Свято-Успенская Почаевская Лавра в любое время года встречает паломников, как любящая Мать своих детей. Ведь монастырь создавался в честь Божией Матери и Её невидимое присутствие ощущается в
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине. В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Божа Гора Почаїв ПОЧАЕВ Почаевская Лавра скит
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель — он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах — Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.
Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" — передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции — в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность — открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение — как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года — Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.
Современное состояние [ править ]
Свято-Успенская Почаевская Лавра — крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.
Храмы лавры
- Cобор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра Невского).
- Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
- Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях
- Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
- Храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских
- Храм во имя св. вмц. Варвары
- Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери)
- Храм прп. Иова Почаевского (мощи прпп. Иова и Амфилохия)
- Троицкий собор
- Колокольня
- Похвальной церковь
- Почаевская духовная семинария
- Святые ворота
- Экскурсионный офис
- Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери
- Летний алтарь
- Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова
- Иконная лавка
- Записной стол
- Проход к колодцу прп. Иова
- Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры)
- Вход в храм прп. Иова
- Странноприимная
- Подземный переход на стоянку
- Подземный переход на территорию Лавры
- Нижняя стоянка
- Верхняя стоянка
- Дорога к автостанции
- Дорога на Радылов
- Дорога на Тернополь
- Дорога на монастырское кладбище
- Дорога на Кременец
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
-
(в Успенском соборе); (в Успенском соборе);
- Мощи прп. Иова Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме);
- Мощи прп. Амфилохия Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме)
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, 8
Паломнику [ править ]
Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:
- общие 10-местные номера;
- отдельные номера с удобствами на этаже;
- улучшенные номера с удобствами в номере.
Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес.
Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.
« Гора Почаевская » (1742). К 1527 относится первое упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве (грамота 1557 польск. короля Сигизмунда II), но по документам 1570 можно сделать вывод, что эта церковь тогда была не монастырской, а приходской. Впервые общежительный монастырь на Почаевской горе документально упоминается в 1597. Под собором находится крипта (древнейшее сооружение П. л.) с усыпальницей ктитора монастыря Н. Б. Потоцкого, где в 1858 обустроена пещерная ц. Преподобных Антония и Феодосия Печерских, рядом – пещерная ц. Прп. Иова Почаевского (перестроена в 1774 и 1862) с мощами преподобных Иова и Амфилохия (в миру Яков Варнавович Головатюк; 1894–1971).
ГОРА ПОЧАЕВСКАЯ – духовная крепость западных границ Святой Руси
Свято-Успенская Почаевская Лавра в любое время года встречает паломников, как любящая Мать своих детей. Ведь монастырь создавался в честь Божией Матери и Её невидимое присутствие ощущается верующим сердцем. Но весна, как символ начала новой жизни – особое время для монастыря. Насельники и послушники не только молятся, но и трудятся каждый на месте своего послушания.
Обрабатывают землю для посевной, ухаживают за садом, удобряют почву, обрезают деревья, трудятся на строительстве Преображенского собора. Сейчас монастырь возвращает часть своих территорий, отобранных советской властью. С Божией помощью выселено несколько домов, находящихся в аварийном состоянии и на их месте возвышается огромный 70 метровый трехпрестольный Преображенский собор, который построен за 3 года. В соборе есть приделы св. Марка Эфесского и Марка Афинского – поборников чистоты Православия и аскетического подвига.
Монахи очень обезпокоены ситуацией вокруг Лавры.
Несколько рабочих, которые трудятся в Лавре, в Скиту, в разговоре между собой обсуждали, кому какая техника достанется после «взятия» Лавры. Один возьмет себе трактор, другой – бензопилу… Эти люди уже давно работают в Лавре, ходят на службы. Для них Лавра – это место заработка и в то же время, часть русского мира.
