Вообще, финифть зародилась несколько тысяч лет назад на Востоке. Искусство финифти – это украшение эмалью. Оно было открыто, фактически, случайно: в роли побочного процесса во время плавки стекла. На Русь финифть пришла в X веке из Византии, где её называли «огненным письмом» (поскольку для выполнения изделия требовалось обжигать предмет).
Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею церковные атрибуты. Позднее декодирование финифтью перешло и на бытовые предметы (статуэтки, шкатулки, ручки, чернильницы табакерки и т.д.).
Финифть была настолько яркой и красивой, что непросвещённые люди считали её сделанной из драгоценных камней.
Кстати, слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень».
Как создаётся финифть
Процесс состоял из двух больших этапов.
Сначала создавалась основа. Заготовке придавали нужную форму, добивались идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Потом заготовка отправлялась в печь и на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону также не оставляли без стеклянного состава. Это делалось для того, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
В таком виде заготовка попадала к художнику. Выпуклую стеклянную часть он расписывал разными миниатюрами и орнаментами огнеупорными красками из стекловидного порошка. Такая техника очень похожа на роспись фарфора.
Как делалась такая роспись: сначала художник намечал эскиз, а потом отправлял изделие в печь, затем охлаждал его, и в конце выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые, более сложные сюжеты требовали аж до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.
В самом конце, уже готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла, а также часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки.
Материалы для ремесла стоили дорого, да и сама работа была не из простых. Нанесенный на эмаль рисунок уже нельзя было исправить, а дрогнувшая рука или малейшая ошибка могли испортить все изделие. Разные соли металлов, входившие в состав красок, придавали им разные цвета.
Например, соли меди — красивый зеленый оттенок, соли кобальта — синий, а добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Ещё одна сложность заключалась в том, что пигменты, попадая в печь, меняли цвета. Если ошибиться с температурой обжига, то, в лучшем случае, замысел художника просто мог не воплотиться.
Уникальность финифти заключалась и в том, что она не меняла цвет с годами, ей не была страшна влажность и высокая температура. Единственный и очень большой недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в очень бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Помимо этого, украшения из финифти хранили отдельно от драгоценных камней, ведь они могли её поцарапать.
ЧТО ТАКОЕ ФИНИФТЬ | Краткая История
В России расцвет финифти пришёлся на XVI–XVII века, когда уже сложились основные жанры этого промысла. Главным заказчиком, конечно же, была церковь. Долговечные, красивые, яркие элементы украшали иконы, миниатюры и даже одежды священнослужителей.
Также, обычно, на предметах декора художники изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. На ювелирных же изделиях – цветочные орнаменты.
В это время в России складывается несколько школ финифти.
Усольская и Вологодская финифть
Наибольшее распространение финифть получила на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем перешло в Вологду. Роспись Усолья была таковой: на белом фоне изображались разные растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей.
Самым узнаваемым элементом Усольской и Вологодской финифти был «тюльпан». Мастера изучали заграничные работы и техники. В своих работах они использовали очень большое разнообразие цветов: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, имелись также розовый, охристый и лиловый оттенки. Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двухцветным (синим, зеленым).
Ростовская финифть
В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, а о мастерстве эмальеров из Ростова Ярославского пошла слава. Изделия из финифти ценились наравне с золотом и драгоценными камнями, некоторые поступали на хранение в Оружейную палату. Также промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе.
Интересно то, что даже Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, а стекло использовали как основу для красок. Также, в Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.
Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из духовного центра страны того времени — Ростова Великого. Кстати, небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках. Создавались целые цеха, а со временем, Ростов стал снабжать финифтью всю Россию.
Существовали даже финифтевые пасхальные яйца: на них изображали портреты царствующих особ и просто изящные миниатюры. Параллельно с церковной финифтью развивалась и «светская». Мастера украшали подносы, блюда, столовые приборы, пресс-папье, делали кольца и серьги, часы, трубки и табакерки.
Нужно отметить то, что в ХIХ веке ростовские художники копировали работы местных иконописцев, а также картины известных европейских и русских живописцев: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. В то время основным товаров эмальеров были иконки с ликами святых и шкатулки с монастырскими видами, но также на пике популярности были и «светские» изделия.
Источник: dzen.ru
Что такое ростовская финифть?
