Ростовская финифть
Финифть — искусство украшения эмалью. На Русь «огненное письмо» пришло из Византии в 10 веке. Эмаль получили случайно в процессе плавки стекла. Художественные изделия, выполненные в этой технике, славятся долговечностью, яркостью и чистотой красок, которые со временем не тускнеют.
Центрами российской финифти стали Вологда и Ростов Великий (ныне районный центр Ярославской области). Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
Часы. Фабрика «Ростовская финифть»
История промысла
Поначалу русские ювелиры украшали финифтью предметы церковного культа (иконы, религиозные книги). Позднее стали декорировать шкатулки, часы, табакерки, столовые приборы и другие предметы быта. В народе считали, что эмаль создают из расплавленных самоцветов. В 17 веке научились получать полупрозрачные огнеупорные краски.
Из металла (меди, серебра, латуни, золота, бронзы) вырезали пластину для основы, придавали ей нужную форму. Поверхность выравнивали, наносили слой стеклянного порошка с обеих сторон, обжигали. Затем на белую эмалевую основу наносили рисунок.
Как Это Сделано — Русская Финифть
Кулон. Фабрика «Ростовская финифть»
Художник работал огнеупорными красками, изображая на выпуклой стороне миниатюры и орнаменты. После нанесения каждого слоя краски изделия выдерживали в печи при 700-800 градусах и остужали. Чаще всего ограничивались тремя подходами, но некоторые изображения требовали до пяти обжигов. В результате получалась глянцевая поверхность с рисунком, которая не требовала дополнительного закрепления. Готовую основу вставляли в оправу из металла, часто выполненную в технике филиграни.
Брошь винтажная с изображением цветов. Фабрика «Ростовская финифть»
Промысел требовал высочайшего мастерства: точных движений кисти, выверенной температуры и времени обжига. Крупные изделия были достаточно хрупкими, могли потрескаться при ударе. Украшения, украшенные эмалью, хранили отдельно от других украшений, так как драгоценные камни оставляли царапины на гладкой поверхности.
Ростовская финифть
Одним из центров эмальерного искусства стал Ростов Великий, который в 18 веке был духовным центром русских земель. Паломники, которые посетить старинные церкви и монастыри Ростова, желали увезти из святых мест памятную вещь. Образа из драгоценных металлов стоили дорого, а финифтяные иконки были доступны по цене и массово продавались в церковных лавках.
Чайный сервиз. Фабрика «Ростовская финифть»
Первые эмальерные мастерские появились в Ростове во второй половине 18 века. Ремесленники работали над церковными заказами. Производство было тяжелым и вредным, в краски добавляли свинец. Ростовские умельцы стали поставлять финифть в монастыри по всей стране. Развивалась и светское направление эмальерного промысла: украшали подносы, блюда, столовые приборы.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
К концу 19 века эмальеры создавали свои работы, копируя работы иконописцев, картины европейских и русских художников. Появился спрос на портретные миниатюры.
Иконы в виде подвесок, кулонов-локетов и медальонов
К началу 20 века популярность ростовских эмалей снизилась. Мастерам приходилось гнаться за количеством, ежедневно изготавливать десятки иконок и вставок, от этого страдала художественная сторона. Производство становилось экономически невыгодным из-за развития технологий печати и штамповки.
Ювелирные украшения. Фабрика «Ростовская финифть»
Артель по производству художественной эмали, ставшая фундаментом для будущей фабрики «Ростовская финифть» появилась в 1918 году. Художники занимались росписью шкатулок, украшений и различных бытовых предметов. В 1920-1930 гг. интерес к промыслу проснулся вновь. Помимо цветочных орнаментов, на ростовских эмалях изображали символику нового государства: звезды, колосья, серп и молот, агитационные лозунги.
Артель и фабрика «Ростовская финифть»
После Великой Отечественной войны осталось мало ростовских эмальеров. Они по-прежнему объединялись в артели. Изготавливали, в основном броши, и шкатулки. Кроме простеньких узоров изображали государственных деятелей, писателей, известных ученых, поэтов.
Примеры изделий артели «Ростовская финифть» (конец 1950-х и начало 1960-х гг.)
