Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция
Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.
Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.
ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СВЯТОЙ ПОХОРОНЕН В ТУРЦИИ? ЕДЕМ В ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Оплошность тысячелетия
«В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор. В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены этой конструкции кажутся весьма прочными. Мы продолжаем вести работы. Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае», — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.
Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.
«Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен», — допускает археолог.
Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена «только в том случае, если в найденном помещении окажутся плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду».
Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.
В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.
Где похоронен Николай Чудотворец / Храм в Мирах Ликийских
«Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена», — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.
Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. «Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана», — парирует Джемиль Карабайрам.
Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.
В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора. Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.
«Один из десятка Николаев»
Именно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.
А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.
«В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница», — отмечает он.
Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст. Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.
«Поэтому и возник такой винегрет», — поясняет Бугаевский.
Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого. Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.
«Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно. В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли», — заявляет Бугаевский.
«А может, это один из десятка других Николаев», — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.
ИсточникО могиле Николая Мирликийского: комментарий византиниста
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Фрагамент. Пределла. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano.
San Nicola resuscita tre fanciulli messi in salamoia. Source
Византинист Сергей Аркадьевич Иванов комментирует эту новость:
« У верующих и у исследователей – разные задачи, их не следует смешивать между собой. Никаких сведений ни о самом Николае Мирликийском, ни о его культе нет вплоть до VIII века. Нет фактов, подтверждающих, что такой человек действительно жил в IV веке. Среди участников Никейского Собора, на котором он якобы дал по лицу Арию, никакого Николая Мирликийского не фигурирует. В позднейших житиях смешались две серии деталей: одна – из жизни совершенно реального епископа VI века Николая Сионского, вторая – из легенд о местном языческом божестве, покровителе водной стихии. Вопрос о том, какой скелет является «тем самым», попросту лишен смысла, если мы говорим о фактах. «Турецкие археологи» могут, конечно, сломать византийскую мозаику, дурацкое дело нехитрое, но что именно они собираются под ней обрести, совершенно не ясно. » |
[Иванов Сергей Аркадьевич, доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики и СПбГУ. 07.10.2017] [*]
Новость в изложении Русской службы BBC:
« Турецкие археологи утверждают, что нашли могилу Николая Чудотворца
Турецкие археологи сообщили, что предположительно нашли место захоронения Николая Чудотворца. На Западе его называют Святым Николаем, а также знают как Санта Клауса. Те же мощи, которые находятся в итальянском Бари, принадлежат другому человеку, говорят турецкие эксперты.
2.
Джентиле да Фабриано (около 1370, Фабриано — 1427, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Пределла. Дерево, темпера / Gentile di Niccolò, detto Gentile da Fabriano, (Fabriano 1370 ca. — Roma 1427). Storie di S. Nicola di Bari, 1425.
Tempera su tavola, cm 35,5 x 36; cm 30 x 62. Invv. 40247, 40248, 40250, 40249 / Gentile da Fabriano, San Nicola resuscita tre fanciulli messi in salamoia. Source
Сообщается, что неповрежденная гробница нашлась в подземных помещениях церкви Святого Николая в районе турецкого Демре, в юго-западной провинции Анталья.
Небольшой город Демре был построен на руинах древнего ликийского города Мира (Миры), где Святой Николай предположительно жил в четвертом веке.
3.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Фрагамент. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano. Storie di S. Nicola di Bari. La nascita di San Nicola. Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Musei Vaticani.
Pinacoteca. Source
Церковь Святого Николая в Демре – его главная туристическая достопримечательность и популярное место паломничества христиан. Археологические работы идут там уже 20 лет.
4.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano. Storie di S. Nicola di Bari. La nascita di San Nicola. Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Musei Vaticani.
Pinacoteca. Source
«Храм в подземелье церкви дошел до наших дней в хорошем состоянии, – рассказал турецкой газете «Хюрриет» Джемыл Карабайрам, заведующий в Анталье геодезией и памятниками. – Думаем, что вреда ему не нанесено. Но туда сложно зайти, так как на входе положена мозаика. Сначала ее нужно исследовать кусочек за кусочком, и только потом осматривать захоронение».
При исследовании гробницы ученые используют компьютерную томографию и гео-радар. Работы близятся к завершению.
5.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Фрагамент. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano. Dono alle fanciulle povere.
Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Чьи мощи привозились в Россию?
