«Девушка с жемчужной сережкой» по праву считается картиной-загадкой. Портрет юной девушки, даже, скорее, девочки в тюрбане и с украшением в ухе был написан более 350 лет назад и по сей день остается загадкой имя модели и кем она приходилась автору картины Яну Вермееру.
Это полотно совсем небольшое, почти квадратного формата: 44,5х39 сантиметров. Зритель видет на нем совсем юную особу в нехарактерном для голландских женщин восточном головном уборе. Девушка написана оборачивающейся на кого-то, кто только что вошел в одно с ней помещение. В ее взгляде живой интерес, легкий оттенок неуверенности, а ее губы приоткрыты, словно она хочет то-то сказать вошедшему.
Ян Вермеер жил в 17 веке. На сегодняшний день известно 34 картины его кисти и еще несколько, авторство которых, приписываемое Вермееру, считается спорным. Дело в том, что несмотря на неплохое положение и достаточную известность в обществе, художник не оставил после себя практически никакой информации, все сведения о нем почерпнуты только из церковных метрик и долговых расписок. Не существует ни его автопортрета, ни портрета. Есть некое изображение, которое считается вероятным автопортретом художника.
Девушка с жемчужной сережкой
Предполагаемый портрет Вермеера в возрасте около 24 лет
Вермеер женился в возрасте 21 года 1653 г. на Катарине Болнес. «Девушка с жемчужной сережкой» написана около 1665 года, спустя 12 лет. Кем была эта девушка: дочерью Марией, любовницей, служанкой, подружкой его детей — осталось тайной, которую вряд ли удастся разгадать. Как многие художники того времени, Вермеер не давал названия своим картинам.
И эта картина тоже не имеет авторского названия. Впервые она фигурирует в описи его имущества, составленной уже после его кончины, как «Портрет в турецком стиле». Позднее картину стали называть «Девушка в тюрбане» или «Лицо девушки». Современное название, которым мы привыкли называть полотно, появилось только в 1995 году, когда владелец картины — Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге — выбрала его из многих других для каталога выставки Вермеера в Вашингтоне. Из всех дошедших до нашего времени работ Вермеера эта самая известная.
В 2003 году на экраны вышел художественный фильм «Девушка с жемчужной сережкой». Роль Яна Вермеера исполнил Колин Ферт, роль служанки Грит, которая по версии создателей стала моделью для портрета, — Скарлет Йоханссон. Бюджет фильма составил всего 12 миллионов $, сборы — 31 миллион $, что фактически означает, что фильм себя окупил (доходы превысили расходы в 2,5 раза), да еще и принес 1 миллион чистой прибыли, что при таких бюджетах очень даже неплохо. Снимали фильм две страны — Великобритания и — внимание! — Люксембург! Для тех, кто не в курсе — это такое европейское мини-государство площадью чуть больше двух с половиной тысяч километров и количеством населения в 606 000 человек.
Фильм красивый, немногословный, с выдержанными в стилистике костюмами и интерьерами. Однако его ни в коей мере нельзя воспринимать как передающий подлинные исторические события. В основе сценария одноименный роман Трейси Шевалье, которые представляет собой чистой воды фантазию писательницы, лишенную любых документальных оснований.
Сцена ревности — Девушка с жемчужной сережкой, 2003
По сюжету Вермеер не очень счастлив в браке — жена требует денег и отказывается понимать, что творчество это кропотливый и требующий времени процесс. В этот непростой для художника период в дом приходит юная горничная Грит, которая становится свидетельницей семейных ссор и неурядиц. И Грит суждено стать новой музой художника. Первой происходящее замечает дочь художника Корнелия и начинает подставлять Грит, а там и теща начинает усердно подпихивать Грит под зятя, а вскоре жена Вемеера начинает ревновать.
Фильм типично европейский — вдумчивый, неспешный, словно соблюдающий великосветский протокол. Его темп сходен с темпом написания художественного полотна. Актеры играют шикарно. 19-летняя Йоханссон не уступает, а то и превосходит в актерском мастерстве и Колина Ферта, и Киллиана Мерфи, и других более старших и более опытных актеров. Отличная музыка композитора Александра Деспла, которая принесла фильму две номинации: одну на «Золотой глобус», вторую на премию BAFТA.
