Защитный амулет Хамса или рука Фатимы
Хамса — это древний талисман, амулет, защищающий от сглаза, это «рука защиты» или «Длань Божья». Заметим, что, в общем случае, талисман — это предмет, несущий магические символы. Его предназначение — защищать своего хозяина или наделять его сверхъестественными силами. Само же слово «талисман», восходящее к греческому корню «телео», означает «достичь, завершить, привести в действие».
История амулета Хамса
Хамса представляет собой стилизованное изображение руки. Но это не полная копия ладони, а три поднятых пальца в середине с двумя симметричными большими пальцами по бокам.
Происхождение хамсы, как руки, отводящей дурной глаз, как символа благословения, удачи и счастья, неизвестно. Мотив этот встречается повсеместно — в Азии, в Африке, в Америке, однако чаще символ воспринимается как восточный, название которого и в арабском, и в семитском восходит к понятию «пятерня».
Значение руки Фатимы у арабов
Арабы считают хамсу своей, называют ее «рукой Фатимы», единственной дочери пророка Мухаммеда, и рисуют на ней мусульманский полумесяц. Рассказывают, что однажды Фатима готовила сладости в саду, помешивая халву на огне, а ее муж Али вошел в дом с новой, второй, женой. Фатима, пораженная в самую душу, уронила ложку и продолжила помешивать горячую халву рукой. С тех пор ее рука стала символом терпения. Хамса также считается символом пяти столпов ислама: веры, молитвы, паломничества, поста, милосердия.
«РУКА ФАТИМЫ (ХАМСА)»-значение символа
Значение амулета Хамса в иудаизме
Евреи же, в отношении хамсы, тоже претендуют на первенство и называют ее «рукой Мирьям», сестры Моисея и Аарона. «Всевидящее Око» в центре ладони — это воплощение Промысла Божьего.
В иудаизме она также известна как «ЯД ХА-ХАМЕШ» («Рука-пятерица»), и ее связывают с пятью книгами Торы, а потому часто украшают защитными молитвами, такими как «Шма Исраэль», «Биркат ха-Байт» (благословение жилища) или «Тфилат ха-Дерех» (молитва путников).
Амулет в виде ладони символизирует букву «хет» — пятую букву ивритского алфавита. «Хет», которая представляет собой и одно из священных имен Бога, соответствует цифре 5. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего. «Хет», как и «хай», обозначает также и «жизнь». Здесь прослеживается связь с украинским «хай живе». А выражение «подняли хай» означает, что жизнь кипит.
К тому же число пять традиционно соотносится с человеком — это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием. (Интересное дополнение: русское название мелкой рыбки «хамса» — от того же корня «пять», она ловится в сеть с 5 мм ячейкой).
Значение амулета Хамса в других государствах
Приветствие в виде поднятой ладони означало в Палестине пожелание доброй жизни. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.
ЕГИПЕСКИЙ СИМВОЛ 👁️ГЛАЗ ГОРА👁️ УАДЖЕТ
Вообще, изображения руки, глаза или числа пять в арабских и берберских традициях, связаны с отведением сглаза, порчи, как поясняется в выражении — khamsa fi ainek («five [fingers] in your eye») — «пять пальцев тебе в глаз!». Другая формула против дурного глаза на арабском языке звучит как — khamsa wa-khamis .
Финикийцы ассоциировали хамсу с «рукой Танит», супругой Бааля или Владыки, лунной богиней, покровительницей Карфагена.
На Кипре же ее связывали с Афродитой.
Этот символ был популярен и в Древнем Египте (рука Атут обеспечивала плодородие, помогла выходу из тела бога-создателя мужчин и женщин), и в сегодняшнем Марокко.
А если мы обратимся к джайнизму — одному из древнеиндийских философских учений, возникшему в VI веке до н.э., то и тут увидим чуть измененную хамсу — в эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия, ахимсы.
Что означает рука Хамса
А вот что сообщается в «Энциклопедии знаков и символов»:
Рука — символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.
Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.