Необходимо отметить, что большинство работников и жителей Почаева и окрестных поселков и сел – верующие люди, которые встанут на защиту святыни. Следует отметить именно это меньшинство, которое носит камень за пазухой ОККУПИРОВАЛО Киев – мать городов русских.
Все русское в этих краях основной массой населения воспринимается враждебно, особенно после «оккупации» Крыма. И это несмотря на то, что братия монастыря во главе с настоятелем всячески пытаются сгладить противоречия. Проповеди многие годы — на украинском, указатели по монастырю и объявления – на украинском (некоторые дублированы переводом на русский и английский). Необходимо отметить, что на протяжении многих лет на Западной Украине велась усиленная пропаганда против всего русского, особенно после распада СССР. Недалеко от Почаева, в г. Броды месяц назад был снесен памятник Михаилу Кутузову…
В гостинице монастыря иногда поселяются подозрительные мужчины, на богослужения не ходят, но прогуливаются по территории.
Конечно, раскольникам (УПЦ КП), униатам (УГКЦ), самосвятам (УАПЦ) тяжело терпеть Почаев, т.к. Лавра все эти годы, проповедуя Истину, обличает безблагодатность еретиков, раскольников и самосвятов. Поэтому, они всеми силами пытаются избавиться от «духовного конкурента» — УПЦ МП.
Во время встречи с настоятелем Лавры митрополитом Владимиром, он сказал:
«Мы очень переживаем за судьбу нашей страны, за наши святыни, за то, что происходит во всем мире. Все то, что происходит, было предсказано ранее, мы только не знали, что это придется пережить нам. Больно осознавать, что наши недруги, враги Православия нашими же руками хотят нас столкнуть, а они будут со стороны наблюдать. Но по причине умножения беззакония у многих охладела любовь. Мы ведь все связаны узами родства, мы ведь все земляки, но, к сожалению сейчас этого нет в нашем народе, что крайне печально.
Мы живем верой и надеемся, что все изменится к лучшему, люди молятся, и Господь пошлет мир, что бы мы в мире и согласии прославляли Имя Божие, совершали свое земное странствование и выполняли те задачи, которые перед нами стоят. Мы готовы к любому развитию событий, в том числе к силовому захвату, но наши недруги должны понимать, что в монастыре находится много братии и мирян, которые были в армии и готовы защитить святыни Почаевской Лавры. Если против обители и начнутся какие-то провокации, то на её защиту съедутся православные христиане со всей Святой Руси».
На вопрос возможного объединения церквей, владыка ответил, что правильнее было бы назвать это не объединением, а присоединением:
«Мы как были тысячу лет тому назад, когда Киевская Русь приняла Крещение и Православную Веру, при всех испытаниях, которые пережила Церковь, так и остались в лоне своей Церкви. Действий, которые привели к разделениям и расколам мы не делали. Ведь Западная церковь отделилась от Восточной, а не наоборот. А поэтому, те, которые ниспали, смалодушничали, должны вернуться в лоно канонической Православной Церкви.
Главный раскольник – лжепатриарх Филарет Денисенко, — погубивший миллионы человеческих душ, уведя их в раскол, как сказал покойный Владыка Феодосий Полтавский: «Должен вырыть себе пещеру и уйти в затвор, до конца своей жизни оплакивая свой страшный грех раскола, который не прощается даже мученической смертью».
Владыка также рассказал о недавних провокациях со стороны униатов и раскольников.
25 февраля планировалась масштабная провокация. К Лавре подъехали автобусы с Тернополя. Братия и православные христиане образовали плотную живую стену перед Святыми вратами обители, где служили акафисты. Раскольники поняли, что им сегодня не удастся совершить задуманное. «Помолившись» у памятника Бендеры, они разъехались. На призыв защитить святыню откликнулись тысячи верующих Украины. Были случаи блокирования автобусов с паломниками «новой властью».
