Откуда взялись золото и драгоценности фараонов, и сегодня ослепляющие нас своей красотой и изысканностью? Как египетские ремесленники сумели добыть материалы, чтобы создать подобные шедевры ювелирного искусства?
История разработки месторождений в Древнем Египте начинается еще во времена правления первых династий фараонов. По всей вероятности, объединение двух территорий в одно могущественное и стабильное царство сопровождалось захватом природных ресурсов, которые стали принадлежать только фараонам. Разумеется, за пределами узкой полоски пахотных земель долины, регулярно погружавшихся под воду во время разливов Нила, сырьевые материалы встречались достаточно редко. На первый взгляд, на этой земле не было ничего, кроме песка и камня. Однако очень рано правители вступили в отношения с чужеземными народами, посылая настоящие торговые экспедиции, которые привозили в Египет не только богатства, но и знания, способствовавшие развитию этой знаменитой цивилизации.
Происхождение богатств Египта
Когда на Земле правили Боги. По следам тайны @SMOTRIM_KULTURA
Вопреки видимости, египетские месторождения полезных ископаемых были скудны, поэтому фараонам пришлось наладить торговые связи с ближайшими соседями, чтобы получить доступ к их богатствам. После объединения царства, они заинтересовались большим рудным потенциалом Нубии, о котором им сообщили караванщики, спускавшиеся вниз по реке.
Самые богатые месторождения были расположены к югу от Египетского царства, в стране Куш, близ Первого нильского порога: здесь добывали медь, олово, галенит и — главное — золото. Этот драгоценный металл, во всем мире и во все времена символизировавший власть, приходил в основном из Нубии, само название которой, Нуб, в переводе с древнеегипетского языка означает «золото». В эту страну фараоны отправлялись снова и снова, чтобы привезти еще больше сокровищ. В числе первостепенных своих задач они видели контроль над рудниками, охрану ведущих к ним караванных троп и торговые обмены с приграничными странами.
Золото действительно считалось уникальным ресурсом, которым всегда должна изобиловать царская казна. Так, золотом оплачивали труды чиновников и вознаграждали храбрых воинов, проявивших свою доблесть в бою, золото помогало заключить дипломатические союзы и заручиться поддержкой чужеземных принцев — словом, всячески подкрепляло власть египетских правителей.
Все богатства, ввозившиеся в страну и вывозившиеся из нее, были предметом самого бдительного контроля со стороны администрации. Золото — «плоть богов», так что неудивительно, что оно использовалось в религиозных обрядах, например, в качестве подношений божествам; золотом покрывали статуи и предметы культа, из золота же изготавливались парадные украшения фараона, живого бога на земле.
Вот почему за рудниками и трудившимися на них людьми следила особая стража. Более того, драгоценный металл всегда перевозили по одному и тому же пути — от места добычи в город Коптос, расположенный неподалеку от Фив, где оно накапливалось в хранилище под контролем приставленных к рудникам писарей. Храм был настоящим собственником богатств, извлеченных из недр земли.
Как 2000 лет назад
Все золото, добытое в горах, должно было пройти через него, прежде чем пополнить царскую казну. Учетом золота занимался писарь, скрупулезно записывавший, сколько металла принес каждый работник. Затем золотой песок запечатывали в мешки в присутствии представителя визиря, который тоже записывал, сколько золотого песка содержится в каждом мешке.
Того, кто попытается похитить даже мельчайшую частицу во время этого путешествия, ждало очень суровое наказание! Когда сокровища прибывали в столицу, они опять-таки поступали в храм, который переплавлял золотой песок в маленькие слитки в форме всевозможных животных. Служащие храма промывали и очищали драгоценный металл. Они назначались пожизненно самим правителем, и их дело было священно: никто не имел права привлекать их к каким-то иным работам.
Тайна древних изумрудов раскрыта
Изумруд, символ бессмертия и могущества, с незапамятных времён ценился очень высоко. До недавнего времени считалось, что самые древние из известных нам камней были добыты на рудниках Египта при фараонах. Но углубив исследования, ученые заметили, что многие из них на самом деле были привезены из далеких стран, и сумели даже восстановить путь, которые проделали эти изумруды за долгие века. Выяснилось, что некоторые камни были добыты на месторождениях, расположенных на территории современных Пакистана и Афганистана и «официально» открытых только в 1950 году. Затем часть изумрудов по шелковому пути прибыла в Древний Египет; после огранки их вправили в украшения фараонов.
