В данной статье мы расскажем, как изготавливаются иконы выполненные методом гальванопластики. И для начала начнем непосредственно с того, что же это такое — гальванопластика?
Способ создания копий электролитическим методом открыл Б.С. Якоби ещё 100 лет назад. Этот процесс и был назван, сложным словом, гальванопластика. Подробную технологию здесь приводить не будем, с ней можно ознакомиться в Интернете или, прочитав специальную литературу, опишем только самое основное.
Если кратко, гальванопластика это – электрохимическое наращивание толстого слоя металла в жидком электролите. Нас в этой статье будет интересовать только медь, хотя гальванопластикой можно нарастить и другие металлы.
Итак, есть анод и катод. Чтобы окончательно все запутать, к аноду подключается плюс, а к катоду – минус. Ионы меди двигаются от анода к катоду.
Чтобы раз и на всегда запомнить, что и куда нужно подключать, можно просто вспомнить, что положительные заряды притягиваются к отрицательными. Ионы меди положительно заряжены, следовательно они будут притягиваться к отрицательной клемме источника питания.
ТРЕНД! Эффектно и Легко — это СЕРЕБРО, это ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА. Цены под видео.
Процесс изготовления гальванокопий рассмотрим на примере копии тороида для трансформатора, выполненного из пластилина. После изготовления формы, вокруг нее проложен зачищенный медный проводок, с которого и начнется наращивание меди. Его видно на фотографиях ниже.
Затем, на копию наносится токопроводящий слой, в нашем случае-это специальный графит в аэрозольной упаковке (Graphit 33, kontakt chemie), его удобно наносить и он имеет сопротивление в сотни ом, что будет оптимальным.
Из-за мелкости частиц графита, сразу видны все неровности. Хорошо это или плохо – зависит от случая. Так как медь будет толстая, то все неровности зарастут.
При изготовлении икон, в качестве «болванки» применяются спецальные заготовки (восковки), выполненые из специального ювелирного воска, на которые также наносится токопроводящий слой. Заготовки являются точной копией будущей иконы, которая получится в конце изготовления, и поэтому мелкие неровности и шероховатости на ней недопустимы. На фото снизу приведены две заготовки икон из ювелирного воска, Николай Чудотворец и Божья Матерь Владимирская.
В состав электролита входит серная кислота, которая в нашей стране идиотов отнесена к прекурсорам, а значит, в свободной продаже ее не найти. Придется доставать. Достать можно как электролит для автомобильных аккумуляторов. Концентрация кислоты нам не важна.
Живые украшения и гальванопластика Марии Резник | Мастер дела
Итак, состав электролита для работы без перемешивания из книжки Казнаячей Б. Я, «Гальванопластика в промышленности”
CuSO4 (медный купорос) – 200г/л
Серная кислота (по массе чистого H2SO4, нужно пересчитать в зависимости от концентрации) – 30г/л
Спирт этиловый – 5г/литр (для увеличения смачиваемости)
Режим работы – 1-3 А/дм^2 при температуре 18-20 градусов.
Скорость роста меди при такой плотности тока – 220нм(нанометров)/минуту. Тоесть, для получения 1мм меди понадобится 4545минут, или три дня. При в двое большей плотности тока, время получится в два раза меньше. Все просто.
Итак, подготавливаем все ингредиенты, я готовлюсь делать три литра электролита:
Растворяем. Сначала насыпаем купорос, в него заливаем дистиллированную воду, ждем растворения, лучше перемешивать (придется ждать довольно долго!). После этого заливаем серную кислоту. Кислоту нужно заливать вот так:
Обязательно кислоту в воду, а не наоборот, и желательно по стеклянной палочке с постоянным перемешиванием. В техническом купоросе содержатся карбонаты, поэтому будьте готовы к тому, что при первом контакте в раствором кислота зашипит.
Даем раствору немного отстояться (при добавлении кислоты часть купороса может выпасть в отсадок – снижается его растворимость) и фильтруем его. Я фильтровал через обычную ХБ ткань. Знаю, что это плохо – она растворяется, но ничего другого небыло. В принципе, можно просто отстоять электролит, тогда вся грязь осядет на дно, а потом слить «вершки”.
Саму ванну для электролиза я сделал из куска 6-литрового бутыля от минералки.