26 февраля 2014 года в связи с тем, что в последнее время в СМИ появляется лживая информация о Почаевской Лавре, например: «в Почаевской Лавре скрываются титушки»; «на территорию Лавры пропускают исключительно по паспортам»; «в Почаевской Лавре хранится оружие»; «из Лавры вывозят святыни», «в Лавре есть вертолетные площадки» и т.п., митрополит Владимир, Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры официально обратился к главе Тернопольской областной администрации.
«Я, как наместник Лавры, неоднократно уже отвечал тележурналистам, что ничего подобного в Лавре не происходит. Мы в любое время готовы принять комиссию, которая сможет осмотреть лаврские помещения и убедиться в том, что распространяемая лживая информация – это бред и клевета.
Мы здесь живем и здесь умираем. Монастырь наш дом. Братия сами оберегают лаврские святыни от разграбления, посягательств раскольников и еретиков, постоянно поддерживая и сохраняя Святую обитель в надлежащем состоянии. Только люди далекие от Церкви могут рассуждать, что из монастыря можно что-то вывезти. А православные христиане о таком даже подумать не могут».
Раскольники предлагали совершить совместный экуменический молебен, но митрополит Владимир, сказал, что это невозможно: «Это не позволяет нам совершить наша христианская совесть и каноны Святой Православной Церкви». Следует отметить, что раскольники и униаты не боятся нарушать каноны. Они своими расколами уже нарушили все, что можно нарушить.
Над главным входом в Преображенский собор надпись: «ВЕДОМОМУ БОГУ». В этом святом месте все пропитано молитвой миллионов кающихся и спасающихся монахов и мирян, которые посвящают всю свою жизнь ВЕДОМОМУ ИМ БОГУ.
Особенным контрастом для паломников из Киева звучит вечерняя тишина Лавры в сравнении с мятежными беснующимся замайданенным городом, где уже несколько месяцев идет война…
Свято-Успенская Почаевская лавра, или Почаевский православный мужской монастырь – крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западной Украине. Уступает он только Киево-Печерской лавре в Киеве. Расположена лавра, в центре небольшого города Почаев, в семидесяти километрах от Тернополя.…
Экскурсия в Почаев: больше, чем отдых
Рассмотрим более подробно основные достопримечательности города Почаев: Божья гора, источник Святой Анны, Лавра. Свято-Успенская Почаевская Лавра – вторая святыня после Киево-Печерской Лавры, и излюбленное место для паломничества.
Prostobank News — новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!
Почаев известен, в первую очередь, как город-хранитель святыни, поскольку на его земле расположена одно из самых главных и почитаемых святых мест в Украине – Свято-Успенская Почаевская Лавра. Город был основан в 15 веке, а расположен он в Кременецком районе на границе трех областей: Тернопольской, Львовской и Ривненской.
Источник фото: pochaev.com
Селение Почаев разрасталось вокруг Успенского монастыря, построенного бежавшими из Киева монахами на самом верху Почаевской горы.
В 1597 году вдова луцкого помещика Анна Гойская подарила Успенскому монастырю 200 га земли и чудотворный образ Божией Матери. В 1795 году Почаев отошел к России. В результате крестьянской реформы в 1861 году Почаев стал центром Почаевской волости. Жители города были заняты в торговле и в аграрном деле, а часть жителей работали в мастерских Почаевского монастыря.
После Первой мировой войны город был поделен на две части: город Почаев и село Новый Почаев. В 1940 году Почаев получил статус поселка городского типа. В 1978 году пгт трансформировался в город, и сейчас входит в список исторических мест Украины благодаря своей святыне.
Сам Почаев небольшой, площадью 24 квадратных километра и населением более 8 тысяч человек. Социальная сфера как для небольшого городка в Почаеве развита: средняя школа, детский садик, больница, поликлиника, музыкальная школа, Дом Культуры и Историко-художественный музей. Много магазинов разной направленности и заведений общепита.
