Гранит основные свойства 3 класс

Содержание

Практическая работа «Изучаем состав и свойства горных пород и минералов» окружающий мир 3 класс

Познакомить младших школьников с разнообразием веществ в окружающем мире.

Планируемые результаты

Определяют с помощью микроскопа свойства горных пород и минералов

Универсальные учебные действия

Образовательные: сравнить свойства различных твёрдых веществ используя микроскоп

Развивающие: познавательное обучение с видами и свойствами горных пород.

Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи. Формирование навыков взаимооценки, экологической культуры.

Материалы и оборудование:

— Набор твердых веществ (глина, гранит, известняк, поваренная соль)

— Компьютер с установленной на нем программой;

— Цифровой USB -провод;

Организация пространства

Работа самостоятельная, индивидуальная, работа в группах.

Данный урок проводится в 3 классе ПНШ. Тип урока – урок открытия новых знаний. В основе: системно – деятельностный подход. Исследуя, дети научатся сравнивать свойства различных твердых веществ. Урок сочетает в себе исследовательские формы работы.

«Полезные ископаемые», Окружающий мир 3 класс ч.1, с.60-62, Планета знаний.

В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

Проблемный вопрос

Одинаково ли строение и свойства твёрдых веществ? Если да, то в чём они проявляются?

Фронтальная беседа.

Вы уже знаете, что веществом называют то, из чего состоит физическое тело, материя.

Приведите примеры веществ, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни (сахар, вода, соль, железо, дерево и др.)

Как распознают, различают вещества?

По каким признакам (свойствам) можно отличить одно вещество от другого (например, воду и поваренную соль)?

В каком физическом состоянии вещества встречаются в природе?

Какие свойства веществ вы можете распознать при наблюдении?

Можно ли получить полную информацию о веществе только при наблюдении?

Сегодня на уроке мы познакомимся с твёрдыми веществами и попробуем определить, из чего они состоят.

Практическая работа

1. Возьмите небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола и камень, например, гранит.

2.Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.

Читайте также:
Как плести браслетики из ниток

Какой цвет он имеет?

Есть у него блеск?

Есть у него запах?

Растворяется ли он в воде?

Можно ли изменить его форму? Известно ли тебе, как человек использует его?

3. Рассмотрите каждое из этих веществ с помощью USB -микроскопа. ( Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера либо на большой экран).

А. Возьмите первый образец, например глину

Медленно приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее чётким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества?

Свойства гранита и мела

Без использования микроскопа можно установить следующие свойства глины:

Может быть разным. Чаще всего встречается глина серого цвета, реже белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного.

прозрачность

Не прозрачен

растворимость

не растворяется в воде

Другие свойства

При увлажнении глина становится пластичной, ей можно придавать самую разную форму

С помощью микроскопа можно увидеть, что в сухом состоянии глина представляет собой твёрдый комок, состоящий из мельчайших пылевидных частичек.

Б. Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твёрдых веществ.

4. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.

5. Какие признаки отличия в строении твёрдых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?

Вопросы и задания

1. Что представляет собой глина?

2. Как и где добывают глину?

3. Где больше образуется луж: на песчаном или глиняном участке? Почему?

4. Какие особенности различных твёрдых тел вы увидели с помощью микроскопа?

5. Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят о человеке: «мягкий, как глина», «Твердый, как гранитная скала», «изменчивый, как вода», «подвижный, как ртуть»?

6. Во время прогулок соберите коллекцию камней. Постарайтесь узнать название каждого камня. Оформите коллекцию, сделайте этикетки для каждого экспоната.

Рабочая карточка ученика

1. Возьмите небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола и камень, например гранит.

2.Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.

Какой цвет он имеет?

Есть у него блеск?

Есть у него запах?

Растворяется ли он в воде?

Можно ли изменить его форму? Известно ли тебе, как человек использует его?

3. Рассмотрите каждое из этих веществ с помощью USB -микроскопа.

4. Возьмите первый образец, например глину.

Медленно приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее чётким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества? Зарисуйте то, что вы увидели.

5. Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твердых веществ. Зарисуйте их.

Читайте также:
Английский замок на серьгах расстегивается как

6. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.

7. Какие признаки отличия в строении твёрдых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?

Используйте в работе справочную информацию, предложенную учителем

Справочная информация

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода. В сухом состоянии она представляет собой твёрдый комок, состоящий из мельчайших пылевидных частичек. Попадаются в ней и частички песка. При увлажнении глина становится пластичной, ей можно придавать самую разную форму. Глина состоит из одного или нескольких минералов. Цвет глины может быть разным.

Чаще всего встречается глина серого цвета, реже — белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного. Глина — удивительное вещество. Она одинаково любит и огонь, и воду. При смешивании с водой глина становятся мягкой и податливой.

Это ее свойство человек научился использовать еще в глубокой древности: из этой горной породы изготавливали и посуду, и кирпичи для постройки жилищ, и всевозможные игрушки. Если положить изделие из глиняного теста в огонь, оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Со дна моря ученые поднимают старинные вазы — амфоры, сделанные из глины. Несколько тысячелетий пролежали они на морском дне, но и сами целы, и рисунок на них сохранился.

