Картина «Девушка с жемчужной сережкой» была написана около 1665 г. голландским художником Яном Вермеером. На полотне изображена молодая женщина в экзотическом тюрбане и с большой жемчужной сережкой в ухе.
Этот портрет вот уже четыре столетия притягивает к себе внимание историков и искусствоведов. Ведь по количеству загадок картина вполне может посоперничать со знаменитой «Джокондой».
Дочь Вермеера или собирательный образ женского идеала?
Я думаю, в первую очередь искусствоведы, когда берутся за изучение портрета, пытаются установить личность изображенного на картине человека. Вермеер не оставил никаких сведений о том, кто позировал ему.
Возможно, это была дочь художника. Некоторые исследователи склоняются к этой версии. Однако есть одна нестыковка – на момент написания портрета дочери Вермеера было не больше 12 лет. На холсте же мы видим молодую женщину. Вряд ли мастер пошел по сложному пути и «накинул» портрету лишних годов.
В этом случае он нашел бы более подходящую натурщицу.
Обзор шедевров мировой живописи. Картина «Девушка с жемчужной серёжкой», 1665 г.
Еще одна догадка – супруга, которая позировала Вермееру для нескольких полотен. Но опят нестыковка в возрасте. Девушка с серьгой слишком молода для жены художника.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 года Местонахождение: Художественная галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Распространенная версия, растиражированная благодаря одноименному роману и фильму (да-да, по картинам великих художников пишут книги и снимают кино), – натурщицей была служанка или любовница мастера. Возможно, служанка и любовница – одно лицо. Однако исследователи опровергают эту догадку. Во-первых, Вермеер, скорее всего, был верен супруге, т.к. в семье родилось 15 детей.
Во-вторых, сословное деление в то время жестко регламентировало положение слуг и господ. Вряд ли простая девушка могла оказаться так близко к хозяину.
Долгое время считалось, что портрет Вермеера – это изображение не реального человека, а идеала женской красоты. У портрета простой черный фон, тогда как на других полотнах Вермеер всегда изображал людей на фоне стен или драпировок. А также у девушки нет ресниц и бровей.
Однако современные исследования картины под микроскопом и при помощи рентгеновских лучей доказывают, что ресницы и брови у девушки были, но краска со временем стерлась. Вместо черного фона художник изобразил зеленую полупрозрачную ткань (были обнаружены синие и желтые пигменты) поверх темной краски, но с годами цвет верхнего слоя потерял насыщенность.
На этой картине изображена жена Вермеера. Она явно старше девушки с серёжкой Ян Вермеер «Женщина, держащая весы», 1662-1663 годы Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Поддельная жемчужина
Главную деталь картины, ту самую жемчужину, Вермеер нарисовал последней. Для изображения сережки он сделал несколько мазков свинцово-белой краской. Вот только вряд ли сережка являлась жемчужиной. Она слишком большая для настоящего жемчуга. Специалисты по историческому костюму и ювелирным украшениям утверждают, что подобное украшение если и существовало, то его могли позволить себя только очень богатые люди.
Как нарисовать портрет ►Девушка с жемчужной сережкой
Возможно, Вермеер намерено увеличил размер сережки, чтобы сделать эту деталь портрета более выразительной. Но эту версию недавно опроверг в своей статье профессор теоретической астрономии Винсент Ике. По его мнению, свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине.
Серьга в ухе девушки больше напоминает поддельный стеклянный жемчуг, который в то время поставлялся из Венеции и был в Европе распространенным явлением. Украшение могло быть семейной реликвией Вермееров, т.к. подобная жемчужина встречается еще на восьми полотнах голландского мастера. А может, серьга – это лишь фантазия художника. Исследователи картины так и не смогли разглядеть контур жемчужины и крепление сережки к уху.
