Треугольник же ещё в раннехристианские времена использовался как символ Святой Троицы . Изображение глаза в треугольнике или овале присутствовало в византийской христианской традиции. А с конца 18 века Всевидящее око стали изображать в росписях куполов и сводов русских православных храмов. Также символ нашёл отражение в иконописи.
Существует икона Всевидящего ока, которая использовалось, как правило, в старообрядческой среде. Предположительно, эта икона впервые была написана в 18 веке во Владимирской области. Икона «Всевидящее око Божье» имеет сложную композицию, в основе которой несколько кругов.
В центральном круге изображён Иисус Христос, который уподобляется солнцу, источнику света. Одной рукой Господь благословляет, а другой держит Евангелие. Глаз же на иконе является символом Божественного ведения о мире. Из центрального круга исходят 4 диагональных луча, которые завершаются четырьмя небольшими кругами.
Что означает изображение глаза в треугольнике? (прот. Владимир Головин)
Внутри них аллегорически, в виде ангела, орла, льва и тельца, изображены евангелисты Матфей, Иоанн, Марк, Лука. Иногда они представлены в человеческих обличиях.
В следующем круге можно увидеть фрагменты человеческого лика: глаза, нос и уста. Над ними по центру изображена воздевающая руки Божья Матерь. В других кругах иконы находятся изображения неба (часто со звездами) и ангелов, которые окружают благословляющего Бога Отца. Святой Дух в виде голубя исходит от Бога Отца на голову Богородицы. Также на иконе присутствуют различные цитаты из Священного Писания.
Можно ли молиться иконе “Всевидящее око”?
Митрополит Иларион (Алфеев) в телепередаче «Церковь и мир» указывает на то, что Всевидящее око в Православии – всего лишь символическое изображение. Многие священники не одобряют использование таких икон, поскольку они не являются каноническими. Икона должна быть написана в соответствии со строгими правилами (канонами). Только такую икону Церковь освящает и благословляет для использования.
Митрополит Иларион приводит просто способ, позволяющий определить, канонична ли икона. Она является таковой, если её изображение соотносится с каким-либо церковным текстом или праздником. Икона «Всевидящее око Божье» не соответствует этому критерию. Своей концепцией она отличается от привычной канонической иконографии.
На иконе «Всевидящее Око Божье» присутствует изображение Бога-Отца, что не допускается в Православной Церкви. Священное Писание говорит о неописуемости Бога-Отца, так как Его никто никогда не видел (Ин. 1:18), (к Тим. 6:16). Митрополит Иларион подчеркивает, что для молитвы есть другие канонические изображения Бога и святых.
Источник: https://pravoslavium.ru/
______________________________________________
А вы знали об этом?
О знаке глаза в треугольнике.
Источник: dzen.ru
Как относиться к «масонской символике» в православных храмах
Сразу стоит оговориться, что собственно «масонской» символики в храме нет и быть не может (как нет и «языческой»). Корректнее говорить о символике, заимствованной из масонства либо язычества или похожей на языческую, масонскую и т. д.
Не открытие, что в храме нас окружают символы языческого происхождения. В этом нет ничего странного. Ведь никакая культура не возникает из вакуума. И христианская не является исключением.
Как отцы Церкви для изъяснения христианских истин воспользовались философским аппаратом языческого античного мира, точно так же и языческие античные символы и образы вошли в христианскую иконографию, получив новый смысл. Множество символов, которые мы давно привыкли считать «своими» (например нимбы), на самом деле родом из язычества.
Но все же определенную часть церковного общества некоторые символы, встречающиеся в православных храмах, все-таки смущают, особенно если они так или иначе ассоциируются с масонством.
Самый характерный символ – глаз в треугольнике. Действительно, он является одним из известных масонских знаков и означает творца («Око Великого Архитектора Вселенной»). Кого именно масоны подразумевают под творцом, зависит от идеологий масонских лож. Нам же более интересно христианское объяснение этого символа.
