На знаменитом Караларском побережье Керченского полуострова снимается художественный фильм «Скиф», для которого построена «скифская деревушка«. Сюжет придуман о временах выхода на историческую арену скифов и становления русской боевой этики.
Однако, исторически скифов и славян разделяет почти тысяча лет. На рубеже 4-3 веков до новой эры Великая Скифия была разгромлена, а точнее — после гибели царя Атея был необъяснимый период, когда общего скифского войска не существовало.
И при этом было несколько десятилетий мирного партнерства всех кочевых племен Северного Причерноморья и Приазовья с греческими колониями. Множество курганов того времени отличаются огромным количеством и великолепным качеством золотых украшений. И при этом «классическая» кочевая культура скифов исчезает.
Об этом достаточно хорошо и убедительно создали не так давно выставку в Центральном музее Тавриды. Предполагаемая столица Малой Скифии — Неаполь скифский на территории Симферополя это город с кварталами разных народов (в том числе предков молдаван и румын). Постоянно жили здесь греческие купцы. Но главное — здесь жили оседло и в городском стиле так называемые «поздние скифы». Ремесленники в полуземлянках и землянках, зажиточные купцы в каменных домах, в которых много эллинских элементов.
Русский Сериал Золото Скифов — Легендарный Сериал Россия 2009 Елена Николаева Алексей Воробьев
Впрочем, об этом лучше узнать на экскурсии в Керченском музее древности.
В кочевом мире Великой Евразийской степи уже со 2 века до новой эры господствуют сарматы, затем аланы. С 5 века в исторических хрониках все больше пишут о тюрках. Но степной простор рассечен великими реками и обширными лесными коридорами, тугаями, а также ландшафтами с чередованием лугов и дубрав.
Население здесь всегда было оседлым, производила с избытком зерно, в котором нуждались армии кочевых племен. Поэтому названия племенных союзов — «скифы», «сарматы», «тюрки», «хазары», «булгары», «куманы (кыпчаки, половцы)» и т.д., которые фигурируют в летописях и хрониках, весьма условны. За ними не стоят какие-то четкие этнические качества. Нет ни антропологического типа «скиф», ни культурного, ни экономического. Археологи предпочитают культуры называть по памятникам, по типичному набору артефактов.
Славяне на исторической арене возникают около 6 века новой эры. Весьма условно можно предполагать, что славяне и русы (это разные народы, с разными социальными ролями) участвовали в военных действиях византийского императора Юстиниана Великого на западе Римской империи, против готов, древне-германских племен.
На эту тему снят художественный фильм по историческому роману «Русь изначальная», автор Валентин Дмитриевич Иванов показывает глубокие знания византийских хроник о 18 летней Италийской войне. Но, понятно, что ему пришлось многое додумать и придумать. И он писал не учебник, а исторический роман, в котором главное все-таки занимательный сюжет. Для Крыма и Керченского полуострова (а Керчь, точнее Боспор несколько веков был частью Византийской империи или буфером между ней и соседними беспокойными государственными образованиями вроде гуннских и северокавказских княжеств, Хазарского каганата, Арабского халифата и т.д.) роман В.Д. Иванова «Русь изначальная» очень важен глубоким знанием византийской культуры.
Российские историки (даже и древнерусские) по причине стремления князей Рюриковичей, а затем царей Романовых к абсолютной власти, в том числе идеологической — над прошлым, отличались беспрецедентной для Европы фэнтезийностью. Не сохранилось ни одной реальной хроники, записанной на древнерусском языке очевидцами. Все летописи о первых веках Киевской Руси, Великого Новгорода и других средневековых городах, вошедших в состав Российской империи, это лишь некий пересказ и переосмысление давних событий. Причем, всегда по заказу и под контролем монарха.
Более надежны (но всегда тенденциозны по отношению к варварам кочевникам и оседлому населению черноземов лесостепи) античные греческие и римские источники. По средневековью вполне достоверны хроники Тевтонского ордена, Речи Посполитой, арабские и персидские авторы.
Возвращаясь к теме скифов и славян — воинов князя Святослава Игоревича византийские авторы часто именуют «тавроскифы». Дело в том, что какой-либо хронологической шкалы в античные и средневековые времена не существовало. А показателем учености считалось хорошее знание и употребление к месту и ни к месту сочинений Аристотеля, Геродота, Платона, Тацита и других античных авторов. Это вплоть до 17 века!
В общем, далее просто копируем новость об очередных киносъемках на Керченском полуострове.
