Ответ от ALexx[новичек]
Этот вопрос очень часто задают, в народе живет масса суеверий по поводу правил ношения и формы православного креста. Есть два возможных ответа на этот вопрос: 1) описать все возможные формы крестов — это очень интересно, на это уйдет несколько часов и получится целая книга; 2) назвать основные признаки, каким может и каким не может быть православный крест. Сразу оговоримся, речь пойдет только о нательных крестах, носимых скрыто на теле под одеждой – именно такие кресты имеет право носить мирянин. Кресты поверх одежды имеют право носить служители Церкви.
Итак, православный нательный крест обязательно должен быть освящен православным священником и не должен иметь атрибутов и признаков, относящихся к другим церквям и не относящихся к православной церкви.
Такими наиболее яркими атрибутами являются:
А) На крестах с распятием – три гвоздя, а не четыре (обе ноги Спасителя пробиты одним гвоздем) . Три гвоздя – католическая традиция, четыре гвоздя – православная.
Надпись на кресте «ИНЦЫ» обязательна? Протоиерей Андрей Ткачев
Ранее также считалось, что на крестах с распятием, если Спаситель изображен на кресте живым – это православная традиция, если нет – в основном католическая (тело повисло на руках) . В настоящее время эта традиция уже не всегда поддерживается.
Б) Подножка косая – косая перекладина (внизу креста) с правым концом вверх (если смотреть «с креста» , а если стоять перед крестом и смотреть на него – то левым концом вверх) – считается признаком православного креста, хотя и не на всех православных крестах присутствует.
Ранее кресты с горизонтальной (не наклоненной подножкой) встречались только в западных церквях, но уже достаточно давно используются и РПЦ.
В) На православных крестах надписи делаются в основном на церковно-славянском и греческом языках (чаще в русской транскрипции) , но в принципе по Евангелиям могут на дощечке над Спасителем быть еще надписи на латыни (INRI), греческом, иврите, — но это встречается в православных восточных церквях крайне редко.
Г) Наиболее наглядный пример: некоторые считают, что православные не должны носить так называемый латинский крест (без распятия и без трех гвоздей) , даже если он освящен в православной церкви. Это грубая ошибка, так как именно на таком по форме кресте был распят Спаситель, о чем свидетельствовала Святая Ольга. Латинским он называется не из-за принадлежности к римской католической церкви, а из-за того, что латиняне (римляне) использовали такой крест для распятия Спасителя.
Д) Вообще в православной крестографии встречаются кресты самых разных форм, с прямыми и овальными, даже округлыми линиями, с различным количеством концов (3, 4, 6, 7, 8), заметим, что 3-конечный, это тау крест = Т.
Г) Безусловно, на православном кресте должны отсутствовать эмблемы и монограммы других церквей (обычно они ставятся на оборотной стороне креста) – папские монограммы, изображения Ватикана и т. п.
Русский православный крест (т. е. присущий в основном только РПЦ) – это 8-конечный крест (с табличкой с надписью вверху и косой подножкой внизу) , а также – 6-конечный крест (без таблички с надписью наверху) . Но конечно русские православные христиане носят не только такие, но и другие православные кресты.
Что Означают Буквы и Надписи на Кресте Господнем! Символы на Кресте и их Значение! Знаки на Крестике
Таким образом, главное: крест должен быть освящен православным священником и не иметь противоречащих православию признаков и символов.
Если у Вас возникают сомнения по поводу конкретного символа или креста, лучше обратиться к священнику.
Кресты можно дарить, крестильный крест (полученный при крещении) можно хранить, а носить другой крест. Найденный крест после освящения священником также можно носить. Многочисленные суеверия утверждают, что всего этого делать нельзя.
Источник:
Ответ от Михаил Владимирович[гуру]
Это типично латинский (католический) нательный крестик. Конечно, можно носить. )))
Ответ от Лидия . [гуру]
Надпись IHRI, которая вследствие стилизованного написания буквы h выглядит более как N, означает аббревиатуру слов «Иисус Христос Царь Иудейский» на латинском языке. А можно ли православному носить такой крест, не знаю, боюсь ошибиться, Вы у батюшки спросите.
Источник: 22oa.ru
Монограммы христа
Монограммы Христа (священные монограммы) из двух или нескольких греческих и латинских букв появились еще в самом начале развития христианского искусства.
Монограмма ХР (Хи-Ро). Первой и самой зна-менитой из монограмм Христа считается ХР (Хи-Ро), или христограмма, представляющая собой две первые буквы греческого написания имени Христос: «хи» и «ро». Обе эти буквы имеют полные графические и фонетические аналоги в русском алфавите.
