Филигрань для бижутерии что это такое

«Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».»

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Бейл для Кулона и Шапочки для Бусин из Филиграни для Бижутерии?! Мастер Класс Украшения.

Индийская филигрань, как и индийское кино — это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии «филигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению «металлической» филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся

как делать филигранные украшения, своими руками часть 1 филигранная нить


в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
————————
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Читайте также:
Как узнать какой металл в домашних условиях

Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого
узора — светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку —
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) —
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Читайте также:
Часы оками женские как поменять батарейку

Даже если результат расплющивания вас не радует,

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите «припой»)))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Обратите внимание — швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент
для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен — снова краткий обжиг.
Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Читайте также:
Керамический жемчуг что это

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
«остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

—————————————- ————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Читайте также:
Чем клеить жемчуг к серебру

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

Источник: polymerclayfimo.livejournal.com

Путеводитель по винтажной бижутерии 84. Русская филигрань

На Руси филигрань известна с IX века. Русское название « скань » произошло от древнерусского глагола «скать», который обозначал «свивать».

Филигрань появилась еще во времена Киевской Руси. Тогда славянские мастера славились своими талантами в художественной обработке различных металлов. В те времена проволока еще не существовала, поэтому использовалась зернь.

В 18-19 столетии появилась первая фабричная филигрань. Для создания посуды, украшений и церковной утвари начали использовать хрусталь и перламутр.
В современном мире филигрань считается одним из самых удивительных способов создания ювелирных изделий. Филигранного дела мастера используют витую или гладкую проволоку из меди, серебра и золота. Прежде чем создать новое украшение, ювелир проводит долгие часы, выгибая мельчайшие детали узора. Затем все элементы соединяют пайкой.

Нужно действительно много терпения, чтобы собрать рисунок из отрезков проволоки, который потом посыпают порошком из сплавов. В конце изделие нагревают, и все элементы скрепляются.

Благодаря искусству ажурной филиграни появляются прекрасные броши, сахарницы, подстаканники, вазы для фруктов и, конечно же, кольца, серьги и подвесы. Мастера создают уникальные орнаменты из растительных и геометрических узоров, соединяя их с драгоценными камнями и металлическими пластинами. Кольца, браслеты, колье и серьги — это самые популярные филигранные украшения, которые поражают своей замысловатостью узоров. Тонкие нити орнамента полностью подтверждают название «филигрань», которое происходит от итальянских слов «нить» и «зерно».
Существует два вида: ажурная филигрань и накладная филигрань. Ажурная филигрань — это последовательная спайка деталей;
накладная филигрань — это элементы узора накладываются на гладкое полотно из золота, серебра или меди. Орнамент филигранного рисунка разнообразен: волны, круги, овалы, сложные фигуры, зигзаги, растительные элементы, цветы и листья. Также очень красиво выглядит такой вид узора, как «завивка» (моточки проволоки выкладываются в форме ажурных завитков). Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

«Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд.

Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Источник: dzen.ru

Финифть, филигрань и клуазоне: различия и сходства

Техник работы с эмалью очень много и в разных странах даже техника «клуазоне» может отличаться приемами. Но все техники можно разделить на несколько категорий. О них мы сегодня и поговорим.

27 декабря 2013

Бусины клуазоне, а также все предметы и ювелирные украшения, выполненные в этой технике, в России часто называют филигранью или финифтью. Такие ошибки (а это ошибки!) совершают те, кто мало знаком с развитием ювелирного искусства. Если быть точными, то техника перегородчатой эмали (клуазоне) появилась еще в древности.

Читайте также:
Бросать жемчуг перед свиньями что значит

Ее использовали, в том числе, при изготовлении украшений фараонов в древнем Египте. Правда, в те времена вместо эмали использовалось стекло или драгоценные камни, которые вставляли в ячейки украшений. А сами ячейки создавались с помощью проволоки, которую напаивали на основу украшения в виде рисунка.

Клуазоне 1 Клуазоне 2

Развивалась эта техника отдельно от филиграни и финифти, и в будущем получила свое название «клуазоне», когда вместо стекла и драгоценных камней вставляли в ячейки эмаль, подвергая готовое изделие обжигу и обработке. Филигрань же развивалась на территории древних славян и появилась примерно в 3 веке нашей эры.

Ее также называли сканью (от древнеславянского «свить, скрутить») и в отличие от клуазоне, в этой технике не использовался дополнительный декор в виде стекла, эмали или драгоценных камней. Филигрань (скань) – это техника обработки металла. То есть, металлическая основа изделия украшалась за счет множества скрученных проволочек, напаянных на нее.

Эта техника намного сложнее клуазоне, так как узоры из проволоки более мелкие, чем разделение основы на ячейки. Позднее в филигранное изделие стали вставлять драгоценные камни, но не по всей площади основы, а только в отдельные ячейки. Еще одна технология, связанная с филигранью способом обработки металла, называется зернью. В этой техники в качестве декора используются мелкие металлические шарики (часто из разных металлов), которые напаиваются на основу в виде рисунка.

Филигрань 1 Филигрань 2 Филигрань 3

Что же касается работы с эмалью, то здесь основой является изобретение древнего мира, о котором рассказано в самом начале. Перегородчатая эмаль, получившая развитие в средние века в Европе, создавалась двумя способами. Первый из них – клуазоне – в качестве основания для рисунка в нем служили металлические проволоки, а второй – шамплеве – основанием для заливки эмалью в нем служили выемки, сделанные на самой металлической пластине. Не трудно догадаться, что второй способ не получил должного развития по причине тяжести изделий. Для того чтобы создать в такой технике украшение необходима достаточно толстая металлическая пластина.

Шамплеве 1 Финифть 1 Финифть 2

Когда развитие работ с эмалью достигло высшей точки, эмаль стали использовать без металла. Именно тогда появляется техника, именуемая сегодня финифть. Если говорить совсем простым языком, то это художественный рисунок эмалью по эмали.

То есть, для создания изделия в технике финифть в качестве основы использовалась эмалевая (белая) пластина, на которую наносилась эмаль разных цветов в виде рисунка. В отличие от клуазоне, филиграни и зерни, финифть – очень трудоемкий процесс. Каждая деталь рисунка наносилась отдельно и после каждого мазка «художника» изделие обжигалось.

Во время создания изделия среднего размера оно могло обжигаться до сотни раз, прежде чем работа была закончена. Поэтому филигрань и финифть, будучи сложнее по процессу изготовления, стоили гораздо дороже, нежели клуазоне или шамплеве. Но благодаря схожести технологий создания, название одной подменяют названием другой. Надеемся, что вы теперь сможете отличить эти похожие друг на друга техники, и никогда не будете ошибаться.

Источник: vsembusiki.ru

Рейтинг
Загрузка ...