Источник фото: pochaev.com
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Самой главной «жемчужиной» из достопримечательностей этого места является Свято-Успенская Почаевская Лавра, благодаря чему Почаев и получил статус города. В 1978 году чиновники СССР нарекли святыню «градообразующим предприятием», а это означало, что нужно откуда-то взять «град». Вот так Почаеву и присвоили статус города.
Источник фото: mirmystic.com
Есть версия о том, как возникла Почаевская Лавра. Как это ни парадоксально звучит, из-за монголо-татарского нашествия. В то время православные монахи спасались бегством от захватчиков, и нашли себе убежище на скалистой, покрытой лесом, горе. Решили назвать ее во имя реки, притока Днепра, на которой стоял их монастырь — Почайне. В 1240 году несколько монахов и пастух увидели явление Богородицы на скале горы Почаевской в столпе огня. Свидетельством данного происшествия есть огненный след Богородицы на камне, откуда стал бить целебный источник. Как раз к нему из всех уголков не только Украины тянутся туристы. Считается, что вода в нем исцеляет не только физические, но и душевные раны, дарит очищение и спокойствие. Из-за этого божественного знака Свято-Успенская Почаевская Лавра считается сакральным местом, местом силы Украины, где происходят поистине невероятные чудеса.
После того, как святыне отошли земли, и чудотворный образ Божией Матери от Анны Гойской, настоятелем Лавры стал Иов Железо. С конца 16-го века Почаевский монастырь стал духовным источником западных земель Руси. В обители открывают типографию и школу, а в 1649 году для того, чтобы покрыть огненный след Богородицы, строится церковь Святой Троицы. Тогда же были отстроены другие хозяйственные сооружения.
В конце 17 века произошла Збаражская битва: турецко-татарское войско попыталось захватить Почаевскую обитель. Но сделать это не удалось, поскольку сама Богородица явилась в окружении ангелов, и все стрелы, выпущенные в них, возвращались в захватчиков, повергая их в бегство. В память об этом событии происходит ежегодное празднование 5 августа.
Архитектурный ансамбль Почаевской Лавры включает:
- Успенский собор (1771-1783 гг)
- Колокольня (1861-1871 гг)
- Кельи монашеские (1771-1780 гг)
- Дом архиерея (1825 г)
- Троицкий собор (1910 -1913 гг)
- Часовня с иконой Божьей Матери (18-19 вв)
- Церковь Варвары и Ольги (1888 г)
- Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1862 г)
- Церковь Антония и Феодосия Печерских (1858 – 1860 г)
Источник фото: drymba.net
В самом монастыре действуют 13 колоколов, два из которых — часовые. Звон самого большого колокола слышно на десятки километров вокруг. Внутри храма невероятная акустика, а в пещерной церкви монаха Иова хранятся эти самые мощи. Лавра расположена на горе, отсюда город виден, как на ладони.
Поездка на озеро Святой Анны: озеро, дающее надежду, от чего лечит
Озеро святой Анны – самое желанное место паломничества у женщин, потерявших веру в беременность. Само озеро расположено в селе Онишковцы, на границе двух областей: Тернопольской и Ривненской. Легенда гласит, что церковь, которая ранее находилась на месте озера, ушла под воду во избежание нашествия татар. По истечении времени дети-пастушки нашли на этом месте чудесную икону Святой Праведной Анны, которая каким-то чудом оказывалась здесь, хотя ее переносили в другое место. И тут же появился источник. Стараниями некоторых людей источник все время засыпался, заваливался, но потом вода снова пробивалась наружу.
Источник фото: tiu.ru
А сейчас на этом месте расположилось чудесное озеро Святой Анны, сверкающее золотисто-голубой поверхностью, а его воды воплотили в реальность мечты многих бездетных пар.
Вода озера содержит ионы серебра и кремния, этим и объясняется ее целебные свойства. Температура воды круглый год не больше 5-6 градусов. Паломники верят, что чтобы забеременеть, в воду нужно окунуться 3 раза. Также здесь есть возможность набрать целебную воду в бутылки и отвезти близким. Туристы говорят о необычном жаре по всему телу, когда выходишь из купели.