Эта монограмма символизирует самого Христа, его покровительство и его победу над смертью. Некоторое время христограмма была второй по значимости, после рыбы, эмблемой христианства. После того как в 306 году пришел к власти Константин Великий, первый римский император-христианин, христограмма заняла место орла на римских штандартах. Как пишет Евсебий, биограф императора, окончательно Константин принял новую веру, увидев знамение на небе, в котором христограмма явилась на фоне Солнца, — факт, объясняющий восприятие Константином Христа как воплощения Солнца.
Согласно другой легенде, этот знак явился императору Константину во сне, и голос сказал ему: «С этим знаком будешь ты побеждать». Боевое римское знамя с изображением этого знака называется Labarum. Знак Хи-Ро также называется Signum Dei.
После того как император Константин одобрил этот символ в качестве эмблемы для своего штандарта, он стал официальным и наиболее широко распространенным символом христианства, а в более широком значении — символом победы и триумфа, пока изображение креста не стало заменять его после падения Римской империи в V веке. Таким образом монограмма Хи-Ро как христианский символ древнее креста.
Интересно, что христограмма существовала еще до христианства: в греческом языке слово «хрестос» обозначало буквально «благоприятный» и также начиналось с X и Р; похожая монограмма использовалась еще ранее халдеями как символ Солнца. Как знак ХР (Христос), так и знак IX (Иисус Христос) использовались ранними христианами в качестве траурных монограмм.
В различных формах монограмма ХР встречается в катакомбах и гробницах, где молящиеся скрывались от преследования. Археологи находят этот знак на монетах, светильниках, глиняных черепках, надгробиях.
Иисус Христос — «Альфа и Омега». Благоприятной монограммой считается также комбинация букв «альфа» и «омега» — первой и последней букв греческого алфавита, которые ранние христиане использовали для обозначения всемогущества и бесконечности Бога, как записано в «Апокалипсисе»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний». Один из вариантов — размещение этих двух букв вместе с Хи-Ро в круге — символе вечности. Часто «омега» изображалась прописной, причем спрямленной, более легкой для написания, так что получалось Иногда «альфа» составляла пару с «тау» — последней буквой еврейского алфавита.
Монограмма «Альфа и Омега» символизирует вечность Иисуса Христа, она также отсылает к началу сочельника, как бы говоря, что Сын Божий вошел во время и пространство, став Человеком.
Монограмма IXΘYƩ. Рыба, по-гречески ixƟýσ, — как символ Иисуса Христа употреблялся уже в I веке, и не потому, что рыба часто фигурирует в земной жизни Иисуса, не потому, что Иисус завешал своим апостолам быть ловцами душ человеческих (дословно: духовными рыбаками), использующими сеть Евангелия, а потому что слово ixƟýσ может быть рассмотрено как аббревиатура. Слово состоит из пяти букв греческого алфавита i, x, Ɵ, ý, σ. Все они являются первыми буквами слов, которые вместе составляют христианское утверждение «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель».
Очевидно, символ ixƟýσ был знаком, по которому ранние христиане распознавали друг друга, особенно во время гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере. В религиозной живописи существует такой сюжет: человек рисует перед собой на песке изображение рыбы, тем самым давая понять другому, кто он таков.
Монограмма IHƩ. Монограмма, часто украшающая ризы, одеяния, знамена и т. д. Она состоит из первых трех букв слова IHƩΘYƩ, то есть Иисус.
Монограмма IHS. Более поздняя монограмма Христа. С упадком Греции в Средние века стали появляться монограммы из латинских букв, часто в комбинации с крестом.
Среди различных толкований этого символа наиболее известны следующие: «In Нас Salus» — «В этом (кресте) — спасение»; «Iesus Hominum Salvator», что переводится как «Иисус, спаситель человечества; «In Hoc Signo» (Vinces) — «С сим победишь». Последнее выражение предположительно было адресовано императору Константину; такая надпись сопровождала знамение креста, явленное ему в видении перед сражением, по завершении которого христианство стало официальной религией Римской империи. В Германии широко распространено толкование: «Jesus Heil und Seligmacher» — «Иисус Спаситель и Искупитель».
Иногда монограмму IHS помещают в круг вечности, в изображение Солнца. Данный символ напоминает об имени, которым Малахия назвал Мессию — «Солнце Праведности».
Во всех случаях монограмма IHS символизирует спасение или воскрешение.
