Финифть зернь чернь скань что

Филигрань (от лат. «проволока») или скань представ­ляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких или рифленых проволок, которые сворачивают в спирали, усики, решеточки и припаивают к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из- за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдава­ли филиграни из серебра. Дешевые сканные изделия де­лали также из медной проволоки, а затем золотили или серебрили.

Зернь или гранулирование (от лат. «зернышко») — способ украшения, который заключается в напаиваниитна предмет золотых или серебряных зернышек (золото — на золото, серебро — на серебро). Эта техника увеличи­вает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта.

Применение зерни очень разноо­бразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные; пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства [6] . При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важней- ; ших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти незаметен — будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомнен-: но, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых, и в 1952 г., в результате: опытов, Ф. Я. Мишуковым утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.

Зернь — как сделать?

Изготовление изделий, декорированных зернью и. сканью, требовало большого искусства от мастеров и за­нимало много времени. Ремесленники часто упрощали,’ ускоряли и удешевляли процесс изготовления украше­ний, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.

Д) чернь

Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав сере­бра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в по­рошок и в таком виде хранят.

Читайте также:
Увлажняющие крема черный жемчуг отзывы

Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металли­ческого предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осто­рожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависи­мости от того, как был задуман и вырезан рисунок, по­лучается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.

При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.

Существует множество рецептов для изготовления со­става черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-се­рого до черного.

Галилео. Финифть

В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не по­лучила такого длительного, широкого и разнообразно­го применения, как в России, где она славилась особой прочностью.

Е) резьба

Благодаря мягкости золота и серебра любые украше­ния могут быть сравнительно легко нанесены на их по­верхность. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда зани­мала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся на расстоянии, так как их кра­сота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы — искусство особенно утонченное; тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелир­ном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техни­ками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба ча­сто служила подготовительным процессом перед покры­тием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись и надписи декоративным письмом на золотых и серебря­ных предметах.

Читайте также:
На какой руке носят золотой браслет

Каждый ювелир в той или иной степени владел рез­цом, но были мастера, которые специализировались на этой технике.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Художественные изделия из золота, серебра, платины и некоторых цветных металлов, украшенные драгоценными и поделочными камнями, относятся к произведениям ювелирного искусства.

Благородные металлы, особенно золото, обладают красивым, нетускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту. А замечательные природные свойства: ковкость, мягкость и плавкость — определили технические приемы их обработки: чеканку, гравировку, резьбу, литье. Есть еще множество других технических и художественных приемов обработки металла: скань, зернь, басменное тиснение, чернь, насечка, эмаль и др. Расскажем о некоторых из них.

Подлинная жемчужина среди ювелирных изделий, выполненных в технике скани, — Шапка Мономаха, золотой венец, которым венчались на царство русские князья и цари. Изумительно красивые, прозрачные, как кружево, узоры напаяны на гладкое золотое поле тульи Шапки Мономаха.

Шапка Мономаха.
Конец XIII — начало XIV в.
Государственная Оружейная палата Московского Кремля.

Шапка Мономаха.
Конец XIII — начало XIV в.
Государственная Оружейная палата Московского Кремля.

Скань (от древнерусского «скать», т. е. «сучить», «скатывать», «свивать»), или филигрань (от латинских слов «филум» — «нить» и «гранум» — «зерно»), позволяет создавать разнообразные орнаментальные узоры. К тому же она не требует сложного оборудования.

Ювелиру достаточно волочильной доски — специального приспособления с рядом последовательно уменьшающихся отверстий и чистых металлов, обладающих хорошей мягкостью, пластичностью, таких, как золото, серебро, медь. Металлические нити пропускаются через отверстия в волочильной доске до тех пор, пока они не достигают толщины волоса. Затем нити туго скручиваются в веревочку или плющатся в ленточку. Из этих веревочек и ленточек выкладываются всевозможные узоры — геометрические или растительные. Часто скань дополняется зернью — маленькими металлическими шариками, делающими узор еще более красивым.

Читайте также:
Как одеться на свадьбу мужчине без костюма

Не менее интересна техника черни. На гладкую золотую или серебряную поверхность мастер резцом наносит рисунок, который заполняется сернистым сплавом серебра, меди и свинца черного цвета. Затем изделие обжигается и полируется.

Интересным памятником искусства черни считается золотое чеканное блюдо (ныне хранится в Оружейной палате), сделанное по велению Ивана Грозного для царицы Марии Темрюковны. Блюдо выковано из куска золота весом 3 кг.

Блюдо Марии Темрюковны.
Среди орнамента расположено шесть клейм с надписью:
«Божиею милостїю благочестиваго царя і велікого княза Ивана Васїльевича
осударя всеа Русїи зделано блюдо благоверної царице велїкои кнагинї Мареи
в лето 7000 шестьдесять деватого».

