Где проходила тайная вечеря

Где проходила Тайная Вечеря?

Сионская горница, или Горница Тайной вечери, или Сенакль, расположена на вершине горы Сион, снаружи от стен Старого города, недалеко от Сионских ворот.

Здесь Иисус совершил Первую евхаристию:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф 26:20–29).

Здесь проходила не только Тайная вечеря, но и явление Воскресшего Христа ученикам, первые собрания апостолов, и Схождение Святого Духа на учеников в День Пятидесятницы. Здесь же была первая Христианская Церковь. Помещение это находится на втором этаже, а на первом этаже здания располагается синагога с гробницей Давида. На крыше здания находится минарет.

Тайная Вечеря, Причастие, Вечеря Господня — что это значит? | Удивительные факты 2 сезон (28/31)

Горница была перестроена крестоносцами в виде Церкви в 12 в, затем перешла к францисканцам, а в 15 в турки построили мечеть.

Как и многие святыни, она переходила из рук в руки,из- за нее случались конфликты, что печально, и не хочется вспоминать о таких событиях. Сейчас она не принадлежит ни одной из конфессий, и находится в распоряжении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный.

Многие художники и иконописцы воссоздавали интерьер реально увиденной или воображаемой Горницы в своих произведениях. Ее идея- идея места, вместившее невмещаемое,

Источник

Святая Земля. Часть 19. Сионская горница. Гефсимания

Макет древнего Иерусалима

Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находилась на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Матф.26:3,4)

Сионская Горница

Двор Сионской Горницы

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Горницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Горница находилась во владении францисканцев, затем был превращен в мечеть. В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой.

Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

Тайна пасхальной вечери

Сионская Горница

Сионская Горница находится во втором этаже здания

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)

Читайте также:
Как можно найти золотое кольцо в воде

Горница Тайной Вечери

Горница Тайной Вечери

Здесь, в Сионской Горнице, впервые совершилось таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20). Здесь же апостолы оплакивали смерть Иисуса Христа. Сюда Он явился им после Своего Воскресения (Ин. 20:19-23, 26-28).

Здесь вместо предателя Иуды в число двенадцати апостолов был избран апостол Матфей (Деян. 1:26). В горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.

Дорога из Сионской Горницы в Гефсиманию

После установления таинства Евхаристии, по свидетельству евангелистов, Господь в учениками «воспев, пошли на гору Елеонскую». (Матф.26:30) Путь пролегал через Иосафатову долину, где с давних пор было множество могил; в том числе «Столп Авессалома», памятник, построенный мятежным сыном царя Давида еще при жизни. По сей день в долине потока Кедрон находятся самые дорогие в мире еврейское и мусульманское кладбище, т.к. считается, что именно здесь произойдет всеобщее воскресение, и похороненные здесь воскреснут первыми.

У стен города с этой стороны сохранились миквы — колодцы для ритуального омовения, которое иудеи совершали перед тем, как войти в Храм

По дороге продолжалась прощальная беседа Христа с учениками. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что «Господь ведет беседу о себе, как виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на ее склонах как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ».

Мусульманское селение на склоне Иосафатовой долины

Мусульманское селение на склоне Иосафатовой (Кедронской) долины

Склоны долины

Путь через Иосафатову долину

Путь через Иосафатову долину

«Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». (Иоан.18:1)

Подъем в Гефсиманский сад

Дорога в Гефсиманский сад

Вид на долину потока Кедрон

Вид на долину потока Кедрон

Золотые ворота Иерусалима

Золотые ворота Иерусалима. Вид от подножия Елеонской горы

Название Гефсиманского сада означает масличные прессы. В этих местах найдено множество масличных прессов эпохи Второго Храма; здесь была огромная промышленная зона Иерусалима по производству масла. По склонам Масличной, или Елеонской горы по сей день растут многочисленные оливковые деревья. 8 древнейших олив бережно сохраняются в ограде франсисканского храма Всех Наций, построенного в 1919-1924 годах архитектором Антонио Бартолуцци.