Еще более редкие и ценные металлы.
Помимо золота, фараоны добывали медную руду, бирюзу и малахит на месторождениях, расположенных в Синайской пустыне, которые находились под их контролем с III династии. В рудниках были обнаружены надписи, сделанные первыми посланными сюда командами рудокопов. Их набирали, главным образом, из числа осужденных преступников или военнопленных.
Они трудились, сменяя друг друга, чтобы добыть как можно больше драгоценной руды. Работа шла в любой сезон, и прерывалась только летом, в самую жару. Условия жизни и труда здесь были ужасные: прежде всего, тяжела была сама дорога к рудникам, ведь идти приходилось под палящим солнцем и почти без воды.
Из рудокопов, покидавших долину Нила, только половина преодолевала этот путь; остальные умирали от жажды по дороге туда или обратно. Колодцев и водоемов, многие из которых были вырыты самими рудокопами, людям едва хватало, чтобы выжить. Когда они наконец добирались до рудников, их заставляли тут же браться за дело.
Египетские рудокопы работали по особому методу: они не рыли настоящих шахт, только узкие тоннели в земле. Выкопав небольшую яму на поверхности, они следовали за рудной жилой, ширина которой часто не превышала шестидесяти сантиметров; человек копал и копал, постепенно протискиваясь в тоннель и спускаясь иногда на глубину до тридцати метров.
В те времена рудокопы собирали, как правило, осколки золотой руды со вкраплениями серебра, меди и другими примесями. Затем руду промывали и перебирали до тех пор, пока не оставался чистый блестящий порошок. Это и было золото, причем очень высокой пробы. Как только весь драгоценный металл был добыт, и жила иссякала, люди покидали рудник, который вскоре снова поглощала пустыня.
На другие, еще более редкие металлы, спрос был необычайно велик. На первом месте из них стояло серебро, металл, о существовании которого первые египтяне даже и не подозревали. Благодаря импорту серебра из Малой Азии правители Египетского царства наладили мирные торговые отношения с хеттским царством и Месопотамией, где серебряная руда добывалась уже давно.
Серебро привозилось издалека, и изделий из него изготавливалось очень мало, так что в Древнем Египте этот металл стоил дороже золота! Однако со временем, когда были открыты другие месторождения, цены на серебро упали настолько, что в эпоху Нового царства, к примеру, серебряный слиток стоил столько же, сколько золотой слиток вполовину меньше него.
Так произошло и с другим металлом, очень распространенным и дешевым в наши дни, но в Древнем Египте встречавшимся крайне редко и потому ценившимся особенно высоко, — железом. Его находили в виде метеоритов, упавших в пустыню; они хранились в храмах из-за своего «божественного происхождения». Особую технологию обработки этого небесного металла, которой сначала, во II переходный период, владели только гиксосы, позднее освоили и сами египтяне. Благодаря этому новому навыку они снова опередили своих завоевателей.
Другие сырьевые материалы
Древнеегипетские ремесленники находили немало других применений породе, которую они добывали на рудниках: в этой стране ничто не пропадало! Из гранитных и диоритовых карьеров, которые были расположены в окрестностях Асуана, поставлялись камни высочайшего качества, и мастера возводили из них удивительные шедевры архитектуры. Многие из них дошли до наших дней.
Но из гранита и диорита не только строили храмы и пирамиды; из этих материалов также делали плиты для полов, саркофаги и обелиски.
Камень — это тоже продукт горной промышленности, и в Древнем Египте его добыча подчинялась тем же правилам, что и добыча драгоценных металлов. Она контролировалась точно так же, как и золото; более того, каменные блоки проделывали точно такой же путь.
