Где применяют золочение металлов

Что такое позолота, чем она отличается от золота и как ее наносят + инструкция по золочению

Приветствую, дорогие читатели! Многие из нас, отдыхая в Египте либо Турции, сталкивались с ушлыми торговцами, которые пробовали реализовать позолоченное кольцо либо сережки, выдавая их за золотые. И сейчас предлагаю побеседовать о том, что такое позолота, в чем особенность такового способа обработки и как не стать жертвой жуликов.

Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать фактически хоть какой материал. Толщина его при всем этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится фактически неотличим от золотого. Способ употребляется не только лишь в ювелирном искусстве, да и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

В первый раз искусство золочения предметов роскоши появилось еще несколько 1000-летий вспять в Старом Египте. Конкретно он стал первой государством, в какой добыча золота приняла промышленные масштабы. Потому что все прииски принадлежали фараону, нет ничего необычного в том, что сначала золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Как ПОКРЫТЬ ЗОЛОТОМ ЛЮБОЙ МЕТАЛЛ?

Есть другая версия, которая утверждает, что практика позолоты появилась в Китае. Но обычное сопоставление исторических фактов гласит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластинки выполняются только около 2 1000-летий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнейшую Русь, получило значимый толчок для развития и вышло на совсем новый уровень. Конкретно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, да и эмблемой веры и божественного света.

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию уникальной школы, разработке собственных способов и секретов. Мастера по золочению брали мальчишек с самого ранешнего возраста, чтоб передать им все тонкости собственной профессии. И только немногие из их вправду достигали вершин мастерства.

Последующий шаг в развитии искусства — награда архитекторов, сначала Бартоломео Растрелли. Конкретно он ввел в моду стиль барокко, для которого свойственна позолота не только лишь мебели, да и лепнины.

Открытие гальванического способа Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более неопасным и обычным. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

Особенности и свойства

Золочение не только лишь присваивает более дорогой вид, да и позволяет защитить поверхность от окисления и коррозии. Естественно, на характеристики сначала оказывает влияние толщина позолоты и качество драгоценного металла.

Толщина, цвет и долговечность

От толщины слоя позолоты зависит то, как длительно изделие будет веселить своим блеском. Золото — очень мягенький металл и стремительно стирается с поверхности, потому известные ювелирные дома, не употребляют очень тонкое покрытие. Часто встречающаяся толщина на современных изделиях — от 0,04 до 0,1 мм. При соблюдении обычных правил ухода изделие с таким покрытием прослужит от 3 месяцев до года.

Современные ювелиры используют разную позолоту, добиваясь необычных цветов путем добавления в золото других металлов. Так, белый цвет получается от соединения обычного желтого золота и серебра (реже серебро заменяют на никель или палладий). А розоватый оттенок придает небольшая доля меди. Также на цвет позолоты влияет проба. В Европейских странах применяют, как правило, 750 пробу золота, что придает изделию насыщенный желтый цвет. В России более популярна 585 проба, которая имеет легкий розоватый подтон.

Читайте также:
Как скрепить кольцо из бисера

Имеет ли пробу

Все ювелирные украшения, даже с позолотой, должны иметь клеймо с пробой. В отечественном ювелирном деле ставится клеймо с пробой по основному металлу, чаще это серебро. На импортных украшениях ставится проба именно золотого покрытия в каратном эквиваленте с дополнительной буквенной маркировкой. Она указывает на способ, которым украшение было покрыто.

Источник

Золочение

Золото впервые было осаждено с применением электрического тока от внешнего источника в Италии профессором Бругнателли. Процесс был запатентован в Англии Элкинстоном, после чего в течение 10 лет в этом направлении было проведено много исследований.

Несмотря на высокую стоимость, золочение широко применяют в гальванотехнике; по своим декоративным свойствам золоченые изделия не имеют себе равных. Золото отличается высокой химической стойкостью; в отличие от серебра оно не тускнеет под действием сероводорода и других сернистых соединений и не растворяется ни в какой минеральной кислоте, кроме царской водки. Поэтому золочение применяется для покрытия аналитических разновесок, калориметрических бомб и других изделий, находящихся под воздействием агрессивных сред и высоких температур.

Золочение преимущественно применяется в ювелирном и часовом производстве. Ценное качество золотых покрытий — возможность сообщить им различные оттенки путем введения в электролит малых количеств солей металлов, ионы которых разряжаются совместно с ионами золота. Золото образует с германием и кремнием легкоплавкую эвтектику (температура плавления 370°С), что обусловливает широкое применение процесса золочения в производстве полупроводниковых приборов.

Золото легко осаждается на меди, никеле, серебре и при соответствующей подготовке поверхности на молибдене, вольфраме, алюминии, титане, коваре, кремнии и германии.

В последние 10—15 лет золочение во всех возрастающих масштабах применяют в новых отраслях техники, главным образом в электронной промышленности, в производстве электронно-вычислительных устройств и многочисленных деталей к ним. При этом, конечно, имеют в виду не декоративную отделку, а более ценные свойства золотых покрытий:
1. Сопротивление тускнению и коррозионному воздействию различных химических агентов.