В процессе растворения анода, с него слетают меткие частицы меди – так называемый шлам. Это шлам, плавая по раствору, попадает на форму. Из-за таких включений, медь на заготовке растет не равномерно, появляются дендриды. В промышленности для того, чтобы не дать шламу попасть в общий раствор используют либо кожухи из специальной кислотостойкой ткани, либо короба из ПВХ. Я решил не уходить далеко от бутылочной тематики, и сделал короб из еще одной бутылки из-под минералки.
Делается просто – сгибаем литровую бутылку до получения прямоугольного профиля и тыкаем 100вт паяльником много-много раз. Главное, чтобы, когда этот короб будет опущен в раствор, ватерлиния находилась на не истыканном дырками месте. Естественно, дно тоже не должно быть дырявым.
Погружаем заготовку. По моему, лучше сначала залить электролит в ванну, а только потом погружать форму.
Теперь – самое главное, наращиваем медь. Само наращивание состоит из двух стадий – затяжка и собственно, наращивание.
Затяжка – покрытие всей заготовки медью проводят при низких токах, обычно до 1А/дм^2. Лично я сначала вовсе начинаю со 100мА/дм^2 и постепенно довожу до ампера, ведь в начале проводимость распределена очень неравномерно и в песте залегания провода могут появиться пузырьки водорода, который попортит всю медь.
Наращивание. Тут все относительно просто – врубаем максимальный ток и ждем окончания процесса. Главное – не забывать подкармливать нашего медноядного монстрика.
Окончание процесса затяжки. Общий ток – 1А, а плотность – 0.64А/дм^2:
Сразу после окончания гальванопластики, половина тороида выглядит вот так:
Процесс изготовления икон методом гальванопластики полностью идентичен. На восковую заготовку наносится токопроводящий слой, затем посредством электрохимического процесса на ней откладывается слой меди необходимой толщины. При необходимости, поверх меди может наносится слой серебра, в результате которого получается икона «под серебро».
Единственным недостатком производства является токсичность, так как в технологии применяются химреактивы.
Гальванопластика только внешне кажется сложной, но на практике всё довольно просто. Этот способ позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.
- Как делают серебряные и медные иконы методом гальванопластики?Видео
- Назад в прошлое: каменные формы для медного литья
Источник: www.mednyobraz.ru
Форум химиков
У нас небольшая фирма. Занимаемся ювелиркой. Решили освоить гальванопластику серебра. По хорошему, найти бы специалиста в этой области, чтобы он отладил тех процесс. а возможно и принять его в штат. Но читаем первый посыл- фирма у нас небольшая.
Посему, приняли решение методом проб и ошибок отладить все самостоятельно. Благо головы на плечах есть и руки растут откуда положено.
Начали с поиска соответствующей литературы и тут же столкнулись с проблемой отсутствия таковой. Вернее много литературы по гальваническим покрытиям небольшой толщины(до нескольких десятков мкм) Нас же интересует покрытие около 1 мм. Понятно, что теоретически можно использовать описанные электролиты серебрения.
Но смущает, что практически все они осаждают только серебро из электролита, ибо в качестве анода используют все, что угодно, но не серебро. В виду того, что гальваническое покрытие должно быть достаточно толстым, придется производить постоянную коррекцию электролита. К тому же, приведенные электролиты низкопроизводительны.
Таким образом, назрели следующие вопросы:
1. Можно ли все-таки использовать приведенные составы электролитов для толстых покрытий.
2. во избежание постоянной корректировки электролита по металлу, можно ли использовать серебро на аноде? а может даже нужно?
3. Может кто нибудь знает и подскажет зарекомендовавший себя состав электролита для гальванопластики серебра? (рассматриваем только нецианистые электролиты)
4. Может кто-нибудь порекомендует соответствующую литературу.
PS/ все советы и рекомендации по интересующему вопросу приветствуются. Заранее благодарю за помощь и содействие.
Re: гальванопластика серебра
Сообщение SkydiVAR» Вт окт 30, 2012 10:24 pm
Наводящий вопрос из серии «на засыпку»: существует ли способ электрохимического рафинирования серебра (по аналогии с медью) и какие электролиты при этом используются? Сам темой не владею, поэтому вопрос только наводящий.
Меч-кладенец — оружие пофигистов.
Re: гальванопластика серебра
Сообщение YgR» Вт окт 30, 2012 10:40 pm
SkydiVAR писал(а): . существует ли способ электрохимического рафинирования серебра (по аналогии с медью) и какие электролиты при этом используются
честно, не совсем понял посыл)))) ну да не суть. лучше НЕ ПОНЯТЬ и переспрсить, чем промолчать и сделать вид, что все понятно.