Обрабатывался камень везде одинаково: сначала мастера углем обрисовывали форму будущего блока, а затем нагревали камень, пока он не становился хрупким, и вбивали в него деревянные клинья, их поливали водой. Дерево разбухало, и камень трескался. Готовые блоки сортировали по размеру и развозили на судах по всему Египетскому царству. Интересно, что обелиски изготавливались тем же способом; ремесленники высекали эти огромные монументы из одного каменного блока-основы.
Ювелирное дело
Производство предметов роскоши постепенно развивалось, и утонченность египтян достигла пика: всевозможные украшения и мебель из ценных пород дерева украшались золотом и полудрагоценными камнями, добывавшимися, главным образом, в горах близ Первого нильского порога. Ремесленники безупречно обрабатывали яшму, сердолик, бирюзу и лазурит, и их фантазия не знала границ.
Из горного хрусталя, привозившегося из Западной пустыни, мастера изготавливали сосуды и делали глаза статуй. Натрит, или сода, при помощи которого тела умерших высушивались перед бальзамированием, входил также в состав египетского фаянса. Наивысшего уровня развития ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства, когда было освоено изготовление стекла, нового материала, который египтяне называли «расплавленным камнем». Таким образом, Египет добывал из недр земли множество сокровищ, однако в конечном счете единство и мощь страны зависели от того, насколько надежно владыки Обеих Земель контролировали эти месторождения.
Обработка металлов. При помощи ветра!
На горном перевале, на высоте шестьсот метров над уровнем моря, выстроившись вдоль хребта, возвышаются странные прямоугольные сооружения со сторонами основания от 30 до 40 см. Это печи, возведенные под ветрами, постоянно дующими с Красного моря; в них когда-то совершалась первая плавка сырья.
Простейшаяю, но при этом гениальная техника: ветер, попадая в специальное отверстие, направлялся вниз, усиливался и раздувал очаг. Температура в печи поднималась до 1300°С, и металл плавился гораздо быстрее. Затем шлак размалывался и переплавлялся еще раз. Так получались комочки чистой меди. Именно из этого металла древние египтяне изготавливали инструменты, оружие, посуду и многое другое.
Источник: vsemagi.ru
Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники
Профессия ювелир в Древнем Египте была достаточно прибыльной и почетной. Ювелиры или «золотых дел мастера» представляли свободное население среднего класса.
Исходя из найденного в 2017 году в одном из районов города Луксор захоронения ювелира, можно сказать, что эти люди обладали определенным почетом, так как найденная гробница находилась на западном берегу Нила, где ранее находили людей высокого положения. Данная гробница относилась, скорее всего, к ювелиру фараона. Большое количество дошедших до нас ювелирных украшений позволяет предположить, что любовь к ювелирным изделиям была присуща многим жителям Древнего Египта. Конечно, золотые украшения позволить себе могли не многие, но украшали себя все. В гробнице ювелира из Луксора были найдены статуи египтянина и его жены, а также погребальные маски и предметы быта, что еще раз говорить о привилегированном статусе придворного ювелира.
Материалы и техники, используемые в ювелирных украшениях Древнего Египта
Египтяне умело применяли различные металлы для производства ювелирных украшений. Основным металлом было золото, подавляющее количество украшений было найдено именно из этого материала, но находили и изделия из серебра, электрума, бронзы.
Металлы, используемые для изготовления ювелирных украшений
На территории Древнего Египта было обнаружено большое количество золотых месторождений, и египтяне доподлинно знали о каждом из них. Золото было обнаружено на территории между долиной Нила и Красным морем, в особенности на территории восточной пустыни.
Кроме того египтяне не упускали возможность завоевательных походов целью которых, в том числе, было и пополнение золотых запасов. Одними из основных эксплуатационных месторождений была территория Нубии и Сирии. Несмотря на большое количество золотой руды ювелирных украшений из чистого золота найдено немного, в основном этот металл с примесями серебра. Определение пробы золота показало разбежки в каратности от 70,1% до 99,8% содержания золота.
Чистого самородного серебра или руды в Египте не было. Однако египетское золото всегда содержало примеси серебра. Серебряные изделия высоко ценились из-за их небольшого распространения. Практически единственным примером использования серебра можно назвать уже упомянутые ранее браслеты из гробницы Хетеп-Херес.
