Глаз это символ чего

Словарь символов: ГЛАЗ

ГЛАЗ — важнейший орган чувств человека, в символике всегда связан со светом и «способностью духовного видения»; одновременно, по воззрению древних, он является не только воспринимающим органом, но и сам посылает «лучи энергии» и считается символом способности к духовному выражению. Злые существа или существа с большой магической силой обладали якобы глазами, взгляд которых превращает в камень или обезоруживает.

В античной легенде об этом свидетельствует смерть Медузы (горгоны) от руки Персея, который убил ее с помощью медного щита, использованного как зеркало; в древнеир ландской героической саге «злой взгляд» короля Балора (племя форморов) мог срабатывать в случае, когда четверо мужчин поднимали вверх веко его глаза.

Мнимое излучение «злого глаза» было побудительной причиной для изготовления многочисленных амулетов. Однако для науки о символах более значимой является положительная выразительность глаза. Во многих культурах всевидящим глазом считается Солнце или же последнее символизируется глазом, как, например, у юного египетского бога Солнца Гора, который в других случаях изображался в виде сокола или человека с головой сокола; его глаз, изображенный в манере характерной стилизации, так называемый глаз «удьят» (удшат), считался сильнодействующим амулетом. В христианской иконографии глаз — в центре солнечных лучей или в треугольнике с направленной вверх вершиной — является общеизвестным символом божественной вездесущей силы или же Троицы.

Главная тайна всевидящего ока масонов, о которой вам не расскажут

Высшие ангельские чины (херувим, серафим) носят в знак их проницательности и мудрости глаза на крыльях. Предпринимались многочисленные попытки избавиться от глазных болезней при помощи религиозных действий (благословение глаз, милостыня и обет ради заживления глаз) или промывания глаз в святых источниках и колодцах. Слепота приписывалась счастью (фортуне), так как оно разбрасывает свои подарки без разбора; с завязанными глазами изображалась юстиция, поскольку правосудие должно совершаться «невзирая на лица», равно как и изображение «синагоги», воплощения еврейства, которое «в своей слепоте не узнало Иисуса как истинного избавителя» (ослепление — слепота в переносном смысле).

Глаз «удьят». Древнеегипетский символ-амулет

Св. Хи льдегард Бингенская (1098—1179) считает глаз органом с многосторонней символикой: «Глаза, которые так много видят, указывают на созвездия на небосклоне, которые светят везде. Их белки символизируют чистоту эфира, их ясность — блеск звезд, зрачок — звезды во Вселенной (эфирном пространстве). Их влага олицетворяет влагу, которой этот эфир пронизывается из горных источников, чтобы избежать разрушения от верхнего слоя огня (огненное небо, эмпирей)».

Глаз. Три глаза-идола. Тель-Брак. Передняя Азия. Алебастр, ок. 3200 г. до н. э.

ЕГИПЕСКИЙ СИМВОЛ ️ГЛАЗ ГОРА ️ УАДЖЕТ

Каждая функция глаз имеет свое соответствие в макрокосмосе, как и в обычной жизни. «Ярко сияет, как и белок глаз, познание у человека, а его проницательность сверкает в нем подобно силе их лучей, и разум светится в его существе так же, как зрачок глаз». В масонской символике «всевидящее око» в треугольнике и венке из лучей, что соответствует вышеупомянутому символу Троицы, во многих ложах расположено над стулом мастера и должно напоминать о проникающей во все тайны мудрости и бдительности Творца, «Великого Строителя всех Миров»; глаз называют иногда также «оком провидения».

Читайте также:
Символы руси и их значение

Глаз: Трехглазие как признак ламаистского символа сверхъестественного. Личина злого духа от тибетского ритуального костюма

В символике глубинной психологии глаз является органом света и сознания, так как последнее позволяет нам воспринимать мир и, следовательно, сообщает ему реальность. «С этим актом понимания бытия связаны грезы… Нередки заболевания глаз во сне. Они, естественно, вызываются комплексной ограниченностью психической способности видеть, неспособностью правильно воспринимать в этом состоянии жизнь… Когда сознанию угрожает опасность угасания (на пороге смерти), на тяжелобольного смотрят много глаз» (Э. Эппли).