вы рекомендуете, использовать процесс, схожий с электро-химическим рафинированием серебра для моих целей? я встречал описание тех процесса. но тут возникает главный вопрос, насколько качественным получится покрытие. Это принципиальный вопрос. Другой вопрос, что в идеале, хотелось бы осаждать сплав (Ag-Cu). но это уже второстепенное.
Последний раз редактировалось YgR Вт окт 30, 2012 11:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
Re: гальванопластика серебра
Сообщение amik» Вт окт 30, 2012 11:37 pm
Перенес пока в химтехнологию.
YgR, к незнакомым людям принято обращаться на Вы, пока на брудершафт не выпили. На форуме это типа правило
Бог на стороне не больших батальонов, а тех, кто лучше стреляет (приписывается Вольтеру)
Re: гальванопластика серебра
Сообщение YgR» Вт окт 30, 2012 11:42 pm
amik писал(а): Перенес пока в химтехнологию.
YgR, к незнакомым людям принято обращаться на Вы, пока на брудершафт не выпили. На форуме это типа правило
принято!;)
просто было приятно получить так быстро первый ответ))) надеюсь, SkydiVAR простит мне мою излишнюю фамильярность
Re: гальванопластика серебра
Сообщение SkydiVAR» Ср окт 31, 2012 1:03 am
YgR писал(а): вы рекомендуете, использовать процесс, схожий с электро-химическим рафинированием серебра для моих целей? я встречал описание тех процесса. но тут возникает главный вопрос, насколько качественным получится покрытие.
Именно это я и имел в виду. Поскольку заявлена толщина в единицы миллиметров, вероятно, следует в первую очередь оценивать механическую прочность получающегося изделия. Качество поверхности изделия можно скорректировать, нанося микронные покрытия ювелирного качества уже из «низкопроизводительного» электролита.
YgR писал(а): можно ли использовать серебро на аноде? а может даже нужно?
Из «соображений банальной эрудиции» полагаю использование серебряных анодов вполне целесообразным.
Повторюсь — сам темой не владею.
Меч-кладенец — оружие пофигистов.
Re: гальванопластика серебра
Сообщение YgR» Ср окт 31, 2012 1:42 am
говоря о качестве получаемого покрытия, я возможно выразился неправильно. Тут, наверное, надо выделять качество поверхностного слоя и структуры самого осаждаемого металла. Оно, конечно, взаимосвязано. Но в литературе по электро-химическому аффинажу серебра говорилось, что осаждаемый на катоде металл «крупнокристаллический и рыхлый» и иногда может осыпаться, из-за чего рекомендовали «отделить катодное и анодное пространство» ванны. Я так понимаю, что при таком качестве осаждаемого металла, такой метод не подходит
В любом случае, спасибо за ваше мнение. Посмотрим, может кто еще чем поделиться:)
Re: гальванопластика серебра
Сообщение MONSTA» Ср окт 31, 2012 9:35 am
Ваша проблема нестандартна. Серебро — достаточно недешевый металл. Поэтому в гальванопластике стараются осадить его покрытия как можно меньшей толщины. Лишь бы они нужным образом функционировали. Очень толстыми покрытиями вряд ли кто занимался.
В то же время, серебро — мягкий металл. В связи с этим, нет никаких реальных причин, чтобы не вырастить электролизом его слой толщиной в 1 мм. Да хоть 1 см растите, будет держаться, при некоторых условиях. А вот если осаждаете слой хрома или никеля в 1 мм — гарантированно будут проблемы из-за внутренних напряжений в осажденном слое металла.
Почти та же гадость, хоть и в меньших масштабах (нет наводороживания!), определенно, будет и в слое серебра, но все возникающие напряжения будут гаситься деформацией кристаллов осажденного осадка серебра. Ибо — мягкий металл, деформируется без разрушения. Так что, толстые и очень толстые гальванически осажденные слои серебра, золота, свинца, олова и т.п. вполне реальны, а никеля, хрома, кобальта — нет.
Лично мне не ясно, что Вы там за литературу читали, с рецептиками электролитов. Стандарт для электроосаждения серебра — цианидный электролит с его вариациями. Везде в качестве анода просто прописано металлическое серебро. Которое, безусловно, нужно использовать. И которое будет растворяться в ходе электролиза, чем почти исключает необходимость корректировки состава.
