Санкт-Петербургская митрополия может прирасти новым храмом. Его собираются возводить на Петроградской стороне. Точный адрес – Лахтинская улица, 17.
Где жила Блаженная
Вдова ходила в мужнином мундире по городу и вела странные речи. Но вскоре горожане стали замечать, что блаженная предсказывает судьбу. Накануне 25 декабря 1761 года, дня смерти императрицы Елизаветы, она будто бы ходила по улицам и вещала: «Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!».
Предсказание сбылось: после похорон люди поминали царицу блинами.
Писали и о таком случае. Как-то Ксения подошла к незнакомой женщине, дала ей медный пятак с изображением Георгия Победоносца и сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет». «Что это могло бы означать?» — подумала женщина и направилась к дому. Завернув на свою улицу, она увидела вырывающееся из окон пламя и стоящую рядом толпу.
Но едва несчастная подбежала с монетой к своему пылающему зданию, как огонь потух.
Ксения Петербургская. Житие блаженной Ксении Петербургской.
Рассказывают, Ксения являлась петербуржцам в образе старушки и после своей смерти на 72-м году и советовала, как выбраться из той или иной сложной ситуации. Может, потому столько верующих посещают часовню на Смоленском кладбище, где похоронена Ксения Блаженная.
После того как в начале уже нашего века Петроградское отделение Всероссийского общества инвалидов решило возвести отдельную церковь во имя Ксении Петербургской и обратилось за помощью к Русской Православной церкви, и стало происходить нечто удивительное. В церковном приходе, созданном обществом, склонны объяснять это влиянием самой Ксении.
Когда только планировалось строительство, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром было указано: церковь должна появиться на Петроградской стороне. Точное место не было определено. Выбрали подходящую лакуну на углу Малого проспекта и Лахтинской улицы.
Здесь находился небольшой сквер. Однако вскоре выяснилось, что в нем собираются строить торговый центр. Пришлось корректировать планы и искать новое место. Оно отыскалось довольно быстро на той же Лахтинской улице. Между домами 15 и 19 находилось одноэтажное заброшенное строение, а рядом — на тот момент — неблагоустроенная территория.
Именно здесь и решили строить церковь.
Для любого проекта требуется историческая справка. Богданович и коллеги обратились с этой целью в КГИОП, и оттуда пришла сенсационная новость: сами того не осознавая, авторы проекта выбрали территорию, где несколько десятилетий назад стоял дом Петровых. Дом, в котором и жила Ксения Гри-
горьевна (выяснилось, что Лахтинская улица когда-то называлась Петровской!). Этот дом был найден сотрудниками КГИОП на старых схемах и топографических гравюрах.
«Место, на котором мы расположили храм, небольшое — всего 16 на 18 метров, и строго ориентированное по улице, — дает пояснения по проекту Борис Петрович Богданович. — Встал тогда вопрос с алтарем: он получился не на востоке, а на юго-востоке. Нам пришла в голову мысль, что на Руси компасов не было и восток находили по восходу солнца.
6 февраля, в день причисления Ксении к лику святых, оно встает на юго-востоке. Вот и получается, что алтарная часть будет расположена по православным канонам. Но тогда главный вход из-за рядом стоящего дома можно организовать только с юго-запада. А в юго-западном направлении от этого места как раз находится Смоленское кладбище!»
Вот такие чудеса.
Борис Богданович один из немногих архитекторов, кто наряду с жилыми зданиями проектирует соборы и церкви. Среди его проектов церковь Державной иконы Божией Матери, строящаяся при госпитале ГУВД на проспекте Культуры, Вознесенская церковь в поселке Радофинниково Тосненского района, храм в казахстанском городе Степногорске. Новый объект — первый в исторической застройке.
Все чертежи этого здания группа архитекторов института выполняла безвозмездно. «Для того чтобы помочь самим себе, это часть нашей культуры», — говорит архитектор.
Сегодня церкви в России строят преимущественно кирпично-монолитные: монолитный каркас и некапитальные кирпичные стены. Яркий пример — храм Христа Спасителя в Москве. Церковь Ксении Блаженной не исключение. Если использовать современные конструкции, то и здание долж-но быть современным.
Традиционными будут только купола и алтарная часть.
По словам настоятеля здешнего прихода иерея Константина (Гультяева), у церкви будет пять куполов, из них центральный — основной. А вот колоколов не будет. Они «не прошли по уровню шума» (даже к храмам применяют эти требования).
Лахтинская улица, говорит батюшка, не очень широкая. А почитание у святой немалое. С другой стороны, площадь церкви рассчитана всего на 200 прихожан. Поэтому в будущем, по его словам, хорошо бы превратить Лахтинскую в пешеходную зону. Вроде той, что на Андреевском бульваре, между 6-й и 7-й линиями Васильевского острова, где стоит Андреевский собор.
Кстати, сейчас отец Константин проводит службы именно там, поэтому и хочет перенести передовой опыт в соседний район города.
Разумеется, и заказчик — общество инвалидов — высказал некоторые рекомендации относительно устройства храма. Например: нельзя строить его на высоком фундаменте, иначе инвалиды не смогут заезжать внутрь на колясках.
Все необходимые согласования на строительство получены. Оно должно было начаться еще прошлым летом, однако территория пока даже не огорожена забором. Ищут строительную компанию, которая могла бы возвести объект за меньшую сумму.
По нормативам, на строительство потребуется года три. Но с учетом того, что оно будет осуществляться исключительно на пожертвования, сроки могут растянуться лет на десять. Это предположение высказал Борис Богданович.