Глаз. Всевидящее око Бога. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Для психоаналитика глаз как сновидение (равно как и рот) часто является скрытым символом женского полового органа. Много дискуссий посвящено происхождению символического изображения третьего глаза в индийском и ламаистском искусстве, который трактуется как знак сверхъестественной силы зрения и просветления.

Глаз во лбу обнаруживали у ископаемых рептилий мезозойской эры, и его еще можно наблюдать и в настоящее время в виде рудимента у новозеландской гаттерии. Однако проблема связи азиатской иконографии с историей организмов по родам и их отмирающими органами и взаимосвязи круглого единственного глаза во лбу мифического циклопа Полифема и сказки братьев Гримм об «Одноглазке, двухглазке и трехглазке» научному решению не поддается.

Источник

Глаза

Повсеместно распространенный образ, символизм которого основывается на исключительную роли зрения в жизни человека и мимической выразительности глаз. Значение глаза амбивалентно, благодаря его пограничному положению (как анатомически, так и функционально) и двунаправленности действия.

Как важнейший орган чувств (львиную долю сведений об окружающем мире человек получат благодаря зрению) глаз выступает символом восприятия вообще и всяческого знания. В более широком смысле, глаз обозначает саму способность к восприятию, познанию и пониманию.

Поскольку способность к зрению определяется наличием света, глаз обычно связывается со светоносными божествами и всепроникающим божественным знанием. Во многих культурах таким всевидящим глазом выступает Солнце, либо оно само символизируется глазом. С этим обстоятельством созвучно высказывание Плотина, говорившего, что глаз не мог бы смотреть на солнце, если бы в каком-то смысле сам не был солнцем. Часто глаз служит для представления других небесных светил — Луны и звёзд (множество глаз), которые, как и Солнце, светят везде и видят всё. Исходя из того, что свет является символом разума и духа, зрение в символике представляет собой духовный акт и за глазом признаётся способность к духовному восприятию и ясновидению.

Помимо связи с огнём и светом глаз часто связывается с влагой, что находит отражение в связи названий глаза и источника (хеттский, балтийские, славянские, семитские языки). Нередко в виде источника (воды, слезы) представляется глаз мифологического существа (напр., Одина).

С глубокой древности за глазом признаётся способность не только к восприятию, но и к любому направленному вне активному действию (магическому, психологическому, физическому). Часто глаз (бога) может выступать как самостоятельный мифологический персонаж (солнечный диск, Око Ра), либо как «инструмента» для проявления и проецирования силы мысли. Это делает глаз наиболее «активный» из телесных органов и символом способности к духовному выражению, а также знаком небесных богов, управления и царственности. Однако присущая глазам сила может иметь разрушительный, гибельный характер: глаза богов и существ, наделённых магическими способностями, могут испепелять, обращать в камень, ввергать в отчаянье и ужас, и т. д. С таким «неблагим» проявлением силы взгляда связано понятие о «дурном глазе».

Читайте также:
Как избавиться от амулета

Как существенная составляющая человеческой мимики лица глаза служат средством выражения внутреннего состояния человека (чувств, эмоций, состояния души и мыслительных процессов).

Будучи точкой пересечения внутреннего и внешнего миров человека, глаз служит воплощением контакта и посредничества. В ритуальной архитектуре этой символической функции глаза соответствует отверстие в своде храма или любого иного рукотворного «центра мира». Образу открывающей доступ к небесным мирам солярной двери вторят представления о том, что глаза некоторых животных позволяют увидеть другие миры или времена.

Будучи парным органом, глаза соотносится с базовыми дуалистическими парами, такими как мужское — женское; прошлое — будущее; Солнце — Луна. В зависимости от локальной традиции соотнесение левого или правого глаза с составляющими каждой такой пары может разниться сообразно с символическим значением левого и правого в данной традиции. Так в западной традиции правый глаз считается символом активного, дневного и солнечного начала, будущего, а левый — пассивного, ночного и лунного начала, прошлого; в восточной традиции (Китай, Япония) преобладает обратное соответствие.

