Наличие или отсутствие гарантийного срока — это ключевой момент в решении вопроса о правах потребителя при обнаружении недостатка в товаре.
Если вы обнаружили в товаре недостаток и решили обратиться к продавцу, первый вопрос на который следует ответить, установлен на товар гарантийный срок или нет?
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что такое гарантийный срок
- Для чего нужен гарантийный срок
- Гарантийный срок и гарантия
- Где и кем указывается гарантийный срок
- Мифы и заблуждения
- Что делать, если гарантийный срок не установлен или истек
- Верно ли утверждение, что гарантийный срок составляет 2 года
Что такое гарантийный срок
Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона (ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»).
Обзор судебной практики по защите прав потребителей
Переведем с юридического на доступный язык. О чем статьи 18 и 29 Закона?
Статья 18 говорит, какие требования потребитель может предъявить продавцу в случае обнаружения недостатка в товаре.
Статья 29 – тоже самое, только в отношении недостатков работы или услуги.
Здесь и далее будем рассматривать вопрос только в контексте ненадлежащего качества товаров. В отношении услуг и работ данные правила могут быть применены по аналогии.
Итак, обнаружив в товаре недостаток потребитель вправе потребовать:
- Безвозмездного устранения недостатка (гарантийный ремонт);
- Замены товара на аналогичный или другой марки;
- Соразмерного уменьшения покупной цены;
- Возврата денег.
Указанные требования можно предъявить только в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок истек или не установлен , Закон устанавливает иные правила возврата товара (см. об этом ниже).
Срок гарантии
С гарантийным сроком часто путают срок службы, срок годности, также встречается просто термин «гарантия». Например, встречаются такие формулировки:
- Гарантия качества,
- Срок гарантии и пр.
Как видим, здесь все намешано и зачастую сами продавцы не могут отличить гарантийный срок от сроков гарантийного ремонта и сроков службы.
Такого понятия как «Гарантия» действующее законодательство не содержит. Это еще один термин, породивший в быту заблуждения.
Срок гарантии – это гарантийный срок.
Срок гарантии – это не гарантия качества товара!
Так, гарантия не означает, что продавец или изготовитель гарантируют, что товар будет работать в течение определенного срока. Для это законом установлены иные понятия:
Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению.
ТОП10 — Закон о защите прав потребителей — интересные факты (возврат товара по гарантии)
Срок годности упоминается в контексте продуктов питания, медикаментов, бытовой химии и означает период времени, по истечении которого указанная продукция считается непригодной для использования по назначению.
Что такое гарантийный срок, где и кем он устанавливается
Можно выделить следующие правила о гарантийном сроке:
ПРАВИЛО № 1
Гарантийный срок может быть установлен изготовителем товара или продавцом.
Ключевое в этой фразе – «может быть».
Здесь важно усвоить следующую мысль :
Ни изготовитель, ни продавец НЕ ОБЯЗАНЫ устанавливать гарантийный срок на товар.
Иными словами, это ПРАВО продавца или изготовителя устанавливать гарантийный срок на товар или нет. ПРАВО, А НЕ ОБЯЗАННОСТЬ.
Таким образом, гарантийный срок на товар может быть установлен, а может и не быть установлен. Нарушением это являться не будет!
ПРАВИЛО № 2
Гарантийный срок всегда указывается письменно!
Об этом говорится в статье 10 Закона.
Гарантийный срок на обувь, одежду по закону о защите прав потребителей
Законом гарантийные сроки не устанавливаются! Только изготовителем или продавцом.
Нет таких групп товаров, на которые гарантийный срок устанавливался бы «по умолчанию».
Среди потребителей встречаются следующие заблуждения:
- Гарантийный срок на обувь составляет 14 дней.
- Гарантийный срок на одежду – 30 дней.
- Гарантийный срок по закону – 2 года.
Все это ошибочные умозаключения.
Существует главное правило:
Если гарантийный срок установлен – он указывается письменно. Если письменно срок не указан, значит он не установлен.
Где указывается гарантийный срок на товар
Гарантийный срок на товар может быть указан в любом виде, лишь бы ПИСЬМЕННО. Как правило, это сопроводительная документация:
- Гарантийный талон
- Кассовый чек
- Товарный чек
- Договор купли-продажи
- Товарно-транспортная накладная
- Акт приема-передачи товара
- Этикетка, наклейка на упаковке и пр.
Примеры отражения гарантийного срока в документации на товар
Различают гарантийные сроки, установленные изготовителем и сроки, установленные продавцом.
Гарантийный срок, установленный изготовителем
Итак, мы разобрались, что изготовитель не обязан устанавливать гарантийный срок на товар.