Стоимость оценивается примерно в 60 млн рублей. Такие деньги быстро не собираются. Потому-то приход и обращается к верующим с просьбой о даянии на первый отдельный храм во имя Ксении Петербургской.
Все банковские реквизиты есть на специально созданном сайте — xeniahram.spb.ru.
ИсточникСвятая блаженная Ксения . Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно.
Жила святая в XVIII веке. Рано овдовев, взяла на себя самый трудный христианский подвиг — юродство. Находясь в полном здравии ума, она якобы безумствует. Идет за гробом мужа, а хоронит… саму себя. «Умерла моя Ксеньюшка, — сокрушается, — один я остался». Однажды Ксения пришла в дом, где была взрослая дочь.
Повернувшись к девушке, она сказала: «Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит».
Где жила ксения петербургская
Через три года Санкт-Петербургская митрополия может прирасти новым храмом.
Его собираются возводить на Петроградской стороне. Точный адрес – Лахтинская улица, 17.
По словам архитектора “ЛенНИИпроекта” Бориса Богдановича (он автор проекта),
найти пятно под церковь во имя Блаженной Ксении Петербургской в историческом центре
оказалось не так просто. Стройка еще не началась, но уже произошли некоторые удивительные вещи.
Вдова ходила в мужнином мундире по городу и вела странные речи. Но вскоре горожане стали замечать, что блаженная предсказывает судьбу. Накануне 25 декабря 1761 года, дня смерти императрицы Елизаветы, она будто бы ходила по улицам и вещала: “Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!”.
Предсказание сбылось: после похорон люди поминали царицу блинами.
Писали и о таком случае. Как-то Ксения подошла к незнакомой женщине, дала ей медный пятак с изображением Георгия Победоносца и сказала: “Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет”. “Что это могло бы означать?” – подумала женщина и направилась к дому. Завернув на свою улицу, она увидела вырывающееся из окон пламя и стоящую рядом толпу.
Но едва несчастная подбежала с монетой к своему пылающему зданию, как огонь потух.
Рассказывают, Ксения являлась петербуржцам в образе старушки и после своей смерти на 72-м году и советовала, как выбраться из той или иной сложной ситуации. Может, потому столько верующих посещают часовню на Смоленском кладбище, где похоронена Ксения Блаженная.
После того как в начале уже нашего века Петроградское отделение Всероссийского общества инвалидов решило возвести отдельную церковь во имя Ксении Петербургской и обратилось за помощью к Русской Православной церкви, и стало происходить нечто удивительное. В церковном приходе, созданном обществом, склонны объяснять это влиянием самой Ксении.
Когда только планировалось строительство, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром было указано: церковь должна появиться на Петроградской стороне. Точное место не было определено. Выбрали подходящую лакуну на углу Малого проспекта и Лахтинской улицы. Здесь находился небольшой сквер. Однако вскоре выяснилось, что в нем собираются строить торговый центр.
Пришлось корректировать планы и искать новое место. Оно отыскалось довольно быстро на той же Лахтинской улице. Между домами 15 и 19 находилось одноэтажное заброшенное строение, а рядом – на тот момент – неблагоустроенная территория.
Именно здесь и решили строить церковь.
Для любого проекта требуется историческая справка. Богданович и коллеги обратились с этой целью в КГИОП, и оттуда пришла сенсационная новость: сами того не осознавая, авторы проекта выбрали территорию, где несколько десятилетий назад стоял дом Петровых. Дом, в котором и жила Ксения Григорьевна (выяснилось, что Лахтинская улица когда-то называлась Петровской!).
Этот дом был найден сотрудниками КГИОП на старых схемах и топографических гравюрах.
Вот такие чудеса.
Борис Богданович один из немногих архитекторов, кто наряду с жилыми зданиями проектирует соборы и церкви. Среди его проектов церковь Державной иконы Божией Матери, строящаяся при госпитале ГУВД на проспекте Культуры, Вознесенская церковь в поселке Радофинниково Тосненского района, храм в казахстанском городе Степногорске. Новый объект – первый в исторической застройке.
Все чертежи этого здания группа архитекторов института выполняла безвозмездно. “Для того чтобы помочь самим себе, это часть нашей культуры”, – говорит архитектор.
Сегодня церкви в России строят преимущественно кирпично-монолитные: монолитный каркас и некапитальные кирпичные стены. Яркий пример – храм Христа Спасителя в Москве. Церковь Ксении Блаженной не исключение.
Если использовать современные конструкции, то и здание долж-но быть современным. Традиционными будут только купола и алтарная часть.
По словам настоятеля здешнего прихода иерея Константина (Гультяева), у церкви будет пять куполов, из них центральный – основной. А вот колоколов не будет. Они “не прошли по уровню шума” (даже к храмам применяют эти требования). Лахтинская улица, говорит батюшка, не очень широкая. А почитание у святой немалое. С другой стороны, площадь церкви рассчитана всего на 200 прихожан.
Поэтому в будущем, по его словам, хорошо бы превратить Лахтинскую в пешеходную зону. Вроде той, что на Андреевском бульваре, между 6-й и 7-й линиями Ва-
сильевского острова, где стоит Андреевский собор. Кстати, сейчас отец Константин проводит службы именно там, поэтому и хочет перенести передовой опыт в соседний район города.
Разумеется, и заказчик – общество инвалидов – высказал некоторые рекомендации относительно устройства храма. Например: нельзя строить его на высоком фундаменте, иначе инвалиды не смогут заезжать внутрь на колясках.