Изображения этих трех букв широко распространены, и это наводит на мысль, что данная надпись относится к магической традиции и не имеет, по-видимому, никакого отношения к процитированным выше латинским толкованиям. В действительности же первоначально это была вовсе не латинская фраза, а греческая конструкция — эти три буквы, как утверждалось, были первыми буквами греческого варианта имени Иисуса — IHS. Однако уже к восьмому столетию эти буквы стали считать принадлежащими римскому алфавиту — IHSous.
В магической традиции вертикально стоящая буква I имеет значение центральной колонны, символизирующей прямостоящего, праведного человека, личность, ищущую гармонии, или мудрости, или инициации и т. д. Следовательно, когда этот символ имеет отношение к человеческому существу, буква I представляет собой человека, который, стоя лицом к лицу с миром сотворенным, находится в гармонии и равновесии. Этим и объясняется, в частности, почему в латинском варианте букву I принимали за сокращение от слова Иисус, который есть архетип человека прямостоящего. В отдельных магических системах буква I обозначает спинной хребет человека.
Буква Н (независимо от того, является ли она греческой или латинской) представляет собой полярность жизни — два противоборствующих начала (свет и тьма, добро и зло, ангельское и демоническое и др.), конфликт между которыми должен быть разрешен.
Буква S в монограмме IHS символизирует гармонизацию в душе человека противоборствующих полюсов (характеризуемых буквами I и Н) и обретение мудрости (буква 8 похожа на изогнутую змею, которая символизирует мудрость).
Монограмму INRI часто используют в различных девизах, она также является эмблемой христианских орденов иезуитов, святой Терезы и святого Бернардина из Сиены.
Несмотря на то что сейчас эту монограмму изображают на обложке Библии, на покрывалах алтаря и на подушечках под колени, ее значение и происхождение остается неясным для многих людей, поэтому довольно часто ее считают загадочным знаком.
Монограмма INRI. Эта аббревиатура составлена из латинских слов: «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» — «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Пилат, желая выставить Иисуса на посмешище, приказал начертать эту надпись на титулусе (доске на кресте для имени) по-латыни, по-гречески и по-еврейски: латынь — для римлян, греческий — для иностранцев и путешественников, а еврейский — для местных жителей. Поэтому в христианской символике иногда она приводится на трех языках.
Со временем буквы INRI стали изображаться на свитке, закрепленном в верхней части креста.
INRI — общеизвестный символ страданий.
«Иисус из Назарета, царь иудейский»
Монограмма INRI, закрепленная на кресте
Другие монограммы Христа
В данном знаке рыба — символ, взятый из очень раннего периода христианства. | Знак Христа, составленный из «I» и греческой буквы «X» |
Двойной крест — раннехристианский символ, состоящий из греческой буквы «X» и креста | Очень древний языческий солнечный диск, который толковался христианами как знак Христа: «i» — Иисус, «X» — Христос |
![]() |
|
Знак Христа, взятый из мозаик в катакомбах. Выполнен в трех разных форматах, наложенных один на другой | Комбинация знака Христа с «I» и «С» (Иисус Христос, Спаситель) |
Здесь греческая буква «Р» (ро) заменена латинской «К» | Скрытый знак Христа. Рассматривается как пересечение четырех букв «X» |
![]() |
|
Линия над монограммой означает Святой Дух | Монограмма Христа. Старый знак Спасителя, или Духа Святого |
Знак Христа, напоминающий египетский крест — анкх | По одной из теорий, «омега» внизу розы читается как «5», тогда знак означает «Rosa Rosarum» — одно из имен Девы Марии |
![]() |
![]() |
Знак Христа вместе с греческим словом «рыба» | Этот знак первоначально появился на греческих облатках для причастия. Он означает «Иисус Христос Победитель» |
Знак Христа, в котором греческая буква «Р» заменена на крючок. Здесь вместо «X» получается крест | |
Эти два знака представляют собой дальнейшее развитие предыдущего знака Христа | |
Трактовка этого креста следующая: «Христос, символизируемый крестом, рожденный Марией, символизируемой полумесяцем» |
Источник: vsemagi.ru
Анатомия распятия. Семь ужасающих фактов о казни на кресте
Cегодня, вспоминая библейские сюжеты, мы и представить себе не можем, какие адские муки испытывал Христос. Проведенные в разные годы исследования, подкрепленные медицинскими заключениями, подтвердили слова Цицерона: смерть на кресте — «самая ужасная из всех казней, какие придумали люди».
Распятие как способ казни ввели в обиход вавилоняне, не желавшие осквернять землю мертвыми телами казненных преступников. Греки считали это наказание крайне унизительным, а евреи называли повешенных на кресте проклятыми. В Риме в I в. до н.э. распятие широко применялось для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.