Несмотря на свой массивный вид, браслеты представляют собой лишь тонкие пластины, и только выгнутая форма позволяет им казаться тяжеловесными. Как и золото, серебро, скорее всего, привозили из Азии, позже из Ливии. По утверждениям Плиния ценность ювелирных изделий из серебра достигала максимума тогда, когда серебро приобретало тусклый цвет и чернение. Достигался такой эффект благодаря добавлению к смеси серебра меди и серы.
Распространение использование серебра охватывает лишь небольшое количество украшений, ваз, а также серебряных пластин в виде фольги для декорирования деревянных предметов. Кроме золота, серебра и смеси этих металлов, египтяне использовали и железо. В северном Египте в нескольких гробницах было обнаружено 9 металлических бусин, их возраст ученые определили как 3200 год до н.э. Предположительно, эти металлические бусины изготовлены из метеоритного железа, выкованы из тонких пластин толщиной не более 1 мм и свернутых в необходимую форму. Найденные артефакты располагались на бусах из золота и полудрагоценных камней, были приколоты к одеяниям или просто зажаты в руке.
Камни
Древние египтяне не знали и соответственно не использовали в производстве ювелирных украшений драгоценные камни. То, что применялось, в современном мире относится к полудрагоценным и поделочным камням. Наиболее известным полудрагоценными камнями, найденными в гробницах древних египтян, был лазурит или ляпис-лазурит, агат, нефрит, бирюза, сердолик, яшма, халцедон и жемчуг.
В каждой стране в определенный период одни камни имели наибольшее значение, чем другие. В Египте таким камнем можно назвать ляпис-лазурит. Камень глубокого синего цвета, цветом Нила и неба, для древних египтян имел сакральное значение. Плиний и Феофраст по ошибке называют лазурит сапфиром.
Применение лазурита в ювелирных украшениях можно проследить с додинастического периода. Однако наибольшее значение он приобретает в период Среднего и Нового царства. Лазурит в Египет поступал из Афганистана, основные области его применения это амулеты, бусы, жуки-скарабеи, символ «священный глаз». Кроме лазурита большое распространение получили яшма и бирюза.
Яшма всегда ассоциировалась с пустыней и солнцем. Именно из-за цвета этим камнем заполняли изображения солнечного диска на пекторалях и подвесках. Древние Египтяне стали прародителями многих современных техник обработки металлов.
Ювелирные украшения, относящиеся к различным периодам древнего Египта, говорят об исключительных умениях мастеров. Египтяне умели обрабатывать золото и выплавлять из него тончайшие пластины и фольгу. Золоту придавали необходимую форму при помощи ковки. Изделия украшались резьбой, рельефами, чеканкой, филигранью и зернью.
Ювелиры умело изготавливали золотую проволоку и напаивали накладные элементы по заданному рисунку. В Древнем Египте высокого мастерства достигла перегородчатая эмаль. Тонкие пластинки золота накладывались на основу из металла и заполнялись стеклом, фаянсовыми пастами или полудрагоценными камнями.
Ритуальное использование украшений
Ювелирные украшения в Древнем Египте с начала существования египетской цивилизации носили религиозный смысл и использовались в ритуальных целях. В поздние периоды украшения получили и светское использование, но основное их значение по-прежнему заключалось в использование природных сил и защитных способностей, проще говоря, их использовали в качестве амулетов.
Египтяне не верили в полную смерть. После смерти тела, жизнь продолжалась, в загробном мире. Поэтому, были необходимы ювелирные изделия, способные защитить во время путешествия и стать проводниками в потустороннем мире. В Древнем Египте существовал особый вид украшений, созданный для погребения.
Самым известным погребальным украшением была пектораль. Основным мотивом в таких пекторалях был жук-скарабей. Символ зарождения новой жизни, которую обретает умерший после смерти. Кроме скарабея изображали символ вечной жизни, анкх. Форма анкха напоминает восходящее солнце, для умерших – это символ спокойной и приятной жизни в загробном мире.
Кроме того, анкх – ключ, открывающий дверь в загробную жизнь.