Оливковые деревья в Гефсиманском саду

Древние оливы в Гефсимании

Гефсиманский сад

Храм Всех Наций и русская церковь Марии Магдалины в Гефсимании

Храм Всех Наций и русская церковь Марии Магдалины в Гефсимании

Внутри храма царит тишина и полумрак, входя туда, человек погружается в сумрак Гефсиманийской ночи. На полу перед алтарем – кованый терновый венец, опоясывающий скалу, на которой, как полагают, и происходило Моление о Чаше.

Алтарь храма Всех Наций в Гефсиманском саду

Алтарь храма Всех Наций в Гефсиманском саду

Мозаики сводов храма Всех Наций

Своды покрыты мозаикой, изображающей переплетающиеся оливы и Чашу. В ветвях олив — гербы стран, давших деньги на строительство храма Всей Наций

Камень Моления о Чаше в Гефсимании

Камень Моления о Чаше

«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
(Лк.22:44-48)

Читайте также:
Рутиловый кварц магические свойства
Источник

Глава VIII. Дом Тайной Вечери

Золотым отблеском заката горели горы Иудеи. Иерусалимские стены, суровые и мрачные, бросали длинные тени. Подул северо-восточный ветер, так быстро здесь, на вершине Сиона, сменяющий знойный день холодною ночью. Издали, от русских построек доносился печальный перезвон колоколов, призывавший к чтению двенадцати евангелий, простой, трогательной, скорбной повести о последних днях земной жизни Христа. Весь православный мир вспоминал в эти минуты о той «горнице“, в которой происходила Тайная Вечеря.

Я со своим кавасом подходил к этому месту.

Это не было где-нибудь в отдаленных, глухих кварталах города. Здесь находились дома Анны и Каиафы. В то самое время, когда в доме Каиафы обсуждали план, как захватить Учителя, в нескольких минутах расстояния, Христос разделял последнюю трапезу с учениками. В двух шагах от того места, где лилась восторженная речь, полная бесконечной любви, происходило совещание об убийстве. Добро и зло так близко живут друг к другу.

Когда-то в этом уголке Иерусалима жили первосвященники, кипела жизнь. Вероятно, это был один из наиболее оживленных центров города, богатых и красивых.

Любитель старины всегда немножко фантазер, немножко поэт. Кусок старого камня, осколок красивой капители, метр, полметра мозаичного пола, и он видит уже стройные колоннады, портики с полом, покрытым пестрой мозаикой, пышные своды. Типичное лицо, словно сошедшее с старинной картины, и его воображение рисует десятки, сотни лиц. Улицы, площади оживают, наполняются пестрой толпой, в разноцветных, широких, красивых одеждах.

От дома Каиафы уцелел кусок мозаичного пола. Что за пестрый, что за красивый, что за причудливый узор! Воображение рисует вам пышные чертоги, в которых жили первосвященники. Такие роскошные внутри дворцы не могли не быть великолепными снаружи. Это был один из оживленнейших уголков Иерусалима.

Целые дни его улицы были наполнены народом. Все, что было ярко патриотического, наиболее ортодоксального, тяготело сюда. У народа, у которого из всего великого прошлого уцелела, осталась только религия, важнейшие религиозные вопросы разрешались здесь.

Сюда, к первосвященникам, приходили старейшины, члены синедриона, почетнейшие люди города, окруженные своими клевретами, толпами слуг, стражниками. Здесь бился политический и религиозный пульс великого города. Здесь обсуждались важнейшие дела общественной жизни, здесь зрели патриотические планы, постановлялись приговоры.

Здесь глухо клокотало недовольство владычеством римлян, здесь собирались для совещаний старейшины, напуганные успехом нового учения, волновавшего и увлекавшего страну от далекого Капернаума до Иерусалима. Здесь жизнь била ключом. Это не могло не привлекать сюда массы. На улицах толпились люди, пришедшие к первосвященнику на суд, с тяжбами, за помощью, советом.

Читайте также:
На какой руке носят помолвочное

Сквозь толпу, сопровождаемые почетной стражей, проходили, среди глубоких почтительных поклонов, старейшины народа. Фарисействующие богачи здесь публично подавали милостыню, приказывая слугам раздавать народу мелкие монеты. Вокруг них раздавались льстивые похвалы, восторги, благословения. И вся эта пестрая толпа, живописные лохмотья бедняков и раззолоченные одежды богачей, при свете южного солнца, на котором все цвета и краски так ярко блестят и сверкают, среди пышных, красивых домов.

