Филигрань что это такое

Практически каждому знакомо выражение «филигранная работа», однако немногие догадываются о его происхождении. Филигрань – это вид ювелирного мастерства, тончайшее переплетение серебряных нитей, из которых создаются настоящие шедевры.

Филигранное серебро

Техника хорошо известна мастерам былых лет, создававших изделия, сохранившиеся и по сей день.

Скань и филигрань

Различия лишь в происхождении слов, они обозначают один вид ювелирного искусства. Наименование «скань» произошло от древнерусского слова «скать», обозначающего «свивать», «ссучивать», точно отражающее суть работы.

Слово «филигрань» произошло от латинских слов, которые переводятся как «зерно», «нить».

img

Интересно! Ювелирное искусство активно использовалось во всём мире. В известных музеях можно встретить филигранные украшения, датируемые VI веком до нашей эры.

Филигрань, или Создание шедевра из ничего

Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка

Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте (как и например, техника перегородчатой эмали), античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.

Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.

Филигранные украшения

Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.

костромская скань

Известная Костромская или Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.

красносельская скань

Известны также татарские изделия бугорчатой филиграни, расцвет этого искусства также пришелся на XVIII век.

бугорчатая филигрань

казанская филигрань

Галилео. Скань

Виды ювелирной филиграни

В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.

Напайная филигрань

Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.

Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.

Напайная филигрань

Ажурная филигрань

Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.

Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.

Ажурная филигрань

Объёмная филигрань

Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.

Объемная филигрань

Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.

Читайте также:
Часы swatch женские все модели

img

Интересно! В ювелирном производстве можно встретить все три техники скани в зависимости от разновидности изделия.

Как делают украшения из скани

Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.

Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.

Филигранные серьги

Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.

В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.

Филигрань из серебра: технология изготовления

В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.

На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.

Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.

Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.

Казаковская филигрань

Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.

Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.

Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.

История расцвета скани

Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.

Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.

Брошь филигрань

Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.

Казаковская филигрань – современное производство

«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.

Источник: jewelryexpert.ru

Филигрань что это такое

Основой большинства видов искусств является модуль. Ярким примером этого утверждения является терракотовая смальта в культуре Месопотамии, кусочки смальты в Древнерусской муссии (мозаике), бассменные накладки, отпечатанные на матрицах, являющиеся модульными, в технике тиснения и др. Так и Филигрань (филум лат. нитка, гранум — зерно) или скань (древ.русск. — скать, свивать) имеет свой модуль, которым является завиток.

Сама технология скани является основой многих технологий декоративно-прикладного искусства: эмаль по скани, ювелирная закрепка вставок и камней, витражная (оконная) эмаль, декоративная отделка художественных изделий, особенно культового (православного) ювелирного искусства.

Если проследить историю искусств, то выяснится, что скань в России является самостоятельным видом технологии совсем недавно — приблизительно конец 19 — начало 20 века. В более ранний период она была частью культового и ювелирного искусства: оклады икон (эмаль по скани, финифть), потиры (витражная эмаль), дарохранительницы, складни (оправы кастов).

Читайте также:
Кольцо соломона что означает

Ярким примером расцвета сканой технологии как самостоятельного вида искусства служит развитие мастерских того времени, расположенных в Красном селе. Из филиграни делали разнообразные изделия: посуду, всевозможные вазы, тарелки, сундучки, ювелирные изделия большие и малые, детские игрушки, макеты храмов, всевозможные художественные композиции. Продолжалось создание при помощи сканой технологии предметов культового искусства. Если раньше скань использовалась как элемент создания окладов икон и др. изделий, то в конце 19го — начало 20 века создавались уже цельные филигранные оклады, потиры, складни, дарохранительницы, такие изделия назывались филигранным искусством.

Мощным центром филигранного искусства по сей день является Дагестан, село Кубачи. В этом селе сохранились древние методики изготовления скани, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение только своим. Только они знают, как без механической или электрической дрели можно сделать сканую проволоку быстро и качественно.

Передают от мастера к ученику цвет «отожжённого» металла означающего нужную температуру для изготовления качественной скани. Операция «отжига» или закалки цветного металла является одной из основных для всего ювелирного производства. Без правильного выполнения этой операции невозможно изготовление ювелирных замков, шарниров, опорных каркасов, пружин и пр. Поэтому технология скани благодаря только этой операции уже является основой многих ювелирных технологий. И так же скань является в селе Кубачи неотъемлемой частью других видов искусств: украшением изделий с горячей эмалью, черни, украшением оружия, которым славились всегда кубачинские мастера.

Поволжье, Русский Север, Вологда, Ярославль, Москва являются центрами русского филигранного искусства. У каждого центра свои элементы, завитки, свой характерный рисунок. В западной Европе одним из ярчайших центров филигранного искусства является Флоренция (Италия). Очень интересная и характерная каждая для своего региона скань в Персии (Иране), Китае.

Искусство филиграни или технология скани, представляет собой свитую, как правило, в две нити, иногда и три, плющеную проволоку. Такая проволока является основой завитков, из которых состоит сканый рисунок. Но не только витая проволока является основой скани.

Существует ещё элемент «спираль», из которой делается очень много сканых элементов, а так же при помощи спирали изготавливается сканая проволока особого профиля. Такая проволока используется при изготовлении оправ для финифтяных вставок и драгоценных камней, а так же для изготовления изделий из витражной (оконной) эмали больших размеров: потиры, складни, лампады и др. Дело в том что, для изготовления витражных изделий требуется сканая проволока широкая, то есть нужно сделать высокую красивую перегородку, 1-2,5 мм. Для этого мастера обычно и свивали три нити, а не две, для изготовления филигранной проволоки, но иногда для витражных изделий требовалась очень высокая перегородка, от 2,5-4 мм, для этого использовалась спираль с внутренней сердцевидной проволокой, которая сплющивалась при помощи валов, как и обычная скань.