Ювелирные украшения, изготовленные только для погребения, могли выглядеть как обычные, носимые при жизни. Но с единственной разницей. В украшениях, созданных для мумии, отсутствовали отверстия для подвешивания. Так как предполагалось, что мумия недвижима. Украшения не одевали, а просто клали сверху к определенному месту.
Например, жука-скарабея с раскрытыми крыльями располагали возле сердца.
египет # исторические драгоценности # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Ювелирное искусство Древнего Египта
- Изумруд — драгоценный камень →
Источник: jtrend.ru
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Отчего нас так манит искусство Древнего мира, исчезнувших цивилизаций? Ученые до сих пор ищут ответы на вопрос, как могли ремесленники-ювелиры Древнего Египта, не знавшие железа, вырабатывать пластины золота в двадцать раз тоньше, чем это возможно сегодня при использовании новейших технологий. Виртуозное владение египтян ювелирными техниками: чеканкой, гравировкой, золочением, тиснением, инкрустацией, зернью (грануляцией), травлением, окраской — не было превзойдено до сегодняшнего дня.
Сокровища Древнего Египта (30 в до н.э. — 2 в н.э.)
Не менее удивительно и то, как при замечательном единстве художественного стиля, синтезированного в архитектуре и обусловленного духом консерватизма, сложилось поразительное богатство форм. Оно отражает многообразие взаимодействий двух сфер культуры — религиозной, связанной с погребальным обрядом, и светской, обслуживавшей ритуал поклонения земному божеству — фараону.
К первой относились ремесленные мастерские при храмах. К другой — придворные, изготавливающие изделия для фараона и его высших сановников. Поэтому религия и жречество, фараон и сановничество имели исключительное значение для становления художественного стиля. Роль важного стабилизирующего фактора играла чрезвычайная длительность древнеегипетской культуры и особенно тот факт, что архаичное по отношению к греческой античности искусство египтяне рассматривали как зрелое, совершенное, стремились быть его достойными наследниками.
Особенно сильное влияние на культуру, быт, ремесла и искусство древних египтян оказала окружающая Природа. Пустыня и Нил, песок и вода — вот основные стихии, извека лежащие в основе их художественной культуры. Пустыня — испытания, несущие смерть, Нил — вечная жизнь. Отсюда контраст как основное художественно-выразительное средство, нашедшее проявление в цвете, рельефе, композиции, рисунке.
Обработка драгоценных металлов — золота, серебра и их сплавов, достигла исключительного и высокого совершенства уже в эпоху Древнего Царства (28 — 23 вв. до н. э.). Об этом свидетельствуют сценки работы в ювелирной мастерской, запечатленные на стенах гробниц.
Египтяне знали множество сортов и сплавов золота: зеленое, красное различных оттенков (красновато-коричневое, кроваво-красное, пурпурное, розовое, сероватое), а также блестящее и матовое желтое. Блестящее — это чистое по составу золото. Матовое содержит незначительные примеси серебра и меди. Серое золото, содержащее много серебра, немного меди и железа, близко по составу к естественному сплаву золота и серебра, который часто применялся египтянами в ювелирном деле и впоследствии у греков получил название elektron, или у римлян elektrum. Розовое золото — результат раскаливания металла в растворе железных солей.
Нубийское золото, которого, как говорили древние «в Египте столько, сколько песка в пустыне», известно еще с доисторических времен. Из него изготовлялись бусы, цилиндрические печати.
К додинастическому периоду относятся наиболее ранние из известных царских перстней и браслеты царицы Джер с бирюзой, лазуритом и аметистами. Эти изделия, выполненные из золота в технике чеканки и филиграни, и туалетная коробочка в форме раковины с крышкой, укрепленной на шарнире (принадлежала фараону Сехемхету, III династия) — свидетельствуют, что уже в этот период египетские ювелиры умели отливать, чеканить и паять золото.
Чрезвычайной редкостью в Древнем Египте были изделия из серебра, месторождений которого там не было совсем, а привозилось мало. К таким раритетам относятся браслеты царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия), декорированные узором из чередующихся мотивов — бабочки и диски. Орнамент выполнен из малахита, красного сердолика, бирюзы и темно-синего лазурита.
