260 лет назад была создана большая императорская корона Российской империи – главная династическая регалия и атрибут власти российских монархов. Впервые российские подданные увидели её на торжественной коронации Екатерины II, состоявшейся 22 сентября (3 октября по новому стилю) 1762 года.
С тех пор и до падения монархии большая императорская корона была свидетелем самых торжественных государственных церемоний и значимых мероприятий. Именно ею венчались на царство все российские монархи от Екатерины Великой до последнего российского императора Николая II. Об истории короны Российской империи рассказывают материалы Президентской библиотеки. Об этом говорится на сайте Президентской библиотеки.
Один из первых известных атрибутов верховной власти – легендарная шапка Мономаха – появилась в XIV веке, при Иване Калите, а может быть, и значительно позже, отмечается в доступной на портале библиотеки видеолекции «Российская государственная геральдика» (2014) Глеба Калашникова, кандидата исторических наук, ответственного секретаря Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации.
Императорская корона. Новости. GuberniaTV
Примерно к XVI веку сформировался набор атрибутов, которые обозначали верховного правителя Руси. Главным из них считался царский венец. Долгое время к царским регалиям относились, с одной стороны, с большим почтением, а с другой – потребительски. Венцов было много, количество их колебалось, некоторые утрачивались, в частности, 3 или 4 – в Смутное время, некоторые создавались в связи с важными событиями. Так, до наших дней сохранилась Казанская шапка, подобная шапке Мономаха, но более высокая и пышно украшенная, которая, видимо, была создана для Ивана Грозного после взятия им Казани.
Шапками венчались все русские цари вплоть до двух братьев, которые вступили на престол одновременно, – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, будущего императора Петра I. Для их коронования невозможно было использовать старые шапки, они были юным царям велики, поэтому специально были изготовлены две одинаковые шапки.
Императорской короны для Петра Великого так и не было изготовлено – при перемене в 1721 году царского титула на императорский он не нуждался во вторичном короновании. Об этом говорится в статье историка искусств, директора Государственного Эрмитажа (1918–1927) Сергея Тройницкого «Коронационные регалии» из сборника «Алмазный фонд» (1925), который хранится в электронном фонде Президентской библиотеки.
Совсем иным было положение Екатерины Алексеевны, урождённой Марты Скавронской, бывшей крестьянки, ставшей первой российской императрицей. Для неё корона была изготовлена специально. Она была «сочинена» из бриллиантов, среди которых было «великое число удивительной величины». В короне был всего один цветной камень – рубин или яхонт, величиной «больше куриного яйца и потому знатно наидорогоценнейший из рубинов, о которых доныне известно», – сообщало описание коронации Екатерины I, напечатанное в Петербурге при Сенате.
К первым императорским коронам, как и к царским венцам, тоже относились прагматически – после коронации они разбирались, и украшавшие их драгоценности употреблялись на разные другие цели. От короны Екатерины I остался только остов, судьба короны Петра II – вообще неизвестна.
Блистательная история Большой Императорской Короны
Первая императорская корона, дошедшая до наших дней, – это корона, которая была изготовлена для восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. На её украшение пошли камни с короны Екатерины I, в том числе, как считают историки, тот самый «знатно наидорогоценнейший из рубинов». Корона была выполнена искуснейшими ювелирами за очень краткий срок и настолько качественно, что до сих пор ещё не нуждалась в реставрации.
Начиная с Екатерины Второй, рассказывается в видеолекции Глеба Калашникова, подход к коронам изменился: пришло понимание – корона не может быть утилитарным предметом, она должна быть вечна, как само Царство Российское.
Большую императорскую корону для священного коронования императрицы Екатерины II, как сообщает Сергей Тройницкий, делал придворный ювелир Иероним Позье. По его воспоминаниям, Екатерина дала поручение камергеру Бецкому разломать устаревшие ювелирные казённые изделия и употребить их на новую корону.
Позье отобрал всё, что могло пригодиться для короны – самые большие камни, бриллиантовые и цветные, «что составило богатейшую вещь, какая только имеется в Европе». Кроме камней, для изготовления короны было отпущено 1 фунт золота и 20 фунтов серебра. В результате, несмотря на старания ювелира сделать корону нетяжёлой, она оказалась «пяти фунтов весу». Во что обошлась работа короны, не считая камней, которые были казёнными, неизвестно. Но в книге «Алмазный фонд» сообщается, что общий счёт Позье за работы, связанные с коронацией, составлял 50 000 рублей, что равнялось всей сумме, отпущенной на коронацию в целом.
Екатерина Великая пожелала, чтобы эта корона осталась в том же виде после её коронации. Так и случилось. Большая императорская корона никогда не разбиралась (лишь «подгонялась» по личной мерке будущего монарха) и не переделывалась (если не считать замену по повелению Павла I части жемчужин на более крупные). Большая императорская корона считалась святыней.