Божья гора
Это необычная гора с плоским верхом, расположенная на пути в Кременец. По легендам, именно эта гора и явилась пьедесталом для Богородицы, когда она явилась им в столпе огня и оставила свой след. Высота горы над уровнем моря – 300 метров.
Источник фото: panoramakiev.narod.ru
На пути к этому источнику, бьющему из камня, туристы повязывают ленточки для исполнения желаний.
Почаев – info: как доехать
Добраться до Почаева можно несколькими способами:
- Железная дорога: любой поезд по направлению Киев-Львов, Киев-Ужгород до станции Радивилов. Взять маршрутку или такси и ехать около 25 км.
- Множество паломнических служб, выезжающих от территорий, расположенных у метро Киева, на автобусах.
- Прямые маршрутные такси от Центрального вокзала Киева до Почаева и назад. Останавливаются прямо напротив Лавры. Поездка займет около 7 часов
Где остановиться в Почаеве
Чтобы увидеть все красоты Почаева, понадобиться не один день. Для этого можно остановиться в одном из отелей города, и не спеша, изучать окрестные достопримечательности.
В Почаев нужно ехать на несколько дней. Не беспокойтесь, вы обязательно найдете место что посмотреть и куда податься. На досуге, в свободное время между экскурсиями, можете просто расслабиться и посидеть на природе, в кафе, полюбоваться красотой города и внять этой неописуемой тишине.
Гора находится от Почаева примерно в 15 км по прямой, к Кременцу ближе. Наверху — пещеры, где жили монахи-отшельники, над пещерами воссоздана деревянная церковь. Общий вид можно посмотреть на сайте http://sobory.ru/photo/?photo=90708, я не смогла так снять из-за контрового света. Вся почаевская округа оказывает на меня благотворное воздействие, а сама Лавра — явное, как это называют, место силы. По ощущениям, влияние Почаева на душевное состояние сравнимо с эффектом посещения моего излюбленного места в России — Александро-Свирского монастыря.
Божья гора возле Почаева
Об этом месте я узнала после того, как побывала в Почаевской лавре в мае прошлого года. Описание заинтересовало, и уже осенью, отправившись из Кременца на обзорную экскурсию по окрестностям, первым делом заехали посмотреть, что же это такое.
Кременецкие горы, тянущиеся вдоль дороги, невысоки, весной возле них целые поля цветущих маков.
Для того, чтобы попасть к Божьей горе, надо свернуть с основной дороги на село Большие Бережцы примерно через 5 км после Кременца. Проехав через центр села, по указателю выбираемся на местную дорожку, которая и выводит к нужному объекту.
Божья (или Божа) гора тоже относится к Кременецкой гряде, но одиноко высится в стороне от нее, за долиной речки Иквы. В то утро мы были первыми гостями, даже коробейники только раскладывались, когда мы уже спустились вниз. Под горой сделана площадка для автомобилей, есть туалет и информационный щит, сообщающий (по-украински, перевод мой): "Филиал "Кременецкие горы" (заповедника "Медоборы" — прим. мое), урочище Божа гора, экологическая тропа. Гора Божа — один из интересных примеров эрозийного останца Кременецких гор, отделенных от Подольского плато.. Имеет крутые склоны, покрыта типовыми для Подолья лесами со степными участками, на которых встречаются редкие виды растений и животных. Это один из центров паломничества, поскольку тут находится святой источник, забивший на месте явления Божьей матери. Длина тропы 1,2 км". И стандартные правила поведения. Ознакомились с информацией, полезли в гору по действительно крутому склону. Тропа-то экологическая, но замусорена капитально, особенно внизу. Также на деревьях встречаются отдельные ленточки, невзирая на грозное предупреждение, что это языческий обычай и христианам не подобает. Добрели до небольшого выступа с источником — площадка в процессе оформления, уже сделано ограждение с лавочками и небольшая арка ворот; большой навес над колодцем был частично в лесах, а сбоку строилась деревянная часовня (рабочие подтянулись за нами).