Среднее Царство (ХХI — ХVIII вв. до н. э.) — время подлинного расцвета ювелирного искусства. Известно множество замечательных изделий этого периода — диадемы, нагрудные украшения, ожерелья, браслеты, перстни.
К ювелирным шедеврам этого периода относится диадема царевны Сат-Хатхор в виде золотого обруча, украшенного пятнадцатью розетками, выполненными в технике перегородчатой эмали по золоту. Спереди диадему венчает Урей — символ царской власти, сзади — «перья Амона». Сзади и по бокам, с обруча ниспадают шесть длинных золотых полос.
Типичные произведения египетского ювелирного искусства — пекторали, царские нагрудные украшения. Их декор — это своеобразный исторический документ, рассказывающий о победах и деяниях фараона. Яркие и многокрасочные, пекторали вырезались из листового золота, а рисунок выполнялся припаянными перегородками.
Ячейки заполнялись вставками бирюзы, лазурита и сердолика, оборотная сторона искусно обрабатывалась тонкой чеканкой — картуши с симметрично расположенными эмблемами и символами царской власти. В пекторалях непременно присутствует изображение Гора, сына Осириса и Исиды, покровителя фараонов. Мы можем видеть его в стройной композиции пекторали из Кахуна, принадлежавшая Сенусерту II.
Украшения, принадлежавшие частным лицам не так роскошны, но также отличаются ювелирной работой превосходного качества.
Новое Царство (1580 — 1085 гг. до н. э.) — эпоха вершины богатства и силы Древнего Египта. В искусстве формируется новое художественное направление. Сдержанность и уравновешенность предшествующих периодов уступают место своеобразному «романтизму». Обилие и чувственная пышность декора достигают грани чрезмерности.
Характерным примером служит диадема наложницы Тутмоса III (ХVIII династия). Это золотой обруч, украшенный цветочками и головками газелей. На лоб красавицы спускались шесть подвесок с иероглифом «нефер» — красота. Их количество указывает на исключительную привлекательность женщины. При движении подвески чувственно трепетали, привлекая внимание к обладательнице украшения.
Уникальный по своей цельности комплекс произведений ювелирного искусства был открыт в 1922 году. 5 000 единственных в своем роде изделий было извлечено из гробницы Тутанхамона. И это при том, что он не был значительным правителем. Особая ценность этих сокровищ в том, что они дают довольно полное представление о доминирующем стиле, сложившемся после 3000 г. до н. э. и мало изменявшемся в течение последующих столетий.
Скульптурные подвески демонстрируют принцип иерархии. В центре всегда размещен главный персонаж — Осирис, справа и слева от него — второстепенные: Гор и Исида. В композиции господствует фронтальная проекция. Фигуры поставлены строго вертикально. Даже шаг вперед вытянутой левой ноги не нарушает спокойствия и равновесия.
Неподвижность не мешает египетским мастерам прекрасно моделировать части тела человека.
Фундаментальные перемены в художественном языке произошли в течение Амарнского периода, эпохи правления Эхнатона (1350 — 1380 гг. до н. э.), перенесшего столицу в Центральный Египет и построившего новую резиденцию Ахетатон, куда, вслед за двором, переехали и царские мастерские.
Влияние этого стиля очевидно в статуэтке, изображающей богиню Сенкет, охранявшую гробницу Тутанхамона. Под складками одежд тело прочитывается довольно отчетливо, но его органическая структура не раскрыта. Ещё более красноречива в этом отношении сцена, изображённая на спинке трона из той же гробницы. Вместо былой неподвижности, иерархичности и фронтальности возникает нежность и даже чувственностью отношений между фараоном и его супругой Анхесетамон.
Трудно найти ещё какую-либо из ранних культур, оставившую такое множество великолепных ювелирных украшений. Но среди этого многообразия есть изделия, заслуживающие особенного внимания, в которых отражены все основные принципы художественного языка культуры. Это пекторали — орнаментальные подвески на грудь.
