Ах, прекрасный мир искусства, сколько сложных материй и глубинных подтекстов вложено в это понятие, не так часто мы задумываемся над тем, сколько чувств и переживаний таят в себе столь любимые нами предметы, аксессуары или украшения, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Компания Namfleg предлагает показать Вам в удивительные, самые интересные странички в истории искусства эмалирования, истоки которого берут свое начало из глубокой древности, а отголоски их находят в современности.
Искусство художественного эмалирования, именно как техника изготовления ювелирных изделий, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Исследователи считают, что эмаль, то есть соединение цветного стекла с металлом, появилась в 1400 году до н.э. на острове Кипр, где были найдены древнейшие из известных находок – металлические предметы с впаянными в них стеклянными пластинками.
Эмаль горячая. Подготовка,нанесение,обжиг. Урок для начинающих мастеров.
В наше время есть и другие археологические находки, которые служат доказательством того, что горячее эмалирование является одной из древнейших техник, которая использовалась в прикладном искусстве Древнего Египта, Индии и Китая. Эмаль – уникальное изобретение человека, вещество, обладающее твердостью камня, над которым практически время неподвластно.
Еще из прадавних времен, сохранились разнообразные изделия, украшенные эмалью – предметы культового назначения и повседневного обихода, эмаль широко использовалась для декорирования костюмов, драгоценных ювелирных изделий и даже государственных регалий. Эмалирование пользовалось огромной популярностью у византийских умельцев, которые украшали с помощью этой техники церкви и дворцы своего государства, создавая при этом великолепные, божественно красивые вещи. Опыт византийских мастеров оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе и Древней Руси. В те далекие времена искусство эмалирования называлось «финифть» (латинское fingitis обозначает твердый, блестящий камень). И только в конце XIX столетия термин был вытеснен, привычным для нас – «эмаль».
Ювелирная эмаль – это не просто сплав определенных компонентов, это вещество, которое таит в себе богатые художественные возможности, завораживает яркостью красок и блеском, а по красоте приравнивается к самоцветам. Именно эти свойства на протяжении веков побуждают ювелиров постоянно находить новые вариативные формы применения эмали. Ею украшали одежду, изготавливали украшения, отделывали посуду и церковную утварь, предметы быта и даже оружие. Эмаль часто компонируют с драгоценными камнями, гравировкой на серебряной или золотой основе, чеканкой и многим другим.
К преданиям прошлого часто обращаются современные ювелиры, живописцы, монументалисты, потому что благодаря изучению старинной техники расширяется диапазон возможностей использования эмали. Помимо традиционных изделий, прикладного характера, технику эмалирования применяют в ювелирном деле. Ювелиры уже давно оценили характеристики эмали как прочного, а главное долговечно сохраняющего свои цветовые качества материала. Хотя, работа над эмалью считается технически сложным ремеслом, но многие именитые ювелирные дома часто применяют этот изящный элемент в создании своих украшений.
ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ | Эксперименты с горячей эмалью
Существует холодная (без отжига) и горячая техника применения эмали – это когда огонь является «соавтором» дизайнера. В ювелирном искусстве распространена техника горячего эмалирования изделий, которая, в свою очередь включает в себя различные способы обработки, а те, классифицируются на определенные виды. Рассмотрим самые распространенные из них:
- ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ (клуазоне) – самая сложная из всех эмальерных техник. Сложность тут представляет способ изготовления изделия, для которого используют тонкую металлическую пластину, на которой гравируют контур задуманного изображения. После этого по образовавшемуся контуру напаивают тонкие металлические полоски (серебро, золото или медь), в результате чего получают ячейки, которые к самому верху заполняют цветной эмалью, затем обжигают изделие в муфельной печи. После отжига его шлифуют и полируют, для того что бы выровнять плоскость изделия. И только после того, как каждая металлическая полоска, образует четкий, блестящий контур, который идеально ровно обрамляет цветную эмаль, создающую сияющее подобие драгоценных камней, можно говорить о технике ювелирного эмалирования как ювелирном искусстве.
- ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ (шамплеве)– это очень красивая и самая древняя эмальерная техника, но именно этот вид считают скорее ювелирной техникой, нежели способом эмалирования. В современном ювелирном деле для изготовления изделий при помощи такой техники, используют те же методы, что и в старину: на металлической пластине делают специальное углубление (выемку), формируя при этом нужный орнамент. Затем, образовавшиеся углубления заполняют эмалью и обжигают (количество обжигов зависит от высоты ячейки, а так же от желаемого результата). Дальше, так же как и в варианте с применением перегородчатой техники – шлифуют и полируют, но в отличие от предыдущей, где рисунок получается приподнятым за счет напайки перегородок, тут он выходит углубленным в толщу металлической пластины.
- РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ (живописная) – фантастически красивая техника, которая являет собою, пожалуй, самый необыкновенный прием эмалирования. Он подразумевает неоднократное нанесение грунтовых слоев эмали при помощи кисти и последовательного обжига каждого нанесенного слоя в печи. Также, после предварительной разметки живописную роспись наносят специальными красками на эфирных маслах, каждый слой которой обжигают, учитывая температурные режимы плавления каждого из нанесенных слоев. Как завершающий штрих, готовое изделие часто покрывают фондоном (защитным слоем бесцветной эмали).
- ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ – основой для выполнения этой техники служит ажурная филигрань или же другими словами выпиленная в металлической пластине ажурная сетка, просветы которой заполняются эмалью, после чего изделие отправляется в печь для отжига. При воздействии определенного температурного режима, эмаль сплавляется, а изделие превращается в ажурное металлическое кружево с цветными орнаментными вкраплениями. Эта техника позволяет создавать эффектные, изысканные и чрезвычайно красивые изделия, именно потому ее чаще всего применяют для изготовления ювелирных украшений – сережек, кулонов, колец и подвесок и многого другого.
Это далеко не полный список эмальерных техник, которые используются в художественно прикладном искусстве, их видов и подвидов существует великое множество, так же как и компаний, предлагающих изделия с расписной эмалью на мировом рынке ювелирных украшений. Так, например, лидером по производству изделий с использованием эмальерных техник является Австрийская компания «Frey Wille», которая предлагает на рынок высокохудожественные ювелирные творения с эмалью. Украшения этого именитого бренда очень дорогостоящие.
Источник: www.silver-mania.ru
Горячие эмали для украшений ювелирных изделий
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Ювелирная горячая эмаль — это сложнейшая техника. Заготовки с проложенным стеклянным порошком обжигаются в высокотемпературной печи при температуре около 800 градусов.
«Горячая эмаль» получила такое название — потому что в буквальном смысле слова очень горячая.
Спекание эмали (когда крупицы плавятся и становятся однородным стеклянным покрытием) производят в специальных высокотемпературных печах (муфельная печь). Ее устройство таково, что в небольшой камере печи создаются условия с очень высокими температурами. Такие печи используются в лабораториях, работе с керамикой и сложных производствах, ювелирных в том числе.
Для горячей эмали, в зависимости от состава и производителя, нужны температуры в районе 700-800 градусов. Для сравнения: температура кипения воды 100°, а мясо в духовке запекается при температуре 190°-210°.
Компании, занимающиеся изготовлением горячей эмали, имеют многовековую историю. Наибольший вклад в ювелирное искусство сделали французские эмальеры, но в последние столетия английские, австрийские, американские производители так же не отстают. А появившиеся относительно недавно японские эмали показали себя удобным в работе материалом с привлекательной цветовой палитрой.
Для изготовления эмали в качестве тугоплавкого сырья используется чистый кварцевый песок, различные пигменты и красители, а именно красящие окиси свинца, алюминия, соединения фтора и т.д.
Во время варки в расплаве смеси происходят сложнейшие химические реакции, которые сопровождаются выделением газов. В промышленных условиях эмаль варят в специальных плавильных или тигельных печах, время варки варьируется от десятков минут до нескольких часов.
Готовую смальту отливают в бруски, которые потом раскалывают на кусочки и перетирают в мелкий песок. После промагничивания, просеивания и промывания эмаль готова к использованию – нанесению на поверхность подготовленного и очищенного металла.
При нагревании твердый кварцевый песок становится мягче, постепенно переходит в пластичное состояние, при повышении температуры становится вязким, а затем жидким.
В целом, эмаль является одним из самых прочных полихромных художественных материалов по своим свойствам, уступая лишь свойствам мозаики.
По согласию мировых ювелирных экспертов, только горячая эмаль может называться ювелирной.
Составы эмалей.
Эмаль представляет собой стеклообразный порошок, который содержит кремнезем и различные оксиды. Для того чтобы придать покрытию оттенок, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт.
По старому рецепту эмаль изготавливается из одной части борной кислоты и кварцевого песка, двух частей свинцового сурика. Чтобы придать цвет, к смеси необходимо добавить различные пигменты: для получение черного и синего цвета добавляют окись кобальта, для красного – окись кадмия, а для зеленого – окись меди.
Современная эмаль состоит из борного ангидрида, диоксида кремния, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, окиси титана, окиси алюминия, свинца, различных фторидов, цинка
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
. Использование эмалевого покрытия необходимо там, где нужно добиться долгой химической стойкости покрытия, например, в трубах, химических реакторах и т. д.
Эмали могут отличаться друг от друга не только по составу, но и по технике их нанесения на поверхность. В ювелирных украшениях основу чаще всего составляют серебро и золото. Их поверхность покрывают прозрачными или непрозрачными цветными эмалями.
Виды эмали.
Прозрачные эмали. Они используются в качестве покрытия для изделий из золота и серебра. Просвечивая через эмаль, эмалированные гладкие или гравированные участки металла дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали имеют сильный блеск, чистый глубокий цвет и переливаются на резном металлическом фоне.
Глухие (или опаковые) непрозрачные эмали. Они в основном используются на изделиях из меди. Преимуществом такой эмали является яркость цвета, блеск, сочность окрасок, контраст металлических деталей с цветом эмалей.