2. Низкое значение и постоянство переходного электросопротивления.

3. Сопротивление окислению при высоких температурах.

4. Хорошую паяемость после длительного хранения.

Наибольшее распространение среди других драгоценных металлов золото и сплавы на основе золота получили для покрытия контактов электронных приборов. Примерно 3Д электроосаждаемого золота предназначается для электронных контактов и других электронных приборов.

Ежегодно в мире производят миллиарды золоченых деталей для соединительных контактов в электронике. Рост производства соединительных контактов в электронике объясняется расширением области применения электронно-вычислительных устройств и различного рода приборов, предназначенных для этих целей.

Стоимость производящихся в США соединительных контактов, по литературным данным, исчисляется сотнями миллионов долларов. Начиная с 1960 г., стоимость золота, потребляемого для покрытия контактов, удваивается каждые три года. В связи с этим многочисленные исследования направлены на уменьшение расхода золота в производстве контактов за счет их толщины при сохранении основных свойств.

Источник

О золочении. История. Способы и виды

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

История

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка — широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Читайте также:
Принимают ли ломбарды слитки золота

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. «Буде золотить или серебрить, — говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже. Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение – следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» — быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» — ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем – в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Читайте также:
Зеленый полупрозрачный камень как называется

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Виды золочения

Комбинированное

Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся подготовительная работа однотипна с золочением на полименте. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.

Золочение твореным золотом

Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Водно-синтетическое золочение

Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения. Например, система Kolner Instacoll System была специально разработана как альтернатива масляной технике для экстрерьерных покрытий с получением максимального блеска. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

Бронзирование

Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Бронзировка придает поверхности вид настоящей позолоты. Такое покрытие является антикоррозийным и очень устойчивым.

«Чесночное» золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение «через огонь»

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из золота и ртути. Этот способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток.

Читайте также:
Что значит треугольник с глазом внутри

Очищенную поверхность покрывают амальгамой, после этого деталь пропускают через огонь, чтобы выпарить ртуть. Затем поверхность охлаждается и полируется агатовыми зубками. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

От выбранной техники нанесения сусального золота зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Источник

Химические и механические способы золочения металла

Гальваническое покрытие золотом металлических предметов: способы и технологии. Металлы и сплавы, поддающиеся золочению. Приготовление электролита для самостоятельного золочения в домашних условиях.

Золочение металла

Золочение металла – популярная процедура, позволяющая придать различным изделиям свойства, которыми обладает благородный металл. Нанесение покрытия «под золото» позволяет получить отличную вещь при значительно меньших затратах, чем при покупке настоящего украшения. Кроме того, технология гальванического покрытия золотом исключает окисление металлов, поверхностный слой не боится влаги, не вступает в реакцию с химически активными веществами. Позолота также позволяет улучшить качество припоя, что важно при изготовлении микросхем.

Золочение металла

Какие металлы и сплавы поддаются золочению

Золочение металлических поверхностей используется в различных областях, но наиболее часто:

  • в промышленности для создания технических покрытий, устойчивых к химическому воздействию;
  • в ювелирном деле, при декорировании поверхностей из черных и цветных металлов, нержавеющей стали.

Нанесение гальванического покрытия применяется для создания бижутерии. Для изготовления позолоченных изделий вещи из дешевых металлов покрываются тонким слоем золота. Такие «предметы роскоши» продаются по доступной цене, но смотрятся на уровне настоящих золотых. Технология гальванического золочения используется для браслетов, цепочек, колье, очков. Изделия выглядят изысканно и респектабельно.

Не менее распространена гальваническая обработка и более ценных металлов, например, золочение серебра или платины. Покрытая специальным составом бижутерия не приводит к появлению аллергии и раздражения кожи. Но такие изделия часто могут стоить на уровне высокопробных серебряных предметов.

Для придания требуемых свойств отдельным участкам поверхностей предметы либо украшения могут подвергаться гальваническому золочению частично. В ювелирном деле так создают уникальные вещи.

Гальваническому золочению можно подвергнуть любой предмет, повысив тем самым его свойства. К примеру, сусальное золото напыляется на купола храмов, применяется в иных декоративных целях.

Методы и способы золочения металла

Качество и внешний вид покрытия зависят от используемой технологии. Наиболее распространены следующие методы нанесения золота:

  • механический;
  • химическое золочение с использованием активных веществ;
  • гальваническое золочение.

Для каждого способа используются различные химреактивы и инструмент.

Химический метод

Химическое золочение – это нанесение на подлежащую обработке вещь хлорида золота. Для создания реагента необходимо последовательно выполнить такие действия:

  1. Металл расковывается на маленькие кусочки.
  2. Элементы помещаются в заранее сделанную смесь. Реагент изготавливается на основе соединения соляной (30 г) и азотной (10 г) кислот.
  3. На каждый грамм напыления должно расходоваться порядка 10 мл реагента. Потому необходимо заранее приготовить нужное количество раствора.

С кислотами в быту следует обращаться осторожно, не допуская их контакта с кожей рук и слизистыми оболочками.