Если же срок установлен, он должен быть отражен письменно.
Изготовитель может устанавливает гарантийный срок любой продолжительности, которую сочтет нужной.
Гарантийный срок, установленный продавцом
Продавец, как и изготовитель, также вправе установить гарантийный срок на товар. Здесь будут действовать следующие правила:
ПРАВИЛО № 1
Продавец вправе установить гарантийный срок на товар, если он не установлен изготовителем.
ПРАВИЛО № 2
Если изготовитель установил гарантийный срок, то продавец вправе указать гарантийный срок большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара.
ПРАВИЛО № 3
Если продавец не установил гарантийный срок или установил срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем, потребитель вправе предъявить требования в пределах срока, установленного изготовителем.
Продавец говорит, что гарантийный срок есть, а в документах его нет
На практике встречается следующая ситуация: продавец утверждает (устно), что гарантийный срок на товар, например, 30 дней. Проверьте, чтобы это было отражено в документах (см. список возможных вариантов выше).
Если в документах срок не указан, требуйте от продавца, чтобы он сам написал этот срок. В кассовом чеке, товарном чеке, неважно.
Однако помним, что обязывать продавца установить гарантийный срок мы не можем!
Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция
Лопнула подошва на обуви, слез рисунок с любимой кружки или расползлась обивка на диване? Не спешите расстраиваться. В большинстве случаев товар с производственным браком можно вернуть, даже когда гарантия закончилась. Если прошло меньше двух лет после покупки, сделать это совсем несложно.
Нужно только провести экспертизу, которая подтвердит, что недостатки проявились не по вашей вине. Рассказываем, чем гарантийный срок отличается от срока службы. И как вернуть некачественный товар, если его купили почти десять лет назад.
По общему правилу потребитель может вернуть деньги за некачественный товар, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности (п. 1 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»).
Гарантийный срок — время, в которое товар точно должен быть качественным. То есть соответствовать тем целям, для которых его обычно покупают (п. 2 ст. 470 и п. 2 ст. 469 ГК).
Такие сроки устанавливаются, к примеру, на технику, одежду и обувь.
Если брак обнаружен в гарантийный период, предполагается, что он заводской. Доказывать обратное должен продавец или изготовитель.
Ксения Стихина, старший юрист тюменского филиала Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × .
Срок годности — период, после окончания которого считается, что товар нельзя использовать по назначению (п. 4 ст. 5 закона «О защите прав потребителей»). Подразумевается, что товар без гарантии не навредит потребителю, а вот просроченный — может. Сроки годности устанавливаются на продукты питания, косметику, бытовую химию и другие вещи, которые могут испортиться.
При этом получить деньги обратно можно, даже когда гарантия уже закончилась. Все зависит от того, когда проявился недостаток: в течение двух лет после покупки или во время срока службы товара. Сроки службы устанавливаются на товары длительного использования.
В это время изготовитель гарантирует, что товар будет работать, и соглашается нести ответственность за существенные недостатки (п. 1-3 ст. 5 закона «О защите прав потребителей»). Обычно на товары устанавливаются и гарантия, и срок службы. Так, гарантия на телевизор Samsung — 1 год, а срок его службы — 5 лет.
Во время гарантии у потребителя больше прав: вернуть некачественный товар гораздо проще.
Для техники действуют особые правила. Заменить ее на качественную или добиться возврата денег получится в течение 15 дней после получения товара на руки. Когда этот срок пропущен, вернуть технику тоже можно, но сложнее. О том, как это сделать, мы подробно писали в материале «Как вернуть деньги за телефон или ноутбук, если они сломались». А в этой статье поговорим о возврате других категорий товаров.
Когда прошло меньше двух лет с покупки
Если потребитель в течение двух лет после покупки товара обнаружил в нем недостатки, вернуть товар можно, даже если гарантия уже закончилась (п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»). Для этого нужно доказать, что «недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».
Вместо возврата денег за товар можно попросить:
- заменить товар на точно такой же;
- заменить товар на другой с перерасчетом цены;
- уменьшить цену;
- немедленно и бесплатно починить товар или возместить траты на ремонт в другом месте (п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей»).
Любое из этих требований можно предъявить к продавцу или к изготовителю товара. Два года нужно отсчитывать с того момента, как покупатель получил товар на руки.
Когда прошло больше двух лет с покупки
Если прошло больше двух лет, потребитель может требовать только устранения существенных недостатков (п. 6 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»). Доказать нужно то же самое: что они появились «до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».