Поворотным моментом в деле сохранения промысла по воспоминаниям Н.Н. Старчиковой (первого руководителя «Ростовской финифти») стало письмо, отправленное в начале 1953 года Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Мастера долго сомневались, не последуют ли после этого письма репрессии на их головы, но закончилось всё приездом комиссии научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Сотрудники НИИХП детально изучили все возникшие сложности. Главным достижением стала налаженная поставка необходимой для работы эмали.
Кроме того, в Ростове остались для налаживания стабильной работы художница Мария Александровна Тоне и ювелир А.И. Ефимов. Сам НИИХП обязался сотрудничать с артелями, непосредственно занятыми финифтью, чем и занимался последующие годы. Эта работа складывалась в проведение инструктажей по вопросу искусства, выезды ростовских артельщиков на учебные семинары в Москву, экскурсии мастеров в музеи страны и на периодические выставки, связанные не только с финифтью.
Примеры изделий фабрики «Ростовская финифть» (картина эмалью «В.И. Ленин на трибуне» воспроизведена по художественной открытке с репродукцией)
Присутствие специалистов высокого уровня стабилизировало работу артелей. Более того, в 1956 году финифтяной цех первой механической артели был преобразован в самостоятельную артель «Ростовская финифть». Полученный мастерами с помощью багаж знаний НИИХП позволил перенести увиденные художественные сокровища на местный промысел, воплотить их в финифти. Этот процесс Тоне описывала следующим образом: «Мы вносили свои мысли в их работу, . хотели добиться их роста, пытались водить их на пленэр, чтобы потом они перевели увиденное на финифть, . мы устраивали смотр всей продукции, разбирая подробно, где, что лучшего». Мастера артели брали для образца запомнившиеся картины, открытки и даже журнальные иллюстрации.
Панно артели «Ростовская финифть» с портретами и фестивальной тематикой (1957-1958 гг.)
Лучшие работы артели были отобраны для участия в Фестивале молодёжи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. Годом позже ряд предметов артели, прошедших ещё более строгий отбор, экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе. Успех изделий поспособствовал тому, что в 1960 году артель «Ростовская финифть» была преобразована в фабрику с тем же названием. Значительная часть предметов (зеркальца, пудреницы и панно) имели оформление в виде копий полотен известных живописцев.
Сувенир-украшение фабрики «Ростовская финифть» (современное производство)
Кроме прежнего ассортимента «Ростовская финифть» начала производить новые типы ювелирных украшений. С финифтью стали выпускать зажимы для галстуков, женские и мужские запонки, перстни, серьги, кулоны, ожерелья и колье. Помимо традиционных брошек появились двойные броши, броши-брелоки и броши-заколки. Из предметов побольше, можно выделить настольные зеркала.
По данному временному периоду проходит качественная граница изделий «Ростовской финифти». Изменилась сама манера живописи. Всё прежнее, довоенное, стало казаться архаикой в сравнении с современными предметами, где использовали новые технологии и художественные стили.
Николай-чудотворец на иконе фабрики «Ростовская финифть»
Сейчас промысел финифти в Ростове продолжает развиваться. Изготавливают иконы, столовые приборы, предметы интерьера, украшения. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Датой основания фабрика «Ростовская финифть» сейчас считает не 1956, а 1918 год – время образования первых послереволюционных рабочих коллективов, из которых и вышли мастера, ставшие затем создателями артели, а затем и одноимённой фабрики.
Логотип фабрики «Ростовская финифть»
На вторичном рынке также представлены изделия ООО «Ростовская эмаль», Художественной мастерской «Финифть Ростова», ООО «Мастерская КАРАТ ПЛЮС», ООО «Александр Рудник» и других (некоторые из них уже ликвидированы).
Источник: www.monetnik.ru
Удивительная финифть! История и факты.
Загадочное и для многих непонятное слово «финифть» означает не что иное, как живописное изображение на эмали, которая используется в украшениях. Глубокий белый фон дает возможность мастеру изобразить практически всё что угодно! Удивительные завитки, растительные мотивы, различные символы и даже небольшие изображения (например, пейзажи) — умелый мастер каждый из этих сюжетов может перенести на эмаль! Если в вашей коллекции украшений ещё нет изделий с финифтью — самое время наверстать упущенное и приобрести себе что-нибудь «эдакое»!