В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Долгорукий — значит, способный простереть руку для защиты, покровительства: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».
В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия».
В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.
Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания — левая.
Как носить амулет Хамса
Вернемся, собственно, к хамсе. Как отдельный амулет (брелок или кулон), хамса может носиться пальцами и вверх, и вниз. Считается, что прикрепленнная на красной «каббалистической» нитке она обладает большей силой.
Хамса также может быть элементом декора — костюма или мебели; она выполняется в виде настенных изображений, делается из металла, керамики и др. материалов.
Считается, что синий или голубой цвет хамсы лучше защищают от дурного глаза, потому зачастую мы видим амулеты именно такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков — от синего до бирюзового.
Часто в центре хамсы помещаются другие символы — защищающие от сглаза, обеспечивающие удачу: изображения рыб, магического квадрата (4х6), звезды Давида, месяца или луковицы, как символа Луны у египтян (ведь ее половинки на разрезе напоминают Луну в разных фазах).
Глаз Гора в амулете Хамса
И все же чаще всего встречается хамса с глазом, который в древнеегипетском назывался «Святым Оком Гора (Бога Неба)». В таком амулете воплощен сдвоенный, а потому и наиболее эффективный, символ наилучшего человеческого существования — он объединяет всезнание и всемогущество. Здесь также отметим цвет — именно синее Око считается наилучшим щитом от проклятия и сглаза.
В Древнем Египте его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок. Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока», способна рассеять всех противников. Заметим, однако, что существует некоторое различие между правым и левым божественным Оком. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, тогда как правое Око (солнечное, Урей) было больше связано с магией и защитой.
Для коренных американцев, по некоторым предположениям, глаз в руке символизировал способность предвидения. Почти 50 лет назад антрополог Кларенс Мур обратил внимание на наличие «символа открытых глаз на ладони» как в Мексике, так и на юго-востоке США.
В буддизме же — символ сострадательной мудрости. Здесь к Таре, бодхисаттве и богине состарадания, обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице и защитнице, проявляющей ко всем существам милосердие и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. На изображениях Зеленой Тары мы видим ее левую руку на уровне груди в жесте защиты (абхая-мудра), с Оком в центре ладони. А амулет «Всевидящий защитник» до сих пор используется в Тибете для изгнания страха и угнетения.
Источник«Глаз на ладони»: что означает этот знак на самом деле
Этот знак, известный во многих народах Азии и Европы называют хамсой, рукой Мариам или Фатимы, а так же именуют «Божьей рукой». Сейчас этот знак чаще изображают стилизованно, как ладонь в виде цветка лилии с глазом в центре и носят как амулет, который якобы защищает от злых духов и сглаза.
Его используют, в основном, иудеи, проживающие среди мусульман, мусульмане, а также суеверные агностики. Мусульманское предание говорит о том, что Фатима Захра была дочерью пророка Мухаммеда. Однажды она помешивала еду на огне, когда пришел её муж с молодой девушкой и сказал, что только что женился на ней. Фатима выронила ложку и размешивала рукой горячую похлебку, не замечая боли. Так она стала символом терпения и веры.
Этот символ встречается везде
Однако находки археологов говорят о том, что знак хамса намного старше аврамических религий. Подобные амулеты находили в Месопотамии, где её назвали «рукой Иштар», «рукой Венеры», в Индии, где встречались изображения индийских божеств с глазами на руках, и в Азии.
На Юге России, в Донских степях, в могильниках сарматов находили амулеты в виде ладони левой луки с вставленным в нее «глазком» из голубого стекла. Этнограф из Бурятии Сурут-Ханда Сыртыпова в работе «К вопросу изучения иконографии монгольского буддизма» пишет, что в 1891 году российскому императору Николаю II во время его посещения Прибайкалья хоринскими бурятами была подарена скульптура буддийской богини Белой Тары в качестве признания Николая воплощением бодхисатвы.
