Красивые столовые приборы – забытая привилегия, традиция столетней давности? Сегодня мы часто пользуемся простыми предметами сервировки, а когда-то для каждого блюда подавали специальный прибор. Это не только выглядело изящно, но было удобно, так как дизайн каждой вещи продуман до мелочей.
Набор приборов Фраже
Столовое серебро желали иметь в доме не только аристократы, но и люди более низких сословий. Стоимость серебряных изделий была высока, купить посуду могли лишь состоятельные люди. Идея серебрения меди с целью производства столовых приборов для широкого круга получила распространение в Европе в начале 19 века. Одной из передовых фирм в этом направлении оказалось предприятие, организованное братьями Иосифом и Альфонсом Фраже.
Завод Фраже
Отправьте фото удобным вам способом
История создания и развития фирмы «Фраже»
Братья переехали из Франции в Варшаву на польские территории под управлением Российской империи в 1824 году. Правящие круги ставили задачей развитие Царства Польского, поэтому на территории вводились государственные льготы и субсидии. Для предпринимателей создавалась благоприятная среда. Воспользоваться этими условиями решили ювелиры Фраже.
ЧТО ЭТО ? ФРАЖЕ!
Инновационная идея, с которой братья вышли на рынок, заключалась в производстве посеребрённых предметов. Они смотрелись как дорогое серебро, а стоимость их была значительно ниже.
Шкатулка Фраже
Технология серебрения, внедренная братьями Фраже, называлась плакированием. На раскаленную медную пластину накладывали тонкий лист серебряной фольги, полученное соединение прессовали и подвергали горячей прокатке. В России изделия, изготовленные по такой технологии, назывались накладным серебром.
Посеребренные изделия варшавской фирмы, выполненные плакированием, получались красивыми и прочными, и самое главное, недорогими. Покупатели быстро оценили столовую посуду, выпускаемую фабрикой Фраже. Внешний вид ложек, вилок, подносов, и более изящных вещей — канделябров и статуэток — был безукоризненный. Ювелирный опыт помогал братьям создавать уникальные утонченные предметы для дома. Уже в 1830 году на выставке в Париже компания получает серебряную медаль.
Декоративная фигурка
Недорогая посуда стала известна и доступна многим семьям, которые хотели использовать в обиходе элегантные предметы сервировки. Наборы посуды Фраже служили своеобразным символом респектабельности.
В 1840-х годах возглавить бизнес пришлось Иосифу Фраже. Его брат Альфонс, увлекшись фотоделом, уезжает обратно во Францию, чтобы посвятить себя новому занятию. Названием варшавской компании становится имя брата «Iосифъ Фраже».
Фраже
Иосиф объезжает европейские производства, занимающиеся серебрением, изучает новые технологии. В результате исследований он приходит к выводу, что нужно менять технологию производства. На место термомеханического способа серебрения приходит гальванический, когда посуду погружают в специальное вещество, в растворе которого содержатся соли металлов. Применение нового метода позволяет использовать для серебрения не только медь, но и другие сплавы и металлы: цинк, латунь, никель; дает возможность наносить серебро более тонким слоем, что удешевляет себестоимость.
Производство растет. Открывают лабораторию для исследований сплавов и методов гальванизации, налаживают линии автоматизации. Расширяется ассортимент, в который помимо домашней посуды входят предметы церковной утвари – кадильницы, чаши, подсвечники. Изделия украшали гравировкой, литыми маскаронами, замысловатыми гирляндами. Варшавское серебро фирмы Фраже распространяется через разветвленную торговую сеть, магазины которой располагались в крупных городах России и в Европе.
Иосиф Фраже умирает в 1867 году. Дело переходит в руки сына Юлиана. Под руководством Юлиана Фраже посуда компании участвует в престижных выставках, получает награды. На Нижегородской выставке в 1896 году товары «Фраже» получают золотую медаль. Фирма завоевывает право ставить на продукцию особый знак отличия, подтверждающий качество – государственный герб Российской империи.
О столовом серебре «Фраже» знают во многих королевских домах Европы как об образце аристократического стиля и отменного вкуса.
Компания «Фраже» преуспевает. В конце XIX — начале XX века фирма поддерживает имидж благодаря удачной рекламной кампании. На предприятии работает почти восемьсот человек. В 1906 году управляют компанией дочь Ю. Фраже Мария Святополк-Мирская и её супруг. Во время Первой мировой войны, и затем последовавших за ней событий 1917 года, ситуация кардинально меняется.
Дорожают металлы, в целом падает спрос на посуду. Польша становится независимой, как следствие теряется возможность поставок на российский рынок. Производство вынужденно сокращается. Компания все еще находится в собственности потомков Фраже и работает до момента немецкой оккупации Польши в 1939 году. После Второй мировой войны фирма становится государственной собственностью.