«Всевидящее око» на ритуальном масонском переднике
Символ глаза в качестве «Всевидящего ока» известен с глубокой древности. Он встречается в Древнем Египте (например, соколиный глаз бога Гора, т. н. Уаджет). Аналогичная символика используется и в других религиях, например в индуизме (третий глаз бога Шивы).
Треугольник – тоже древний символ. Его можно встретить у Платона и у пифагорейцев. В раннехристианскую же эпоху треугольник как символ Святой Троицы впервые использовала (принято считать) гностическая секта манихеев. Со временем эти символы попали в арсенал алхимиков, откуда их заимствовали философы эпохи Возрождения.
Глаз был заключен в треугольник, символизирующий Троицу, и приобрел христианское значение Всевидящего Ока Господня. После он использовался и в западноевропейской иконописи как знак Бога-Отца. Параллельно его переняли и масоны.
«Всевидящее око Господне». Икона
В конце XVII века «Всевидящее око» перешло из западной иконографии в православную. Наибольшей популярностью этот знак пользовался в XVIII веке, а своего апогея достиг в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I. В этот период изображение «Всевидящего ока» можно встретить как в оформлении храмов (например, Казанский собор в С.-Петербурге, Ильинская церковь в Киеве), так и в гражданской сфере – пьедесталы памятников, наградные медали и т. д.
Медаль «В память отечественной войны 1812 года». (аверс и реверс). 1813 г.
Идея «Всевидящего Ока Господня» нисколько не противоречит Писанию, где Господь изображается обладающим органами зрения и всеведением, например: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).
Хотя происхождение этого символа несколько сомнительно, для нас важнее смысл, который в него вкладывается Церковью. Примеров использования одних и тех же либо подобных символов в разных иконографических системах довольно много.
Нимб Христа, Богородицы, святых и Ангелов на иконах и нимб-аура в языческих, буддистских и других изображениях.
Жест внимания в православной иконе и рокерская «коза».
Благославляющие жесты православных икон – «мудры» буддизма.
Голубь – символ Святого Духа и «голубь мира».
И так далее. Одни символы в нехристианской трактовке нейтральны, другие безобидны, а некоторые могут быть и откровенно кощунственными. Но это не повод их отождествлять.
Однако, увы, боязнь масонов часто превалирует над здравомыслием. Если мы встречаем некий символ в храме и нечто подобное у масонов, разве это причина пугаться? Нимб либо благословляющий жест на иконе и подобные детали, например, на буддистском изображении – это же не повод отказаться от иконы?
Многие масонские символы следует рассматривать сквозь призму архитектуры, строительства «мистического храма Соломона»: ступени, пол, выложенный шахматными плитами, колонны и т. д. используются масонами, и, следовательно, их аналоги в нашей храмовой архитектуре тоже можно было бы при желании причислить к «масонским».
Таким образом, нужно разделять символы в храме (и шире – во всей Церкви) и символы вне Церкви.
Дмитрий Марченко
Источник: pravlife.org
Всевидящее око
Всевидящее око, Лучезарная дельта, Око Провидения (англ. the Eye of Providence — христианский, масонский и каббалистический символ, графически изображаемый, как человеческий глаз, обрамляемый треугольником.
Треугольник, заключающий в себя Око, во многих изображениях представлен, как пирамидион, венчающий сложенную из камней пирамиду.
Око, предположительно, есть аллегория всеведения Бога-Архитектора. Идея восходит к словам Торы:
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18).
Использование символа всевидящего ока также приписывается «иллюминатам» в различных теориях заговора.
- 1 В христианстве
- 2 Распространение
- 3 В культуре
- 4 Масонство
- 5 Связь с Каббалой
- 6 См. также
- 7 Источники
В христианстве
Глаз в треугольнике (а также в овале) встречался в византийской иконографии с VI века и позже. Треугольник символизирует Троицу, а глаз — всеведение Бога. Также известен на западноевропейских, а потом и российских иконах и именовался «Всевидящее Око». [1] В православной иконографии символ появился в России в конце XVII века, был распространен в XVIII веке, а наиболее популярен стал в начале XIX века при Александре I, когда начал использоваться при оформлении храмов, а также в гражданской сфере. [2]