Это была сорокасантиметровая серебряная статуэтка, изображающая сидящую богиню, у которой семь глаз, в том числе на ступнях и на ладонях. Очевидно, что возникновение подобного знака говорит о том, что в древности язычники придавали большое значение человеческой руке, осознавая ее как символ силы, власти, господства, наказания и защиты, – в зависимости от контекста. Недаром рукам колдунов, вождей или королей присваивали чудодейственные свойства. Глаз означал не только зрение или всеведение (по аналогии с всевидящим оком Бога), но и возможность воздействовать на предметы и людей взглядом. Следовательно,– ладонь и изображенный на ней глаз можно трактовать как всесилие того, кто его носит.
Это мрачный символ
Однако знак этот вряд ли можно считать положительным или хотя бы отдаленно имеющим отношение к христианству. Археологи считают, что хамса имеет карфагенское происхождение и происходит из культа карфагенских кровавых божеств, которые обладали отменным аппетитом, и которым финикийцы-карфагиняне регулярно приносили жертвы, резали младенцев.
Есть и предположение, что то, что сейчас изображается как глаз, на самом деле раньше было вульвой богини-девственницы Танит (Астарты, Юноны). И амулет использовался от дурного глаза. Возможно этот знак сначала был адаптирован племенами античных берберов, а уже затем вернулся на Ближний Восток с другим смыслом.
Однако на территории Руси очевидно, помнили о том, что это знак не несет ничего светлого. Древние славяне испокон веков считали, что ладонь с глазом – знак страшного проклятья. Об этом в своей работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья» пишет этнограф Д. А. Ляпин.
А персидский поэт XV век Касим Анвар в своих стихах указывал, что ладонь с раздвинутыми пальцами на Востоке считалась проклятьем, запечатывающим все чувства проклинаемого человека – речь, слух и зрение. В захоронениях скифов и сарматов встречались амулеты из металла в виде египетского амулета Mano Pantea, – изображение человеческой кисти, на которой два пальца оставались прямыми, а три – были прижаты к ладони.
Считалось, что два пальца символизируют верховных египетских богов. Но у славян они всегда ассоциировались с проклятьем. Возможно, именно из-за каких-то религиозных представлений древние славяне переняли у скифов и сарматов обычай отрубать врагам руки и делать из них проклинающие амулеты, которые делали своих сильнее, а врагов ослабляли и проклинали.
Известно, что после окончания исламского владычества в Испании христиане еще долго использовали «ладонь Фатимы» по суеверным соображениям. Пока совет епископов, созванный королем Карлом V, не издал в начале XVI века специальный указ, прямо запрещающий ношение амулетов. Православные священники относятся к ношению подобных амулетов отрицательно. Такое поведение говорит о маловерии человека и о его нежелании подчиняться Божьей воле.
ИсточникХамса: история таинственной ладошки
Кулоны и магнитики в виде открытой ладони с глазом посередине — самый ходовой товар в сувенирных лавках по всему Ближнему Востоку. Но что вообще значит этот символ и откуда он взялся? «Цимес» выясняет
Если вы бывали в Израиле, Турции или в арабских странах, то этот символ наверняка попадался вам на глаза. Называется он хамса — от арабского числа пять. Иногда его также называют глазом Фатимы, рукой Фатимы или рукой Мириам.
Чаще всего этот символ рисуют с двумя симметричными большими пальцами. Но есть также хамсы в более реалистичной форме ладони.
Хамса любима как мусульманами, так и евреями. И у тех и у других считается, что амулет защищает от сглаза, приносит владельцу успех и гармонию в жизни.
Однако у учёных нет однозначного мнения о том, кто первым этот символ изобрёл. Одно ясно: человечество полюбило оставлять отпечатки своих ладошек на всевозможных поверхностях задолго до возникновения иудаизма и ислама. Пятерни встречаются в знаменитой алжирской «Пещере рук», а также в палеолитических пещерах во Франции, Испании, Аргентине и Австралии. У финикийцев ладонь была защитным символом древней лунной богини Танит, а этруски рисовали на своих гробницах руки с рогами.