Такая эмаль получается путем введения в состав непрозрачных веществ, которые не растворяются в процессе плавления (например, оксиды олова, сурьмы, гипс), или если они растворимы при сильном нагреве, они снова выделяются в виде отложений в момент охлаждении сплава. К таким относятся белый мышьяк, фтористые и фосфорные соединения, а также закись меди.
Во время плавления они образуют однородную прозрачную массу, а при охлаждении и затвердевании выделяются непрозрачные элементы и эмаль тускнеет. В случае если эти добавки введены в сплав в большом количестве, то сразу же получается тускло-красная эмаль, если количество добавок было маленьким, то состав при первом плавлении может сохраняться в прозрачном состоянии, которое исчезает при повторном длительном нагреве, и прозрачная красная эмаль тускнеет и становится глухой.
Просвечивающие эмали в определенной степени объединяют качество первых двух. В зависимости от того, как падает свет такая эмаль кажется либо просвечивающей, либо глухой с разнообразной игрой оттенков, напоминающих толстый опал.
Для того чтобы получить цветную прозрачную (или глухую непрозрачную) эмаль сначала необходимо приготовить основной сплав-флюс, добавить к нему разные красители и вновь переплавить.
В настоящее время для изготовления прозрачных и наиболее легкоплавких эмалей для флюса используется следующий состав: оксид кремния – 21,8%; оксид бария – 5,5%; оксид натрия – 8,8%; оксид титана – 2,4%; оксид свинца – 61,5%.
Способы горячего эмалирования.
1. Перегородчатая эмаль
Перегородчатая эмаль относится к самой красивой технике горячего эмалирования. Сначала рисунок наносится на медную, серебряную или золотую пластину посредством тонких проволок. Они действуют как своеобразные перегородки, между которыми заливается цветная глазурь
50% доклада недоступно для прочтения
Закажи написание доклада по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Источник: author24referat.ru
Ювелирные витражи: техника горячей эмали в создании украшений
Одной из самых изящных ювелирных техник считается горячая эмаль. Узнать ее очень просто, а перепутать с чем-то другим и вовсе невозможно. Вспомните капли росы, пойманные еле заметной паутинкой. Так и с техникой горячей эмали, только в роли паутинки выступают тончайшие серебряные или золотые нити, а каплями росы – драгоценная цветная эмаль. Такой ее, кстати, называют потому, что для придания ей цвета используются оксиды металлов, часто драгоценных.
Виртуозом эмали заслуженно считается итальянский художник и ювелир 16 века Бенвенутто Челлини. Эту технику в начале века 20-го трепетно любили и приверженцы стиля ар-нуво за ее сложность, детальность и витиеватость. Кроме того, само создание ювелирного шедевра требовало много кропотливой работы, что очень характерно для этого направления в искусстве. В наши дни сложную узорчатую технику эмали используют такие известные luxury-бренды, как Vacheron Constantine и Cartier.
Технология перегородчатой эмали сложна и по сей день требует тонкой ручной работы. В первую очередь создается основа украшения – филигрань (перегородки из тонких серебряных нитей). Далее просветы металла заполняют влажной эмалевой массой, после чего все изделие аккуратно высушивают и обжигают. При высокой температуре (800°С) эмаль расплавляется и становится глянцевой, похожей на кусочки стекла, вставленные в кружевной витраж.
Не только металл украшений может быть разным, но и эмаль также различается по своим свойствам и назначению. Чтобы после плавления и обжига изделие было прочным и сохранило яркий цвет, мастера соблюдают строгую очередность. Сначала наносится жаропрочная эмаль, а уже затем другие виды. Например, зеленая считается самой тугоплавкой, поэтому она наносится в первую очередь.
Затем идет голубая, белая и розовая. В самом конце наносится красная эмаль, которая идеально плавится, равномерно заливая все просветы, которые могли остаться после предыдущих этапов. Затем изделие шлифуют, снова запекают и доводят форму и поверхность до идеала. Украшение проходит обжиг столько раз, сколько в нем слоев и цветов, так как каждый раз после нанесения эмали нужно ее «закрепить» в печи.
Одним из наиболее известных брендов, работающих в технике горячей эмали, считается российская премиальная марка NAMFLEG. NAMFLEG можно считать настоящим экспертом по эмали, так как учитываются все условия при создании таких украшений.
Начиналась она, когда основатель марки получил коллекцию швейцарских часов с эмалевыми циферблатами от своего деда и стал искать мастеров, способных восстановить утраченные фрагменты. Восстановление удалось, и даже было выпущено несколько новых очень дорогих часов с эмалевыми циферблатами. Позже возникло желание донести это искусство до большего количества людей, и бренд выпустил несколько коллекций ювелирных украшений в духе нашего времени. Так, в сериях NAMFLEG абстракция встречается с ситцевыми узорами, а цветочные мотивы сочетаются с романтическими рисунками.
Всего у этой ювелирной марки 8 тематических направлений, которые включают самые разные кольца с эмалью, кулоны, серьги и запонки.
Источник: www.justlady.ru