Теперь здесь веет тишиной.

Всюду тянутся высокие стены христианских кладбищ, окружающих дом Тайной Вечери. И весь этот уголок Иерусалима, своей тишиной, своим безлюдьем, производит впечатление могилы, могилы прошлого, из которой встают бледные призраки – преданья. В узеньких переулках-коридорах, между этими стенами, – ни души.

Какое великолепное прошлое, какое печальное настоящее! Эти серые стены кладбищ, – словно выцвели и потускнели яркие краски прошлого, и картина покрылась одним сплошным безотрадным, серым цветом.

Я смотрел на эту выцветшую, мертвую картину, пока мой кавас ожесточенно спорил с муллой в зеленой чалме и десятком дервишей.

Дом Тайной Вечери принадлежит теперь мечети. Здесь общежитие дервишей, наиболее фанатичных, ревниво оберегающих на этом месте одну из величайших святынь мусульманского мира. Предание говорит, что под домом Тайной Вечери находятся могилы Давида и Соломона. В склеп, где, по преданию, находятся могилы двух царей, не допускается ни один неверный. Только правоверные могут входить в таинственный сумрак этого подземелья, а остальным предоставляется осматривать наверху памятники царей поздней работы, ничем не интересные в историческом отношении.

Спор каваса-черногорца с муллой и дервишами все разгорался и разгорался. Они, видимо, наотрез отказывались, пустить гяура в неурочное время в священное место. Судя по тону каваса, он упрашивал, убеждал, – грозил, и тогда среди потока турецких слов то и дело слышалось слово:

Мулла и дервиши стояли на своем. Они так жестикулировали, их глаза так сверкали, они так яростно кричали, что это можно было бы принять за вспышку фанатизма. Но охрипший от спора кавас безнадежно махнул рукой и обратился ко мне:

– Требуют большой бакшиш!

О, этот бакшиш, который для восточного человека заменил все, все чувства, все побуждения, все душевные движения.

Право, здесь, на Востоке, начинаешь думать, что ум, сердце, душа – все это заменилось у восточного человека одной жаждой бакшиша.

Останавливает ли вас с грозным видом мулла перед святыней мечети, кидается ли к вашему экипажу, словно исступленная, толпа арабов, – это не вспышки фанатизма, племенной ненависти, это все только желание получить бакшиш.

Несколько пиастров, и ярый, так красиво сверкавший глазами фанатик низко кланяется, дотрагиваясь рукой до своей зеленой чалмы, чалмы человека, побывавшего в Мекке. Казалось, такая разъяренная толпа сгибается в три погибели, прижимая руку к сердцу, к губам, к голове.

Читайте также:
Можно ли мыться с серебряным браслетом

– Да дайте им, сколько они хотят.

Все кинулись разом, едва кавас открыл кошелек. Каждый на перебой вопил:

И все эти «фанатики“, столице на страже священных гробниц, предупредительно поддерживая под локоть, с низкими поклонами, повели меня наверх.

И вот это место.

Три маленьких решетчатых окна, высоко прорубленных в стене, пропускают сумрачный, погасающий свет. Большая горница, с двумя колоннами, подпирающими сводчатый потолок, тонет в полумраке.

– Антик. Антик эглиз! 1 – показывают мне дервиши на одну из колонн.

– Скажите им, чтоб они оставили меня в покое! – приказываю я кавасу.

Дервиши отходят в сторону, и в священной зале воцаряется тишина.

Это было здесь. Я в этот час, на этом месте, о котором думают теперь миллионы людей, благоговейно читают в церквах. И память шепчет мне воспоминания, – эти тихие молитвы души. Здесь происходило священное таинство, совершенное Самим Христом.

Эти стены молчаливые и так много говорящие.

Здесь в «горнице, приготовленной, устланной“, восседал Он с учениками и скорбным взглядом смотрел на предателя, говоря:

– Тот, кто обмакнет со Мной в одну солонку кусок хлеба, тот предаст Меня.

Отсюда, боязливо, осторожно ступая по коврам, устилавшим пол, крадучись, стараясь быть незамеченным, вышел предатель. И еще восторженнее полилась речь Учителя любви, когда Он остался среди верных.

– Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

И, слушая заповедь любви, сердца учеников наполнялись восторгом и верой, и восклицали они:

– Веруем, что Ты от Бога исшел!

И, припав к груди Учителя, слушал Его любимый ученик, передавший нам величайшие из слов, божественнейшие из мыслей.

Я захотел взглянуть на город с балкончика, примыкающего к горнице Тайной Вечери.

– Гарем! – встал на моей дороге дервиш.

– Бакшиш! – сказал другой.

И несколько пиастров превратили их снова в предупредительных, услужливых, любезных.

Так оскорбляло здесь все это, этот гарем с решетчатыми окнами, рядом с местом Тайной Вечери.

С балкончика был виден тот же ряд извилистых улиц-коридоров, серые стены кладбищ, та же мертвая, выцветшая картина. Вдали шумел город. Здесь царила мертвая тишина. Откуда-то донесся удар колокола. Прозвучал здесь, как похоронный звон, и замер в тишине кладбищ.

Я прошел к выходу через горницу Тайной Вечери. Теперь требовать было не за что. Позы, голоса, тон дервишей изменились. Голоса зазвучали жалобно, несчастно, как голоса нищих; они кланялись, касаясь руками земли, забегали вперед и тоном несчастнейших попрошаек, желающих во что бы то ни стало разжалобить, тянули:

Поясняя жестами, что показали мне такое священное место.

– Бакшиш! – этот жалобный стон, оглашал теперь стены горницы, где происходила Тайная Вечеря.

Эти контрасты между настроением и жалкой действительностью так больно отзываются в душе в Иерусалиме, вызывают такое грустное, такое тяжелое, такое скорбное чувство.

Источник

Тайна дома Тайной Вечери

*

Поделиться

*****

Тайная вечеря

«Тайная вечеря». Якопо Бассано

Дом Тайной Вечери, в котором Иисус Христос праздновал ветхозаветную Пасху со своими учениками, окружен ореолом тайны. Уже для самих учеников Христа, двенадцати апостолов, он был загадкой.

Читайте также:
Можно ли вернуть ювелирное изделие без бирки

Прежде всего, их должно было удивить то, что Учитель намеревался праздновать Пасху не в своем родном доме, а в доме чужом. А ведь по еврейской традиции этот праздник следовало проходить в кругу семьи. Да и сам выбор дома был чудом. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки:

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он, и скажите хозяину дома: „Учитель говорит тебе, где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?“ И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте».

Учеников, наверно, удивило, что кувшин с водой будет нести в дом мужчина. В древнем Израиле водоносами в доме были женщины. Выходило, что в доме нет женщины. Историкам это дало повод предполагать, что нём собирались дававшие обет безбрачия ессеи. Члены иудейской секты, в учении которых в то время многое перекликалось с нравственным учением Иисуса Христа.

Удивительно и то, что человек с кувшином привел их на гору Сион, к богатому дому, в самом, как говорят ныне, «престижном» квартале Иерусалима. Указанный дом стоял практически в двух шагах от дома первосвященника Каиафы, где несколькими днями раньше состоялось совещание, и было принято решение арестовать Иисуса, судить и казнить Его.

Кому принадлежал этот дом, хозяина которого отсутствовал на Тайной Вечери? Многие историки обращают взоры к Никодиму. Никодим был богатым горожанином и членом верховного суда, но при том и — тайным учеником Христа. Он вместе с Иосифом Аримафейским погребал Спасителя после Его распятия.

В этом доме ученики Христа соберутся и позднее. Здесь воскресший Христос явится им до Вознесения, а потом в Сионской Горнице, на втором этаже дома, где Христос праздновал Пасху, произойдет великое чудо — сошествие Святого Духа на апостолов.

Дом Тайной Вечери простоял немногим более шести веков и был разрушен в числе многих других зданий Иерусалима во время персидского нашествия. Здание, которое сохранилось до наших дней, построено на месте Дома Тайной Вечери крестоносцами в XII веке. Поэтому комната, ставшая символической Сионской Горницей, сохранила черты готического стиля той эпохи. Примечательно, что, по иудейскому преданию, на этом же месте был погребен царь Давид, из рода которого вышел Иисус. И со Средних веков на первом этаже дома установлена почитаемая иудеями гробница царя Давида.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...