К числу характерных особенностей глаз, относится их отличие от «нормы» по количеству — мифологический символ, связанный с представлением о магической силе глаз. Эта способность, с равным успехом символизируется как наличием одного огромного глаза, так и большим их числом. оба варианта наделены двойственностью значением и могут иметь как позитивный (благожелательность божества, способностью видеть оставаясь невидимыми, бдительностью, всеведение), так и негативным (разрушительная сила, связь с тьмой). В связи с последним обстоятельством необходимо помнить, что в теории символов множественность выступает устойчивым признаком ущербности.

Для глаза как символа характерна также гетеротопия — «неправильная» локализация, сопряжённая обычно с духовным видением: так, глаза расположенные на ладонях рук, служат выражением акта ясновидения. К числу наиболее известных символов такого рода может быть отнесён третий глаз, соотносимый, в зависимости от традиции и обстоятельств, с различными понятиями. Поскольку пара глаз как физиологическая норма соответствует обычному зрению, добавочный мистический «глаз сердца» обычно соотносится со зрением духовным, присущим уровню сверхчеловеческому или божественному. Добавочный глаз (как и единственный) часто связан с идеей разрушения, например, в случае с третьим глазом Шивы. Это объясняется через значений числа три как символа активного, пассивного и нейтрального, что позволяет также связать её с созиданием, сохранением и разрушением.

Единственный глаз часто, и обычно в связи с демоническими персонажами, выступает символом абнормальности, получеловеческого состояния, разрушения и зла. При этом гипертрофированный глаз может становится автономным, узурпируя функции всего лица (Циклоп в рисунках О. Редона).

С другой стороны, глаз во лбу, сообразно с символикой уровня, намекает на сверхъестественные (божественные, солнечные) силы, присущие демоническим существам. С единственным глазом, или всевидящим оком, не менее часто изображают божества и мифологические персонажи (ср. герм.-сканд. Один, кельт.

Луг, дочь Рябчика в индейском мифе сэлишских племён, одноглазые мужские фигуры энеолитической культуры Триполья). «Для амбивалентного мифологического мышления представление о том, что избыток зрения равнозначен слепоте, вполне закономерно (отражение этого представления проявляется и в данных языка; ср. лат. oculus, „глаз“ и литов. aklas. „слепой“)». В связи с этим, одноглазаость, так же как и слепота (напр., в хеттско-хурритском цикле мифов о Кумарби глаза Уликумми закрыты камнем), может быть свидетельством особой магической силы. Распространённый мифологический мотив — похищение глаза или ослепление бога соперником (бог грозы в хаттско-хеттском мифе, Гора Сетом) и последующее исцеление (осознаётся как способ возрождения бога) В ритуале соответствие этим мифам обнаруживается в практике (обрядах) инкрустирования глаз в статуи богов (Осирис, Будда и др.)

Читайте также:
Плетение лисий хвост круглый

Изображение глаза составляет основу большого числа специфических «глазных» символов: …

Видеть четко и ясно — значит, узнавать или признавать что-либо, тогда как слепота символизирует душевную слепоту (так же, как и очки).

Источник

Глаза

Глаза — орган зрения, одного из пяти чувств. Согласно мифологическим представлениям, глаза могут оказывать воздействия на объект, на который направлен взгляд смотрящего субъекта. Таким образом, взгляд может оказать влияние на судьбу другого человека. Чаще всего в мифологии глаза связаны с возможностью сглазить, навредить живому существу, стать причиной смерти. Глаза, будучи частью тела человека, в языке и традиционных представлениях сопоставляются с объектами макромира (космоса и природы).

Глаза (глаз) имеют солярно-фаллический символизм. Достаточно вспомнить соответствующие речевые обороты, связанные с глазом и зрением. Мы говорим: «взгляд твердеет; он метит в свою цель; он входит, проникает вглубь, пронзает насквозь; он полон огня и мечет молнии». В древнеегипетской мифологии бог Ра создает людей из своих слез.

Таким образом, слезы, которые исходят из глаз, являются семенем Творения. Символизм глаза тесно связан с символизмом солнца, луны и звезд. Древние греки называли ночные звезды глазами тысячеглазого великана Аргоса, убитого богом Гермесом.

Глаз также связан со способностью воспринимать свет, прозрением, «видением Бога»; таким образом глаз можно считать орудием, посредством которого устанавливается союз с Богом, недаром пророков иногда называют «прозорливцами». Всевидящее око, или лучезарная дельта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной.

