У меня в детстве была очень красивая книга с прекрасными большими фотографиями всех вот этих народных промыслов, я до сих пор помню ее запах, и прекрасную глянцевую толстую бумагу ее страниц.
И вот время от времени я ее читала и рассматривала эти иллюстрации, поэтому все эти слова — Палех, Федоскино, Хохлома и другие, я знала с довольно раннего детства. Больше всего мне нравился Палех, шкатулочки с картинками.
Потом были еще марки, которые я начала собирать лет в десять, и там тоже было все это. Но вот для самостоятельного ответа на данный вопрос знаний моих все же явно не достаточно, поэтому придется попросить в очередной раз совета у друга-поисковика. Ответ: Федоскино.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра — вид традиционного декоративно-прикладного искусства, который отличается исполнением сложной миниатюрной живописи на изделии из папье-маше. Лаки (цветные и прозрачные) являются не только материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения.
Федоскинской школе лаковой миниатюры 90 лет
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766-1122 года до нашей эры). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали, как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях. Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию.
Способы изготовления лаков в большой мере определялись существованием в этих регионах лаковых деревьев (в Китае «ци-шу», в Японии «уруси-но-ки», во Вьетнаме «кэй-шон»). Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, что-то заимствуя у соседей, совершенствуя их опыт и привнося в него собственный.
В Иране использовали особый лак, составной частью которого был сандарак — душистая смола североафриканского хвойного дерева. В Индии, где лаковое искусство было известно с XV-XVI веков, лак изготовлялся из льняного семени и камеди.
Плененные красотой необычных изделий, и европейские мастера создают в XVII веке мастерские по производству изделий с росписью «под Китай».
Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении дворца Монплезир в Петергофе «Китайский кабинет» был оформлен 94 лаковыми панно в китайском стиле. Работы выполняли русские мастера лакирного дела. К середине XVIII столетия в России, как и в Европе, в моду входят лаковые табакерки из папье-маше, украшенные нарядной росписью с живописью.
Село Федоскино Московской области — родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце 18 века, когда купец П.И. Коробов основал в сельце Данилково (часть с. Федоскино) производство расписных шкатулок из папье–маше. В 1819 году он передал фабрику своему зятю П.В. Лукутину и его сыну.
История лаковой миниатюры
Начался новый период развития промысла.
Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи 18-19 веков, с другой — художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию.
Миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Выполняли миниатюры, работавшие на фабрике крепостные безымянные народные художники-живописцы. В их живописи сложились оригинальные темы и декоративные приемы, характеризующие народное искусство, отличающиеся яркими прочными красками, использованием черного цвета в лаке, своеобразностью и условностью в трактовке изображений. Тематикой миниатюр лукутинских лаков были главным образом жанровые сцены.
Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков — потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру — она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров.
В создании новой живописи Палех исходил из старой художественной традиции, сложившейся к XVIII веку. Постепенно был создан своеобразный художественный язык Палеха, где действительность причудливо соединяется с фантастикой. Зеленые луга, хлебные нивы, иссиня-черные ручьи и реки изображаются с особой пластичностью, уживаются рядом с фантастическими травами, сказочными птицами, зверями, диковинными палатами. Эта иносказательность, близкая мышлению крестьянских художников, расписавших предметы народного быта, стала одной из своеобразных черт палехской миниатюры.
Поселок Мстёра – один из знаменитой четверки центров лаковой росписи, известных не только на территории России, но и далеко за ее пределами. Работы мстёрских мастеров славятся особой жизнерадостностью, яркостью и чистотой красок.
Мстёра, также как Палех и Холуй, были древними центрами иконописи. Мастера занимались не только искусством росписи икон, они также восстанавливали фрески древних храмов, расписывали стены. Мстёра, расположенная на территории Владимирской области, впервые упоминается в 20-х годах 17 века.
Богоявленский монастырь был центром лаковой росписи икон, оттуда мастерство распространилось по всему поселению, став основным промыслом деревни.