Все необходимые согласования на строительство получены. Оно должно было начаться еще прошлым летом, однако территория пока даже не огорожена забором. Ищут строительную компанию, которая могла бы возвести объект за меньшую сумму.
По нормативам, на строительство потребуется года три. Но с учетом того, что оно будет осуществляться исключительно на пожертвования, сроки могут растянуться лет на десять. Это предположение высказал Борис Богданович. Стоимость оценивается примерно в
60 млн рублей. Такие деньги быстро не собираются. Потому-то приход и обращается к верующим с просьбой о даянии на первый отдельный храм во имя Ксении Петербургской.
Все банковские реквизиты есть на специально созданном сайте – xeniahram.spb.ru.
Если Вы можете помочь в строительстве храма, звоните по телефонам:
(812) 498-03-10 — помощник Председателя Приходского Совета Цветкова Ирина Петровна.
957-90-24 — казначей прихода Стиценко Надежда ВасильевнаПОЖЕРТВОВАНИЯ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА СЧЕТ ПРИХОДА ЦЕРКВИ
СВ. БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ:
Расчетный счет 40703810500080000009, Филиал Ханты-Мансийский банк Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург, Кор. Счет 30101810800000000735, БИК 044030735. Получатель платежа: ПМРО «Приход церкви Святой Блаженной Ксении Петербургской», ИНН/КПП 781301001
ИсточникКсения Петербургская — всенародно чтимая святая Северной столицы. Часовня покровительницы Санкт — Петербурга не пустовала даже в дни советских запретов. А забор, ограждавший здание и зацементированную могилу Ксении Петербургской , не мешал приходить к ней в годы блокады.
Часовня блаженной Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище города. Ближайшая станция метро «Василеостровская». От нее ходит маршрутный автобус «К249», который довезет вас до ворот Смоленского кладбища.
Ксения — это достоверно живший среди нас человек, напомнивший своей жизнью о счастье, к которому каждый из нас призван. И этот призыв был услышан.
Владимир Синкевич
К вопросу о местонахождении дома св. блаж. Ксении Петербургской
Как свидетельствует первый том петербургского некрополя, на Смоленском кладбище есть могила действительного статского советника Андрея Ивановича Антонова, приемного сына Параскевы Антоновой. Это имя фигурирует в адресной книге на 1809 г. в разделе «Чиновники». Антонов служил в Экспедиции заготовления бумаг для государственных ассигнований.
В разделе «Владельцы домов» он отмечен как хозяин дома № 847 на ул. Андрея Петрова (совр. Лахтинская).
В «Атласе 13 частей С-Петербурга» Н.Цылова (СПб 1849г. Репр., М., 2003г., 862 стр.) на карте 309 Петербургской части эта улица именуется «Петрова улица 3 квартала». Земельными участками № 847 и 846 владела уже купчиха Чемесова Софья Ивановна. Соседями по совр. Лахтинской были: уч. 848 — Боброва, а по совр.
Гатчинской ул. уч.844, 845 — Софонова. Напротив участка 847 через совр. Лахтинскую улицу, с совр. нечетной стороны улицы участками 885 и 886 владела Тихонова. То есть, участок, где когда-то стоял дом блаженной Ксении, был вторым от угла совр. Лахтинской и Большого проспекта, и находился, за уч.
846. по совр. Лахтинской по направлению к Малому проспекту (приблизительно, совр. Лахтинская д. 2-4, хотя современная нумерация не соответствует историческому местоположению дома).
По результатам изучения карты делаем вывод, что участок № 847 по ул. Петрова (совр. Лахтинская) имел в длину 24 сажени. Угловой же участок № 846 имел длину по ул. Петрова (совр.
Лахтинская) 14 саженей. Т.е. от угла Большого проспекта и совр. ул. Лахтинская по совр. четной стороне, необходимо отсчитать 14 саженей и следующие 24 сажени будут длина участка, где стоял одноэтажный дом Андрея Петрова, затем Антонова, затем Чемесовой («Атлас. », с.253).
Необходимо заметить, что с точностью до метра местоположение дома пока неизвестно. Дело в том, что в градостроении использовали более полутора десятков видов сажени (от 1,42м до 2,9м), и, в данном случае, по-видимому, использовалась градостроительная сажень 2,14м, (она упоминалась в 1707г.), но метрический вопрос необходимо уточнить. Необходимо также учесть историческое смещение границ домов, тротуара и проезжей части.
Сведений об архитектуре дома пока не найдено. По-видимому, полковничьи дома были типовые, как и солдатские (хотя могли быть и индивидуальные постройки). Так, сохранились рисунки дома полковника Преображенского полка.
Он был двухэтажным, деревянным.
Такое же мнение о местоположении дома на основе предания в литературе уже высказано: «Ксения Блаженная проживала на улице Андрея Петрова (совр. назв. — Лахтинская). Дом же придворного певчего полковника Петрова стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого Проспекта (сейчас на месте дома — пустырь)».
После смерти мужа Ксения Блаженная «имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама оставалась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге» («Блаженные Санкт-Петербурга. От Святой Блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусаниной». Изд-во «Воскресение», СПб, 2001).
В житии Ксении Блаженной говорится, что, проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.
Уточню, что кварталы городской застройки имели четкое регламентированное разделение на жилые и нежилые участки. Причем размеры участков городского типа начали унифицировать еще в проектах Д.Трезини и Ж.Б.Леблона, а окончательно систематизированы и уточнены они были при Анне Иоанновне в конце 1730-х годов.
