С незапамятных времен остров Мурано известен своим уникальным стекольным искусством. Изготовление неповторимых по своей красоте изделий из дутого стекла, созданных и обработанных мастерами-ремесленниками, прославило маленький остров, лежащий в Венецианской лагуне, на весь мир.
Муранские изделия бесконечны в своем разнообразии: это скульптуры, светильники, бокалы, чаши, кубки и другие предметы для украшения — как классических, так и современных направлений. В основе венецианской традиции лежит виртуозное использование пластичности стекла и возможность его надувать и моделировать со всей возможной фантазией мастера.
Муранское (или Венецианское) стекло всегда было синонимом изысканности и хорошего вкуса, но мало кто знаком с тысячелетней историей этого искусства.
Хотя изделия из стекла умели делать финикийцы и египтяне. В Египте были обнаружены остатки старинных стекольных мастерских, которые обрабатывали местные материалы – песок и соду. В Древней Греции центром стекольного производства считалась Александрия: здесь родилась техника гравировки как декоративный элемент на поверхности изделия из стекла.
МУРАНСКОЕ СТЕКЛО: КАК ДЕЛАЮТ УКРАШЕНИЯ. Производство муранского стекла.
Завоевав Египет, римляне выбрали лучших стеклоделов и увезли их в Италию, где была изобретена стеклодувная трубка из железа, используемая до сих пор. Во времена Нерона стекло в Риме уже было предметом повсеместного употребления, и, как следствие, стекольное производство распространилось и в других местах империи, где можно было найти подходящий песок: в Испании, в Галлии.
Византия подняла стекольную технику на высокий уровень развития и завоевала мировой стекольный рынок примерно на 500 лет.
Развитие стекольного дела в Венецианской республике
С падением Византийской империи производство и искусство стекла продолжилось в Венеции, где оно зародилось около пяти веков назад.
В 1291 году в Венеции был издан приказ, согласно которому все печи, работавшие в городе, должны были быть перевезены на остров Мурано.Такая мера безопасности была вызвана участившимися пожарами, а если учесть, что в Венеции того времени большинство построек были деревянными, то любой пожар мог легко охватить весь город. Все местные стеклодувы вместе со своими мастерскими тоже должны были переселиться на остров.
В то же время чтобы защитить ремесло стеклодува, уберечь секреты профессии от распространения, всем стекольных дел мастерам было строжайше запрещено покидать Венецию, а тот, кого обнаруживали за пределами указанного властями местожительства, подвергался жестокому наказанию: его отправляли на каторгу или убивали, а у семьи несчастного отбирали все имущество.
С другой стороны, стеклодувы обладали и немалыми привелегиями. Их труд очень хорошо оплачивался, их имена записывали в «Золотую книгу острова», что давало право им и их детям сочетаться браком со знатными венецианцами, и потомки от таких союзов сохраняли знатное достоинство. Муранские мастера имели свое управление, свой суд и даже чеканили свою монету. Особой привилегией муранских мастеров было право носить два кинжала для защиты от разбойных нападений.
История Муранского стекла
Муранская продукция быстро снискала мировую славу. В XIII-XIV веках знатные дома Европы заказывали в венецианских стекольных мастерских бокалы, который по сей день хранятся в музеях. Венеция переманила к себе самых лучших мастеров стекла мира того времени и была очень ревнива по отношению к ним: каждая попытка покинуть Венецию сурово наказывалась.
Начав с производства стекол для окон, дверей, витражей, несложных стеклянных украшений, к 15 веку благодаря мастерам с высоким техническим и художественным уровнем Мурано достиг международного признания в изготовлении изделий из дутого стекла. К этому времени на острове работало около трехсот стекольных мастерских, а ремесленников с семьями насчитывалось примерно 25 тысяч.
Искусство стекольного дела достигает своего расцвета в Венеции в конце XV – начале XVI века. В следующие века состав смеси для производства стекла продолжает улучшаться, что дает возможность получать изделия необычайной легкости.
Люстра из муранского стекла. Фото worldcasa.it
С падением Венецианской республики почти полностью прекращается и муранское стекольное производство, и возрождается только во второй половине XIX века, тогда же стали формироваться школы для будущих мастеров стекла.
Как рождаются изделия из стекла
Процесс производства стекла, на уровне ремесленных мастерских, несмотря на прошедшие века, совершенно не изменился. Ничего лучше стеклодувной трубки из железа так и не было придумано, а конечный результат изделия, как и сотни лет назад, зависит прежде всего от мастерства и художественного вкуса стеклодела.
Если отправиться в мастерскую, где рождаются изделия из стекла и понаблюдать за всеми фазами производства (в Мурано мастера-стеклодувы счастливы продемонстрировать публике свое искусство), создается впечатление перемещения на несколько веков назад.