Ответить на этот вопрос, пожалуй, не затруднятся российские дамы средних лет. Для них ростовская финифть – прежде всего украшения: серьги, броши, колье – живописные эмалевые миниатюры в ювелирном обрамлении.
Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий – для туристов, просто Ростов – для географических карт).
Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Историю промысла описывают выставки двух музеев – музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле».
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург – все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, – в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).
Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время. Этот расцвет происходил парадоксальным вроде бы образом – даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.
Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре – преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова – гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской – блаженного Исидора Твердислова.
Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране.
Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.
Центром производства финифти в Ростове стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Возможно, потому, что именно в этом монастыре как раз при митрополите Арсении стал официально признанным культ святителя Димитрия Ростовского. После открытия его мощей, цикла чудес от мощей, после того, как сама российская императрица Екатерина II приехала сюда участвовать в церемонии переложения мощей Димитрия в новую раку, именно этот монастырь стал более всего привлекать паломников. И именно иконки Димитрия Ростовского стали обычным сувениром для всех, кто посещал обитель, которую со времени канонизации этого святого именуют Спасо-Яковлевской Димитриевской.
Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар – в качестве благословения – эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).
Промысел не умер, не заглох тогда, когда функцию обеспечения паломников этими сувенирами у финифтяников отобрали механические производства – например, по изготовлению жестяных иконок. Конечно, такие образки были гораздо более дешевыми, машина работала быстрее и эффективнее, чем человеческие руки. А спрос рос – паломников, в силу развития транспорта и роста народонаселения, становилось все больше.
Но к этому времени Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления. Вот такие люди – А.А. Титов и И.А. Шляков – и музей здесь основали в 1883 году, и создали при музее ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам.
Но не только.
В этом классе, затем школе, затем – учебно-производственной мастерской финифтяной живописи шли поиски новых возможностей для старинного промысла. Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. С ними работали столичные художники-профессионалы.
Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его. К Октябрьской революции 1917 г. промысел уже был готов ответить на агрессивный заказ новой власти – и потому не погиб, не ушел в подполье, как, скажем, традиционная иконопись.
В советское время промысел выпускал эмалевые портреты, женские украшения, шкатулки – именно этот ассортимент более всего и памятен тем дамам средних лет, с которых начат этот рассказ.
Эта готовность отвечать запросам времени помогла промыслу выжить и позднее – когда условия опять изменились. В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике.
Одним из наиболее значительных свершений ростовских эмальеров в области было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В заключение приведу краткое описание технологии финифти.
Из листа меди вырезают пластинку нужной формы, выбивают ее, делая выпуклой. Затем покрывают смешанным с водой порошком белой непрозрачной эмали. После сушки следует обжиг в муфельной печи (при t 700-800 градусов) – эмаль плавится, становится гладкой и блестящей. Это – так называемое «белье». Обратная сторона пластинки подобным образом покрывается контрэмалью – чтобы пластинка не деформировалась.
На эмаль переносится рисунок с образца. Затем в несколько приемов выполняется собственно роспись. Применяются специальные огнеупорные (выдерживающие t 700-800 градусов) краски – растертые пигменты в смеси с маслом и скип@$https://www.rostmuseum.ru/museum/blog/blog_86/?sphrase_id=1907″ target=»_blank»]www.rostmuseum.ru[/mask_link]
Финифть
30 марта 2020
Имея заграничное происхождение, финифть прочно укрепилась в России и стала одним из характеризующих нашу страну народных художественных промыслов. С течением веков менялась технология создания изделий из финифти, появлялись новые мотивы росписи. Эти нежные пасторальные брошки, сережки, браслеты и шкатулки были в своё время очень популярны и распространены, но истинно искусные образцы обладают неизменной ценностью во все времена.
«Блестящий камень» с рисунком
Финифть как промысел имеет восточное происхождение, а этимологию названия «финифть» объясняют двумя теориями. По первой версии слово «финифть» происходит от греческого слова «химео», то есть «смешиваю». По другой же – тоже от греческого, но уже от существительного «фенгос», что значит «мерцание». Действительно, эти два слова как нельзя лучше объясняют, что такое финифть: для её изготовления смешивают стекловидную массу (иначе говоря, эмаль), а само изделие в готовом виде будет блестеть и переливаться на свету.
Откуда к нам пришла финифть?