Участки должны быть прямоугольные (для жилья) или могли быть непрямоугольными (для общественных нужд), шириной в 20-30 метров вдоль красной линии, длиной — в 0,5 длины квартала. Границы городских участков на протяжении XVIII-XIX веков были незыблемы (С. Семенцов «О принципах сохранения градостроительного генетического кода в процессе реконструкции и развития города»).
Примечание: Документы об отводе земельных участков для придворных певчих вероятно можно найти в документах времен Анны Иоанновны. Возможно, там могут быть сведения о происхождении певчего Андрея Федоровича Петрова и св. блаж. Ксении Петербургской с учетом разночтения имен и образования.
Напомню, что контроль и учет населения велся на различном уровне и, по косвенным документам, можно определиться, — где и как искать. Например, в документе от 26 июня 1724г. «Плакат о зборе подушном и протчем» в разделе: «О ПОЛКОВНИКЕ С ОФИЦЕРЫ» регламентировано все о полковнике.
Изданный в 1721г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников.
Все же остальное население получило название — «подлые люди»». «Нерегулярные» или «подлые» граждане также учитывались и отражены в соответствующих документах («Грамота на права и выгоды городам Российской империи», ст. 68).
Происхождение (из какого города, губернии) Андрея Федоровича определяется, исходя из территориальной системы комплектования полков начиная с петровской эпохи и т. д. Уточнение по дому следует начинать с указанных документов «Регламент или устав главного магистрата» 16 января 1721г. (Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В. И. Лебедев. М, Гос. соц.- эк. Изд — во, 1937 «Глава XIII.
О выборе в городах квартирмейстеров и об отводе квартир» и др.).
Наименованию улицы, на которой жила св. блаж. Ксения Петербуржская по имени ее мужа — нет иного объяснения, кроме нижеприводимого: «главными и постоянными прихожанами Матфеевской церкви в XVIII столетии были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных пол-ков, пограничных батальонов. Население прихода долгое время было преимуществу военное.
В виду этого, большая часть улиц, поперечных к Большому проспекту, носила соответственные населению названия, например улицы Бармалеева, Теряева, Полозова, Шамшева назывались по именам живших в них офицеров. Большой проспект в разное время назывался и Большой Гарнизонной и Большой Офицерской. Пушкарская называлась также и Малой Офицерской.
Каменноостровский проспект в разное время был и Монетной, и Оружейной и т.д.» (МАТФЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ на Петербургской стороне).
Отметим, что посещение храма членами прихода во времена св.блаж. Ксении Петербургской было строго обязательным: «Не только воины солдатской слободы регулярно посещали церковь св. ап. Матфия, но и горожане СПб.
Посещения работными и мастеровыми храма были обязательными, и администрация предприятия следила за тем, чтобы рабочие люди исправно посещали церковь» (Петр Кошель. «Первоначальный Петербург: обитатели города на фоне болот и архитектуры». Газета «История», №38, 2002).
В Указе Сената и Синода 1722г. предписана была обязательная исповедь у своего приходского священника, даже для тех лиц, которые находились более года в отлучке и исповедовались на стороне (проф. Смирнов С. «Древнерусский духовник» (материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины), М., 1913г., с.238).
Посему сохранившиеся метрические свидетельства необходимо заново изучить. В метрических свидетельствах отмечались даты исповедей и причащений, в них могут содержаться дополнительные сведения о прихожанах храма ап. Матфия. Записи о св. блаж.
Ксении Петербургской могут быть в метрических свидетельствах и других храмов (например, Ал.Нев. Лавры, собора свв. Апп. Петра и Павла, церкви св.
Троицы).
Проблема современного почитания места жительства св. Ксении.
Сегодня, отсчитав 14 саженей от угла, мы обнаруживаем на дальнейших 24 саженях здание нового торгового центра, построенное вопреки многочисленным просьбам прихода св. блаж. Ксении Петербургской о постройке здесь храма (было собрано много тысяч подписей). Причем распоряжение о строительстве торгового центра вышло 6 февраля 2004г., в день празднования Памяти св. блаж.
Ксении Петербургской. Вместе с тем, 10 апреля 2007 года было принято решение о строительстве храма Святой блаженной Ксении Петербургской на участке между домами 15-19 по Лахтинской улице. Строительство ведется по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, который лично ходатайствовал перед губернатором нашего города В.И.
Матвиенко о выделении участка.
ИсточникДругие материалы по теме "Блаженная Ксения Петербургская ": Часовня Ксении Блаженной Храм Святой Блаженной Ксении Петербургской ОДИН ДЕНЬ БЛАГОЧИННОГО Где жила Блаженная Фен омен Святой Ксении . Через три года Санкт — Петербургская митрополия может прирасти новым храмом. Для начала надо напомнить о необыкновенной личности петербурженки Ксении Григорьевны Петровой, жившей во времена императрицы Елизаветы Петровны.
Ее муж Андрей Федорович владел домом на одной из улиц (позже она стала называться Петровской) Петербургской стороны. Был он человеком военным, в чине полковника, и пел при дворе в церковном хоре.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
- Суббота — как Церковь относится к субботе?
- 7 секретов счастья от афонских старцев
- Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
- Борется ли дьявол с Богом?
- Крещение — 33 вопроса о крещении
- В чем смысл Петрова поста?
- Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
- Любовь и справедливость
- Агния (Анна) Римская, мученица
- Сквернословие или православный взгляд на мат
- Зачем перечитывать Библию?
- Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
- Церковные суеверия. Как искажается христианство
- Вино в христианстве
- Сердце чисто созижди во мне Боже…
- Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
- Обрядоверие или благоговение?