Печь разогревают до 1200 градусов. Затем из печи достают тигель со стекольной массой, из которой мастер набирает железной трубкой определенное количество еще раскаленного материала, обычно это большая капля, так называемый bollo. При такой температуре стекло быстро обрабатывается до тех пор, пока его температура не понизится до 750 градусов: стеклодел дует в трубку и одновременно поворачивает ее, моделируя желаемый объект и помогая себе пинцетом и ножницами, которые ему подает подмастерье. Дальше температура в печи поддерживается на уровне 600 градусов. При такой температуре изделие должно находится не менее суток, иначе резкое охлаждение могло бы привести к разрушению стекла.
Стеклоделы за работой. Фото promovetro.com
Чтобы получить цветное стекло, в смесь добавляют небольшое количество оксидов металлов: железо для зеленого, кобальт для голубого, коллоидное золото или медь для красного, олово – для молочного цвета.
Поскольку почти все стадии производства зависят от импровизации стеклодува и от температуры стекольной массы, каждое изделие всегда остается неповторимым и уникальным, другого абсолютно такого же не существует.
Технологии муранского стекла
Для изготовления муранского стекла используются несколько технологий, определяющих то, как будет выглядеть готовое изделие.
Авантюриновое стекло (all’avventurina) получают, добавляя к стекольной массе медную крошку, которая, кристаллизуясь, придает стеклу красивый «мерцающий» эффект.
Ваза с эффектом «all’avventurina». Фото promovetro.com
Филигранное стекло (a reticello) образуется, когда в бесцветную стеклянную массу вводят цветные стеклянные нити, чаще всего молочного цвета. Нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок, вдувают в эту форму комок стекла, к которому эти нити прикрепляются. Затем комок еще раз опускают в жидкое стекло и после этого уже формируют нужное изделие, внутри стенок которого остается сеточка из стеклянных нитей.
Блюдо, выполненное в технике «a reticello». Фото piazzadellafiera.altervista.org
Мозаичное стекло или «millefiori» (тысяча цветов) создают, первоначально спаивая в один цилиндрический прут разноцветные стеклянные нити так, чтобы в поперечном разрезе образовалась фигура (например, цветок, круг или звездочка). Затем этот прут нарезается на тонкие пластинки, которые вплавляются в стеклянную массу. Создается впечатление, что изделие соткано из множества мельчайших фигур.
Вазы в технике «миллефьори». Фото promovetro.com
Кракеллаж или ледяное стекло (a ghiaccio) – эта техника заключается в погружении раскаленного стекла в холодную воду. Термический перепад приводит к появлению многочисленных трещинок на поверхности стекла, а изделие кажется созданным изо льда.
Техника «а ghiaccio». Фото lombardiabeniculturali.it
Похожая техника – пулегозо – состоит в образовании в стекле пузырьков воздуха при погружении горячего стекла в холодную воду и быстром возвращении его обратно в печь.
Музей стекла
Музей стекла на острове Мурано был открыт в 1861 году стараниями аббата Винченцо Дзанетти. В 1862 году он основал при музее и школу, которую стеклодувы посещали по выходным, изучая рисунок и стеклянные шедевры мастеров прошлого, хранящиеся в музее.
Музей стекла на острове Мурано. Фото archeoveneto.it
Представленные в музее коллекции расположены в хронологическом порядке: археологический раздел включает в себя интересные находки римского периода, относящиеся к I-III векам; помимо того в музее представлены изделия стеклоделов XV-XX веков, среди которых – немало стеклянных произведений мировой известности.
После вхождения в 1923 году острова Мурано в состав комуны Венеции музей стал одним из муниципальных музеев города. Его собрание расширилось за счет коллекций Коррер, Чиконья и Молин, обновивших экспозиции произведениями периода Возрождения. Современный раздел сегодня пополняется в том числе и за счет мастеров острова, приносящих в дар музею свои произведения из стекла.
Экспонаты музея стекла. Фото it.wikipedia.org
Популярность муранского стекла с годами не уменьшается, а только возрастает. Оригинальные и неповторимые изделия местных стеклоделов продолжают пользоваться неизменным спросом во всем мире. Возможно, секрет их привлекательности в том, что каждый предмет хранит в себе следы не только кропотливого труда, но и тысячелетней истории этого уникального искусства.
Напоследок заметим, что оправляться на открытие острова Мурано и его великолепного стекла лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду. Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. «Италия по-русски» советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars, многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в в Венецию или же один из аэропортов Италии.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Венеции с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi: Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.
Заказать такси.