В центре одной из них скарабей (навозный жук) — символ воскрешения и вечной жизни. Его задние конечности представляют лапы и хвост сокола. Сокол как символ бога Солнца Ра заменил сокологолового бога Гора (Хора), высшего божества Древнего Египта. Под ним, в противопоставлении папирусов и бутонов лотоса, представлены символы Верхнего и Нижнего Египта.
Цветы лотоса символизируют цикл смены дня и ночи, процветания и увядания. Над скарабеем-соколом — лодка типичной формы небесного судна, в котором бог Солнца пересекает Небеса во время своего путешествия изо дня в ночь. Посередине — иероглиф бога Гора (Хора), амулет, защищающий от «дурного глаза» и болезней. Так украшение в символической форме отобразило все ипостаси и сферы власти фараона.
Форму украшения определяют точные конструктивные принципы. Важнейший из них — отцентровка внутренней композиции отдельных мотивов и мелких мозаичных ячеек с цветными камнями синей и красно-коричневой гамм, символизирующих Пустыню и Нил. Отдельные символы объединены в последовательные ряды. Крупные каменные вставки приподняты в своих гнездах над мелкими. Этот прием инкрустации был особенно популярен в Египте.
На пекторали царицы Меререт фараон Сенусерт III представлен в виде двух воинов, побеждающих врагов. Здесь, как и в предыдущей пекторали, композицию определяет перпендикулярная проекция.
В пекторали «Сокол» три больших сердоликовых диска, создавая высокий треугольник, концентрируют композицию по центральной оси, образуемой туловом сокола. Тот же прием симметрии использован в колористическом решении, где преобладает красноватый сердолик. Важно также, что композиция украшения имеет открытый характер. Перевернутую арку распахнутых крыльев разрезает тулово птицы, а ее голова с солнечным диском развернута в открытое пространство, тем самым разрывая замкнутость формы.
Роскошь в применении золота можно объяснить предположением, что оно символизировало тело бога Солнца. Египтянам были известны все месторождения золота на Африканском континенте. Ни одного нового не было найдено вплоть до конца ХХ века. Добыча золота осуществлялась каменными и медными инструментами, с помощью которых рылись шахты до 100 метров глубиной и 4 метра шириной.
Скальные породы разрыхлялись разогревом огнем и охлаждением водой. Около 2000 года до н. э. начинают систематически поставлять золото из завоеванной Нубии (около 1,8 миллионов кг необработанного золота, что составляло 750 кг ежегодно).
Египтяне знали все основные техники обработки золота, известные сегодня. Об этом свидетельствуют рельефы и росписи, воспроизводящие сцены работы в ювелирных мастерских. Они умели очищать золото от примесей, плавить его в графите, отдувая с помощью трубок, сделанных из тростника и огнеупорной глины.
Для декорирования изделий накладным золотом использовалось органическое связующее — рыбий клей. В результате сложнейшего технологического процесса изготавливался сплав золота и меди, имевший температуру плавления 880? С, то есть ниже, чем каждый из этих металлов имел в отдельности (1063? С и 1083? С).
С начала 11 века до н. э., благодаря установлению контактов с культурами Малой Азии и Крита, в Египте получает распространение техника зерни, или грануляции. Из так называемых «холодных» техник, особенно интересно изготовление листового золота с помощью камня яйцевидной формы, используемого как молоток. Таким методом из 1 грамма золота получали лист в 1кв м., при этом толщина его могла достигать 0,001 мм. Особенную трудность в производстве, вплоть до открытия железа, представляла проволока. До периода Позднего Царства (1085 — 332 гг. до н. э.) для этого использовали тонкие полоски, нарезаемые из листового золота, которые затем свивали в спирали до нужной толщины. «Проволока» укладывалась вдоль по длинной оси спирали и видна только в микроскоп.
Наибольшее распространение из камней получили ляпис-лазурь (лазурит, ввозимый с территории нынешнего Афганистана), сердолик и бирюза. Со времени Нового Царства широко использовалось окрашенное стекло, имитирующее лазурит и бирюзу. Это было необходимо для изготовления дешевых украшений для небогатых египтян.
Экзотический и мистический характер этой древнейшей художественной культуры, необычность и совершенство ее ювелирных украшений имеет непреодолимую привлекательность для европейцев.
Источник: vashaktiv.ru