Считается, что большую часть мощей в 1087 году из завоеванной тюркской династией сельджукидов Миры забрали итальянские купцы.
Меньшая часть осталась там, и позже их забрали венецианцы. Сейчас эта часть хранится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции.
6.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano. Dono alle fanciulle povere. Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Musei Vaticani.
Pinacoteca. Source
До сих пор считалось, что большая часть мощей Святого Николая, привезенная купцами в Италию, хранится в итальянском городе Бари.
Джемыл Карабайрам в комментарии газете «Хюрриет» также сообщил, сославшись на экспертов, что при изучении старинных бумаг нашлись свидетельства тому, что мощи в Бари принадлежали другому священнику.
7.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1425. Фрагамент. Пинакотека Ватикана / Gentile da Fabriano.
San Nicola salva una nave da un naufragio. Musei Vaticani. Pinacoteca. Source
Николай из Патары (Святой Николай) был епископом в Мирах. После его смерти в 343 году на месте его могилы построили базилику, а в начале девятого века — церковь.
8.
Джентиле да Фабриано (около 1370, Фабриано — 1427, Рим). Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Около 1425. Пределла. Дерево, темпера.
35,5 x 36 см / Gentile di Niccolò, detto Gentile da Fabriano, (Fabriano 1370 ca. — Roma 1427). Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Tempera su tavola, cm 35,5 x 36; cm 30 x 62. Inv. 40249. San Nicola salva una nave da un naufragio.
Musei Vaticani. Pinacoteca. Source / На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков.
Николай Чудотворец почитается христианами за свое смирение и щедрость, особенно к детям.
Доброта Святого Николая осталась легендой в веках, и была популяризована в культуре в образе «Батюшки Рождества», который дарит детям подарки.
Голландцы в Америке придумали другую версию под именем Синтаклаас, и там уже распространилось имя Санта Клаус, широко используемое сегодня.
Российский Дед Мороз со Святым Николаем не связан — это сказочный персонаж, прообраз которого берет начало из славянской мифологии. »
9.
Картинка из публикации турецкой газеты «Хюрриет» /Hürriyet, 02.10.2017
[*] Сергей Аркадьевич Иванов. Доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики и СПбГУ. Автор книг «Византийское миссионерство. Можно ли сделать из „варвара“ христианина?» (2003), «Блаженные похабы. Культурная история юродства» (2005; на английском — 2006), «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям» (2011) и других.
Лауреат премии «Просветитель» за книгу «1000 лет озарений» (2002, 2010). Сергей Иванов на Arzamas.academy, на сайте Высшей школы экономики, на сайте Кафедры Общего языкознания Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Изображения 1-8:
Часть пределлы полиптиха Кваратези, написанного Джентиле да Фабриано для церкви Сан Никколо сапр’Арно во Флоренции.
Gentile da Fabriano, Storie di S. Nicola di Bari
Gentile di Niccolò, detto Gentile da Fabriano, (Fabriano 1370 ca. — Roma 1427). Storie di S. Nicola di Bari, 1425. Tempera su tavola, cm 35,5 x 36; cm 30 x 62. Invv. 40247, 40248, 40250, 40249. Source
Le tavolette costituiscono quattro (dei cinque) scomparti della predella del polittico commissionato dalla famiglia Quaratesi per l’altar maggiore della chiesa di S. Nicolò sopr’Arno a Firenze. L’opera venne considerata una delle migliori fra quelle realizzate da Gentile da Fabriano, la cui firma compariva insieme alla data del maggio 1425 in un’iscrizione perduta. Si tratta dunque di uno degli ultimi dipinti eseguiti dall’artista, morto solo due anni dopo a Roma. Il polittico Quaratesi rimase nella chiesa fino al 1830 e fu poi smembrato e venduto (il pannello centrale con la Madonna in trono col Bambino è ad Hampton Court in Inghilterra, i quattro laterali con S. Maria Maddalena, S. Nicola di Bari, S. Giovanni Battista e S. Giorgio alla Galleria degli Uffizi a Firenze; il quinto scomparto della predella con i Pellegrini alla tomba di San Nicola si trova alla National Gallery of Art di Washington). Gli episodi raffigurati sono: La nascita di San Nicola; Dono alle tre fanciulle povere; San Nicola resuscita tre fanciulli messi in salamoia e San Nicola salva una nave da un naufragio.
Источник