Блюдо Марии Темрюковны.
Среди орнамента расположено шесть клейм с надписью:
«Божиею милостїю благочестиваго царя і велікого княза Ивана Васїльевича осударя всеа Русїи зделано блюдо благоверної царице велїкои кнагинї Мареи в лето 7000 шестьдесять деватого».

Искусство эмали поражает яркостью, блеском, прозрачностью красок, не меркнущих от времени, не боящихся сырости и сухости. Древнерусское название эмали — финифть (от латинского слова «фингитис» — «твердый, блестящий камень»). Эмаль — это стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет.

Наносят ее на металлы (золото, серебро, медь) и обжигают. При обжиге эмаль приплавляется к металлу, образуя на нем яркую и блестящую цветную пленку. Существует несколько способов нанесения эмали на металлическую поверхность. Наиболее сложная разновидность эмали — перегородчатая. Этой техникой прекрасно владели мастера Древней Руси XI—XII вв.

На металлическую поверхность предмета острой иглой наносился рисунок, по контурам которого напаивались поставленные на ребро перегородочки из узких ленточек золота. Образовавшиеся крошечные ячейки заполнялись эмалью разного цвета, затем изделие обжигалось и полировалось. Получался чарующий по красоте эмалевый узор с тончайшей золотой паутинкой перегородочек. В этой технике в Древней Руси выполнялись различные украшения: подвески к женскому головному убору — колты, нагрудные украшения — бармы; пряжки.

Существует много разновидностей эмали, но самая популярная из них — живописная миниатюра. Она украшала ордена, табакерки, медальоны, шкатулки. До наших дней дошли портреты Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, написанные первыми русскими мастерами миниатюры на эмали — Г. С. Мусикийским и А. Г. Овсовым.

Читайте также:
Какая страна лидер по добыче алмазов

Г. С. Мусикийский. Екатерина I на фоне Екатерингофского дворца.
Эмаль. 1724.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Г. С. Мусикийский. Екатерина I на фоне Екатерингофского дворца.
Эмаль. 1724.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Древнейшие образцы ювелирного искусства, найденные на территории нашей страны, относятся к середине III тысячелетия до н. э. Археологи обнаружили их при раскопках кургана в 1897 г. на одной из улиц города Майкопа на Северном Кавказе. Много своеобразных украшений найдено в скифских курганах.

Это бронзовые и золотые пластинки с изображением охоты, диких зверей, замечательный «Золотой олень», некогда украшавший щит скифского воина. Уникальная коллекция скифских ювелирных изделий хранится в Эрмитаже в Ленинграде. Открытые археологами в XIX в. клады содержали изделия удивительной работы и мастерства. Они были созданы древними славянами в Киеве, Чернигове, Новгороде, Владимире, Суздале, Рязани.

В XV—XVII вв. крупнейшим художественным центром страны становится Москва. На территории Кремля создаются Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, куда стекаются лучшие художественные силы со всей страны. Московские ювелиры прекрасно владели всеми техническими средствами обработки металлов, а наиболее распространенными в это время были скань, эмаль, чеканка, чернь.

В 1711 г. Петр I переводит в Петербург лучших мастеров из кремлевских мастерских. Русское ювелирное искусство XVIII в. развивается в русле общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм), оставаясь в то же время глубоко самобытным.

Есть на территории Кремля в помещении Оружейной палаты небольшой по площади музей — «Алмазный фонд СССР». В двух залах этого музея представлено уникальное по своей художественной и исторической значимости собрание драгоценных камней, орденских знаков, ювелирных изделий XVIII— XIX вв. Богатейшая коллекция ювелирных изделий находится в Эрмитаже.

Большая императорская корона Российской империи. 1762.
Алмазный фонд Российской Федерации

Большая императорская корона Российской империи. 1762.
Алмазный фонд Российской Федерации

Читайте также:
Как выбрать длину браслета на руку

В XVII—XVIII вв. развиваются многие местные художественные школы — сольвычегодская, великоустюжская, красносельская, ростовская и др. Многие из них, сохранив присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции. Это фабрики «Северная чернь» в Великом Устюге Вологодской области и «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, ювелирные промыслы в селе Красное Костромской области. Великолепны изделия талантливых мастеров дагестанских аулов Кубачи и Гоцатль.

Современные художники-ювелиры развивают лучшие традиции народного искусства.

Источник: allforchildren.ru

Финифть зернь чернь скань что

Вопрос по истории:

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы
Финифть зернь чернь скань
1097г 1100г 1102г 1103

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

  • bookmark_border
  • 12.10.2017 04:55
  • История
  • remove_red_eye 19638
  • thumb_up 9
Ответы и объяснения 1

ugerdsthaily880

1-ый ряд: это из ювелирного ремесла. Красивые такие штучки, если хочешь, можешь в интернете посмотреть
2-ой ряд: Различные съезды князей во время феодальной раздробленности. (Самый знаменитый среди них 1097г. — Любеческий съезд)

  • 13.10.2017 16:41
  • thumb_up 11
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Источник: online-otvet.ru

Рейтинг
Загрузка ...