Изображается как глаз, вписанный в треугольник. Народные загадки уподобляют глаза человека зеркалам и стеклам. Зрение, тем более «духовное зрение», часто служит символом познания, которое достигается через изучение Божественных наук и законов. Познание же подобно сексуальному слиянию познающего и объекта познавания. Для человека глаз является средством познания Божественного мира и самого Бога.

… добрый глаз, смиренный дух и невзыскательная душа отличают учеников отца нашего Авраама; злой глаз, высокий (заносчивый) дух и требовательная душа отличают учеников нечестивого Билама.[1]

В поэзии трубадуров и провансальской поэзии образу глаза отводится одна из важнейших символических ролей. Именно через глаза можно увидеть душу Прекрасной дамы, внутреннее око помогает отличить добро от зла.

Содержание

Символизм глаз в государствах Древнего Востока

В хеттской мифологии у бога грозы Тархунта демоном-змеем отняты глаза и сердце. Чтобы вернуть их себе, бог грозы рождает сына-человека, который женится на дочери змея и выпрашивает у него сердце и глаза.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет «Владыку Священного Глаза» Энки, где он символизирует мудрость и всезнание.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

В китайской мифологии известно мифическое существо Шижоу — «зрячая плоть» — существо, без костей и конечностей, представляющее собой только плоть с парой маленьких глаз. Для древних китайцев Шижоу был самой любимой и желанной пищей, так как на месте съеденного куска тут же появлялся новый. Шижоу никогда нельзя было съесть до конца, без остатка, поэтому это чудище было незаменимо в походах и дальних странствиях.

Читайте также:
Лучшие японские часы наручные мужские рейтинг

В поздней китайской народной мифологии богиня зрения — Яньгуан, Яньгуан пуса («бодхисатва зрения»), Яньгуан няннян («матушка зрения») — исцелительница глазных болезней, а также охранительница от них. В старом Китае существовали храмы в её честь, её изображения часто встречаются на народных лубочных картинах. Её рисовали с человеческим глазом в руках или в чашке, стоящей у неё на коленях.

В иранской мифологии добрый пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия. В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.

Третий (внутренний) глаз в центре лба — непременный атрибут Шивы, знак его могущества и разрушительной силы. Представляет собой также духовное сознание, интуитивное восприятие, синтезирующую силу огня.

Третий глаз Будды, «пылающая жемчужина», — это духовное сознание и трансцендентная мудрость, внутреннее зрение (ясновидение), позволяющее увидеть реальность за ширмой иллюзии.

Сходный символизм имеет павлин как атрибут — Амитабхи, тибетской инкарнации медитирующего Будды Неизмеримого Света: оперение этой птицы состоит из множества глаз. Изображение множества глаз могло также иметь позитивный символизм, связанный с бдительностью и сиянием звезд в ночном небе.

Символизм глаз в Древнем Египте

Глаза — один из важнейших символов Древнего Египта, как орган, способный воспринимать краски и образы, а также благодаря космогоническим представлениям. Египетское определение радужной оболочки глаза со зрачком — «солнце в отверстии» (или сотворенный Логос).

В Древнем Египте этот культ был связан с сокологоловым богом Хором, правый и левый глаза которого ассоциировались с солнцем и луной. Бог Осирис носил титул «Великий Зрением». Во время поединка Хора и Сета, олицетворявших светлую и темную сторону бытия, Хор кастрировал Сета, а Сет лишил его ока. В египетском языке «творить» и «смотреть» обозначался одним и тем же словом «ири». На каббалистическом Древе Жизни Божественные глаза соответствуют сефирам Хокме и Бине, Великому Отцу и Великой Матери, сотворившими мир.

Символизм глаз в античности

Древнегреческий философ Платон называл глаз главным солнечным инструментом, полагая, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

Медуза Горгона, чей взгляд превращал людей в камень, является символом «дурного глаза».

В античной мифологии циклопы (киклопы) не единственные представители одноглазых существ — у Плиния упоминаются одноглазые аримаспы, добывающие либо похищающие у грифонов золото на золотых рудниках.

Символизм глаз в древнеирландском эпосе

Одноглазым предстает Один, напившийся из источника Мимира. Глаз Одина также представляется в виде источника, омываемого водой (как слезами).