Существует немало теорий относительно того, что же в конечном итоге добивало несчастных, которых казнили столь болезненным способом. Наиболее вероятной причиной смерти распятого на кресте считается удушье.
Ужас 1. Невозможно нормально дышать
Когда распятую за руки и ноги жертву поднимали на крест, под действием веса тела происходило перерастяжение грудной клетки. Несчастному приходилось все время приподниматься на ногах и руках, чтобы обеспечить подвижность диафрагмы. Как только измученные мышцы ослабевали, тело повисало на гвоздях. В легких накапливался углекислый газ, и человек больше не мог сопротивляться удушью.
Ужас 2. Гвозди пробивали оголенные нервы
Пытаясь подтянуться вверх, чтобы вдохнуть, казнимый еще больше травмировал запястья, пробитые четырехгранным гвоздем с зазубринами. Что, кстати, могло привести к заражению крови.
Даже если ослабевший человек переставал бороться за жизнь и висел неподвижно, постоянное соприкосновение нерва с куском металла причиняло невыносимую боль. (Ощущения при лечении зуба без анестезии — цветочки по сравнению с тем, что испытывали распятые.)
Ужас 3. Жертва захлебывалась рвотными массами
Когда несчастный, истерзанный бичеванием, терял 1 — 1,5 литра крови, у него начинал обильно выделяться пот, и жажда одолевала его еще больше. Беднягу мучила тошнота, возникала рвота. В результате человек рисковал захлебнуться собственными рвотными массами.
Ужас 4. Суставы трещали от нагрузки
В тот момент, когда жертве прибивали к балке руки и ставили крест вертикально, вес тела полностью ложился на руки. Этого было достаточно, чтобы вывихнуть оба плечевых сустава. В результате руки смещались за пределы нормального диапазона движения на 15 сантиметров. Движение по кресту вконец срывало кожу с изодранной в клочья спины.
Ужас 5. Отказывали все органы
Невозможность нормально дышать, вызванная давлением на диафрагму, и отток крови в нижнюю часть тела приводили к тому, что практически все жизненно важные органы начинали страдать из-за нехватки кислорода. Когда из-за этого одновременно отказывают все органы, тело распятого превращается в сгусток непрекращающейся боли.
Ужас 6. Перебивали ноги
Если римским палачам казалось, что процесс затянулся и приговоренный долго не умирает, ему дробили молотом бедренную кость. Эта манипуляция окончательно лишала человека возможности двигаться и сопротивляться удушью, и смерть наступала быстрее.
Ужас 7. Разрывалось сердце
Один из палачей «копьем пронзил Иисусу ребра», после чего из грудной клетки потекли «кровь и вода». Возможно, обширное кровоизлияние случилось после того разрыва сердечной стенки, когда кровь смешалась с жидкостью из перикарда — околосердечной сумки. Это может объяснять тот факт, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, а от сердечного приступа.
Где посмотреть реликвии
Ряд христианских святынь, относящихся к библейским событиям, связанным с последними днями жизни ИИСУСА ХРИСТА, почитаются особо. Они разбросаны по всему миру, подлинность части вещей оспаривается, а некоторые представлены в нескольких вариациях.
- КРЕСТ, на котором был распят Иисус. Крупные фрагменты хранятся в соборе Святого Петра в Риме (Ватикан), в Нотр-Дам-де-Пари, в монастыре в Цетинье (Черногория), в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), в Музее императорской резиденции Ховбург (Вена).
- ГВОЗДИ, которыми Иисус был прибит к кресту. До сих пор непонятно, сколько всего было гвоздей. Артефакты представлены в базилике Святого Иерусалимского Креста (Рим), в кафедральном соборе Святого Петра (Трир, Италия), в соборе Рождества Богородицы (Милан), в Музее истории искусств в Вене, в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Дуомо-ди-Монца (Милан), в храме Христа Спасителя (Москва).
- ТИТЛО — дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» — в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме.
- КОПЬЕ, которым римский воин Лонгин проткнул грудную клетку распятого Христа, хранится в храме Эчмиадзин (Ереван, Армения).
- ПЛАТ ВЕРОНИКИ (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Спасителя, появившееся на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нес крест на Голгофу. Хранится в соборе Святого Петра в Риме.
- ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ находится в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
- ШИПЫ ИЗ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА (около 70): в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, в церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари (Италия), в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в итальянской Генуе.
- ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА — хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском Турине.
- СВЯТАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА — поклониться сосуду с реликвией можно в базилике Святой Крови в Брюгге (Бельгия).
Источник: www.eg.ru