Вода в колодце мягкая, без посторонних вкусовых примесей, разве что слегка известковая. Просто хорошая родниковая вода, верующие считают ее целебной. Как видно на фото, на стене за колодцем — изображения Почаевской Божьей матери (по легенде, оставившей на этой горе свой второй след) и святых, местных и общеизвестных. В ящичке горят лампады, рядом с колодцем на столе — ведра, ковшики и кружки для воды. От источника мы двинулись дальше, на самую вершину. Поскольку гора заросла довольно густым лесом, окрестностями полюбоваться нельзя, хотя наверняка бы виднелась Лавра. Гора находится от Почаева примерно в 15 км по прямой, к Кременцу ближе.
Наверху — пещеры, где жили монахи-отшельники, над пещерами воссоздана деревянная церковь. Общий вид можно посмотреть на сайте http://sobory.ru/photo/?photo=90708, я не смогла так снять из-за контрового света. Возможно, первые подвижники появились здесь еще в период Киевской Руси, однако достоверные сведения о пещерном монастыре на Божьей горе относятся к началу XVII в., когда его возродил почаевский игумен Иов, активно сопротивлявшийся наседавшим католикам. Деревянная часовня наверху то появлялась, то исчезала. Очередное здание поставили солдаты русского полка, квартировавшего в Кременце в конце XIX в. Часовню приписали к приходу села Бережцы, но после того, как сельская церковь сгорела в Первую Мировую, службы перенесли сюда. Часовня дожила до 1960 г., когда была сожжена по указанию властей, а на следующий год взорвали пещеры-кельи. Сейчас пещеры укрепили, вход в дальнюю камеру заперт железной решеткой. Внутри стоят иконы, маленькие бумажные иконки лежат снаружи, а в расселинах скал — множество записочек. Сама не видела, но читала в сети, что паломники берут песок и глину из пещер, тоже в лечебных целях.
Чуть в стороне от церкви установлена железная мачта (как понимаю, геодезический знак), и разноцветные ленточки повязаны по всей высоте лесенки, до самой верхушки.
Хотя Божья гора издавна почитается местными жителями, происхождение ее названия точно неизвестно. То ли ее зовут так в честь чуда явления Богородицы, то ли по имени давным-давно живших на этой земле бужан. в общем-то, наверно, это уже несущественно. Видно, что место заслуженно популярное, чувствуется его положительная энергетика (хоть я не очень люблю подобные термины, но в данном случае, они лучше всего подходят). Вся почаевская округа оказывает на меня благотворное воздействие, а сама Лавра — явное, как это называют, место силы. По ощущениям, влияние Почаева на душевное состояние сравнимо с эффектом посещения моего излюбленного места в России — Александро-Свирского монастыря. После Божьей горы мы заглянули в Почаев, и повторный визит подтвердил первые летние впечатления; этот уголок Западной Украины оказался самым понятным и близким мне внутренне.
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил. Почаевская братия, 1963 год. Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются: общие 10-местные номера
mir_mak
Свято-Успенская Почаевская лавра, или Почаевский православный мужской монастырь – крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западной Украине. Уступает он только Киево-Печерской лавре в Киеве.
Расположена лавра, в центре небольшого города Почаев, в семидесяти километрах от Тернополя.
Поскольку лавра находится на высоком холме, заметить ее можно еще издалека. Создается впечатление, что монастырь парит в воздухе, воткнувшись своими куполами в самое небо.
Монашеский скит на этом месте был основан монахами из Киево-Печерской лавры, которые спасались бегством от нашествия монголо-татар в 1240 году. По преданию, им явилась Богородица, оставив след своей стопы на скале, из которого впоследствии забил Святой источник. Это явление стало знаком для монахов, что здесь они будут под защитой самой Божьей Матери.