На территорию Древней Руси финифть пришла из Византии в X веке. А сам способ такого творческого занятия был открыт случайно – во время плавки стекла. В Византийском государстве финифть даже прозвали за это «огненным письмом».
Впервые в русских письменных источниках финифть упомянули в XII веке. Это была Ипатьевская летопись 1175 года. В ней говорилось, что Великий князь Андрей Суздальский построил церковь и украсил её иконами, золотом и финиптом.
Позднее, когда весть об этом искусстве добралась до Москвы, премудрости технологии были быстро освоены местными мастерами, и вскоре стали появляться из финифти шкатулки, часы, чернильницы, столовые приборы, статуэтки. Большой вклад в развитие этого промысла внёс французский ювелир Жан Тутен. Ему удалось получить удивительный состав полупрозрачных огнеупорных красок.
Роспись изделия из финифти стала похожа на роспись фарфора: рисунок наносился постепенно маленькими штрихами. Готовые изделия чаще всего обрамляли серебром. Спустя века технологический процесс про сути своей не изменился.
Вологодская финифть
Богатое традициями и мастерами финифтевое производство на Руси родом с Русского Севера. Вологодская, или второе название – усольская, финифть предшествовала популяризации этого творческого метода среди мастеров из разных городов. Центр производства возник в Сольвычегодске в XVII веке. Оттуда ремесло пришло в Вологду, и вскоре образовалось совместное производство.
Финифтевые изделия этого края отличались от всех прочих. У вологодских и усольских мастеров выработалась особая сюжетная роспись: изображались райские птицы, цветочные узоры, загадочные мифологические существа, животные на фоне лесных пейзажей. Рисовали также героев славянских былин, сказок и легенд. Но особо узнаваемым узором вологодской финифти стал «тюльпан». Именно усольско-вологодских мастеров приглашали в Москву для поднятия финифтевого промысла.
На смену уникальной вологодской живописной финифти довольно скоро пришли однотонные декоративные эмали. И лишь в 1970-е годы местные художники-ювелиры смогли возродить древние финифтевые традиции края.
Ростовская финифть
В XVIII веке промысел финифти широко распространился по России. Активно создавались финифтевые изделия в Костроме, Угличе и Нижнем Новгороде. Но особо популярной финифть стала в Ростове Великом. В этом городе – главной в то время духовной столице – из финифти создавали как большие дорогие иконы, так и маленькие, которые любой желающий мог купить в лавке при храме.
В Ростове работали целые цеха по изготовлению церковной утвари из финифти и вскоре они стали снабжать ею монастыри по всей стране. Так город прославился не только своими искусными иконописцами, но и мастерами финифти. Финифтью украшали здесь и предметы интерьера, быта, делали украшения. В то время особо популярны были подносы, столовые приборы, табакерки и трубки.
В XIX веке с финифтью работали более 50 мастеров. Из-под их пера выходили утончённые изделия, рассказывающие сюжеты из городской жизни, передающие прелесть местных пейзажей. Распространено было копирование картин Васнецова, Боттичелли и Рафаэля – по-новому звучавших на финифтевых миниатюрах. Во времена революции процветание промысла сменилось его упадком.
Мастера не позволили полностью разрушить вековые традиции и, объединившись, в 1918 году создали артель. Впоследствии она переросла в фабрику «Ростовская финифть», функционирующую и поныне.
В наше время высокое искусство истинных мастеров финифти можно увидеть в Историческом музее, Русском музее, Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, в частных, не только в отечественных, но и зарубежных, коллекциях. В самом Ростове – в рамках музея-заповедника «Ростовский кремль» – представлен Музей финифти с шикарной экспозицией изделий XVIII-XX веков.
Музеи ЭТНОМИРа
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Знакомьтесь с историей, искусствами, бытом, традициями и другими составляющими национальных культур разных народов мира – в уникальных музеях главного этнографического парка страны! Утюги и русская печь, жилища народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Культурный центр Индии со священным баньяном и интерьеры эпохи СССР… Всё это и многое другое – в гостеприимных музеях ЭТНОМИРа!
Интересные постоянные экспозиции и познавательные выставки, невероятно насыщенные, информативные экскурсии, полная интерактивность и наглядность, многоаспектность и «нескучность» – вот главные отличительные черты музеев этнопарка.
Понравилась статья — поделись с друзьями!
Источник: ethnomir.ru