Пусть фильм получится ярким, и пусть его декорации продолжат жизнь как парк исторических приключений. Собственно, за знаниями об истории скифов, нужно отправиться на экскурсию в музей. Можно самому поработать в одной из археологических экспедиций.
Масштабное строительство Керченского моста значительно расширило возможности археологов, уже сделано и будет сделано еще множество громких открытий. Наконец, начали «копать средние века». Именно раннее средневековье, эпоха Великого переселения народов, по обеим берегам Керченского пролива раскроет тайны, намеренные искажения в ранней истории русов и славян, взаимоотношения гуннов и готов, покажет четкий вектор развития русской государственности с юго-востока на северо-запад.
Радует сама постановка темы взаимоотношения славян с кочевой культурой как противопоставление и альтернатива «норманской теории» — якобы ведущей и ключевой роли викингов в развитии Киевской Руси и русской государственности.
В Крыму появилось скифское поселение (ФОТО)
Фото: Александр Кирьяков
На востоке Крыма, прямо на побережье Азовского моря, выросла скифская деревушка. Об этом сообщил известный крымский блогер Александр Кирьяков.
Как передает корреспондент портала «Новая Ялта», здесь полным ходом идет подготовка к сьемкам фильма «Скиф» режиссера Рустама Мосафира.
«Серьёзные такие постройки «под старину» во всей своей красе осеннего дикого Крыма — прям из доисторических времён. Молодцы декораторы — надо отдать им должное. Работа проделана серьёзная, творческая», — рассказал Кирьяков. Съемки стартуют уже в ближайшие дни.
По сюжету, действие фильма происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ушли в небытие гордые воины – скифы, их вымирающие потомки превратились в безжалостных наемных убийц, «волков Ареса». Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание.
Втянутый в междоусобные интриги он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они — враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе. Через дикий степной мир к пристанищу последних скифов, где их ждет почти неминуемая смерть…
Выход ленты на экраны запланирован в 2017 году.
Источник: kerchland.com
Прогулка по местам съемок фильма «Скиф»
Историкам фильмы вроде «Скифа» сильно не нравятся — слишком уж вольно их режиссеры обращаются с исторической правдой. Но даже они признают, что Крым в этой ленте был вполне к месту и сыграл безукоризненно.
Где находится Тмутаракань
В современном русском разговорном языке выражение «в Тмутаракани» по смыслу аналогично «у черта на куличках». Но в средневековой Руси это была вполне определенная географически локация — Тмутараканское княжество находилось в Причерноморье, частично на землях Таманского и Крымского полуостровов.
По сюжету «Скифа», его главный герой родом из этого княжества, поэтому выбор Крыма в качестве места съемок уже логичен. Проживали на полуострове и скифы. Правда, было это более чем за 1000 лет до появления Тмутаракани, ну да создатели фильма сразу честно признали, что к исторической достоверности они не стремились, мол, кино у них будет скорее фэнтезийным.
Для съемок режиссеру потребовалось море, лес и пустошь, и в Крыму он без проблем нашел все требуемое. Так что все натурные съемки ленты проводились на полуострове, а искусственные декорации вписывались в естественные ландшафты.
Тайны съемочной площадки
Фильм «Скиф» начали снимать в 2016-м году, через два года он вышел на экраны. Однако хронологическая доступность не сделала яснее локализацию мест его съемок.
Если точнее, некоторые места вполне определены. «Славянское поселение» построили под Керчью, на одном из знаменитых Генеральских пляжей. Все построенное так там и осталось. Еще одно место находится в Бахчисарайском районе, у горы Крокодил, в месте, именуемом Еды-Аскер. Ближайший оттуда населенный пункт — село Красный Мак.
Но вот в чем загадка: в рассказах о процессе съемок постоянно упоминаются и другие локации — под Ялтой, под Севастополем, у Евпатории. Даже предпремьерный показ ленты состоялся в последнем из названных городов — в ознаменование его вклада в создание фильма.
Но точно определить места расположения съемочных площадок в этих регионах почему-то ни один краевед не берется!
Достопримечательности неверной судьбы
Места съемок «Скифа» быстро превратились в неофициальные экскурсионные объекты. Поскольку в Крыму уже имеется опыт продуктивного использования кинодекораций. После завершения работы над «Викингом» съемочная площадка была превращена в кинопарк с большим образовательным и развлекательным потенциалом.
Сразу после премьеры пошли разговоры о том, что «Скиф» тоже станет основой для нового подобного центра. Кандидатом в кинопарки было «славянское поселение» под Керчью.