Последний раз корона вместе с другими императорскими регалиями использовалась в 1906 году в Георгиевском зале Зимнего дворца на церемонии открытия Первой Государственной думы. Это событие можно увидеть на портале Президентской библиотеки в уникальных восстановленных кадрах кинохроники «Открытие первого созыва Государственного Совета и Государственной Думы 27 апреля 1906 года».
В настоящее время большая императорская корона находится в одном из залов Алмазного фонда Российской Федерации в здании Оружейной палаты Московского Кремля.
Источник: ruskline.ru
Сколько корон Российской империи было продано на Запад
В эпоху застоя в кинотеатрах крутили фильм «Корона Российской империи, или снова неуловимые», по сюжету которого «красные дьяволята» возвращают в советский музей похищенную эмигрантами корону. В действительности же после Октябрьской революции большевики не слишком заботились о сохранности регалий императорской власти. Многие из корон русских царей и цариц оказались проданы за границу.
Русские короны
В своё время, опасаясь кражи «державных регалий», император Пётр I распорядился держать их «в большом сундуке за тремя замками». Однако уберечь сокровища не удалось. В настоящее время в Алмазном фонде и Оружейной палате России хранятся: Большая императорская корона, короны Екатерины I, Анны Иоанновны, Екатерины II, малая императорская корона (которой в 1801 году венчалась супруга Александра I) и Мальтийская корона Павла I.
Другие короны рассматривались большевиками не как историческое достояние России, а как конфискованное имущество эпохи царизма, пригодное для пополнения бюджета.
Среди тех корон, судьба которых не скрыта от общественности, – женская императорская брачная корона, изготовленная в 1800 году. Она несколько раз использовалась во время церемонии заключения церковного брака в XIX веке, в т.ч. и на венчании Александры Фёдоровны в 1894 году. Корона инкрустирована 1535 алмазами, шесть самых крупных из которых составляют крест.
Как сообщается в книге историков Игоря Зимина и Александра Соколова «Ювелирные сокровища Российского императорского двора», до 1927 года женская брачная корона находилась в Гохране, пока большевики не выставили её на аукцион «Кристи» в Лондоне. Купил драгоценный лот антиквар Норман Вейс. Сменив несколько владельцев, в 1966 году корона попала в коллекцию американки Марджори Мерривезер Пост (дочери короля сухих завтраков Post Toasties). В настоящее время корона выставляется в созданном Марджори Пост и посвященном русскому искусству Музее Хиллвуд в Вашингтоне.
Вторая малая императорская корона присутствует на фотографиях советского времени, однако её нынешнее местонахождение неизвестно. Ещё одна регалия российских императоров, предположительно оказавшаяся на Западе, – Грузинская корона.
Диадемы цариц
Не меньший интерес, чем официальные короны, для западных коллекционеров и ювелиров представляли диадемы русских цариц, которые они носили исключительно для красоты.
Настоящий детектив напоминают приключения бриллиантовой тиары Александры Фёдоровны, которую царская семья взяла с собой в тобольскую ссылку. Доктор исторических наук Вениамин Алексеев в статье «Драгоценности Романовых на службе сталинской модернизации» приводит цитату из допроса Паулины Межанс – служанки фрейлины Анастасии Гендриковой:
«Я хорошо видела корону Александры Фёдоровны, она была вся бриллиантовая».
Из Тобольска по поручению царской семьи тиару вместе с другими сокровищами вывез местный священник Алексей Васильев. В дальнейшем её прятали родственники священника. Вероятно, тиара была изъята во время Тобольской операции в 1933 году, когда в ходе обыска у нескольких лиц сотрудники ГПУ нашли царские драгоценности.
Как докладывал Сталину Генрих Ягода, было изъято ювелирных изделий на сумму 3,3 млн рублей. В дальнейшем, скорее всего, конфискованные вещи из Тобольска были проданы на Запад. Судьба диадемы точно неизвестна, но часть других ценностей (колье с сапфиром и несколько брошей), по данным компании «Хеннел», приобрела в итоге британская королева Мария Текская – жена Георга V, двоюродного брата царя Николая II.
Из другого источника к Марии Текской попала и Владимирская тиара великой княгини Марии Павловны-старшей. Сейчас в этой диадеме династии Романовых нередко позирует на камеру действующая королева Великобритании Елизавета II.
У других, по-видимому, менее заметных и медийных частных лиц на Западе хранятся диадема «Русская красавица», созданная в 1841 году, и Сапфировая тиара. Предположительно большевики также продали «буржуям» Большую сапфировую диадему (некогда входящую в приданое королевы Софии Вюртембергской) и Большую бриллиантовую диадему. Не исключено, что часть этих сокровищ была разобрана новыми владельцами.
Источник: cyrillitsa.ru
Короны российской империи… (13 фото)
Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет!
Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы.
Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.
Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .
Шапка Алтабасная . ( Сибирская ). 1684 г.
Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля
Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.
Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.
Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля
«Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда
Большая императорская корона Российской империи 1762 г.
Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II.
Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России.
После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.
Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда.
Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России
Малая императорская корона Российской империи 1856 г.
Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.
Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I
Корона российской империи из одноименного кинофильма. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.
Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью.
Источник: pulson.ru