Её объединяют с компанией Братьев Геннеберг, занимающейся аналогичным производством. Новое объединение называется Hefra, оно и сегодня продолжает работать.
Со временем имя «фраже» становится нарицательным. Так стали называть не только изделия, выпущенные варшавской фабрикой, но и металлическую посуду, которая была изготовлена компаниями-конкурентами.
Столовое серебро фирмы «Фраже» представляет изысканный европейский стиль, сочетая простоту и элементы утонченной гравировки, декор накладными элементами.
Отправьте фото удобным вам способом
Клеймо фирмы «Фраже» по годам
Клеймо позволяет определить подлинность изделий «Фраже», установить период их создания. По клейму можно узнать каким методом нанесено покрытие и количество использованного драгметалла. Иногда на клейме указывается материал подложки.
Клеймо 1824-1840 годов ставили на продукцию из накладного нанесенного на обе стороны серебра и маркировались FRAGET AVARSOVIE DOUBLEE. Процент содержания серебра обозначали цифрой.
Клеймо 1824-1840
Клеймо 1840-1851гг. содержит подпись WARSZAWA FRAGET, год выпуска, и уровень качества 1 или 2 QTE.
На клейме 1851-1855 гг. ставили штамп WARSZAWA FRAGET PLAQUE с точкой для посуды, выполненной гальваникой. Иногда в клеймо включали информацию о толщине серебра, её обозначала буква N, заключенная в ромб.
До 1896 года сохранялось клеймо WARSZAWIE FRAGET, к которой добавляли обозначение метода нанесения серебра PLATER или GALW.
С 1896 в клеймо включается особая отметка, свидетельствующая о качестве, и обозначается государственным гербом с двуглавым орлом. Цифрами подтверждали количество серебра.
После 1915 года на клейме не ставят государственный герб. Включают информацию о материале подложки.
Если Вы желаете продать изделия фирмы «Фраже», обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.
Источник: www.raritetus.ru
Посуда и столовые приборы Фраже
В 1815 году, после завершения Наполеоновских войн и проведения Венского конгресса, в состав Российской империи вошло царство Польское, получившее собственную конституцию, автономию, свободу слова и печати. Поначалу поляки приняли Александра I весьма благосклонно, ведь он поддерживал либеральные настроения.
В будущем ситуация переменилась: Польша лишилась ряда свобод, что привело к оппозиционным восстаниям. Тем не менее, экономика Польши развивалась в середине ХIХ века весьма активно. Новые таможенные тарифы и отмена внутренней границы способствовали выгодной торговле. Также новые предприятия получали субсидии от государства. В этих благоприятных условиях промышленность переживала расцвет.
К середине XIX века европейские промышленные достижения позволили соединить эстетику и функциональность, то есть внедрить в быт обычных людей красивые изделия из недорогих материалов. В частности, в Германии, Франции, Англии активно изготавливали посеребрённые изделия методом плакирования достаточно давно и искусно. Потребность в них возникла из-за того, что серебряные произведения декоративно-прикладного искусства были доступны немногим.
В частности, в Российской империи серебряную посуду и столовые приборы приобретали в основном представители дворянства или купечества. Серебряные ложки, подстаканники, щипцы и прочие предметы были показателями статуса их владельцев. В итоге технический прогресс в сочетании со спросом привёл к тому, что в Польше стали изготавливать так называемое «накладное серебро», известное также под термином «фраже». В художественном смысле эти изделия могли посоперничать с немецкими и французским и вышли за рамки обычной столовой посуды.
Итак, в 1824 году предприимчивые братья Альфонс и Иосиф Фраже переехали в Польшу из Франции и вскоре открыли в Варшаве фабрику по производству посуды и различных предметов сервировки из недрагоценных металлов (сплавов на основе меди) с плакированием серебром, наподобие фольги, и вальцовкой. В 1830-е фирма получает первую награду — серебряную медаль.
Над агитационным фарфором работали А.В. Щекотихина-Потоцкая, Н.Я. Данько (в том числе совместно с сестрой Е.Я. Данько), В.В. Кузнецов и другие мастера. К работе привлекались и знаменитые живописцы: Б.М.
Кустодиев, К.С. Петров–Водкин, К.С. Малевич, Н.М. Суетин. Фарфор стал настоящим проводником революционных настроений, да и вообще его чистая и ясная структура как нельзя лучше подходила для материализации идей авангарда.