Известняк — это тоже осадочная горная порода. Однако она совсем не похожа на глину. Известняк почти не растворяется в воде. Цвет его преимущественно белый, хотя встречаются серые, коричневатые и даже черные известняки. Известняк — довольно мягкая порода.

Благодаря лёгкости обработки и широкому распространению его часто используют в строительстве и даже при создании скульптуры.Если рассмотреть известняк под микроскопом, то можно увидеть мельчайшие раковинки. Такое строение этой горной породы связано с её происхождением. Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа — морские рачки, улитки.

И у каждого такого существа был свой собственный домик — раковинка. Когда эти крошечные организмы погибали, раковинки падали на дно моря или океана. Тысячи лет без перерыва продолжался этот ракушечный «ливень». Вместе с ракушками опускается на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек мелких морских жителей.

Все это перемешалось, слёживалось и сдавливалось толщей воды, превращаясь в самый настоящий камень — известняк. Сотни миллионов лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня — известняка. Мел, которым вы пишите на школьной доске,- это тоже известняк.

Меловую пыль смешивают с разными красками, снова сдавливают, чтобы она превратилась в камень, и получаются цветные мелки. А ещё мел перемалывают в тончайший порошок и белят им потолки или делают из него зубной порошок. Мел используют при изготовлении лекарств — он входит в состав многих таблеток.

Читайте также:
Почему раньше обручальное кольцо носили на левой руке

Каменная соль (минерал галит)

Отгадай загадку: «В воде родится, а воды боится». Конечно, ты догадался, что это соль. Человек не может жить без соли. Наш организм должен получать в день около 20 граммов этого вещества. Конечно, мы не едим соль в чистом виде. Она поступает в наш организм с водой или с пищей.

Поваренную соль получают при измельчении (размалывании) каменной соли — минерала галита. Залежи галита располагаются на месте высохших морей. С самых давних времен соль ценилась человеком дороже золота и самоцветов. Без дорогого украшения прожить можно, а без соли — нет. Из каменной соли даже делали монеты.

В Китае, например, и в некоторых странах Африки плитки соли ходили как деньги. О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слова «солдат». В древности, если в какой-то стране не хватало соли, её приходилось привозить из далёких стран. Соляные караваны шли из города в город, через пустыни, через горы. Пути караванов были долгими и опасными.

Купцам, владевшим соляными сокровищами, приходилось нанимать вооруженную охрану. А платили воинам, охранявшим эти караваны, солью. Поэтому солдатами называли в старину в военных, которые служили за соляную плату. Под микроскопом каменная, или поваренная, соль имеет вид твёрдых кристаллов — бесцветных прозрачных кубиков.

Гранит — в самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова «зерно». «Гранум» — так на древнем латинском языке звучат слова «зерно», «зёрнышко», «крупица». От слова «гранум» и произошло название «гранит». Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь составлен из каменных зёрен.

Они не только разные по цвету, но и разного вида. Гранит — это смесь твердых веществ. В основном это сверкающий кварц, темная слюда, цветной полевой шпат. Больше всего в граните полевого шпата. Если шпат красноватый, то и гранит имеет красноватый цвет, если шпат сероватый, то и гранит серый.

Источник

«Полезные ископаемые» (гранит)
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

В пезентиции объясняется, что такое гранит, из чего он состоит, где используется, как разрушается.

Скачать:

ВложениеРазмер
granit.ppt 248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель ГБОУ школы №477 Гусейнова Наталья Алексеевна Пушкинского района Санкт-Петербурга Гранит

Содержание: Из чего состоит гранит. Что такое гранит? Использование гранита. Разрушение гранита.

Что такое гранит? Гранит – твёрдая горная зернистая порода. Бывает розовый и серый. Гранит (итальянский) – зернистый. розовый серый

Из чего состоит гранит. Гранит Кварц Полевой шпат Слюда

Читайте также:
Запонки на рубашке для чего

Использование гранита. Фундаменты зданий. Опоры мостов. Набережные рек. Ступени.

Памятники.

Разрушение гранита. Гранит песок глина галька

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока «Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.»»

Конспект урока «Добыча полезных ископаемых» с использованием краеведческого материала «Полезные ископаемые Архангельской области» 4 класс. Программа Занкова.

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые».

Урок по кубановедению «Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые — песок и глина).»

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Презентация к уроку по кубановедению «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые — песок и глина).»

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Конспект урока: «Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и.

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые»

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü .

Источник

Человек и мир. 3 класс. Урок: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

урок полезные ископаемые

— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний перед изучением нового материала

— С какими природными богатствами мы уже познакомились?

— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?

— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?

— Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?

3. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…

Читайте также:
Могут ли в ювелирной мастерской снять кольцо

4. Изучение нового материала

— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

Полезные ископаемые

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)

— Выполним задания к тексту.

урок полезные ископаемые

Практическая работа по изучению гранита

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.

Задания к практической работе:

Гранит песок и глина

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Свойства Гранит
Строение (зернистое, сыпучее) зернистое
Цвет Розоватый, серый, …
Твердость твердый
Прочность прочный
Другие свойства хорошо полируется

Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств

Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

Задания к практической работе:

Гранит песок и глина

В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

5. Закрепление

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия

(см. предыдущие уроки)

7. Домашнее задание

Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Все уроки курса доступны здесь >>>>>

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше мнение!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...