Хамса в исламе
Одно из наиболее ранних сохранившихся изображений хамсы можно сегодня увидеть на Судных воротах Альгамбры — исламской крепости XIV века на юге Испании. Вообще, испанские и мавританские изображения руки — это аллюзия на пять столпов ислама: вера, пост, паломничество, молитва и налоги. Хамса в Альгамбре, по всей видимости, не исключение.
Фото: iStock
В исламском фольклоре бытует легенда, что рука Фатимы — дочери пророка Мухаммеда — стала символом веры после того, как её муж халиф Али однажды вернулся домой с новой женой. Фатима в это время варила в саду халву. При виде Али с новой женой Фатима уронила половник. Она была так огорчена, что продолжала помешивать горячую халву голой рукой, не чувствуя боли. Так рука Фатимы превратилась в символ веры и терпимости.
Глаз в центре ладони — это память о слезе, пролитой Фатимой во время этой драматичной сцены.
Хамса в иудаизме
Нет ничего удивительного в том, что исламский символ перекочевал в сефардскую еврейскую культуру. В иудаизме его часто называют рукой Мириам — в честь сестры Моше и Аарона. Этот символ используется на многих кетубот (брачных контрактах), а также в пасхальных Агадот. Хамса появляется и на указках для чтения свитков Торы.
Евреи могли использовать хамсу, чтобы воззвать к Б-жьей помощи или противостоять сглазу. На некоторых хамсах встречаются изображения рыб. Дело в том, что в Талмуде мудрец рабби Йоси Бен Ханина утверждает: потомки Иосифа были благословлены размножением, как рыбы, и, как рыбы, они защищены от дурного глаза: «Вода покрывает морских рыб, поэтому сглаз не имеет над ними власти» (Берахот 55б).
Кроме глаз и рыб на хамсы добавляют и другие символы: звёзды Давида, молитву «Шма», благословение на дом, а также красный и синий цвета, которые, как считается, препятствуют сглазу.
Вообще, Тора, как известно, запрещает гадание и ворожбу. Поэтому для иудаизма амулеты — немного проблематичная тема. И вообще, многие ортодоксальные раввины не советуют носить хамсу, считая её суеверной практикой нееврейского происхождения. Тем не менее в Талмуде несколько раз упоминаются амулеты, и один из талмудических законов разрешает носить одобренный амулет по субботам. Сейчас многие еврейские авторитеты допускают ношение хамсы, поскольку сефардские евреи используют этот символ на протяжении многих веков.
Фото: Skylar Kang/Pexels
Хамса и каббала
Каббалисты в принципе любят амулетики — например, небезызвестные красные ниточки. И хамса им тоже полюбилась. Ведь в каббале подробно обсуждается возможное разрушительное воздействие «злого глаза», который может стать препятствием на пути к осуществлению наших мечтаний и желаний.
Символ руки — часто руки священника — появляется в каббалистических рукописях и амулетах, повторяя очертания буквы «шин» — ש. «Шин» — первая буква одного из имён Б-га, Шаддай. Согласно каббале, наложение человеческой руки на Б-жественное имя создаёт мост между человеком и Б-гом. Кроме того, каббалисты считают, что пять пальцев символизируют пять книг Торы.
Хамса сегодня
Символ до сих пор играет определённую роль в некоторых сефардских ритуалах. Так, во время церемонии нанесения хны перед свадьбой невесты надевают на шею медальон с хамсой, чтобы оградить себя от сглаза.
Художники и ювелирные бренды изображают хамсу на мезузах, браслетах, серьгах и подсвечниках. Поэтому, к слову, хамса — отличная идея для подарка друзьям и близким.
ИсточникРука Фатимы: что означает знак глаза на ладони
Этот знак, известный во многих народах Азии и Европы называют хамсой, рукой Мариам или Фатимы, а так же именуют «Божьей рукой».
Сейчас этот знак чаще изображают стилизованно, как ладонь в виде цветка лилии с глазом в центре и носят как амулет, который якобы защищает от злых духов и сглаза. Его используют, в основном, иудеи, проживающие среди мусульман, мусульмане, а также суеверные агностики.