Иосиф Фраже (1797-1867)
В 1840-е Альфонс вернулся во Францию и занялся недавно изобретённой фотографией (в этом занятии ему также пригодились полученные знания по химии), но его брат продолжил дело. Уже в 1850-е Иосиф внедрил метод гальванизации, более удобный и современный, чем плакирование, а также более экономичный, ведь серебро стало возможным наносить тонким слоем.
В основном, за основу изделий брался сплав меди, никеля и цинка. Нововведениям способствовало путешествие Иосифа Фраже по Европе, где он познакомился с передовыми техниками на фабриках. На своём производстве он организовал лабораторию, пригласил европейских специалистов, закупил новое оборудование. После смерти Иосифа дело перешло к сыну и внукам, которые успешно его развивали.
Вслед за предприятием Фраже открылись и другие фирмы (Норблина, братьев Хеннеберг, братьев Бух, Плевкевича), между ними даже была своего рода конкуренция. Однако, именно фамилия Фраже прочно ассоциируется с изделиями из накладного серебра и даже стала именем нарицательным.
В статье «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще. Взгляд на выставку промышленных изделий в Варшаве», опубликованной в журнале «Отечественные записки» в 1846 году писали, что Иосиф Фраже «принадлежит к числу людей, занимающихся избранной отраслью промышленности с любовью и полным знанием дела». А в «Обозрении Санкт-Петербургской Выставки Русской Мануфактурной Промышленности 1861 года» говорится, что на фабрике Фраже трудилось на тот момент 240 рабочих, а также имелась мощная паровая машина. На той выставке было представлено несколько изделий из мельхиора, но самыми дорогими были посеребрённые чайные сервизы, подсвечники и самовары.
Фабрика Фраже всегда получала множество почётных наград на выставках, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде удостоилась высочайшего звания «Поставщика двора Его Императорского величества» и золотой медали. Изделия фабрики Фраже поставлялись к королевским домам Румынии и Сербии, а также в Персию.
Магазины и склады Фраже располагались по всей Российской империи.
Увы, после распада Российской империи рынок сбыта сократился и дела фабрики пошли на спад, а с началом Второй мировой войны она по очевидным причинам закрылась и возобновила свою работу после окончания войны в качестве государственного предприятия.
Всероссийская художественная выставка в Москве 1882 года.
Витрина мельхиоровых изделий Иосифа Фраже
Фраже и художники его фабрики сумели найти баланс между функциональностью и красотой, остро чувствовали тенденции времени и смены стиля. Например, на рубеже веков часто использовались рокайльные, египетские, древнерусские мотивы. Но наибольших успехов предприятие добилось в изделиях, выдержанных в стиле модерн.
Массовая продукция фабрики Фраже была недорогой, но это не касалось сложных изделий (фруктовниц, сервизов, самоваров).
Полный перечень изделий можно найти в опубликованном прейскуранте фабрики. Там можно встретить церковную утварь, вазы, подсвечники и канделябры, меноры, подстаканники, самовары, ведёрки, круэты и столовые передачи, сахарницы, молочники, зеркала, и, конечно, простые и функциональные столовые приборы (вилки, ложки, ножи, щипцы). Некоторые предметы комбинировались со стеклом, например, фруктовницы, солонки, графины.
Источник: odnajdy.ru
Что такое фраже
Фраже́ — столовые приборы и предметы сервировки стола из неблагородных металлов, на которые гальваническим методом нанесён слой серебра [по названию варшавской фирмы Fraget].
Мы нашли клад столового серебра на раскопках в центре Москвы. Все СМИ тогда хором выдали новость: «В арбатском частном доме найдено столовое серебро и монеты». А экспертиза потом показала, что это было вовсе не серебро. Эти ложки-вилки выполнены в любопытнейшей технике фраже. Это способ, придуманный в Польше.
На изделие из цветных неблагородных металлов наносился слой, благодаря которому оно выглядело как серебряное. В результате небогатые люди могли дома иметь утварь, по виду напоминающую предметы быта царского двора (Татьяна Антонова, Главный археолог Москвы: «Мы всех призываем сообщать нам о любых находках» // Московский комсомолец, 12 августа 2014 г.).
Рад я и за двух тёток невесты — наконец-то они поедят сегодня как следует, да и не только поедят, а ещё и дома что-нибудь останется… Хотя должен предупредить, что сунутые в ридикюль две столовые ложки суть не серебряные, а фраже… Хе-хе — ошибочка, тётеньки, вышла… (Аркадий Аверченко, Умение держать себя в обществе и на званом обеде).
Канал Дело Даля — каждый день новое слово. Подписывайтесь и узнавайте новые слова там, где удобно: Telegram — Instagram — ВКонтакте.
Источник: khvorostin.com