- Один ли Бог в разных религиях?
- Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
- С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?
- С чего начинается обращение ко Христу
- Причастие. Почему не допускают к Причастию?
- Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
- Заказать бесплатно православный сайт
- «Мытарь и фарисей» в электричке
Наши друзья
Малоизвестные факты из жизни Ксении Петербургской
Историк Владимир Синкевич много лет изучает в архивах материалы о святой блаженной Ксении. В 2009 году вышла его книга «Новейшие исследования о житии св. блаж. Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап.
Матфия», в которой он рассказывает о почитаемых адресах святой блаженной Ксении Петербургской.
— Мало кто знает, что благоверная Ксения Блаженная родилась в 1732 г. в год упокоения в землю, основателя Северной столицы — Петра I, умершего в 1725 г. Она единственная святая, которая не просто отреклась от себя, но и фактически отказалась от своего имени (а значит, и Царствия Небесного) ради памяти своего мужа.
На данный момент известно порядка пятидесяти петербургских святых, но именно Ксения Блаженная считается христианской покровительницей нашего города. Нам удалось установить точные питерские адреса родственников и подруг, тех, которые связаны с жизнью блаженной, установили имя ее духовника — им был преподобный Федор Санаксарский. И самое главное — собрали материал по истории того храма, где блаженная Ксения была прихожанкой и от которого сохранился только фундамент.
Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1719 году был разобран, перенесен на Петербургскую сторону, а 31 января 1720 года был переосвящен во имя святого апостола Матфия в честь взятия русскими войсками Нарвы 22 августа 1704 года (в день святого апостола Матфия). Прихожанами храма в XVIII веке были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков.
Население прихода было по преимуществу военное. Андрей Федорович и его жена были прихожанами этой церкви.
На протяжении более двух столетий храм святого апостола Матфия несколько раз перестраивался, в 1923 году ему был придан статус собора. А 25 июля 1932 года храм был взорван по решению Леноблисполкома.
С июля 2001 года по средам в 19.00 в Матвеевском садике инициативная группа православных верующих проводит молебны с чтением акафиста, а по праздникам крестные ходы. 25 мая 2007 года около фундамента разрушенного храма был поставлен закладной крест.
Часто задают вопрос, почему святая блаженная Ксения отпевалась в церкви святого апостола Матфия, а похоронена именно на Смоленском кладбище, а не каком-то другом. В начале ХIХ века ближайшими кладбищами к храму святого апостола Матфия были только два кладбища, Серафимовское и Смоленское. Матфиевское кладбище, к тому времени, уже было закрыто.
Возможно, захоронение на ближайщем, Смоленском кладбище связано с помощью святой Ксении в строительстве Смоленской церкви.
Святые еще при жизни приуготовляли себя к смерти. И, по-видимому, не случайно память народная донесла участие Ксении Блаженной в строительстве храма на Смоленском кладбище. Ксения Петербуржская готовила себе место на кладбище рядом с церковью (Смоленской) Пресвятой Богородицы, чтобы быть с Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и при жизни, и после смерти.
По предварительным документам и законам того времени, Андрей Федорович — муж блаженной, упокоен на Матфиевском кладбище в 1758 г. недалеко от алтаря бывшего Покровского предела храма св. ап. Матфия. Поэтому и вся последующая жизнь блаженной прошла в приходе Матфиевского храма.
Об обстоятельствах смерти самой святой блаженной Ксении Петербуржской существует только одно свидетельство — Анны Анановой. Иеромонах Венедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации Ксении Петербуржской в 1988 году, приводит текст этого свидетельства.
По словам Анны, Ксения, чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: «Я уезжаю в далекое путешествие». Вскоре ее нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище. Отпевалась блаж.Ксения в Матфиевском храме перед иконостасом, сотворенным самим императором Петром 1 около1803 г
Где жила Блаженная — точнее, где находился дом её мужа, полковника А.Ф. Петрова? — На улице, которая теперь называется Лахтинской (Петроградская сторона), а тогда носила имя… самого полковника Петрова. Это считалось обычным: улица звалась именем самого значительного её обитателя.
Она не одна такая была. Вот рядом с Лахтинской есть и Бармалеева улица — жил там офицер по фамилии Бармалей. Дом Петровых был двухэтажный, деревянный, выстроенный по типовому проекту офицерских домов. При доме — обширный двор, на нём держали всякую живность… Сейчас на этом месте дома № 2 и № 4. Богато ли жила семья полковника Петрова? — Ну, во всяком случае, не бедно.
Даже начинающий дворцовый певчий получал 25 рублей на три месяца — на такие деньги можно было жить, не голодая, и носить не лохмотья. А ведь Андрей Фёдорович был не начинающим: он был полковником! А стало быть, сверх жалованья певчего ему шли и деньги «за погоны». Нет, семья Петровых была достаточной, если не сказать зажиточной.
В нищету и бездомность Ксения ушла из жизни сытой и безмятежной. Есть мнение, что полковником Андрей Фёдорович стал в награду за участие в дворцовом перевороте, когда Елизавета Петровна прогнала с трона Анну Леопольдовну… А Елизавета, став царицей, не осталась в долгу перед своими людьми…
Когда Ксения вышла замуж? — Разные источники говорят по-разному. Думают, что она была замужем всего три года (а значит, поженились они с полковником, когда невесте было уже 23 года — немалый возраст по тому времени!) Но это домыслы. Вообще-то тогда разрешалось вступать в брак с 15 лет.
Если так, то Ксения, овдовевшая в 26, прожила в браке целых 11 лет!