Мусульманское предание говорит о том, что Фатима Захра была дочерью пророка Мухаммеда. Однажды она помешивала еду на огне, когда пришел её муж с молодой девушкой и сказал, что только что женился на ней. Фатима выронила ложку и размешивала рукой горячую похлебку, не замечая боли. Так она стала символом терпения и веры.
Этот символ встречается везде
Однако находки археологов говорят о том, что знак хамса намного старше аврамических религий. Подобные амулеты находили в Месопотамии, где её назвали «рукой Иштар», «рукой Венеры», в Индии, где встречались изображения индийских божеств с глазами на руках, и в Азии.
На Юге России, в Донских степях, в могильниках сарматов находили амулеты в виде ладони левой луки с вставленным в нее «глазком» из голубого стекла.
Этнограф из Бурятии Сурут-Ханда Сыртыпова в работе «К вопросу изучения иконографии монгольского буддизма» пишет, что в 1891 году российскому императору Николаю II во время его посещения Прибайкалья хоринскими бурятами была подарена скульптура буддийской богини Белой Тары в качестве признания Николая воплощением бодхисатвы. Это была сорокасантиметровая серебряная статуэтка, изображающая сидящую богиню, у которой семь глаз, в том числе на ступнях и на ладонях.
Очевидно, что возникновение подобного знака говорит о том, что в древности язычники придавали большое значение человеческой руке, осознавая ее как символ силы, власти, господства, наказания и защиты, – в зависимости от контекста. Недаром рукам колдунов, вождей или королей присваивали чудодейственные свойства. Глаз означал не только зрение или всеведение (по аналогии с всевидящим оком Бога), но и возможность воздействовать на предметы и людей взглядом. Следовательно,– ладонь и изображенный на ней глаз можно трактовать как всесилие того, кто его носит.
Это мрачный символ
Однако знак этот вряд ли можно считать положительным или хотя бы отдаленно имеющим отношение к христианству. Археологи считают, что хамса имеет карфагенское происхождение и происходит из культа карфагенских кровавых божеств, которые обладали отменным аппетитом, и которым финикийцы-карфагиняне регулярно приносили жертвы, резали младенцев. Есть и предположение, что то, что сейчас изображается как глаз, на самом деле раньше было вульвой богини-девственницы Танит (Астарты, Юноны). И амулет использовался от дурного глаза.
Возможно этот знак сначала был адаптирован племенами античных берберов, а уже затем вернулся на Ближний Восток с другим смыслом.
Однако на территории Руси очевидно, помнили о том, что это знак не несет ничего светлого. Древние славяне испокон веков считали, что ладонь с глазом – знак страшного проклятья. Об этом в своей работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья» пишет этнограф Д. А. Ляпин.
А персидский поэт XV век Касим Анвар в своих стихах указывал, что ладонь с раздвинутыми пальцами на Востоке считалась проклятьем, запечатывающим все чувства проклинаемого человека – речь, слух и зрение.
В захоронениях скифов и сарматов встречались амулеты из металла в виде египетского амулета Mano Pantea, – изображение человеческой кисти, на которой два пальца оставались прямыми, а три – были прижаты к ладони. Считалось, что два пальца символизируют верховных египетских богов. Но у славян они всегда ассоциировались с проклятьем. Возможно, именно из-за каких-то религиозных представлений древние славяне переняли у скифов и сарматов обычай отрубать врагам руки и делать из них проклинающие амулеты, которые делали своих сильнее, а врагов ослабляли и проклинали.
Известно, что после окончания исламского владычества в Испании христиане еще долго использовали «ладонь Фатимы» по суеверным соображениям. Пока совет епископов, созванный королем Карлом V, не издал в начале XVI века специальный указ, прямо запрещающий ношение амулетов. Православные священники относятся к ношению подобных амулетов отрицательно. Такое поведение говорит о маловерии человека и о его нежелании подчиняться Божьей воле.
Источник