Кислоты для золочения металла

Смешивание ингредиентов осуществляется в фарфоровой колбе, растворение при этом может растянуться на трое суток. По завершении подготовки благородного металла он выпаривается при 80 °C до образования жидкого раствора. Для получения гомогенного состава требуемой консистенции в процессе выпаривания раствор нужно периодически взбалтывать стеклянной мешалкой.

Непосредственно для процесса подготавливается:

  • отфильтрованная вода, подогретая до 60 °C;
  • золотая хлорная соль – 15 г;
  • натрия хлорид либо карбонат калия – 65 г.

Предметы обрабатываются после заранее выполненной подготовки. Для удаления жира рекомендуется протирание 20%-м едким натром, затем – промывка в 25%-м содовом растворе.

Читайте также:
Почему мужчина перестает носить обручальное кольцо

Предмет помещается в сделанную смесь, и спустя определенное время (в соответствии с родом металла) поверхность превращается в позолоченную. После естественной просушки предмет протирается мягкой сухой тряпицей. Поверхность до появления блеска отполировывается шерстяным лоскутком.

Механические методы золочения

Золочение придает изделию определенные свойства, делающие его эстетически привлекательным и стойким к влиянию окружающей среды.

Обработка механическим способом выполняется нечасто, потому как добиться получения однородного поверхностного слоя нелегко. Данная технология отличается такими особенностями:

  1. Необходимо применение особой пасты, изготавливающейся в специальной лаборатории или самостоятельно. Для различных изделий ингредиенты пасты могут значительно отличаться.
  2. Нанесенное механическим методом в бытовых условиях покрытие в отличие от гальванического обладает малой толщиной. Потому такие изделия не смогут долго прослужить.
  3. Наиболее распространены растворы на основе винного камня, желтой соли кровяной.
  4. Для образования однородного состава кашеобразной формы, втираемого в поверхность изделия шерстяным лоскутом, вещество тщательно перемешивается.
  5. Перед нанесением позолоты требуется обезжирить поверхность.
  6. Нанесение пасты выполняется одним слоем с равномерным распределением золотой смеси. При втирании необходимо исключить контакт вещества с кожей рук.

Механическое золочение металла

Механическое золочение в отличие от гальванического – процесс сложный, применяемый в бытовых условиях лишь для отдельных частей предметов. Другие способы предусматривают полное погружение подлежащей обработке детали в специальный раствор.

Гальваническое золочение металлов

Покрытие позолотой достаточной толщины и качества получается при использовании особой технологии, предусматривающей опускание вещи в электролитический состав. Гальванический метод предназначен для обработки изделий практически любых размеров, по сути представляет собой один из видов электрохимических реакций.

Необходимо учесть, что состав гальванического раствора влияет на приобретаемый поверхностью оттенок.

На дому электролитический раствор для создания гальванической позолоты изготавливается в такой последовательности:

  • в отфильтрованную воду объемом 0,7 л вносится 60 г фосфорнокислого натра;
  • для растворения 2,5 г хлорного золота добавляется 0,15 л воды;
  • в 150 мл жидкости растворяются 1 г цианида калия и 10 г сернистокислого натрия.

При золочении гальваническим методом с ингредиентами, применяемыми для изготовления смеси, нужно обращаться осторожно, не допуская их пролива, попадания на кожный покров, глаза, слизистые.

Гальванический способ подразумевает нагревание раствора до 60 °C. Для электролитического истощения и запуска реакций устанавливается анод, сокращающий продолжительность работы и повышающий эффективность гальванического метода.

Позолота вещей в этих растворах гальваническим методом занимает порядка 15 часов, на поверхности образуется матовая золотая пленка.

Приготовление состава для золочения в домашних условиях

Раствор для самостоятельного химического либо гальванического золочения следует готовить с особой внимательностью. Это обусловлено тем, что при смешивании используемые вещества вступают в реакцию, приводящую к образованию небезопасных для здоровья испарений.

При изготовлении раствора для золочения требуется применение таких ингредиентов:

  • хлорного золота;
  • соли поваренной;
  • цианида калия;
  • очищенной воды;
  • соды.

Такой раствор предназначен преимущественного для обработки черных металлов. Для серебряных поверхностей требуется изготовление смеси для золочения в домашних условиях с иными ингредиентами:

  • золота хлорного;
  • калия карбоната;
  • соли пищевой;
  • желтой кровяной соли.

Смесь для золочения в домашних условиях

Подлежащая гальванической отделке вещь заранее прокаливается. Поверхность сперва протравливается жидкой серной кислотой, позже – азотной. Далее серная, азотная и соляная кислоты сливаются в единую смесь, играющую роль электролита, в образованный состав на мгновение опускается предмет.

После воздействия смеси кислот предмет омывается водой и ненадолго помещается в ртуть. Далее вновь осуществляется опускание в воду, в ней вещь выдерживается в течение 30 секунд.

Затем вещь помещается в состав для гальванического золочения, выдерживается необходимое время и промывается водой. Сушка осуществляется на древесных опилках.

А вы пробовали выполнять золочение металлических предметов в домашних условиях? Какой метод вы использовали: гальванический, механический либо химический? Поделитесь, пожалуйста, полученным опытом в комментариях.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...