Источник: italia-ru.com
Где делают муранское стекло
Мастера, способные творить поистине сказочные вещи, — это не выдумки. Существуют они и сегодня, бережно храня полученные от предшественников знания и умения. Есть и секреты мастерства и производства, и по сей день являющиеся особо охраняемыми. Например, секреты муранских стеклодувов.
География стекла
О том, из чего и как делают стекло мы уже рассказывали в одной из наших статей. Подробнее об этом можно прочесть здесь. А сегодня мы расскажем об одном из старейших стекольных промыслов в Европе и, пожалуй, во всём мире.
Итак, муранское стекло производят . в Италии. Если совсем точно — на острове Мурано, что находится в Венецианской лагуне в двух километрах севернее острова Риальто. Мурано иногда даже называют «малой Венецией».
До конца 13 века Мурано был исключительно местом загородных прогулок и отдыха. А стекольное производство было перенесено на остров по решению венецианских властей в 1291 году. Сделано это было по двум причинам: уберечь секреты мастеров от разглашения и избавиться от риска городских пожаров.
История промысла
Стекловарением в Венеции занимались задолго до переноса мастерских на остров — начиная с 8 века. Быстрому развитию производства способствовала не только уже вполне отработанная технология, но и выгодное географическое положение города.
Венецианцы работали не только с уже известными всем технологиями, но и активно интересовались секретами соседей. Так, в 1204 году Энрико Дандоло получил доступ к секретам византийских стекловаров.
Последовавшее за этим бурное развитие отрасли повлекло за собой перенос мастерских на остров Мурано и всемирно известное и баснословно дорогое «венецианское стекло» стало не менее дорогим «муранским».
К 16 веку муранское стекло было не просто предметом роскоши, но и необычайно желанным приобретением практически для любого аристократа. Особенно ценились вазы для фруктов и блюда на крепких ножках, кувшины с выгнутыми ручками и воронкообразные стаканы на тонкой ножке.
Ревниво оберегая секреты своих мастеров, венецианские власти начали, как говорится, «закручивать гайки». О попытках вывезти какие-либо компоненты стеклянной смеси не стоило даже думать, а уж о том, чтобы выехать куда-то мастеру — и речи не шло. За такую попытку можно было запросто лишиться не только свободы, но и жизни.
Были, правда, и привилегии. Например, дочь стеклодува могла выйти замуж за представителя аристократического семейства. Мастерам также предоставлялись и некоторые налоговые льготы.
Как ни берегли венецианцы свои производственные секреты, французам удалось добыть секрет изготовления фирменных зеркал. Министр финансов Людовика XIV — Кольбер — подкупил трёх мастеров и вывез их во Францию, пообещав всяческих благ. Несмотря на потерю невероятно дорогого секрета, тайну изготовления цветного муранского стекла так и не удалось никому раскрыть.
На смену любому расцвету неизменно приходит угасание. Этот естественный ход событий не миновал и муранских стекловаров и стеклодувов. К 17 веку Венеция уже утратила свои преимущества как крупный торговый центр. В добавок ко всему, мода на хрупкие творения муранских мастеров сменилась модой на тяжелое гранёное стекло Богемии и Силезии.
Кончилось совсем печально: в 1797 году Италию заняли войска Наполеона и к 1806 году буквально все заводы и мастерские были разрушены, а вхождение Венеции в состав империи Габсбургов в 1814 году вообще поставило крест на отрасли.
Возрождение традиций
Несмотря на столь печальный исход, меньше чем через полвека в 1854 году шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику по производству бытового стекла, а вскоре занялись и стекольным искусством.
Ещё через пять лет адвокат Антонио Сальвияти открыл собственную фабрику «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo». Этот достойный человек занялся производством стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики, также созданием новых полотен.
В 1921 году произошло очередное знаковое событие в истории возрождения традиций Мурано: компания «Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini стала законодателем мод в области модерна.
Сегодня на острове насчитывается около четырёх тысяч заводов, фабрик и мастерских по производству знаменитого стекла. К сожалению, дела у современных стекловаров и стеклодувов идут не всегда хорошо, но отрасль жива и, хочется надеяться, ещё не скоро угаснет.
Секреты мастерства
Долгие века секреты муранских мастеров бережно охранялись от чужих глаз, но сегодня часть из них уже раскрыта. Например, можно в нескольких словах передать ход процесса стекловарения.
В начале к местному силикатному песку добавляют различные дополнительные компоненты, от которых в итоге будет зависеть цвет стекла. В частности, изделия синего цвета получаются при добавлении окиси кобальта, а красное стекло получится если добавить настоящий золотой порошок.