А что представлял собой сам полковник Петров? — Все источники утверждают одно: он был человеком хорошим, благочестивым, и в этом смысле они с Ксенией были людьми одного духа: оба любили молиться, читать духовные книги (очень редкие в те времена!), ходить в церковь… Кстати, православным тогда специальным указом вменялось в обязанность посещать только свой приходской храм. И никаких вольностей!
Никаких! Даже если человек был в продолжительной отлучке, он мог исповедоваться и причащаться только у себя на приходе. А храм, где молились супруги Петровы, был ветхий деревянный храм апостола Матфея. Зимой там не топили, и выстоять долгую службу бывало порой просто мучительно.
А в тёплый храм, стоящий рядом, не смей и носа казать. Запрещено! Однако супруги Петровы в церковь ходили часто… (Современный адрес того места, где стоял храм апостола Матфея, — Большая Пушкарская ул., д.35, Матфеевский сад; теперь там лишь остатки фундамента…)
Вот что ещё надо сказать о полковнике. Несмотря на всё его благочестие, ему приходилось (именно приходилось!) частенько участвовать в настоящих попойках. Дворцовые певчие были обязаны время от времени выступать перед двором на мирских увеселительных концертах. Вельможные слушатели там увеселялись не только музыкой, но и напитками, — и певцам наливали непременно.
И попробуй откажись… И не думай ограничиться «одной рюмочкой». Но ведь это тяжкий крест для благочестивого человека…
Вот и внезапная смерть Андрея Фёдоровича — не после такого ли концерта наступила? Или — прямо на концерте. Тогда было бы понятно, почему она произвела такое страшное потрясение в душе его молодой любящей жены… Говорят, что Андрей Фёдорович похоронен всё на том же Смоленском кладбище.
Что известно о родителях блаженной? — Очень мало. Можно предположить, что они были людьми не нищими и не захудалыми, раз сумели выдать дочь за столь завидного жениха… Хотя кто знает? Говорят, что маму святой Ксении звали Марией, что была она женщиной праведной и что в Петербурге до революции почиталась её могилка. Будто бы возле той могилки бил чудесный источник, вода которого исцеляла больных, — но после революции на том месте устроили свалку, люди туда ходить перестали, и теперь никто не помнит, где похоронена раба Божия Мария…
Кто был любимым святым Блаженной? — По некоторым данным, это, во-первых, её небесная покровительница — прп.Ксения Миласская, диакониса; а во-вторых — апостол Матфей, в чьём храме она венчалась, исповедовалась, причащалась и — была отпета…
Что представлял собой Петербург той поры? — О, он очень отличался от того блистательного города, каким он стал в XIX веке! Большинство населения жило за чертой бедности. Мужчин, между прочим, было намного больше, чем женщин, — потому что много было приезжих рабочих, моряков, бродячих торговцев… Да и вообще всякого сброда.
Как говорят сейчас, «криминогенная обстановка» оставляла желать много лучшего… Выйти женщине одной на улицу было немыслимо — даже если это была женщина из богатой, знатной семьи… Вот и подумайте: Ксения приняла подвиг юродства, когда ей было всего 26 лет. Молодая, красивая — она ходит по городу, ночует на улице… И никто её не тронул за все эти годы! — такова была особая забота Божия о Своей избраннице, таков был покров благодатный над нею… Отчасти, конечно, её безопасности способствовало то, что носила она мужской костюм и вела себя как безумная, — но… Разве это остановит лиходеев?
Нет, Ксению спасала только рука Божия. А вообще-то в Питере жилось тяжело: еда была дорогая и однообразная, о фруктах здесь и не слыхали, жилья катастрофически не хватало… Любой домовладелец должен был быть готов к тому, что в его дом неожиданно подселят в приказном порядке целый отряд рабочих или солдат… Так что поистине царским был подарок, который блаженная Ксения сделала Прасковье Антоновой, отправляясь на подвиг: целый дом ей подарила, — дом своего покойного супруга.
Ксения Блаженная по ночам молилась в поле… Где это поле? — Это местность за нынешним Чкаловским проспектом. В те годы там рос редкий лес, лежали обширные поляны, на которых петербуржцы пасли скот… Блаженная Ксения любила там молиться. Она говорила, что Божие присутствие в чистом поле яснее ощущается…
Был ли у Блаженной духовник? — Твёрдых известий на сей счёт не существует, но есть удивительная и вполне правдоподобная гипотеза, основанная на устном предании: Ксения Блаженная окормлялась у другого чудного подвижника того времени — св.прп. Феодора Ушакова (не у адмирала, конечно, а у его дяди-монаха). Такой гипотезе есть некоторые косвенные подтверждения.
Между прочим, на путь подвига оба они встали под влиянием смерти близкого человека. Феодор Ушаков был молодым офицером, участвовал в дружеской попойке — и вот в разгар веселья один из бражников вдруг упал мёртвым.
Это так потрясло юного Феодора, что он немедленно решил посвятить оставшуюся жизнь Богу… Говорят, что Ксения многажды бывала в Александро-Невской Лавре, исповедуясь у преподобного, а есть сведения (так называемое свидетельство Ивана Егорова), что она жила несколько лет в Алексеевской женской обители близ Санаксарского монастыря, основанной также Феодором Ушаковым. Как знать… В архивах Санаксарского монастыря за тот период значатся несколько «послушниц Ксений», — но есть ли среди них наша, Петербургская.