Да, где-то на катоде/аноде выход по току может получиться не 100%, и со временем корректировка станет необходима. С очень большим временем.
Скажем, разными народными умельцами (да и в лабораторной практике тоже) широко используется электролит без свободного цианида, но с участием цианидных комплексов серебра. Роль местоблюстителя престола вместо свободного цианида исполняет роданид. Погуглите на ферроцианидный электролит серебрения, станет более понятно. Эффективная штука, не сложно приготовить.
Re: гальванопластика серебра
Сообщение antabu» Ср окт 31, 2012 11:01 am
C литературой по гальванопластике серебра не густо, но на форуме вроде была аналогичная тема со ссылкой на конкретную книжку viewtopic.php?p=357303#p357303
Большинство бесцианидных электролитов юзают с нерастворимым анодом, но есть исключение — иодидный. Сам не пробовал, по отзывам — капризный.
Источник: www.chemport.ru
ЭДМ-АРТ — серебряная бижутерия методом гальванопластики (Санкт-Петербург)
Соцсети:
01.2015
Производственная компания ЭДМ-АРТ из Санкт-Петербурга уже более пяти лет выпускает оригинальные объемные украшения на стыке ювелирных и бижутерии.
Украшения и сувениры состоят из серебра высшей пробы (999,9). Но при этом формально они не могут быть причислены к группе ювелирных изделий, поскольку при используемой технологии гальванопластикивнутри украшения остается воск от модели. Клеймению же, по действующему закону, подлежат только «целиковые» (литьевые) изделия. В результате ЭДМ-АРТ предлагает своим покупателям крупные и одновременно легкие изделия авторского дизайна, формально принадлежащие к группе «ювелирная галантерея» (бижутерия).
Как производят ювелирную бижутерию методом гальванопластики?
Метод гальванопластики («электроформинг») позволяет производить крупные, объемные серебряные украшения несравнимо меньшего веса, чем если бы данные изделия были целиком отлиты из серебра. Благодаря данной особенности ювелирным дизайнерам «есть где развернуться» — в появившуюся дополнительную площадь «с эффектом 3D» можно вписать гораздо более разнообразные сюжеты. А клиенты, в свою очередь, ценят легкость этих эффектных украшений — особенно когда речь идет о серьгах или иногда просто громадных с виду кольцах.
Суть метода упрощенно — в следующем. Из восковой модели в гальванической ванне, где растворено серебро, под действием тока «выращивается» полноценное украшение. Серебро осаждается на модели слоями, и итоговое серебряное покрытие составляет более 200 микрон (в отличие от технологии серебрения металлов, когда слой серебра получается от 2 до 20 микрон максимум). Компания указывает точный вес серебра на изделии на бирке, прилагаемой к украшению.
Далее, изделие полируется, на него накладывается чернение, подчеркивающее фактуру, и оно снова полируется до блеска. Все изделия компании ЭДМ-АРТ, по информации на сайте, производятся вручную, и проходят обязательную проверку качества.
Какие украшения и ювелирные изделия входят в каталог ЭДМ-АРТ?
Основной ассортимент в каталоге компании «ЭДМ-АРТ» составляют сувениры и украшения — серьги, кулоны, бусы, кольца, броши и браслеты.
В каталоге есть также интересные дополнительные аксессуары — например, оригинальные заколки для платков и палантинов, а также заколки-шпильки для волос.
Сувенирыпроизводства ЭДМ-АРТ имеют собственных поклонников благодаря своей характерности: каждая фигурка обладает индивидуальностью и была задумана с некоторой порцией доброй иронии.
Где можно купить украшения и сувениры из гальванопластики от ЭДМ-АРТ?
Украшения бренда ЭДМ-АРТ можно приобрести напрямую, связавшись с представителями фирмы, например, через группу вконтакте: vkontakte.ru/club11712579
Кроме того, ассортимент ЭДМ Арт широко представлен в розничных партнерских сетях, например:
- Санкт-Петербург— в магазинах сети «Серебро» ( Марата 16 , Каменностровский 44, Невский 60)
- Москва— в магазинах «Самоцветы» на Арбате 35, «Арбатская лавица» на Арбате 27, «ТЦ Тимирязевский» на ул. Яблочкова, д.21А, и других
Компания также присутствует на выставках Джунвекс в Москве и Санкт-Петербурге — смотрите актуальное расписание ювелирных выставок.
Витрина
Источник: juvelirum.ru