Источник: dzen.ru
Девушка с жемчужной серёжкой (2003)
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Питер Уэббер
Оливия Хетрид
Эдуардо Серра
Композитор
Александр Деспла
Бен Ван Ос, Кристина Шэффер
Энди Пэтерсон , Ананд Такер , Анна Кампё , Джейсон Константин , Джимми де Брабант , Филип Эрдос , Мэттью Т. Гэннон , Франсуа Ивернель , Кэмерон МакКрэкен , Том Ортенберг , Дарья Йовичич , Дункан Рид
Колин Фёрт , Скарлетт Йоханссон , Том Уилкинсон , Джуди Парфитт , Киллиан Мёрфи , Эсси Дэвис , Джоанна Скэнлан , Алакина Манн , Крис МакХаллем , Габриэль Рейди , Ролло Уикс , Анна Попплуэлл
Источник: www.kino-teatr.ru
Фильм Девушка с жемчужной сережкой
Мелодрама о деревенской девушке, которая устраивается работать служанкой в дом Вермеера, а потом становится его музой. Что, учитывая диковинную притягательность Скарлетт Йоханссон, неудивительно.
Страна Великобритания, Люксембург
Продолжительность 1 час 40 минут
Дата выхода 31 августа 2003
Официальный сайт Девушка с жемчужной сережкой
Возрастное ограничение 0+
Девушка с жемчужной сережкой
Колин Ферт
Девушка с жемчужной сережкой
Скарлетт Йоханссон
Девушка с жемчужной сережкой
Эсси Дэвис
Самые ожидаемые события
Фильмы режиссера Питера Уэббера
Питер Уэббер
55 лет, фильмов: 4
Земля: Один потрясающий день
Ганнибал: Восхождение
Рецензия «Афиши» на фильм «Девушка с жемчужной сережкой»
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20370
Делфт, середина XVII века. Грит (Йоханссон) нанимается служанкой в дом художника Вермеера (Ферт) и становится моделью для его самой знаменитой картины — «Девушка с жемчужной сережкой».
У этого замечательного фильма, строго говоря, нет сюжета — как, строго говоря, нет сюжета у живописного полотна. То есть мы, разумеется, можем описать то, что видим на картине: вот, например, девушка лет восемнадцати, она повернулась и смотрит на нас через левое плечо, ее губы чуть приоткрыты, мы можем описать синий цвет в ее головном уборе, ее белый воротник, ее жемчужную сережку.
Но все, что выходит за пределы элементарной описательности, — уже область домыслов. Кто она? Почему остановилась и повернулась? Что выражают ее глаза: удивление, ожидание? Может быть, ничего?
Фильм Уэббера построен по такому же принципу: в нем зафиксировано множество деталей, которые сами по себе мертвы и вроде бы ничего не значат, но оживают благодаря свету, цвету, композиционному взаимодействию — это живопись, только обогащенная дополнительным измерением — временем (Эдуардо Серра, постоянный оператор Леконта, прыгнул выше головы). Удивительно: лента, словно созданная по заказу телеканала «Культура», оказывается в каком-то смысле радикальнее, чем Гринуэй, например, который двигался в этом направлении, но застревал в сложности там, где нужна была простота.
Здесь драматургия элементарна: бедная девушка, гениальный художник, властная теща, истеричная жена, жизнелюбивый заказчик — фигурки на разных планах холста. Туда же — смена времен года; стирка; покупка мяса на рынке; приготовление красок; трапеза; сон; небо. Никакого просветительства, никаких вуайеристских «дневников его жены».
Режиссер, очевидно, несравнимо больше озабочен тем, как упадет на лицо Скарлетт Йоханссон солнечный луч, чем ее скупыми репликами. И если первые пятнадцать минут ерзаешь в нетерпении, то потом, войдя в ритм фильма, смотришь уже не отрываясь. Смотришь на Йоханссон, словно сбросившую весь культурный багаж, актерскую школу, технику, превратившуюся в почти абстрактное, неземное существо, и тщетно гадаешь: почему остановилась? Почему повернулась?
Источник: www.afisha.ru