Как преставилась блаженная Ксения? — Её современница и добрая знакомая, петербурженка Анна Ананова, вспоминала, что перед самой смертью святая часто говорила: «Я уезжаю в далёкое путешествие». Вскоре её нашли на Смоленском кладбище сидящей, прислонясь к дереву, — уже бездыханной… Откуда взялся обычай писать письма блаженной Ксении? — Обычай этот возник в 30-е годы ХХ века, когда в часовню-усыпальницу зайти было нельзя, а молиться возле её стен было просто опасно. Вместо молитвы верующие приносили записки-прошения, а вместо поклонов прикладывались лбом к стенам часовни. Обычай прижился, и люди до сих пор так делают… Конечно, ничего плохого в такой традиции нет, — напротив, она создаёт ощущение особого личного, тёплого общения с матушкой Ксенией
ИсточникОт улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила , а потом скиталась Ксения , до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий. Но там, на Смоленском кладбище лежал драгоценный человек, незабвенный муж, любовь к которому была у Ксении так велика, что ее и теперь хватает на многих. Блаженная Ксения Петербургская . Икона, фрагмент.
Изображение с сайта www.k-istine.ru.
Блаженная Ксения Петербургская — святая помощница, не ведающая усталости
В чем помогает святая блаженная Ксения Петербургская? О ее чудесах, молитвах, обращенных к святой, и многом другом Вы сможете узнать из этой статьи!
В чем помогает святая блаженная Ксения Петербургская?
День памяти — 6 февраля, 6 июня
Святая блаженная Ксения
Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно.
Бываю здесь обязательно, даже если выбираюсь в Петербург на полденечка. Склонив колени, касаюсь лбом белого мраморного надгробия и говорю всегда только два слова: «Помоги, Ксеньюшка». Она все знает. И — помогает.
Никого не оставляет без своих молитв. И всегда здесь, у могилы блаженной, я вспоминаю удивительную историю.
…Сын служил в Чечне. Небольшая часть на краю леса, недалеко от Грозного. Война на радости скупа. А тут радость — приехала к сыну мать.
Командир части отпустил солдата в увольнение, повидаться, поговорить, побродить по лесу. И они говорили, и бродили, и ушли далеко от части. А когда вернулись — части не было.
Ее уничтожили чеченцы, зверски расправившись с солдатами. Если бы не та прогулка… Мать уехала, сына перевели в другую часть дослуживать. И вот, наконец, вернулся сыночек.
Радость матери, долгие разговоры за столом.
— Да, мама, если бы ты тогда не приехала, не сидеть бы нам сейчас вместе.
— Когда? — недоуменно спросила мать.
— Да тогда, в часть ко мне, когда наших уничтожили.
— Что ты, сынок, — мать со страхом смотрела на него, — не была я у тебя, не приезжала.
Да, не приезжала. И не гуляла с сыном по лесу, и не обнимала его на прощание. Этой истории поверить можно, ее рассказала священнику сама мать, пережившая это чудо. Не была в Чечне, но молилась.
Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. Сама явилась в образе матери, сама спасла от верной смерти.
Жила святая в XVIII веке. Рано овдовев, взяла на себя самый трудный христианский подвиг — юродство. Находясь в полном здравии ума, она якобы безумствует. Идет за гробом мужа, а хоронит… саму себя. «Умерла моя Ксеньюшка, — сокрушается, — один я остался».
И живет под именем мужа, долго живет, ходит по Васильевскому острову босиком, а по ночам носит кирпичи для церкви на Смоленском кладбище. И помогает болящим.
Много чудес на ее счету. И нас чудесами дарует. Знаю москвичку, Людмилу Павловну Парамонову, для которой Ксения Петербургская — домашний доктор. Заболела серьезно, и ей назначили операцию. Поехала в Петербург помолиться блаженной Ксении. Отстояла три молебна подряд.
И операцию отменили, не подтвердился диагноз. С тех пор со всеми проблемами — к Ксеньюшке. После воспаления легких сын ее никак не мог прийти в себя — слабость, головокружение, апатия. Поехала к своей целительнице.
Помолилась, попросила святую о сыне своем единственном. И начал подросток потихоньку оживать.
Даже такой серьезный недуг, как эпилепсия, по силам великой Божьей угоднице. Дарья Тарасовна Куличкова из Петербурга измучилась со своей старшей дочерью, больной эпилепсией. Куда только не возила ее, к каким только средствам не прибегала. Без толку. Рассказали ей добрые люди про Ксению.
Поехала на Смоленское кладбище вместе с дочкой. Сняли невдалеке квартиру и ходили добросовестно, как на работу, к часовне блаженной неделю — каждый день. Молебен заказывали, сами своими словами молились.
Помогло. Вот уже три года нет у дочки приступов.
Вся часовня блаженной Ксении в записках. Просят страждущие православные каждый о своем. Напишут записочку с просьбой и воткнут ее в стену.
Или встанут вплотную к часовне, прильнут головой к холодному камню — просят. Я знаю петербургского врача-невропатолога, которая, выписывая рецепты больному, обязательно добавит:
— И к Ксении сходите непременно.
Толпы людей тянутся к могилке блаженной, к маленькой, тесной часовне. Не только прикладываются сами, но и прикладывают к гробнице ее иконку. Во все концы России разъезжаются иконки, чтобы врачевать тех, кто не может сам лично приехать в Петербург.
И через иконку свою дарует блаженная Ксения исцеление.
У москвички Таисии Сергеевны Клепиковой заболел грудной ребенок, температура ползла вверх и подбиралась к критической отметке. Заметалась молодая мама по квартире и будто натолкнулась на взгляд блаженной Ксении с иконы. Бросилась — помоги!