Право на такой ремонт сохраняется:
- в течение срока службы товара;
- если такого срока нет, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
В двух случаях у покупателя возникают право на компенсацию расходов за ремонт в другом месте, на замену товара таким же качественным и на возврат денег:
- требование о ремонте не удовлетворили за 20 дней;
- недостаток оказался неустранимым — починить товар нельзя.
Конечно, предъявить можно только одно требование из трех. Претензию нужно направлять не продавцу, а изготовителю, уполномоченной им организации или импортеру. Так, импортером товаров Apple является ООО «Эппл Рус», а уполномоченной организацией для товаров Samsung — ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани».
Существенный недостаток не позволяет использовать товар по назначению. Чтобы недостаток характеризовался как существенный, нужно, чтобы:
- его нельзя было устранить — как раз такой дает право на возврат денег;
- ремонт был слишком дорогим — его цена приближалась к стоимости товара, превышала ее или выгоду, которую можно получить от использования товара;
- ремонт был слишком долгим — больше 45 дней;
- недостаток проявлялся больше одного раза;
- проблемы возвращались после ремонта (п. 13 постановления Пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года № 17).
Существенным недостаток делает хотя бы одно из этих обстоятельств.
Для сезонных товаров срок службы исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, разъясняет Стихина. Срок службы шубы, которую купили летом, исчисляется не с даты покупки, а с наступления первой зимы. Причем не календарной, а «юридической». Сезоны каждый регион устанавливает самостоятельно в зависимости от особенностей климата (п. 2 ст.
19 закона «О защите прав потребителей»). В Мурманске такая зима длится с 1 ноября по 1 апреля, в Краснодаре — с 1 декабря по 1 марта.
20 дней, которые закон отводит на ремонт в этом случае, изготовитель или импортер не может продлить самостоятельно, говорит Евгений Зубков, адвокат из Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Санкционное право группа Уголовное право Профайл компании × . Даже если починить товар в такие сроки объективно невозможно. Допустим, когда надо ждать запчасть из-за рубежа.
Но потребитель может согласиться на продление ремонтного срока до 45 дней, отмечает Елизавета Махова, юрист МКА Яковлев и Партнеры Яковлев и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) × (ст. 20 закона «О защите прав потребителей»). Отсрочить дедлайн на починку еще больше не получится. Правда, у изготовителей и импортеров обычно есть и детали, и квалифицированные специалисты, указывает Зубков. Поэтому в 20 дней уложиться вполне реально.
П. 6 ст. 19 закона «О защите прав потребителей» можно применить не только к одежде, обуви, мебели и другим некрупным покупкам. В деле № 29-КГ16-13 ВС подтвердил, что вернуть из-за существенного недостатка можно даже квартиру.
- Подать письменную претензию продавцу сначала без экспертизы;
- Если продавец, изготовитель или импортер откажется удовлетворять ее, провести экспертизу и подать повторную претензию уже с заключением эксперта;
- Если требования по-прежнему не удовлетворят, обращаться в суд.
Первый пункт может показаться излишним, но это не так. Наш корреспондент несколько раз возвращал некачественную обувь через год-полтора после покупки. Приносил претензию вместе с заключением эксперта-товароведа. Магазины перечисляли деньги и за обувь, и за экспертизу.
Но однажды, когда журналист все сделал по старой схеме, система дала сбой. Продавец без проблем вернул деньги за обувь, но компенсировать расходы на экспертизу отказался. Сказал, что у него есть свои специалисты, которые могли бы выявить дефект. В такой ситуации нужно обращаться в суд.
По закону наш корреспондент сделал все правильно, ведь подтвердить наличие недостатка обязан покупатель, подтверждает Полина Глотова, юрист адвокатской конторы Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Тот же Тимофей Стулаков* экспертизу проводить не стал. Когда у него лопнула подошва на ботинке и стал отклеиваться каблук, мужчина сразу подал претензию продавцу, а потом пошел в суд. Три инстанции подтвердили, что так делать нельзя. Раз гарантия закончилась, доказывать, что брак производственный, должен покупатель, а не продавец (дело № 88-1464/2019).
Еще один важный момент — не пропустить сроки. Если решите в первый раз приходить без экспертизы, удостоверьтесь, что успеете принести претензию с заключением специалиста до того, как истекут два года после получения товара на руки, срок службы или, если он не установлен, те самые десять лет.
Экспертиза — главное доказательство
В подобных случаях всегда важно подтвердить, что недостаток «возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». То есть доказать, что причина дефекта — производственная и не связана с неправильной эксплуатацией, объясняет Стихина. Опрошенные Право.ru юристы сходятся в том, что доказать это можно только с помощью экспертизы.