Слухи об этом чудесном событии стали привлекать сюда все больше и больше верующих христиан. Многие из них оставались с монахами, пополняя число братии. Возникла необходимость в постройке первой деревянной церкви у подножия горы (сейчас на ее месте стоит часовня).
Со временем деревянную церковь сменила каменная Свято-Успенская церковь, положившая начало храмового праздника Успения Божией Матери.
Так, постепенно, с конца 16-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.
В 1597 году, местная помещица Анна Гойская, передает в дар монастырю значительные земельные угодья, имения и великую святыню — чудотворный образ Божьей Матери, которую ей подарил греческий митрополит Неофит, и от которой произошло чудесное исцеление ее брата, страдавшего врожденной слепотой.
Икону стали именовать Почаевской и она стала второй святыней монастыря.
Чудотворный образ и заступничество самой Богородицы еще не раз выручало обитель в течении последующих четырех столетий.
С приходом в наместники обители Иова Железо (Преподобного Иова Почаевского), в жизни монастыря начинается новая эпоха. Благодаря ему, в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь, в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, до этого след оставался под открытым небом более 400 лет.
Тогда же, обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения, на самой вершине горы был вырыт колодец, а у ее подножия — пруд.
Умер преподобный Иов Почаевский в 1651 году, в возрасте 100 лет. Его нетленные мощи хранятся в Пещерном храме и считаются чудотворными.
Летом 1675 года, пятидесятитысячное турецкое войско окружило монастырь с целью его захвата. Всю ночь осажденные монахи усердно молились перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Утром, во время пения акафиста произошло чудо — над куполами Свято-Троицкой церкви явилась сама Царица Небесная в окружении ангелов и Преподобного Иова Почаевского, молящегося Богородице о спасение своей обители.
Враг был поражен увиденным и отступил от монастыря.
Не берусь пересказывать всю историю Почаевской лавры и жизнеописания ее сподвижников, в одном посте всего не уместить.
Предлагаю просто полюбоваться видами обители, тем более, что она действительно того заслуживает.
Слева — водонапорная башня.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородице.
Днем монахов в монастыре почти не заметно. Практически бегом, мимо пронеслись два представителя монастырской братии.
Широкий монашеский шаг.
В этот день мне повезло, людей было не много, а в небе не было ни одного облака.
Территория Лавры находится в безупречном состоянии: плитка, клумбы, цветы, газоны, и просто идеальная чистота.
Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаикой по эскизам Николая Рериха.
Внутреннее убранство лаврских храмов также потрясает свои великолепием, но много щелкать фотоаппаратом внутри, как-то рука не поднимается.
65-ти метровая колокольня.
Главный вход в лавру – Святые лаврские ворота, вернее с этой стороны – ее главный выход.
Гулять по территории лавры – одно удовольствие.
С холма открывается чудесный вид на окрестности.
Вдалеке можно разглядеть купола Свято-Духовского скита – первого монашеского поселения на Почаевской земле.
Монастырский сад и огород.
Хоздвор Почаевского монастыря.
Вход в Пещерный храм где хранятся мощи Преподобного Иова Почаевского.
Самая главная святыня Почаевской обители – след Богородицы.
В наши дни, Почаевская лавра имеет огромное духовное значение для христиан всего мира.
Почаевский монастырь ежегодно посещает более миллиона паломников
Неподалеку от Почаевского монастыря, в селе Онишковцы, находится целебный источник Святой Анны.
Многие паломники используют его как обязательное дополнение к посещению монастыря.