Происхождение и становление
Финифть была известна на Руси еще несколько веков назад. Сначала она была украшением исключительно религиозных предметов — различной церковной утвари, икон, складней, окладов Библии. Однако светские дамы довольно быстро разглядели эстетический потенциал финифти, и она стала украшать разные женские вещицы, такие как шкатулочки для драгоценностей, статуэтки, декоративные предметы, а самое главное — украшения. С этого момента финифть прочно вошла в ювелирное дело, неизменно пользуясь популярность и всегда оставаясь востребованной среди модниц.
Некоторые несведущие люди полагают, что финифть является исконно русским декоративным промыслом, но это не совсем так. Изначально эта техника пришла к нам из Византии, и уже «на месте» дорабатывалась, обретала новые формы и проявления. Несмотря на то, что расцвет этого искусства пришелся на 18-й век, мастера финифти творили всегда — и в дореволюционной России, и при Советской власти, и продолжают делать это и по сей день.
ОГОНЬ ЦЕНА
Артикул: 781005
- Вид изделия Кольца с цветными камнями, Кольца с камнями
- Вставки Сапфировый корунд, Финифть
- Производитель SOKOLOV
- Проба Золото 585°
- Вес:
ОГОНЬ ЦЕНА
Артикул: 782005
- Вид изделия Серьги с цветными камнями, Серьги с камнями
- Вставки Топаз, Сапфировый корунд, Финифть
- Производитель SOKOLOV
- Проба Золото 585°
- Вес:
ОГОНЬ ЦЕНА
Артикул: 783005
- Вид изделия Золотые подвески, Подвески с цветными камнями, Подвески с сапфиром, Подвески с камнями
- Вставки Сапфировый корунд, Финифть
- Производитель SOKOLOV
- Проба Золото 585°
- Вес:
Одного взгляда на работу мастера финифти бывает достаточно, чтобы понять — это очень кропотливое, трудоемкое и долгое дело, требующее от создателя не только профессионального мастерства и ловкости, но и недюжинных творческих способностей. Чтобы изготовить вставку финифти, нужно потратить немало сил и времени! Для начала нужно выбрать форму, «полотно» для финифти.
Она может быть овальная, круглая, квадратная, прямоугольная. Затем мастер вручную её вырезает и покрывает «белизной» — молотой эмалью из стекла. После этого заготовка отправляется в печь на обжиг. Кстати, представляете, в зависимости от того, что задумал мастер, заготовка может обжигаться от трех до семи раз, при этом перед каждым обжигом она пополняется новыми деталями рисунка!
Краски используют исключительно специальные «огнеупорные», которые при температурной обработке, в отличие от обычных красок, только прибавляют яркости цвета! Непростой труд, что и говорить!
Такого больше не найдешь!
Благодаря тому, что финифть — искусство «ручной работы», и масштабного промышленного её производства просто нет, украшение с ней становится настоящим эксклюзивом. Ведь шанс встретить у подружки точно такое же украшение стремится к нулю! Но, несмотря на это, финифть вовсе не должна быть исключительно «на выход» — украшения с ней вполне могут стать повседневными. Четкая прорисовка каждой детали, богатая палитра ярких красок, современный метод лассировки (более мягкого нанесения эмали) — всё это поможет вам даже самым миниатюрным украшением с финифтью заявить о своем утонченном вкусе и приверженности русскому стилю.
Источник: diamant-online.ru
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Украшением своей одежды люди занимались много тысячелетий тому назад. Это подтверждают.
Канделябр
30 декабря 2022
Канделябром признано считать подсвечник с несколькими разветвлениями, куда можно разместить.
Фарфоровые куклы и интересные легенды на эту тему
29 декабря 2022
В 19 веке куклы были не только (и не столько!) детскими игрушками — они представляли собой.
Наша рассылка
История финифти в России
20 декабря 2020
В свое время финифть приравнивалась по цене к золоту и серебру на Руси. У русского народа особенно популярны были расписные миниатюры, которые выполнялись на эмали. Искусство финифти — это украшение эмалью. Впервые оно появилось на Востоке. Прошло уже больше тысячи лет, а данный вид искусства продолжает развиваться.
Спрос на изделия, выполненные в данной технике, постоянно растет.
Данный способ был открыт совершенно случайно в качестве побочного эффекта в ходе плавки стекол. В Россию это направление в искусстве пришло приблизительно в 10 веке из Византии, где этот способ росписи называли «огненным письмом».