Свет, отражаемый на нарисованном украшении, не соответствует отражению на настоящей жемчужине
Замысловатая одежда
Добавляет путаницы и одежда девушки на портрете. Известно, что Вермеер очень тщательно подбирал материал для работы и старался добиться в портретах реалистичности. Мне кажется, что картины Вермеера в сравнении с живописью того времени вообще выделяются почти фотографической реалистичностью.
Чтобы добиться нужного цвета, художник заказывал очень дорогую краску даже тогда, когда был стеснен в средствах. Он мог долго подбирать реквизит, пробовать разные холсты. На портрете девушка изображена в экзотической одежде. В XVII в. восточный тюрбан и халат не были редкостью в Европе. Но Вермеер изобразил тюрбан необычной формы, который тогда не носили.
Не совсем понятна и одежда девушки. Рубашка это, платье или халат? Художник как будто намерено скрыл это. Кроме того, одежда нарисована размыто, тогда как лицо изображено очень четко. Портрет – будто игра воображения, фантазия автора, которую он передает зрителю.
у девушки нет ресниц и бровей. Они были, но краска со временем стерлась
За четыре века «Девушка с жемчужной сережкой» так и не раскрыла своих тайн. Исследователи, конечно, не оставляют попыток дать ответ на все загадки Вермеера. Но мне кажется, что главная ценность картины заключается именно в этой игре воображения и реальности.
Все статьи по теме:# мусагет_искусство
Статья написана для дзен-канала «Мусагет»
Источник: dzen.ru
Музей Маурицхейс в Гааге: Девушка с жемчужной сережкой и другие шедевры
Королевская художественная галерея Маурицхейс в Гааге, ранее служившая резиденцией для высокопоставленных чиновников, является одним из величайших небольших музеев мира и самым популярным музеем Нидерландов.
Содержание скрыть
Шкатулка для драгоценностей
«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».
Галерея находится в центре Гааги, по адресу: Plein, 29. В 2014 году музей открылся после капитальной реконструкции, во время которой было достроено дополнительное здание и удвоена площадь территории. Между собой здания соединены подземным переходом. Дополнительно на территории галереи работают учебные классы, библиотека, сувенирная лавка и кафе, в котором можно выпить чашку ароматного кофе и пообедать знаменитыми брабантскими колбасками.
Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).
Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.
Кстати, если вы выглянете в окно из зала №11, то увидите каменную башню, в которой размещен офис премьер-министра Нидерландов.
«Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера
Один из наиболее ценных экспонатов галереи — это знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» кисти Яна Вермеера или, как ее иначе называют, голландская Мона Лиза. Картина была написана примерно в 1665 г., но авторство художника было установлено лишь 230 лет спустя. В 1881 году на аукционе портрет изумленной девушки, повернувшей голову в сторону зрителя, был продан всего за 1 евро. Исследователи до сих пор спорят, кто изображен на холсте: дочь Вермеера, его жена, любовница или все же полотно было написано по чьему-то заказу. В 2003 году был снят художественный фильм с одноименным названием, в котором описывается история создания картины, а также раскрываются эпизоды личной жизни художника.
«Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта ван Рейна
Первая большая картина мастера, «Урок анатомии», была написана по заказу гильдии хирургов Амстердама. В то время хирурги изучали строение тела по трупам преступников, поэтому опыт проводился на теле вора и убийцы, повешенного в тот же день — его лицо омрачает «тень смерти». Однако, вопреки художественной моде того времени, полотно не просто отражает процесс расчленения в учебных целях, а показывает эмоции каждого участника. Портрет каждого ученика живописец наделил собственным характером, при помощи светотени придал лицам особый шарм и энергию. Именно «Урок анатомии» сделал Рембрандта одним из самых знаменитых портретистов Европы XVII века.