Около источника оборудованы раздевалки и прочие удобства, так что никаких специальных приготовлений, кроме как готовности окунуться в воду, температура которой не выше 4-х градусов Цельсия – круглогодично, не понадобится
История возникновения источника, относятся все к тем же временам татаро-монгольского нашествия. На месте разрушенной ними церкви, чудесным образом появилась икона Святой Анны. Нашедшие икону жители села Онишковцы, отнесли ее в свой сельский храм. Но, на следующее утро, икона загадочным образом вернулась на место своего появления. История повторилась несколько раз, пока местные жители решили ее больше не перемещать, смекнув что Праведная Анна сама выбрала это место, освятив его появлением своего образа.
Спустя некоторое время, в память об этих событиях, здесь была построена часовня, около которой забил Святой Источник.
В советские времена часовню закрыли, а источник засыпали землей. Только в 1991 году, усилиями местных жителей источник был расчищен и перестроен в специальную купальню. Иногда его называют озером Святой Анны.
Библия повествует, что Святые Иоаким и Анна, прожив долгую и праведную жизнь так и не стали родителями. Но даже на склоне лет, они не переставали усердно молиться Богу, соблюдать пост и не терять надежды на чудо. В конце концов, Бог услышал их молитвы и подарил им дочь Марию – мать Иисуса Христа.
С тех пор Святая Анна почитается в христианстве как покровительница матерей и материнства.
Если нет желания окунаться в целебные воды в общей купели, это можно сделать в отдельных кабинках.
Поскольку вода в источнике обогащена кремнием и серебром, кроме духовного оздоровления, она также благотворно влияет и на физическое здоровье человека.
Очень правильная молитва, на табличке слева!
Несколько лавок, с церковной атрибутикой, и большим выбором женских облачений для купания в источнике.
Колодец, в котором можно самостоятельно набрать святой воды.
Рядом расположено старинное кладбище.
Как всегда, надеюсь, что мне удалось передать атмосферу и красоту посещенных мною мест.
Напишите если были в Почаевской лавре или может окунались в источник Святой Анны? Интересно Ваше мнение об этих местах.
Оставляйте комментарии, добавляйтесь в друзья, или просто заходите в гости. Всегда Вам рад!
Featured Posts from This Journal
Дорога на Валаам
В августе прошлого года я побывал на Валааме. Существует поверье о том, что просто так на этот Святой остров попасть невозможно, то есть, взять и…
Киево-Печерская Лавра
Одним погожим летним деньком выдалась поездка в Киев, и по традиции прогулка по Лавре. Хорошо тут, тихо, спокойно, особенно утром, когда туристов…
Информация об этом журнале
- Цена размещения 10 жетонов
- Социальный капитал 60
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 24 часа
- Минимальная ставка 10 жетонов
Друзья! Давайте ударим свежим, жарким, антизимним френдомарафоном по скучным и холодным январским будням! Тем более, что мне, совсем немного осталось до 3000. ПОДНАЖМЕМ?! Жду к себе в гости самые яркие, интересные, захватывающие, неординарные и особенные блоги. Другими словами –…
Божья гора. Почаев – info: как доехать. Цены на номера в отелях Почаева. Из-за этого божественного знака Свято-Успенская Почаевская Лавра считается сакральным местом, местом силы Украины, где происходят поистине невероятные чудеса. После того, как святыне отошли земли, и чудотворный образ Божией Матери от Анны Гойской, настоятелем Лавры стал Иов Железо. С конца 16-го века Почаевский монастырь стал духовным источником западных земель Руси. Это необычная гора с плоским верхом, расположенная на пути в Кременец. По легендам, именно эта гора и явилась пьедесталом для Богородицы, когда она явилась им в столпе огня и оставила свой след.
- https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0
- https://3rm.info/publications/45343-gora-pochaevskaya-duhovnaya-krepost-zapadnyh-granic-svyatoy-rusi.html
- https://www.prostobank.ua/money/turist/stati/ekskursiya_v_pochaev_bolshe_chem_otdyh
- https://naina-gorynych.livejournal.com/31535.html
- https://mir-mak.livejournal.com/45084.html