Русские ювелиры довольно быстро освоили эту технику и стали использовать ее для украшения икон и различной церковной утвари. А чуть позднее мастера из Москвы стали декорировать таким способом бытовые предметы небольшого размера. Тем, кто не разбирается в искусстве, может показаться, что финифть делают из расправленных драгоценных камней — настолько этот способ росписи красив и ярок.
В 17 веке ювелир Жан Тутен из Франции немного усовершенствовал эту технологию. Ему удалось раскрыть секрет полупрозрачных огнеупорных красок.
Именно после этого процесс росписи стал включать три последовательных этапа:
- подготовка белой эмалевой основы.
- нанесение рисунка.
- вставка готового изделия в оправу.
В качестве основы использовалась металлическая пластина, которая могла быть изготовлена из меди, бронзы, латуни, золота или серебра. Расцвет финифти в России наблюдался в 16-17 веках. Именно в это время сложились и основные жанры в росписи цветной эмали. Художники изображали самые разнообразные сюжеты из сказок, либо исторические события, храмы, а также пейзажи.
На ювелирных изделиях чаще всего изображались цветочные пейзажи. Данный способ росписи до сих пор используется многими мастерами в России.
Источник: www.dvaveka.ru
Финифть это драгоценный камень
«Вкус на высоте»
Первый гастрономический фестиваль международного.
«Ржев сквозь века»
Пешеходный туристический маршрут под таким.
Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы
Москва и Санкт-Петербург вошли в список.
В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы
Туристы и жители Севастополя смогут узнать.
В Суздале увековечили память Андрея Тарковского
Первый в мире памятник советскому режиссеру.
На Байкале открыт «Нерпа-центр»
Экскурсии к нерпам и памятник соболю ждут.
Фестиваль на Федюхиных высотах
IV Крымский военно-исторический фестиваль.
Под «Голубым флагом»
Второй пляж с «Голубым флагом» появился.
Владивосток — лидер гастрономического туризма в России
Российские туристы признали Владивосток.
В Москве появится музей скорой помощи
В Москве появится уникальный музей скорой.
По ком молчит колокол?
Колокольню на въезде в город Венёв Тульской.
К Матроне Московской – не только в Москву
Тысячи прихожан привлекает уже не первый год.
Поднять глаза от земли
Казань населена почти поровну татарами и русскими.
Все это Россия
СЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР ТУРИСТА
Финифть — Уникальное русское искусство
Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает «смешиваю». Процесс изготовления художественных произведений осуществляется с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства.
Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла.
Финифть применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши.
Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.
Упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. Первооткрывателем техники, которую унаследовали русские мастера, был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея хранится финифть, которую можно датировать этим временем. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.
Российская ростовская финифть быстро завоевала заслуженное доверие во многих городах России, что не удивительно, ведь возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине 17 столетия.
Этот рассвет во многом был обязан деятельности митрополита Иоана Сысоевича, построившего и украсившего множество храмов земли Ростовской, в том числе знаменитую ростовскую звонницу и большую часть храмов Ростовского Кремля.
На эту грандиозную стройку приглашалось множество мастеров из других городов, например, мастера Московского Кремля. В Ростове, как известно, работали такие знаменитые мастера иконописи, как Гурий Никитин и Дмитрий Григорьев. Так или иначе, к концу 18 века монастыре образуется первая мастерская которая становится известной во всей России.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.
Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения это иконопись Нового времени, т.к. в XVIII в. она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев.
Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИНИФТЬ
Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета. Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С.
Процесс изготовления финифти делится на три стадии:
изготовление пластин и покрытие их белой эмалью,
роспись (живопись),
ювелирное обрамление, каждой из которых занимаются различные специалисты: белоготовильщик (эмальер), живописец и ювелир.
Российские эмальеры берут за основу старинные секреты и опыт совмещают их с современными технологиями нанесения эмалей. Применение эмальерами оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами уникальную эмальерную пластинку.
На подготовленную пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется »малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре.
Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы »утопают’ в ней. Потом вторая прописка и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри.
В специальной муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла.
В настоящее время термин Финифть в основном используется лишь применительно к российскому, ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики в городе Ростов.
РАЗНОВИДНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФИНИФТИ
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая).
Только в 70−е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками.
Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном »Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом.
По праву российскую финифть можно считать одним из культурных мега брендов, который сохраняет вечный идеал красоты русской природы и человека.
МУЛЬТИМЕДИА
Источник: www.russia-open.com