Новую жизнь в расписной промысел вдохнул знаменитый Иван Голиков, основавший первую художественную артель в Палехе. Вдохновившись успехом палехских мастеров, жители Мстёры начали возрождать искусство миниатюрной росписи.
Мстёрская миниатюра впитала в себя старообрядческие традиции иконописи, голландский пейзажный стиль, орнаментальность персидских миниатюр, традиции изготовления лубочных картин. Из этого многообразия родился самобытный, ни с чем не сравнимый мстёрский стиль росписи. Работы отличаются удивительными цветовыми переходами, многообразием цветов, создающих необычайно яркий, живой миниатюрный мир. Мастера пишут на белилах, избегая черного фона, в большинстве случаев на изделиях прямоугольной формы. Особую роль играют орнаменты, подчеркивающие чистоту и красочность рисунка.
Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.
В документах, датированных 1613 годом, Слобода Холуй упоминается как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.
В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские. После революции Холуйские мастерские были закрыты. Но в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.
Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.
Источник: spbdn.ru
4 школы русской лаковой миниатюры. Гид.
Федоскинская школа — самая первая. Появилась в конце 18 века. Тогда в село Федоскино купец Коробов наладил производство табакерок из папье-маше. Для украшения на коробочки сначала просто на лак клеились картинки. Для обучения своих мастеров этой технологии Коробов выписал специалистов из Германии с лаковой фабрики Штобвассера.
А настоящие Художники в Федоскино появились уже в начале 19 века.
2 Школа
- Много золота и ярких красок на черном, много мелких деталей, одежда расписана золотым, вытянутые формы, лица как на иконах? — значит Палехская лаковая миниатюра.
Исконные традиции иконописи в Палехе отразились и сохранились в лаковой миниатюре. В Палехе писали иконы «для богатых» с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов.
С 18 века Палех — центр иконописи. В советские времена иконы стали не нужны. В это время талантливый местный художник Голиков посетил выставку в Москве и сильно впечатлился работами Федоскинских мастеров, вернувшись домой в свое село Палех он собрал художников и с 1924 года появилась Палехская артель древней живописи.
В работе художники используют яичную темперу. Черную заготовку шкатулки обрабатывают пемзовым порошком, чтобы краска ложилась. Потом наносят рисунок иголкой. Места, где будут краски, обрабатывают белилами, чтобы краски на черном фоне не выглядели тускло. Затем идет работа красками и проработка деталей.
3 школа
- Стиль похож на иконописный, но золота не много? Преобладает голубовато-серая гамма? Все в основном веселое, динамичное и жизнерадостное? Фоны чаще цветные, в них нет черного? Поля черные с узорами? Это Мстёра.
В Мстёре лаковая миниатюра появилась в начале 30-х годов 20 века. Также как и в Палехе выросла из иконописного промысла. В советские годы местные художники вдохновились успехами Палешцев и переняли идею, вложив в нее свои традиции и умения.
Как и в Палехе используется яичная темпера. В отличии от Палешской техники белилами закрашивается весь фон. Соответственно, весь фон и вся поверхность миниатюры прорабатывается красками. Потому все фоны цветные.
4 школа
- Слегка просматривается иконописная школа? Более или менее крупный и приближенный к зрителю пейзаж и фигуры? Формы вытянутые, но более объемные и не такие иконописные как у Палеха? Встречаются Красный, Зелёный и Вишнёвый цвета фона? Золото и серебро использовано только для изображения блестящих металлических предметов или узоров? Это Холуйская миниатюра.
В Холуе все было почти также как в Мстёре, только немного попозже. Иконописцами в 1934 году была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий.
Для экономии средств мастера Холуя стали осваивать лаковую миниатюру на подготовленных листах картона. Работа в отрыве от конкретной вещи не прошла даром. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах на шкатулках, коробочках и т.д.
Мастера холуя долго искали свой стиль, эксперименты продолжаются и до сих пор. Сейчас лаковая миниатюра в Холуе это бодрый и процветающий промысел.
Источник: rusonom.ru