Читайте также:
Как узнать сколько см член

Величина или высота сканой проволоки (жгутика) является модульной, так как именно по ней изготавливается последующие все элементы: косички, жгутики и др. разного плетения проволоки филигранного рисунка. Дело в том, что филигранный рисунок нуждается в прочном каркасе, поэтому скань самая аккуратная, ажурная и низкая проволока, а каркас косички, жгутики и самое главное гладь всегда выше, толще, а значит прочнее проволока, которая придаёт сканому орнаменту прочность и функциональность. На курсе ювелиров в Русской Академии ремесел дипломные работы выполняются с использованием реплик и фрагментов филиграни, скани, глади. Гладь так же является неотъемлемой частью технологии скани, это простая сплющенная круглая проволока, которая придает сканому рисунку прочность и красоту. Гладь предположительно имеет родство с кузнечной технологией, так как методы изготовления завитков из глади аналогичны кузнечным завиткам, с применением холодной ковки.

Завиток — основа сканого рисунка. У каждого мастера свои завитки, по ним можно определить местность, где изготавливается подобная филигранная работа. За историю существования филигранного искусства появились общие для всех местностей и мастеров завитки: с одной головкой, двойная головка, развивашка, зигзаги, волнистые линии и др.

Так же существуют сложные сканые элементы из завитков: жучки, листики, филигранные оправы (касты). И венчает, объединяет, все эти три основных элемента искусства филиграни: завиток, спираль, сканой жгутик (проволока) — это зернь. Зернь это замечательный элемент технологии скани, он является украшением многих сканых элементов, например «жучок», и филигранных изделий. Блеск зерни придаёт филигранному изделию неповторимый эффект ажурного узорочья. Так же элемент присутствует и в других технологиях: украшение басменных накладок, литье и даже в производстве золотого шитья.

Сканой рисунок крепится не только за счет пайки твёрдыми припоями, но самое главное — это правило соединения «на три точки». Все очень просто. Одна из самых прочных фигур в геометрии является треугольник, то же самое на практике и в жизни. Если это условие не будет выполнено, то рисунок либо оплавится при пайке, либо развалится.

Так же основой прочности сканого рисунка является идеальная подгонка, требующая хорошего глазомера и терпения. Ошибочным является мнение, что дефекты подгонки (щели), можно залить большим количеством припоя. Дело в том, что пайка производится твердыми припоями 720-800 C, и если будут щели, то даже при большем количестве припоя, процесс диффузии не произойдет абсолютно завершенным и со временем в этом месте будет трещина, а сканый элемент отвалится. Правило «на три точки» очень хорошо работает не только при пайке на плоскости, а особенно это важно и заметно при работе с объёмными трёхмерными филигранными изделиями, когда монтируются большие сложные, объемные филигранные детали изделий, обеспечивая одновременно прочность, функциональность и красоту. Если соблюдать это правило, то такая пайка становится не сложной, спокойной, при которой мастера чувствуют уверенность, позволяющую создавать прекрасные произведения филигранного искусства.

Читайте также:
Как выращивать кристаллы дома

До сих пор искусство филигрань, элементы филиграни (скани) пользуются популярностью и используются в современных технологиях эмалирования, ювелирного искусства, литья, гальваники, 3Д-моделирования. На курсе ювелиров в Русской Академии ремесел дипломные работы выполняются с использованием реплик и фрагментов эмалирования, литья, гальваники. В современном мире владение искусством филиграни очень важно, как ранее, так как для изготовления современных филигранных 3Д-моделей требуется уметь изготовить сканые элементы виртуально на компьютере при помощи 3Д-программ для создания библиотеки филигранных изображений, только при наличии которых можно изготовить филигранные изделия. Без навыков сканой технологии и знаний по искусству филиграни мы не сможем задать правильно задачу компьютерной программе. Знание, изучение ручного изготовления филиграни (скани) очень важно для освоения современных технологий и невозможно использовать новые технологии для ускорения и качества ювелирного производства, не зная основ, которым бесспорно является искусство филигрань (скань).

Филигранное искусство, как и академический рисунок, живопись, скульптура останется в искусстве и в истории как основополагающий вид, без которого невозможно развитие современного декоративно-прикладного искусства.

Алексей Юдин, член творческого Союза Художников декоративно- прикладного искусства (ТСХ ДПИ).

Источник: academycrafts.ru

Филигрань – нежность и воздушность украшений

Филигрань — что это такое: виды филиграни и особенности техники. Богатая история и примеры работ мастеров филиграни.
Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры.

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра ххудожник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век

Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век

Виды и особенности филиграни

Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век

Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:

  • статуэтки и скульптуры;
  • оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
  • изысканные пуговицы;
  • головные уборы;
  • пояса;
  • наручи;
  • рамы для икон и картин;
  • углы переплетов и обложки ценных книг.

Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век

Филигрань. Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век

В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:

  • напайную;
  • ажурную;
  • объемную.

Филигрань. Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век.

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Читайте также:
Черный жемчуг био масло для умывания отзывы деликатное очищение

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Филигрань. Дарохранительница в православном храме, XIX век

Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:

  • золото;
  • серебро;
  • платина;
  • медь;
  • мельхиор;
  • латунь;
  • нейзильбер.

Филигрань. Дарохранительница в православном храме, XIX век

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

>
Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...