меди);
- Объемной (состоит из частей, смонтированных в единую композицию);
- Ажурной (металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево);
- Просечной (выпильной) (создается посредством удаления фона);
- Рельефной (узор напаивают на чеканный рельеф) [2].
История филиграни
Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении – это тонкость и плоскостность, Дагестана – обилие зерни и полусфер, Костромы – сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия и др.
До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканый [2].
Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья – греки, финикийцы и даже индийцы – не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.
В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства – шапка Мономаха, сплошь увитая скаными узорами [3].
Интересные факты об истории филиграни.
Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду – в рабство. Однако не все крупные города были разграблены.
Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы [3].
Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар – пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры – пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне.
Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.
Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа.
Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже [3].
Технология изготовления филиграни.
Чтобы получилось кружево (скань), нужно:
- выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
- разложить их на бумаге с рисунком;
- подогнать и приклеить их на место;
- в случае же ажурной скани, просто скрепить между собой;
- заключительный этап – серебрение изделия анодным серебром и состаривание методом оксидирования.
Интересно, что плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке. Также интересно, что при правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.
Процесс изготовления филиграни содержит следующие этапы:
В начале на бумаге изображается орнамент. Сверху кладется тончайшая папиросная бумага, сквозь которую просвечивается набросок. Вслед за тем проволока пропускается сквозь фильеры до подходящего диаметра. Фильеры – это такой инструмент ювелира, который имеет отверстия различного диаметра.
Сквозь фильеры сначала протягивается самый большой брусок металла и со временем, доходя до наименьшего диаметра отверстия, достигается необходимый диаметр проволоки. Затем проволока ссучивается, то есть, из двух проволок делается крученый жгут. Крученая проволока вальцуется и пропускается сквозь вальцы, чтобы жгутик стал плоским.
Есть изделия, изготовленные из круглой крученой проволоки, есть из плоской не крученой. В современной филиграни нет строгих правил изготовления украшений или других изделий. Но так завелось, что традиционная русская филигрань – это изделие из плоской крученой проволоки.
Проволока отжигается, чтобы стала мягкой и после этого из неё делают такие элементы филиграни, как завитки, спирали, розетка, стенёк и т.д. Главным условием в технике филигрань является то, что в изделиях соприкосновений проволоки изнутри ажура должно быть как можно большее. Все это для того, чтобы ажурное изделие было долговечным.
После этого элементы филиграни приклеиваются к папиросной бумаге и наступает процесс пайки. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяя элементы филиграни. Припой готовится заранее, и специальным методом: его пилят напильником и полученная стружка является припоем.
Обычно, в качестве используют легкоплавкие серебряные сплавы, пример, серебро с медью. Для большей текучести в припой прибавляют флюс, например, бура. Когда завершилась пайка, от всех от всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты. И в конце всех процедур, изделие промывают в проточной воде с мылом и полируют на полировочном круге с войлоком [4, 5].
Изделия из филиграни
Прежде всего – ювелирные украшения, воздушные и восхитительные. Кроме того – различные поделки, шкатулки, интерьерные безделушки. Некоторые дизайнеры используют элементы скани в отделке коллекций одежды.
Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики. Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно. Можно встретить украшения из золота, серебра, латуни, мельхиора, меди. В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности.
Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Вычурные сканые изделия – украшения не на каждый день. Зачастую они дополняют заранее созданные образы, используются в качестве привлекающих внимание аксессуаров. Ношение подобных изделий требует продуманного сочетания с материей, цветом волос, единения со стилем одежды. Светлые серебряные украшения подчёркивают смуглый оттенок кожи, яркие ткани. Тёмные, чернёные изделия раскрываются на контрасте со светлой одеждой [1].
Виды филиграни
Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Ажурная филигрань создается по рисунку, который выполняется заранее на бумаге. Причем делается он в натуральную величину, что впоследствии сильно упрощает работу ювелира.
Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется напайной. Напайную филигрань, как и ажурную, начинают изготавливать с фона, который выполняется на бумаге и приклеивается на плоский шаблон. Но в этом случае на бумаге вычерчивается не узор, а только необходимый контур, в пределах которого и будет впоследствии набираться узор.
Объемная филигрань – это плоская скань, свернутая или сформированная в объемное тело или цельную композицию. В технике объемной филиграни выполняется большое количество различной ювелирной продукции: шкатулки, ларчики, конфетницы, которые конструируются из параллелепипедов, кубов и пирамид; чаши, стаканы, кубки – из конусов, цилиндров и полусфер; подвески, кулоны, серьги, броши – из сфер, усеченных конусов и цилиндров; браслеты, колье, гривны и перстни – из групп серповидных, конических и петлеобразных объемных сегментов. Объемная филигрань выполняется, как правило, двумя стандартными способами: либо в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, либо по листовому шаблону, который имеет форму необходимой фигуры.
Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это – просечная или выпильная филигрань.
Когда сканный узор напаивается на специально подготовленный чеканный рельеф, то это – рельефная филигрань.
Экспериментальная часть
Рис. 1. Образец 1
На рисунке 1 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. Узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, такие тонкие «веточки» нельзя вырезать (как это делается в выпельной филиграни), вероятнее всего они спаяны между собой. Нужно отметить, что рисунок просматривается насквозь. Из всех приведенных описаний, можно сделать вывод, что на 1 образце представлена ажурная филигрань.
Рис. 2. Образец 2
На рисунке 2 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань с зернью. Как и на первом образце, здесь присутствуют узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, но можно заметить, что порвех напаян второй слой узоров, повторяющий первый. Также поверх напаяны и маленькие металлические шарики. Стоит отметить, что фон для напайного узора просматривается насквозь. Из приведенных выше описаний, можно сделать вывод, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.
Рис. 4. Образец 3
Как и в первом образце, на рисунке3 и на рисунке4 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. На первый взгляд может показаться, что узоры спаяны между собой и выполнены из скрученной металлической проволоки и это ажурная филигрань. Но если посмотреть на сережки с обратной стороны, то можно заметить, что узор плоский с одной стороны, это приводит к выводу, что после пайки фон удалили, то есть узор «вырезали», и это говорит о том, что на фотографии изображена выпильная филигрань.
Рис. 5. Образец 4
На рисунке5 представлен комплект из сережек и кольца, выполненный в стиле филигрань. Можно наблюдать фрагмент интересного ажурного узора, выполненного из тонкой скрученной металлической проволоки. Но украшают этот узор маленькие металлические шарики, напаянные прямо на него. Также композицию дополняют широкие «ветки» узора, которые также напаяны поверх фона.
Стоит отметить, что фон просматривается насквозь. Из всего вышесказанного следует, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.
Вывод
Филигрань – это удивительное искусство, и можно почувствовать себя мастером этого искусства, изучая его. В данной работе были рассмотрены основные сведения о филиграни и подробно описаны ее виды. Также удалось посмотреть на примеры филиграни и самостоятельно описать их и определить их вид.
Источник: apni.ru