«Щегол» Фабрициуса Карела
Поистине знаменитой картину Карела Фабрициуса сделал роман Донны Тартт «Щегол», вышедший в 2013 году. Ранее о вкладе забытого художника «золотого века», ученика Рембрандта ван Рейна, помнили лишь искусствоведы: его путь в искусстве был ярким, но коротким. Потомкам остались лишь 10 работ, уцелевших после смерти живописца — он трагически погиб в 32 года от взрыва порохового склада, погубившего всю его мастерскую и 1/3 города. Его картина «Щегол» была признана современниками революционной: вопреки популярным в то время реализму и четкости, Фабрициус использовал растушевку и нечеткие мазки, однако птица выглядела как живая. Если верить слухам, впоследствии у него учился Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой».
«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля
Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения.
Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.
«Молодой бык» Паулюса Поттера
Паулюс Поттер — первый голландский художник-анималист, чьи реалистичные картины с изображениями животных были признаны миром и искусством. Молодой художник в своих работах смог показать, что у животных ничуть не меньше чувств и эмоций, чем у людей. «Молодой бык» — самая известная среди 130 картин кисти живописца, чья жизнь трагически оборвалась в 28 лет из-за туберкулеза.
Увидеть эти и другие известные полотна вы можете в галерее Маурицхейс.
Отличный вариант — прийти в музей вместе с русскоговорящим искусствоведом на увлекательную экскурсию, во время которой можно будет познакомиться с шедеврами и услышать удивительные истории из жизни художников и их творений. Узнать подробности и заказать экскурсию можно по этой ссылке.
А 17 октября 2019 года в музее откроется выставка работ Николаса Маса, ученика Рембрандта, не пропустите!
Теги: Что посмотреть
Поделиться записью
- Поделиться Facebook
- Поделиться Twitter
- Share on WhatsApp
- Поделиться Vk
- Поделиться по почте
- Link to Instagram
Источник: amsterdam10.ru
Весь Вермеер: 36 картин знаменитого нидерландского живописца
Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно посмотреть и скачать в высоком разрешении.
При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.
Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.
Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.
Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.
Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0. Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)
«Маленькая улица» (Рейксмюсеум)
«Молочница» (Рейксмюсеум)
«Женщина, читающая письмо» (Рейксмюсеум)
«Любовное письмо» (Рейксмюсеум)
«Спящая девушка» (Метроплитен-музей)
«Молодая женщина с кувшином воды» (Метроплитен-музей)
«Женщина с лютней» (Метроплитен-музей)
«Портрет молодой девушки» (Метроплитен-музей)
«Аллегория веры» (Метроплитен-музей)
«Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)
«Девушка с флейтой» (Национальная галерея искусства)
«Дама, пишущая письмо» (Национальная галерея искусства)
«Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства)
«Гитаристка» (Национальная Галерея/Викисклад)
«Дама, сидящая за вирджиналем» (Национальная галерея)
«Дама, стоящая у вирджиналя» (Национальная галерея)
«Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея)
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии)
«Урок музыки» (Фонд королевской коллекции)
«Бокал вина» (Google Art Project/Викисклад)
«Женщина с жемчужным ожерельем» (Google Art Project/Викисклад)
«Офицер и смеющаяся девушка» (Google Art Project/Викисклад)
«Аллегория живописи» Искусство Живопись (Google Art Project/Викисклад)
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (Google Art Project/Викисклад)
«Хозяйка и служанка» (The Frick/Викисклад)
«Прерванный урок музыки», (The Frick/Викисклад)
«Вид Дельфта» (Викисклад)
«Географ» (Викисклад)
«Диана со спутницами» (Викисклад)
«Сводница» (Викисклад)
«Девушка с бокалом вина» (Викисклад)
«Концерт» (Викисклад)
«Астроном» (Викисклад)
«Кружевница» (Викисклад)
«Девушка, сидящая за вирджиналем» (Викисклад)
Смотрите также:
- Музеи мира, которые можно посетить не выходя из дома
- 200 000 оцифрованных шедевров Рейксмюсеума выложили в онлайн
- Национальный музей Швеции выложил 3000 картин в свободный доступ
- Рембрандт Харменс ван Рейн — великий мастер светотени и его картины
- Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере
Источник: cameralabs.org