Загадки иконы «Неопалимая Купина»: какое послание скрыто в ее символах
17 сентября — день иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В огромной популярности на Руси этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию самой сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных представлений.
«Иже во огни купины неопалимыя…»
«Неопалимая Купина» — образ, символически отражающий ветхозаветное событие, описанное в книге Исход. Недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть, отчего куст не сгорает (Исх 3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, повелел вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при Непорочном Зачатии.
Монолог — Моисей и горящий куст
Икона Богородицы Неопалимая Купина из Соловецкого монастыря. Конец XVI века
Объяснение этой символики давали святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Патриарх Константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского Собора. И самым популярным из них стало толкование иконы как «книги для неграмотных» — по выражению Василия Великого. Но что это такое в переводе на современный язык? Неужели просто иллюстрация, своего рода благочестивый «комикс»? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.
Вне времени и пространства
Символически показывая духовные, «неизобразимые феномены горнего мира», икона влечет туда, в этот мир, ум и дух созерцающего ее человека. На ней одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее мира. Она принципиально вне времени и вне пространства. Она соединяет земное и небесное, являет верующему человеку вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель его жизни.
«Неопалимая Купина» — это «концентрат» символов и персонажей Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа. Небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего, рождают Спасителя от Приснодевы Марии.
Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (цвета куста и объявшего его пламени). Причем сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной: это символ вечности, полной устойчивости, выхода за пределы дольнего мира. Это знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. Иными словами, икона изображает духовный, «богородичный» космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные.
Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотичные центробежные силы смерти и распада.
Следующая остановка «Неопалимовский переулок»
На Русь икона «Неопалимая Купина» попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века, по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие из которых почитались чудотворными, избавляющими от «огненного запаления». Да и как могло быть иначе в «деревянной» стране с бесконечными пожарами?
Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список «Неопалимой Купины» из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», которую в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.
ИсточникКупина неопалимая
1) терновый куст, созерцаемый Моисеем близ горы Хорив в пламени огня, вызванного явлением Господа Саваофа;
2) один из образов Пресвятой Богородицы.
Почему Бог явился Моисею в пламени огня?
Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях — настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.
Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» ( Исх.24 ;17). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» ( Иез.1:27 ). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку ( Дан.7:10 ).
По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:
- как огонь являет себя через горючие вещества, так и Бог являет Себя в подвластном Ему мире;
- как огонь всегда стремится выспрь, так и Бог обитает на Небесах (чем, конечно, не отрицается его вездеприсутствие, но лишь подчеркивается, что на Небе особенно ярко и выразительно проявляется Его святая воля);
- как огненный пламень всегда имеет форму языков, так и Бог никогда не меняется;
- как огонь освещает и согревает, так и Бог является Светом, Подателем Благ;
- как огонь испепеляет нечистоту, так и Бог истребляет беззаконие, зло.
Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» ( 2Цар.22:9 ); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Пс.49:3 ).
Почему Богоматерь представляется в Православной иконографии под образом Неопалимой Купины?
Тогда как Бог уподобляется огню, образ горящей, но не сгораемой купины используется в иконографии в качестве символа Пресвятой Богородицы.
Неопалимая купина понимается в этом отношении как один из ярчайших прообразов Божьей Матери, указавший на неопальное принятие Ею в Свое пречистое лоно Сына Божия.
В рамках этого иконографического типа Богородица изображается обрамленной облаком Славы, вписанным в восьмиконечную звезду, сформированную двумя пересекающимися ромбами — синим (зеленым) и красным, которые в свою очередь охватываются ещё одним облаком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой — Небесную лестницу (иногда образ лестницы заменяется образом горы). В углах синего (или зеленого) ромба пишутся ангелы, а в углах красного — символы четырёх Евангелистов). Внешнее облако изображается наполненным ангельскими воинствами.
Красный цвет ромба напоминает об огне, охватывавшем купину. А сочетание этого цвета с символами Евангелистов указывает на Божественное действие, направленное на спасение человека. Синий цвет напоминает об ангельском Небе, а зеленый может указывать на зелень неопалимого куста.
Иногда по углам иконографической композиции пишутся сцены из Ветхого Завета, представляющие сюжеты, прообразовавшие Божью Матерь: видение Моисеем пылающей купины ( Исх.3:2-6 ); изображение серафима с горящим углем, очистившего пророка Исаию от скверны греха ( Ис.6:6-7 ); созерцание пророком Иезекиилем храма, сквозь врата которого прошёл только Господь ( Иез.44:2 ); видение патриархом Иаковом небесной лестницы ( Быт.28:12 ) (см.: Прообраз).
ИсточникКупина неопалимая
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия:
Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина. [1]
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. [2] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. [3]
Неопалимая Купина в иконописи
В православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
Примечания
- ↑Паломничество по Святым местам конца IV века
- ↑ Евангелос Папаиоанну. Монастырь святой Екатерины. (Издание Синайского монастыря) б.г., с. 24
- ↑Алфеева В. А. Паломничество на Синай (глава «Неопалимая купина»)
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ccылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Купина неопалимая» в других словарях:
Купина Неопалимая — Купина неопалимая. Моисей перед горящим кустом . Миниатюра Ингеборской псалтыри. 13 в. Музей Конде. Шантийи. КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ, в Библии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею и призвал его вывести соплеменников из… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
купина неопалимая — в Библии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог (Яхве) явился Моисею, призывая вывести соплеменников в обетованную землю. * * * КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ, в Библии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог… … Энциклопедический словарь
КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ — в Библии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог (Яхве) явился Моисею, призывая вывести соплеменников в обетованную землю … Большой Энциклопедический словарь
купина неопалимая — сущ., кол во синонимов: 1 • куст (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Купина неопалимая — терновый куст близ горы Хорива, в котором Бог явился Моисею, призывая его к избавлению народа израильского от египетского рабства. Моисей видел, что куст этот горит и не сгорает (Исх. III, 2). У отцов церкви и в песнях церковных видению этому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Купина неопалимая — терновый куст близ горы Хорива, в котором Бог явился Моисею, вдохновляя его к избавлению народа израильского от египетского рабства. Моисей увидел, что куст этот горит и не сгорает, и оттуда глас Божий раздался к Моисею (Исх. III, 2).… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Купина неопалимая — в библейской мифологии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором бог Яхве явился к Моисею, призывая его вывести соплеменников из египетского плена в обетованную землю … Большая советская энциклопедия
Купина неопалимая — по библ. легенде, горящий, но не сгорающий куст, в к ром бог явился Моисею, призывая его избавить израильтян от егип. рабства … Древний мир. Энциклопедический словарь
купина неопалимая — высок. О том, что не поддаётся уничтожению, истреблению, забвению. Из библейского рассказа о терновом кусте, горящем, но не сгорающем, в котором Бог Иегова (Яхве) явился Моисею вождю еврейского народа, призывая его к освобождению из египетского… … Словарь многих выражений
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА — [евр. has sĕne ĕynennû ukkâl, «куст, не снедаемый» (огнём)], в ветхозаветном предании горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором бог Яхве (через «ангела Яхве») явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив. Когда Моисей подошёл к… … Энциклопедия мифологии
Источник