Полученную смесь отправляют в специальную печь, температура в которой превышает тысячу градусов. Полученную жидкую смесь вынимают и буквально за считанные минуты стеклодув выдувают необходимое изделие. Полученное изделие отправляют в другую печь, в которой оно простоит не меньше суток, постепенно остывая.
Разновидности муранского стекла
Существует несколько разновидностей муранского стекла:
- Агатовое стекло. Изделия из такого стекла многослойные. Их разноцветные слои расположены в разных плоскостях, что делает изделия из такого стекла похожими на изделия из агата.
- Авантюриновое стекло, его ещё иногда называют «золотым песком». Его получают путём добавления в стеклянную массу медной крошки, которая кристаллизуется при высокой температуре и дает в итоге своеобразный эффект. Изделия из такого стекла очень похожи на изделия из натурального авантюрина. Сам камень в природе бывает трёх цветов: коричневого, синего и зелёного. Последние два оттенка встречаются крайне редко и нередко их заменяют авантюриновым стеклом.
- Филигранное стекло получают, добавляя в массу прозрачного стекла множество тонких цветных нитей. Нити эти представляют собой либо хаотичное сплетение, либо правильную сетку. В итоге, не без технологических тонкостей, после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру.
- Мозаичное стекло, изготовление которого получило название «технология Миллефиори», в изготовлении сложнее всего: тонкие прутки слоёного разноцветного стекла, в поперечном сечении имеющие форму цветочка, звезды, круга или другой геометрической фигуры, нарезаются на миллиметровые кусочки и вплавляются в другие стеклянные формы.
Сегодня появилось немало аналогов муранского стекла, значительно уступающие оригинальным вещам по качеству и внешнему виду. Так что будьте внимательны. Ну а если вам доведётся побывать в Италии и попасть в Венецию — отправляйтесь на остров Мурано. Сегодня туда можно попасть практически беспрепятственно и посетить Музей стекла на Стеклянной набережной или одну из многочисленных сувенирных лавок. Поверьте, оно того стоит!
Источник: www.poetomu.ru
Муранское стекло: где и как производят, как отличить от подделки, история венецианского стеклоделия
Когда смотришь на муранское стекло, кажется, что внутри него заключены букеты цветов, россыпи самоцветов и радуга. Сегодня эти произведения искусства продолжают изготавливать только вручную. Нередко в магазинах можно наткнуться на подделку, отличить её от подлинного венецианского стекла простому покупателю трудно, но возможно. О том, как это сделать, вы узнаете из статьи.
История венецианского стеклоделия
Муранское стекло начали изготавливать еще в XIII столетии итальянские мастера с острова Мурано, который расположен недалеко от Венеции. Венецианские стеклодувы и раньше знали, как делать стекло, но оно не имело большой художественной ценности. Из него делали простые сосуды для применения в быту, различные украшения и бусы.
Только в XIII веке из Константинополя в Италию попал рецепт изготовления византийского стекла и образцы художественных изделий. Это событие послужило толчком к развитию венецианского стеклоделия в том виде, который принёс ему мировую славу.
Мастерские по выплавке стеклянных изделий, расположенные в Венеции, перенесли на отдельный остров, опасаясь пожара в городе, построенном из деревянных брёвен. Мастера вместе с семьями селились на острове Мурано. Искусство передавалось по наследству, стеклодувы пользовались всеобщим уважением и имели важные привилегии. Например, они могли выдавать дочерей за представителей знатного рода, а внукам по наследству предавались все титулы отца. Иностранцы не могли строить стекольные мастерские на острове.
После завоевания Венеции французскими войсками в XVIII веке венецианское стеклоделие пришло в упадок, забылись старинные рецепты, разорились и закрылись мастерские. Только в середине XIX столетия уникальное производство возродилось, благодаря появлению завода, где снова начали делать венецианское стекло с использованием традиционных рецептов.
Где и как производят муранское стекло
В Италии на острове Мурано можно увидеть, как изготавливается муранское стекло в частных мастерских. Туристам разрешают посмотреть на производство, не посвящая их во все детали. Экскурсоводы увлечённо рассказывают историю венецианского стеклоделия, а стеклодувы Мурано показывают, как рождаются на свет прекрасные венецианские вазы и стеклянные сувениры из обычного песка.
За тысячелетнюю историю существования инструмент стеклодувов не претерпел изменений. Они работают железной, полой внутри тростью, на треть покрытой деревом.
На одном конце трости находится мундштук, на другом – специальное утолщение для набора жидкого стекла, которое плавится в печи при температуре более 1000 °C. Мастер набирает трубкой стеклянный шар, дует в мундштук, и полость изделия наполняется воздухом. Так создаются все стеклянные предметы.
Источник: attuale.ru