Потом раскрыла акафист и стала читать его непослушными от страха губами. И температура начала понемногу спадать.
Молитва Ксении Петербургской без выходных и праздников. Святые наши помощники усталости не ведают.
Святая Ксения (по отчеству Григорьевна) была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет Ксения овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа — Андреем Федоровичем.
Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.
Познав через смерть любимого мужа всю непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.
Земные скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его одной знакомой с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, Ксения скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в горячей молитве.
Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, Ксения после наступления темноты тайно носила кирпичи наверх постройки, чем помогала каменщикам возводить стены храма.
Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: «Мне ничего не надо». Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: «Вся я тут». Когда одежда ее покойного мужа истлела, Ксения оделась в самую бедную одежду, а на ноги надела рваную обувь без чулок.
Теплого платья она не носила, а заставляла свое тело страдать от стужи.
Чувствуя величие духа блаженной Ксении, петербургские жители любили ее, потому что она презрела земное ради Царства Небесного. Если Ксения входила в чей-либо дом, это считалось хорошим признаком. Матери радовались, если она поцелует ребенка.
Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар продавца быстро раскупался.
У Ксении был дар прозорливости. Накануне Рождества 1762 года она ходила по Петербургу и говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась.
За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI (Антоновича, праправнука царя Алексея Михайловича), который в младенчестве был провозглашен русским императором, блаженная плакала и повторяла: «Кровь, кровь, кровь». Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.
Однажды Ксения пришла в дом, где была взрослая дочь. Повернувшись к девушке, она сказала: «Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит». Через некоторое время эта девушка, действительно, вступила в брак с вдовцом, который в тот момент хоронил свою первую жену на Охтинском кладбище.
Блаженная Ксения скончалась в конце XVIII века, но предание не сохранило ни года, ни дня ее кончины. Ее погребли на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь. Паломничество на ее могилу началось в скором времени после ее кончины.
Блаженная Ксения часто являлась в видениях людям, находящимся в трудных обстоятельствах, предупреждала об опасностях и спасала от бедствий.
Праведница не переставала оказывать сострадательную любовь всем, кто с верою призывал ее, и известны многие случаи ее помощи страждущим и находящимся в безвыходном положении.
Гродненский чиновник Николай Селиванович Головин жил в Гродно приблизительно до 1907 года и часто испытывал неприятности по службе. Он приехал в Петербург устраивать свои дела, но они еще больше запутались. Головин был весьма беден, а на его попечении находились старушка мать и две сестры.
В отчаянии он шел по улицам Петербурга, и хотя он был человеком верующим, в его душу стала закрадываться мысль броситься в Неву. В этот момент перед ним предстала какая-то незнакомка, поразившая его своим видом и отчасти напоминавшая бедную монахиню. «Что ты такой грустный? — спросила она. — Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду по Ксении, и все успокоится».
После этих слов незнакомка стала невидима. Головин исполнил совет таинственной монахини, и его дела неожиданно устроились наилучшим образом. Он радостный вернулся домой в Гродно.
Император Александр III, в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы.
Великая княгиня положила песок под подушку болящего, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь. Ее следует назвать Ксенией. Предсказание блаженной исполнилось в точности.
В Псковскую губернию к одной помещице приехал погостить родственник из Петербурга и рассказал, как почитают в столице блаженную Ксению. Под влиянием его рассказа благочестивая помещица перед сном помолилась об упокоении ее души. Ночью ей приснилось, что Ксения ходит вокруг ее дома и поливает его водой.
Утром в усадьбе загорелся сенной сарай, но огонь не распространился дальше и дом остался цел.
Вдова одного полковника приехала в Петербург определить в кадетский корпус своих двух сыновей. Ей это не удалось. Деньги, взятые на поездку, были на исходе, и вдова шла по улице и горько плакала.
Вдруг к ней подошла какая-то простолюдинка и сказала: «Отслужи панихиду по Ксении, она помогает в горестях». «Кто такая Ксения?» — спросила вдова полковника. «Язык до Киева доведет», — ответила простолюдинка и быстро скрылась. Действительно, вдова полковника легко узнала, кто такая Ксения, отслужила по ней панихиду на ее могиле на Смоленском кладбище и неожиданно вскоре получила известие, что оба ее сына приняты в корпус.
Известно множество подобных случаев помощи блаженной Ксении. Русские люди вдумчиво относятся к истине взаимодействия небесного и земного мира и уже второй век поминают блаженную Ксению в своих молитвах.
Тропарь: Сует ы земн а го мира отв е ргшися, крест жити я безд о много при я ла ес и . Скорб е й, лиш е ний, людск а го осме я ния не убо я лася ес и , любовь же Христ о ву позн а ла еси, е юже ныне на небес и услажд а ешися; Кс е ние блаж е нная богом у драя, мол и ся о спас е нии душ н а ших .
Адрес часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище — ул. Камская, д.24
ИсточникКсении Петербургской , прихожанки храма св. ап. Матфия», в которой он рассказывает о почитаемых адресах святой блаженной Ксении Петербургской . — Мало кто знает, что благоверная Ксения Блаженная родилась в 1732 г. в год упокоения в землю, основателя Северной столицы — Петра I, умершего в 1725 г. Она единственная святая, которая не просто отреклась от себя, но и фактически отказалась от своего имени (а значит, и Царствия Небесного) ради памяти своего мужа.
Где жила Блаженная — точнее, где находился дом её мужа, полковника А.Ф. Петрова? — На улице, которая теперь называется Лахтинской (Петроградская сторона), а тогда носила имя… самого полковника Петрова.