Однако проект так и остался на стадии разговоров в соцсетях и СМИ. Декорации фильма на Генеральских пляжах стоят до сих пор, их охотно осматривают туристы. Но какой-либо организованной деятельности в этом месте нет, и на «Викинг» бывшая съемочная площадка совсем не похожа.
С Еды-Аскер все сложилось еще хуже. В этом урочище располагалось «скифское святилище» — стены украсили «сакральными изображениями» (почему-то в стиле Латинской Америки, ну да не будем забывать об отсутствии стремления к достоверности), у одной из глыб появился каменный «идол» и «чаша для жертвоприношений», а вокруг выросли «лестницы в небо», якобы предназначенные для транспортировки скифских покойников в рай.
Необычный вид места сазу привлек внимание туристов и просто любопытствующих — даже когда они еще не видели фильма и не знали, для чего все это сооружено. Отзывы пестрели рассказами об «особой атмосфере» в урочище, туда даже водили школьные экскурсии. Первые визитеры были культурными людьми, антураж не портили и граффити киношников совершенствовать своими силами не пытались.
Интересные факты
Но в 2019 году в крымских СМИ появилось трагическое сообщение. До площадки в Еды-Аскер добрались персоны, коим место скорей в раннем средневековье, чем в нашем просвещенном времени. Эти варвары-вандалы потрудились разбить в Еды-Аскер «ритуальную посуду» и сжечь деревянные «лестницы в небо». По утверждениям корреспондентов, сохранился только «идол» и одна лестница. Потом появились сообщения, что и последняя лестница пропала.
Но вот что интересно — после 2019 года в новостях никаких сообщений о судьбе Еды-Аскер не появлялось. Не было ни подтверждений, ни опровержений факта состоявшегося разгрома. Никак не развивалась и идея создания нового кинопарка на основе «Скифа». Сам фильм вызвал неоднозначные реакции, но точно не стал провальным.
В общем, съемки «Скифа» в Крыму и дальнейшая судьба декораций этого фильма — одна из многочисленных загадок полуострова. С ними со всеми все неясно. Хотя вряд ли кинопарки возле Керчи или в районе села Красный Мак были бы лишними в местной туристической инфраструктуре. Такие достопримечательности пользуются популярностью, места эти вполне известны и доступны, постоянный поток любопытствующих был бы обеспечен.
Крым бывал съемочной площадкой многократно, и некоторые места, связанные с производством легендарных лент, давно уже числятся среди лучших туристических приманок полуострова. Произойдет ли такое с местами создания «Скифа» — большой вопрос. Возможно, через 1000 лет археологи будущего найдут фрагменты наскальной росписи в урочище Еды-Аскер и долго будут ломать голову над научной проблемой: как оказались там латиноамериканские мотивы? В заключение предлагаем посмотреть трейлер к фильму. Само кино полностью можете посмотреть на Ютуб.
Источник: krymania.ru
Золото скифов
Закрыть
- НОВИНКИ КИНО
- ТВ
- МАТЕРИАЛЫ
- ПОДБОРКИ
- РЕЦЕНЗИИ
- ИНТЕРВЬЮ
- ПРЕСС-ОБЗОРЫ
- БОКС-ОФИС
- ОЖИДАНИЯ
- БЫЛ БЫ ПОВОД
- АНИМЕ
Золото скифов
Золото скифов |
Россия середины 90-х годов. Одержимый идеей найти золото скифского царя Колаксая, археолог Андрей Берестов продает квартиру в Москве и на полученные деньги собирает экспедицию. С женой и взрослыми детьми – дочерью Сашей и сыном Игорем – он уезжает на раскопки на юг. Туда же приезжает и жених Александры – Глеб Большаков.
Берестов находит захоронение царя и его золотые доспехи, но шлем, щит и меч исчезают. Археологи узнают, что французский кладоискатель Тьерри Монфрей хочет присвоить открытие российского ученого. Также выясняется, что к тайне исчезнувшего золота причастен генерал Большаков, отец Глеба.
Владимир Нахабцев мл.
Елена Яковлева
Алексей Воробьев
Юрий Лопарев
Александр Комиссаров (II)
Алексей Краснопольский
Алексей Огурцов
Анатолий Гущин
Роман Гречишкин
Никита Померанцев
Владимир Чуприков
Дмитрий Милованов
Владимир Терещенко
Александр Фастовский
Павел Ремезов
Геннадий Егоров
Елена Данилова
Светлана Демская
Валентин Смирнитский
Владимир Лаптев
Павел Сухов
Александр Соловьев (IV)
Источник: www.kinomania.ru