Для определения конкретного вида экспертизы необходимо обращаться в экспертные учреждения, которые в зависимости от товара подберут специалиста.
Жанна Гринева, юрист Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
В любом случае это будет товароведческая экспертиза, отмечает Яна Платицина, адвокат SK Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 1 место По выручке на юриста 18-20 место По количеству юристов 3 место По выручке Профайл компании × . Организаций, которые проводят такие исследования, достаточно много в каждом городе, добавляет Зубков. Главное — поставить перед экспертом вопросы о причинах и сроках возникновения недостатков, подчеркивает Платицина. А Гринева предлагает заранее сообщить продавцу дату, время, место проведения экспертизы и ее стоимость. Возможно, это сподвигнет его удовлетворить ваше требование, не дожидаясь результатов исследования. Ведь это способ сэкономить.
Закон не ограничивает потребителя в выборе экспертного учреждения, можно обратиться в любое, говорит Махова. Она советует попросить у эксперта диплом об образовании в соответствующей сфере или хотя бы свидетельство о повышении квалификации. Совсем здорово — изучить, признавали ли суды исследования этого эксперта недопустимым доказательством.
И, если такое случалось часто, поискать другого специалиста. Посмотреть решения судов можно, например, в справочно-правовой системе «Консультант Плюс». Судебная практика бесплатно доступна там весь день по выходным и с 20 до 24 часов в будние дни.
Так, Татьяне Кринаковой* не понравилось качество ее ботфортов. С них сходила краска, а задник был слишком жестким. В суд женщина принесла выгодное для нее заключение специалиста, но его не приняли. Эксперт не указал, какие технологии были нарушены при окраске обуви и изготовлении задника. А еще не приложил к заключению документы, подтверждающие его образование (дело № 88-1269/2019).
Продавец, импортер или изготовитель может провести свою экспертизу. Если на ее основании он откажет покупателю, нужно обращаться в суд, говорит Глотова. Это муторно, но есть и свои плюсы. К примеру, если требования покупателя удовлетворят, ему полагается дополнительные 50 % от суммы, которую присудили (п. 6 ст.
13 закона «О защите прав потребителей»). При этом суд может согласиться с внесудебным исследованием потребителя или продавца. Но обычно назначается новая товароведческая экспертиза, рассказывает Зубков.
Заказывать экспертизу до суда нужно по рыночной цене. Иначе есть риск, что при возмещении расходов на нее в судебном порядке всю стоимость не взыщут.
Яна Платицина, адвокат SK Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 1 место По выручке на юриста 18-20 место По количеству юристов 3 место По выручке Профайл компании ×
В суде покупатель сможет возместить стоимость своего исследования, если подтвердит адекватность его цены ответами на запросы от нескольких экспертных организаций, добавляет Глотова. Для чего нужно предоставить договор со специалистом, а также чеки и квитанции, заключает Стихина.
* Имя и фамилия изменены редакцией.
Источник: pravo.ru
Права потребителей в рамках гарантийного срока
Одним из вопросов, который интересует покупателя при приобретении товара или услуги, является вопрос наличия гарантии.
Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные нормами Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребитель обязательно должен быть проинформирован изготовителем/продавцом о наличии гарантийных обязательств.
Обращаем внимание, что установление гарантийного срока на товар или услугу является правом, а не обязанностью изготовителя/исполнителя или продавца. Таким образом, отсутствие гарантии не является нарушением прав потребителей.
Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.
Также продавец может установить на товар дополнительную гарантию, то есть гарантию после окончания гарантийного срока изготовителя или вообще вместо него, если изготовителем он не был установлен. Условия такого обязательства определяются договором между потребителем и продавцом.
Необходимо отметить, что требования, связанные с недостатками товара потребитель может предъявить и при отсутствии гарантии, в период срока службы товара или в течение двух лет с момента приобретения, однако, наличие гарантии даёт некоторые преимущества.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, то со дня изготовления товара.
Одним из положительных моментов наличия гарантийных обязательств для покупателя является отсутствие у него обязанности доказывать причину возникновения недостатка товара или услуги.
Всем известно, что потребовать безвозмездного ремонта или замены товара, а также возврата уплаченных денег потребитель может только в случае, если выявленный дефект возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, проще говоря, если недостаток является производственным, а не появился по вине покупателя, например, из-за неправильной эксплуатации.
Если у потребителя имеется гарантия, то он ставит в известность изготовителя или продавца о проявившихся дефектах и уже на них возлагается бремя доказывания причин и условий, способствовавших возникновению такого недостатка.
Если же гарантийный срок не был установлен, то обязанность по доказыванию, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», ложится на плечи самого потребителя.
Источник: zppdon.ru