В древнеирландской героической саге описывается «злой взгляд» короля фоморов Балора, сокрытый за веком, которое могли поднять четверо мужчин. В кельтском эпосе «злой глаз» (символ злых намерений и зависти), противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

Символизм глаз в Библии

Образ глаза часто связывается с библейским дьяволом и грехопадением. Сатана, согласно Библии, является соглядаем Бога, глаза у Адама и Евы открываются после грехопадения, а в таро буква Айин («глаз») соответствует аркану «Дьявол».

Глаз в облаке или треугольнике, который часто изображается в христианских храмах, это также символ всевидящего ока Господа, идея которого восходит к словам Библии:

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его. (Пс. 32:18)

Поэтому глаз может восприниматься и как символ духовного зла, отпадения от Бога. Глаза у Адама и Евы открываются, когда они преступают Божественные заповеди. Русский собиратель фольклора Александр Афанасьев рассказывает о поверье, согласно которому «»Дурной», «недобрый» глаз распространяет свое влияние на все, чего только коснется его взгляд.

Читайте также:
К чему снится лопнувшее золотое кольцо

<. >Недобрый глаз влечет за собою болезни, убытки и разного рода несчастия, и такое действие его не зависит даже от воли человека. Если с дурным глазом народ соединял понятие зловредного, то отсутствие зрения (слепота) было для него верным признаком связи с нечистою силою мрака»[2]. Таким образом, можно сказать, что «дурной глаз» также имеет творческую силу, но уже в негативном смысле.

В Библии находится много упоминаний глаза, определяющих его значение как символа всевидящего Бога, силы и света:

Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их. (1-е Петра 3:12) Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.(Притчи 22:12)

Как знак мудрости и проницательности несут глаза на своих крыльях высшие ангельские чины (херувим, серафим).

В традиционных представлениях много внимания уделяется тому, что происходит с глазами человека после смерти. Особое место занимают действия, которые производят с глазами покойника в ходе похоронного обряда. Во время пребывания покойника в доме вплоть до погребения родные пристально следят за тем, чтобы глаза умершего были закрыты. Чтобы глаза покойного случайно не открылись, в различных славянских традициях известен обычай класть на них монеты. Открытые глаза покойника выступают как дурная примета, предвестие еще одной смерти в доме или по соседству, так как умерший «высматривает» следующего покойника.

Символизм глаз в демонологии

Пылающие (красные) глаза приписываются многим демонам.

Еще одной характерной приметой демонических существ являются закрытые глаза. Это касается, прежде всего, персонажей, генетически восходящих к душам умерших (например, русалок). Закрытые глаза воспринимаются как признак «покойницкой» природы существа.

Огненность глаз демонов также может опосредованно проявляться в приписывании им красного цвета, который напрямую соотносится в одних случаях с огнем (признаки «огненный» и «красный» могут выступать параллельно), в других — с кровью. Красный цвет – самый распространенный в описаниях глаз демонов. «Кровавые» глаза являются одним из признаков вампира. Красные глаза нельзя назвать отличительным признаком какой-либо определенной группы демонических существ, скорее они выступают в качестве маркера, свидетельствующего о принадлежности существа иному миру.

Смертоносным считается взгляд василиска – мифического зооморфного существа. Считалось, что он способен убивать взглядом и превращать в камень все, на что упадет его взгляд. Его взгляд проникает сквозь стены, от него сохнет трава, трескаются камни. Он может убить даже самого себя, если посмотрится в зеркало . Согласно некоторым представлениям, взгляд василиска смертелен, если тот увидит жертву прежде, чем она его.

Магической силой наделен взгляд змеи. Македонские мусульмане Охрида верят в существование некой змеи, которая может отравлять человека лишь одним своим взглядом. Человек, посмотревший в глаза полозу, застынет, и не сможет сдвинуться с места, будет продолжать всматриваться в его глаза.

Примечания

1. Талмудические трактаты. Пиркей Авот. Авот де-рабби Натан Мосты культуры / Гешарим. 2011. С. 57. Билам (Валаам) — языческий пророк, упоминаемый в Библии, намеревавшийся проклясть евреев.

2. Афанасьев А. Мифическая связь понятий. Света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи. М. 1854. С. 4-5.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...